Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 07:46, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы – рассмотреть положение конкретного предприятия на конкурентном рынке и разработать стратегию приближения к МСФО и дать рекомендации.
Для достижения цели определены следующие задачи:
- Рассмотреть концептуальные аспекты стратегического планирования;
- Разработка общей стратегии действий для перехода на МСФО;

Оглавление

Введение 3
1 Концептуальные аспекты стратегического планирования 5
1.1 Основы стратегического планирования 5
1.2 Стратегия как составная часть организационных проблем 8
1.3 Стратегическая регламентация управленческих учетно-отчетных услуг 10
1.4 Стратегия международной стандартизации финансовой отчетности 12
1.5 Стратегия признания финансовой отчетности на международных биржах мира 15
1.6 Стратегия формирования стоимости и интеграция 18
1.7 Общеупотребительные варианты стратегии 19
1.8 Тактика конкурентной борьбы на примере портфельной стратегии 23
1.9 Глобализация и стратегия. Синергия и стратегия 26
1.10 Стратегическое планирование и маркетинговый подход 27
1.11 Товарная стратегия 29
1.12 Стратегия внешнеэкономической деятельности 31
1.13 Стратегия инвестиционной деятельности 34
1.14 Стратегия стимулирования персонала 36
1.15 Стратегия предотвращения банкротства 37
1.16 Приоритетные цели непрерывного дополнительного, профессионального бизнес образования 41
2 Первый этап стратегии – «Разработка» 44
3 Второй этап стратегии – «Реализация» 49
3.1 Характеристика организации 49
3.2 Финансовое положение предприятия 55
3.3 Разработка стратегии приближения предприятия к МСФО 63
Заключение 66
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 137.44 Кб (Скачать)

      Широкое привлечение к преподавательской  деятельности в системе ДПО квалифицированных  специалистов из конкретного сектора  экономики и непроизводственной сферы, работников органов управления различного уровня, руководителей предприятий  и организаций должно являться одним  из основных условий реализации образовательной  программы, т.к. мотивация слушателей существенно отличается от мотивации  студентов, не говоря уже об уровне профессиональных знаний и жизненном  опыте, которым обладают взрослые специалисты. Слушатели нацелены на рассмотрение конкретных ситуаций, возникающих в  их профессиональной деятельности, в  связи с чем институтам ДПО  следует стремиться превзойти их ожидания. Учебный процесс должен быть спланирован и организован  по определенным технологиям, учитывающим  особенности теории и специфику  взрослой аудитории. Важно выработать механизмы взаимодействия предприятий  и учреждений ДПО. Желаемый результат  достигается эффективнее, когда  деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как единым процессом.

      Рынок программ ДПО должен всегда стремиться отражать спрос экономики, проводить  обучение по приоритетным направлениям науки. В учебных программах обязательно  должны присутствовать современные  методы обучения с использованием средств  мультимедиа. Организация непосредственно  процесса обучения должна быть максимально  продуманной: гибкое удобное расписание, оперативная рассылка организационных  изменений, своевременное заселение  иногородних слушателей, оформление сопутствующих документов и т.д., которые влияют на репутацию того или иного образовательного учреждения.

      Для большинства институтов дополнительного  профессионального образования  действующая система обучения построена  на модульном подходе. По оценкам  исследователей, это позволяет сократить  время учебного курса на 30% без  ущерба для полноты изложения  и усвоения материала. В зависимости  от уровня предыдущей подготовки подбирается  соответствующий набор модулей, под которым понимается определенный раздел учебной программы, предназначенный  для изучения. Использование модульной  технологии позволяет индивидуализировать  процесс обучения. 
 
 
 
 
 
 

     2 Первый этап стратегии – «Разработка» 

Таблица 1 – Разработка стратегии

п/п

Стратегия Пояснения
Подразделение-исполнитель Основная цель
1 Основы стратегического  планирования Все подразделения  предприятия Вхождение в  мировую экономику. Приближение  к МСФО и МСА, принятие правильных экономических решений
2 Стратегия как составная часть организационных  проблем
2.1 Модернизация  структуры – структура, построенная  по принципу обслуживания клиентов Создание отделений, ориентированных на потребителей Разделение  функций производства, реализации и  обеспечения финансирования деятельности, создание проектных групп, умеющих  разрабатывать новые продукты
2.2 Стиль тесно  связан с культурой, культура – совокупность вариантов поведения, мыслей, убеждений, символов, доводимых с течением времени  до всех членов организации Все подразделения  с консервативными настроениями Убеждение специалистов в эффективности и жизнеспособности нового продукта
2.3 Система формирования людских ресурсов, аттестация, обучение, мотивация, моральный дух Руководство совместно  с отделом кадров Достижение  сотрудничества между работниками  предприятия
2.4 Профессиональные  возможности, тесно связанные с  фактором «кадры» Руководство совместно  с отделом кадров Выявление способностей и талантов, имеющихся на предприятии
2.5 Системы предприятия  – формальные и неформальные –  для сбора информации Подразделения систем распределения и контроля денежных средств, материалов, сбора  информации Системы управленческого  учета, маркетинговых исследований, анализа конкурентной ситуации
2.6 Высшие цели – ценности и стремления 
руководство Обеспечение присутствия  инновационно-настроенных людей  на всех уровнях предприятия
2.7 Корпоративная миссия как краткое и точное и  изложение целей и приоритетов Руководители  высшего порядка Краткое и точное состояние текста корпорационной миссии
3 Стратегическая  регламентация управленческих учетно-расчетных  услуг
3.1 Реализация  понятия «продукции» как результата деятельности предприятия Все подразделения  предприятия Повышение качества планирования, определяющего эффективность  достижения поставленных целей и  задач
3.2 Обеспечение обязательных условий в части приобретения сертификатов Взаимосвязь интеллектуального  труда ученых, инженеров, менеджеров Обеспечение гармоничного сочетания всех составляющих профессионального  влияния на качество
3.3 Обеспечение требований пользователей в части управленческой и финансовой отчетности как одной  из ключевых ролей повышения качества Развитие систем управленческой и финансовой отчетности Качественное  предоставление и развитие сфер услуг  путем создания систем качественной работы в связи с системой непрерывного бизнес-образования персонала
3.4 Обеспечение непрерывного планомерного целеустремленного процесса воздействия на факторы и условия  всех уровней управления Работники всех уровней управления Реализация  функций стратегического, тактического и непрерывного управления
3.5 Проведение  сертификации как установление соответствия международной терминологии Работники всех уровней управления Сертификация  как комплекс мероприятий, проводимых с целью соответствия определенным стандартам
   Роль  и значение понятия «управленческий  бухгалтер»
3.6 Управление  бизнесом как сферой управленческого  учета и отчетности, состоящей  из всего комплекса финансовой и  нефинансовой информации Работники всех уровней управления Выработка нефинансовых показателей результатов деятельности
3.7 Решение основных задач менеджмента по формированию нового взгляда специалистов на цели управленческого учета, на сущность информации управленческой отчетности Руководители  и специалисты предприятия Ключевым является подготовка, переподготовка, аттестация специалистов различных уровней  и должностей
3.8 Становление «управленческих  бухгалтеров» как специалистов, реализующих  задачи и цели управленческого учета Специалисты по контроллингу, казначейству, финансовому  анализу, планированию и бюджетированию, учету затрат и внутреннему аудиту Специалисты могут  занимать должности главного финансового  директора, вице-президента по финансам, контроллера, казначея, аналитика по бюджетированию, по затратам
3.9 Трансформация функции командования и контроля в необходимость «дать прогноз  и подготовить» предложение для  решения проблем Функции принятия решений сдвигаются на нижний уровень Решения принимают  не отдельные менеджеры, а самостоятельные  управленческие команды
4 Стратегия международной стандартизации финансовой отчетности
4.1 Создание на предприятии отдела или бюро, отвечающего  за переход на международные стандарты Специальный отдел  или бюро Убеждение специалистов в необходимости соответствия отчетности требованиям МСФО
4.2 Внедрение международных  стандартов бухгалтерской отчетности на практике Специалисты и  руководители предприятия совершенствование и реформирование действующей системы  бухгалтерского учета на всех уровнях  его организации
5 Стратегия признания финансовой отчетности на фондовых биржах мира
5.1 Развитие профессионального  суждения Работники всех уровней Формирование  единого взгляда на переход на МСФО
5.2 Изучение международной  финансовой отчетности, признаваемой и принимаемой на фондовых биржах мира Специалисты отдела или бюро, отвечающего за поставленные задачи Выработка реальных навыков работы со стандартами, изучение механизмов управления международной  стандартизации финансовой отчетности, аудита и образования
6 Стратегия формирования стоимости и интеграция
6.1 Соотношение доли заемных и собственных средств Специалисты и  руководители предприятия Достижение  максимальной эффективности использования  заемных средств
6.2 Выбор конкретных финансовых инструментов для привлечения  капитала Работники уровней  управления Достижение  максимальной эффективности использования  заемных средств
7 Стратегия расширения и анализ отрасли
7.1 Оценка и  анализ внешней среды Работники сферы  управления Отслеживание  конкурирующих фирм, привлечение  новых клиентов
7.2 Определение главных  экономических характеристик отрасли, движущих сил развития отрасли, ключевых факторов успеха Менеджеры, управленческий персонал предприятия Выработка правильной стратегии производства и сбыта  для наиболее эффективной работы предприятия
8 Общеупотребительные варианты стратегии
8.1 Стратегия завоевания лидирующего положения по затратам на производство Все подразделения  предприятия Производитель с низкими затратами на производство может использовать дополнительные прибыли для активизации рекламы  и маркетинга, работа предприятия  станет более эффективной
8.2 Стратегия дифференциации Отдел сбыта, контроля качества поставить на рынок  товары или услуги, по своим качествам  более привлекательные в глазах потребителей, чем конкурирующая  продукция
8.3 Стратегия фокусирования Все подразделения  предприятия Сосредоточение  усилий на рынке, его сегменте, продукте
9 Тактика конкурентной борьбы и портфельные  стратегии
9.1 Анализ пяти сил, которые в любой отрасли  выражают суть конкуренции Управленческий  персонал предприятия, отдел сбыта Выявление угрозы появления новых конкурентов, товаров-заменителей, способности покупателей торговаться, соперничества между нынешними  конкурентами
9.2 Рост доли рынка  и увеличение прибыльности Управленческий  персонал предприятия Расширение  рынков сбыта
10 Глобализация  и стратегия. Синергия и стратегия
10.1 Стратегия глобализации Все подразделения  предприятия Развитие связей с клиентами, ослабление ограничений  в торговле (снижение тарифов и  пошлин), модернизация технологий, предотвращение появления монополий в отрасли
10.2 Стратегия и  синергия Все подразделения  предприятия Приобретение  избыточных производственных мощностей, которые можно использовать для  выпуска другой продукции, совместное использование ноу-хау
11 Товарная  стратегия
11.1 Анализ рынков сбыта Отдел сбыта, маркетинговый  отдел Разработка  направлений оптимизации товарного  ряда
11.2 Принятие маркетинговых  решений, внедрение стратегии Все подразделения  предприятия Устойчивость  структуры предложения, оптимизация  структуры предлагаемых товаров, разработка и внедрение на рынок товаров-новинок, обеспечение качества и конкурентоспособности  товаров
12 Стратегия внешнеэкономической деятельности
12.1 Анализ всех сторон внешнеэкономической деятельности фирмы, ее возможностей, анализ рынка  будущего Специально  созданный отдел или бюро Создание побудительных  мотивов для персонала, качество и быстрота получения информации, гибкость системы управления внешнеэкономической  деятельности
12.2 Разработка  долгосрочной стратегии внешнеэкономической  деятельности Специально  созданный отдел или бюро Развертывание торгово-сбытовой сети, экспортно-импортные  поставки, валютно-финансовые и кредитные  операции, мониторинг национальной экономической  политики
13 Стратегия инвестиционной деятельности
13.1 Определение приоритетов  развития инвестиционной деятельности предприятия Управленческий  персонал и руководство предприятия Выбор наиболее эффективных направлений вложения средств в повышение конкуренентоспособного статуса фирмы
13.2 Инвестирование  внутреннего и внешнего характера Управленческий  персонал и руководство предприятия Развитие стратегического  потенциала фирмы за счет приращения ресурсов извне и вложения средств
14 Стратегия стимулирования персонала и непрерывное  дополнительное образование
14.1 Стратегия «стабилизации  персонала» Руководство организации Стабилизировать и сохранить наиболее компетентных работников, так называемый «костяк  организации»
14.2 Мотивация и  стимулирование работников Руководство организации Заинтересованность  персонала в повышении квалификации, в эффективной работе организации, например, путем введения выплаты  заработной платы в проценте от прибыли  и т.п.
14.3 Непрерывное дополнительное образование Руководство организации Повышение квалификации, адаптация и внедрение нововведений, развитие способностей в области  планирования и организации производства
15 Стратегия предотвращения банкротства
15.1 Система управления финансами организации Руководство предприятия Финансовый  анализ, по итогам которого предприятие  будет иметь возможность делать регулярную оценку своего финансового  состояния
15.2 Управление  оборотными средствами Руководство предприятия Оптимизация источников оборотных средств на основе выработанной стратегии, размещение этих средств  в сфере производства и обращения
 

 

         3 Второй этап стратегии – «Реализация» 

      3.1 Характеристика  объекта 

     Рассматриваемая в нашем исследовании организация  носит название ОАО «Инвестиционная компания».   Основным видом деятельности организации является производство и реализация продукции деревообработки пиломатериалов, а также изделий из дерева (оконные рамы, двери, дверные блоки, плинтуса, наличники и др.). ОАО «Инвестиционная компания» находится по адресу ул. Электровозная, д.6.

     Целью деятельности ОАО «Инвестиционная компания» является производство данной продукции и удовлетворение существующего спроса на нее на рынке Нижнего Новгорода и Нижегородской области, и соответственно, получение прибыли в процессе этой деятельности.

     Производственная  фирма «Инвестиционная компания» является открытое акционерное общество. ОАО – это организационно-правовая форма предприятия. Имущество ОАО формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на праве долевой собственности.

     ОАО «Инвестиционная компания» выпускает широкий ассортимент продукции деревообработки, содержащий более 20 наименований. Цены на производимую продукцию ОАО «Инвестиционная компания» аналогичны ценам конкурирующих фирм.

     Структура управления отражена на рисунке 3. В рамках данной структуры исполнительным органом ОАО «Инвестиционная компания» является директор. Директор без доверенности действует от имени Общества, представляет его интересы в отношениях с гражданами и юридическими лицами. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала. 

       

     

     

  

 

 

 
 
 
 

     Рисунок 3  — Организационная структура ОАО «Инвестиционная компания» 

            Как видно из рисунка  директору подчиняются главный  инженер организации, начальники отдела маркетинга и отдела снабжения, главный  бухгалтер. Их функции заключаются  в следующем:

     Главный инженер определяет техническую  политику и направление технического развития предприятия, обеспечивает повышение  эффективности производства и производительности труда, сокращение издержек, рациональное использование производственных ресурсов, соответствие выпускаемых изделий  действующим государственным стандартам, осуществляет контроль над соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины.

     Отдел маркетинга и производства осуществляет анализ внутренней и внешней среды  предприятий, анализ конкурентов, сегментирование  рынка и позиционирование товара, ценообразование, формирование ассортимента и формулирование требований к качеству продукции и обслуживанию клиентов. На основе проведенного анализа отдел  занимается  производством

и продвижением продукции, формирует и поддерживает имидж предприятия.

     Деятельность  отдела снабжения направлена на то, чтобы компания получила необходимые по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.

     Отдел сбыта отвечает за обеспечение реализации продукции предприятия и стопроцентного выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами.

     Главный бухгалтер организации ответственен за ведение бухгалтерского учета  и своевременное составление  отчетности на предприятии, формирование учетной политики с разработкой  мероприятий по ее реализации, выявление  внутрихозяйственных резервов, осуществление  мер по устранению потерь и непроизводительных затрат.

     В свою очередь главный инженер  имеет в своем подчинении цех  обработки, а так же вместе с отделом  маркетинга и производства контролирует работу цеха изготовления готовой продукции.

     В обязанности цеха по обработке входит заготовление болванок из дерева, для  последующего производства из них готовой  продукции.

     Цех изготовления готовой продукции  занимается выпуском  конечной готовой  продукции из предоставленных отделом  обработки болванок.

     Далее рассмотрим основные экономические  показатели предприятия ОАО «Инвестиционная компания». Данные представлены в таблице 2. 
 

Таблица 2 - Основные экономические показатели, тыс. руб.

№ п/п 
      Показатели
    Годы
Абсолютное изменение     гр. 2-гр.1 
Темп  роста, %

гр. 2 : гр.1   • 100 

2009 2010
А
      Б
    1
    2
    3
4
1. Выручка от продажи  товаров 25 852 34 374 8 522 132,96
2. Объём производства 25 852 36 374 8 522 132,96
3. Стоимость основных средств 11 227 15 546 4 319 138,47
4. Фондоотдача стр. 2 : стр. 3 
 

2ц4%%

2,42 2,32 -0,1 95,87
5. Затраты  на  производство  и реализацию продукции 22 248 29 623 7 375 133,15
6. Среднесписочная численность работников 70 73 3 104,29
7. Производительность  труда стр. 2 : стр. 6 388,59 494,85 106,26 127,35                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     
8. Фонд оплаты труда 1400 1606 206 114,71
9. Средняя    заработная    плата

работника

стр.8 : стр. 6

20 000 22 000 2 000 110
10. Прибыль от продаж стр. 1 - стр. 5 3 604 4 751 1 147 131,83
11. Чистая прибыль 2 032 3 084 965 156,97
12. Стоимость капитала 13 973 20 101 6 128 143,86
13. Рентабельность  капитала стр. 11 : стр. 12, % 12,12 13,23 1,11 109,16
 

     Из  таблицы видно, что выручка от продажи товаров в отчетном периоде  выросла на 8 552 тыс. руб., темп роста составил 132,96%. Ее увеличение связано с ростом объема производства на 8 552 тыс. руб., темп роста 132,96%. Объем производства в частности увеличился за счет приобретения организацией основных средств, на сумму 4 319 тыс. руб. и увеличения среднесписочной численности работников на 3 человека. Однако коэффициент фондоотдачи уменьшился на 0,1 пункта, это означает, что основные средства стали использоваться  мене рационально и эффективно.

Рост  же производительности труда является несомненно положительным фактором, этому свидетельствует рост производительности труда на      106,26 тыс. руб., темп роста составил 127,35%.

     Затраты на производство и реализацию продукции  тоже выросли. Их рост связан также  с увеличением объема производства, но кроме это с увеличением  коммерческих и управленческих расходов, на это следует обратить особое внимание, т.к. именно из-за них темп роста затрат на производство и реализации опережает  темп роста выручки. Такой вывод  сделан на основе отчета о прибылях и убытках – (приложение Б).

     Фонд  оплаты труда вырос вследствие увеличение объема выпуска и среднесписочной  численности работников. Средняя  заработная плата работника так  же увеличилась, это увеличение напрямую связано с увеличением производительности труда.

     Прибыль от продаж в отчетном периоде увеличилась  за счет высокого темпа выручки. Увеличение прибыли могло бы быть на порядок  выше, если бы как уже было сказано  ранее не очень высокий темп роста  затрат.

     Чистая  прибыль так же увеличилась.  Так  как у анализируемого предприятия  нет отложенных налоговых активов  и отложенных налоговых обязательств и процент налога на прибыль остался  прежним как в отчетном периоде, так и в предшествующем ему, то на увеличение прибыли действуют  те же показатели, что и на прибыль  от продаж.

     В отчетном периоде увеличилась стоимость  капитала на 6128 тыс. руб., темп роста  составил 109,16%. Такое увеличение является положительным по причине увеличения рентабельности капитала на 1,11%, следовательно  капитал стал использоваться более  эффективно и целесообразно.

     ОАО «Инвестиционная компания» имеет хозяйственные отношения со следующими партнерами : основными поставщиками древесины организации являются следующие лесные хозяйства: «Нижегородское межрайонное лесничество», находящееся по адресу ул. Полтавская, д.22 и «Нижегородсельлес», по адресу Окский съезд, д. 2а. С каждым из данных предприятий организация заключает договор поставки сроком на 3 календарных месяца, по истечению которого, по условиям договора, может его продлить сроком еще на один квартал.  ОАО «Инвестиционная компания» сотрудничает с данными предприятиями уже более 5 лет, причинами такого сотрудничества являются своевременные поставки качественного сырья, высокого уровня сервиса и обслуживания, хорошая система скидок.

Информация о работе Стратегическое планирование