Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 09:55, курсовая работа
Основной принцип конкуренции - свободная и законная деятельность между товаропроизводителями на товарном рынке. Однако конкретные действия (фиксирование монопольно высоких или монопольно низких цен, сговор о разделе рынка или ограничение доступа на рынок, установление или поддержание единых цен) ликвидируют общие и равные для всех участников рыночных отношений условия конкуренции в пользу монополиста, т.е. в этих случаях устанавливается недобросовестная конкуренция.
Введение
Конкуренция (латинское concurro - сталкиваться) - соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли-продажи товаров. Конкуренция - основной элемент, влияющий на рыночное ценообразование. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
Априори подразумевается, что конкурентная борьба протекает в условиях, когда ни один из участников рынка не применяет методов конкуренции неэтичного или преступного характера, а использует легальную ценовую конкуренцию, конкуренцию качества товаров, рекламу, упаковку, дизайн товара.
Однако в мире реального бизнеса конкурировать больше соответствует понятию уничтожить конкурента любой ценой. Конкуренция - это жестокая борьба.
Термин «недобросовестная конкуренция» впервые появился во Франции в середине ХIХ века, а впоследствии в различных интерпретациях (теневая, нелегальная, тотальная конкуренция) получил распространение в других странах, оформившись в экономико-правовую категорию.
Если говорить не о терминологии, а о самом явлении недобросовестной конкуренции в ее различных видах и проявлениях, то можно сказать, что ее появление относится к самым ранним периодам истории человеческого общества.
Вместе с развитием экономических отношений методы недобросовестной конкуренции непрерывно совершенствовались, становясь все более тонкими и изощренными.
Не остановилась эволюция методов недобросовестной конкуренции и в настоящее время.
Особенно благодатная почва для применения методов недобросовестной конкуренции сложилась в 1990-х годах в переходной экономике России, когда в отсутствии надежной правовой базы в виде законодательства о защите конкуренции многие экономические субъекты беспрепятственно извлекали монопольные сверхприбыли, ущемляя при этом права потребителей и проводя конкурентную борьбу просто преступными методами.
Основной принцип конкуренции - свободная и законная деятельность между товаропроизводителями на товарном рынке. Однако конкретные действия (фиксирование монопольно высоких или монопольно низких цен, сговор о разделе рынка или ограничение доступа на рынок, установление или поддержание единых цен) ликвидируют общие и равные для всех участников рыночных отношений условия конкуренции в пользу монополиста, т.е. в этих случаях устанавливается недобросовестная конкуренция.
Подводя итог всему вышесказанному можно заключить, что под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Понятие и сущность недобросовестной конкуренции
Для того чтобы более полно раскрыть содержание понятия «недобросовестная конкуренция» необходимо дать определение самой конкуренции, т.к. конкуренция и недобросовестная конкуренция являются антитезными понятиями.
Термин “конкуренция” вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова “concurrentia”, означающего “столкновение”, “состязание”. В экономике конкуренция определяется следующим образом.
“Конкуренция - ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом”.
Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.
Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.
Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, “в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае - об одной из разновидностей конкуренции несовершенной”.
Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.
Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий “конкуренция” и “соперничество”. В современном понимании термин “соперничество” относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин “конкуренция” в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как “процедуры открытия”.
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели - организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя - осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать “созидающим разрушителем”. Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.
Другой австрийский экономист и политический философ - Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как “процедуру открытия”. По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только “процедура” конкуренции “открывает”, какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.
Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что недобросовестная конкуренция вобрала в себя все негативные черты конкурентной борьбы, становясь не эффективным методом развития рыночных отношений, а наоборот их тормозом, и даже разрушителем таких отношений.
Классификация методов недобросовестной конкуренции
Методы недобросовестной конкуренции чрезвычайно разнородны и многолики в своих проявлениях, они применяются везде, где имеется возможность каким-либо образом прямо или косвенно воздействовать на конкурента, поставит последнего в тяжелое положение путем дезорганизации его производства или лишения клиентуры.
Статья 14 ФЗ РФ «О защите конкуренции» выделяет следующие формы недобросовестной конкуренции:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. ФЗ «О защите конкуренции», №135-ФЗ от 26.07.2006
Статья 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считает всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, и запрещает:
1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;
3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению и количества товара. Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883)
Классификация методов недобросовестной конкуренции несколько затруднена ввиду их большого разнообразия. Выделим наиболее распространенные из них:
1) Проведение целенаправленной ценовой политики, направленной на устранение конкурентов с рынка (демпинг);
2) Применение методов, сопряженных с прямой или косвенной дезинформацией конкурентов и потребителей. К данному направлению можно отнести все формы ведения дел под чужим именем - использование чужих товарных знаков и фирменных наименований, а также изготовление своей продукции под чужими товарными знаками;
3) Методы силового воздействия на конкурентов. К этой группе относятся действия в основном уголовного характера, имеющие целью заставить действовать конкурентов в нужном направлении (ограбления и разбойные нападения на офисы, склады, угрозы физических расправ, шантаж, заказные убийства, и т.д.);
4) Дискредитации конкурентов, распространение о них порочащих сведений в рекламе, средствах массовой информации или иным способом с целью опорочить конкретных лиц или товары;
5) Хищение интеллектуальной собственности (программно продукта, нарушение авторских прав) в форме промышленного шпионажа или в любой другой форме с целью снижения собственных издержек и более успешной конкурентной борьбы;
6) Формальный и неформальный сговор или соглашение, объединение конкурирующих лиц против третьих конкурентов или против потребителей;
7) Лишение конкурентов рынка сырья или сбыта товаров;
8) Обработка персонала конкурирующей фирмы (выявление недовольных служебным положением, зарплатой) с целью привлечения отдельных лиц к сотрудничеству.
Таковы в целом укрупненные группы методов недобросовестной конкуренции, которые не исчерпывают все многообразие последних. Существует также множество вариаций методов недобросовестной конкуренции; они могут различным способом сочетаться и взаимодополняться, образуя все новые модификации.
Практические примеры методов недобросовестной конкуренции
Демпинг
Рассмотрение конкретных методов недобросовестной конкуренции целесообразно начать с ценовой конкуренции - как наиболее действенного и часто применяемого метода.
Наибольшее распространение методов ценовой конкуренции вполне объяснимо - потребитель при однородном качестве аналогичного товара в большинстве случаев предпочитает приобретать продукцию по более низкой цене.
Информация о работе Понятие и сущность недобросовестной конкуренции