Разработка финансовой стратегии предприятия на примере ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является разработка финансовой стратегии для предприятия ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс».
Задачами курсового проекта является проведение анализа финансового состояния данного предприятия, разработка финансовой стратегии, которая включает в себя: ценовую политику предприятия, политику максимизации прибыли, политику рационального привлечения заемных средств, политику распределения прибыли предприятия, стратегию управления текущими активами и текущими пассивами предприятия.
Основной целью общества является получение прибыли путем наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей физических и юридических лиц в услугах, производимых обществом, в соответствии с Уставной деятельностью.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Основы разработки финансовой стратегии………………………………6
1.1 Понятие и особенности финансовой стратегии………………………….6
1.2 Информационная база для разработки финансовой стратегии предприятия……………………………………………………………………….8
1.3 Анализ показателей финансовой устойчивости………………………...11
1.4 Анализ показателей деловой активности предприятия ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»…………………………19
1.5 Анализ показателей рентабельности…………………………………….26
1.6 Показатели ликвидности (платежеспособности) предприятия……….29
1.7 Базовые показатели финансового менеджмента……………………….36
2 Разработка финансовой стратегии предприятия…………………………….44
2.1 SWOT – анализ………………………………………………………………45
2.2 Разработка ценовой политики предприятия……………………………….46
2.3 Разработка политики максимизации прибыли…………………………….50
2.4 Разработка политики привлечения заемных средств……………………...56
2.5 Анализ политики распределения прибыли предприятия…………………60
2.6 Разработка политики управления текущими активами и текущими пассивами………………………………………………………………………...62
Заключение……………………………………………………………………….68
Список используемой литературы……………………………………………...69
Приложение………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение.docx

— 296.45 Кб (Скачать)

 

Как видно из расчетов, при  росте переменных и снижении постоянных затрат валовая прибыль будет  максимальной, сила воздействия производственного  рычага – минимальной.

 

2.4 Разработка политики  привлечения заемных средств

 

Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря  использованию кредита, не смотря на платность последнего.

Предприятие, использующее только собственные средства, ограничивает их рентабельность  следующей величиной:

РСС = (1- ставка налога на прибыль)*Эра                             (51)

Предприятие, использующее кредит, увеличивает, либо уменьшает  рентабельность собственных средств  в зависимости от соотношения  собственных и заемных средств  в пассиве и от величины процентной ставки. Тогда и возникает эффект финансового рычага:

РСС = (1- ставка налога на прибыль)*ЭРа + ЭФР                    (52)

Эффект финансового рычага возникает из расхождения между  экономической рентабельностью  и «ценой» заемных средств  – средней ставкой процента (СРСП). Предприятие должно наработать такую  рентабельность, чтобы средств хватило, по крайней мере, для уплаты процентов  за кредит.

СРСП = (фактические финансовые издержки по всем кредитам за анализируемый  период / общая сумма заемных средств, используемых в  (53)

анализируемом периоде)*100%

Эффект финансового рычага содержит в себе две составляющие:

- дифференциал – разница  между экономической рентабельностью  активов и средней расчетной  ставкой процента по заемным  средствам;

- плечо рычага – это  соотношение между заемными и  собственными средствами. Плечо  рычага характеризует силу воздействия  рычага.

ЭФР = (1- ставка налога на прибыль)*(ЭР - СРСП) * ЗС/СС             (54)

Расчет эффекта финансового  рычага при различной структуре  пассива представлен в таблице 15.

Таблица 15 - Расчет эффекта  финансового рычага

Показатели

Вариант, тыс. руб.

2010 - базовый год

1

2

3

4

(20/80)

(30/70)

(50/50)

(60/40)

Актив

2 238 187

2 238 187

2 238 187

2 238 187

2 238 187

Пассив:

2 238 187

2 238 187

2 238 187

2 238 187

2 238 187

Заемные средства

552 412

447 637

671 456

1 119 094

1 342 912

Собственные средства

1 044 806

1 790 550

1 566 731

1 119 094

895 275

Валовая рентабельность активов  ЭРа (%)

21

21

21

21

21

СРСП 

6

7

8

9

10


 

 

Продолжение таблицы 15 - Расчет эффекта финансового рычага

Показатели

Вариант, тыс. руб.

2010 - базовый год

1

2

3

4

(20/80)

(30/70)

(50/50)

(60/40)

Плечо финансового рычага (ЗС/СС)

0,53

0,25

0,43

1,00

1,50

Эффект финансового рычага  (леверидж), %

6,20

2,79

4,43

9,54

13,12

ЭФР/РСС

0,19

0,14

0,21

0,36

0,44

Эра/СРСП

3,34

2,99

2,62

2,33

2,09


 

Для определения безопасных условий кредитования можно воспользоваться  графиком кривых дифференциалов (рисунок 4).

Рисунок 4 - Графики кривых дифференциалов

Соотношение ЭФР/РСС на уровне 1/3 способно компенсировать налоговые  изъятия и обеспечить собственным  средствам достойную отдачу. Кроме  этого, при таком соотношении  значительно снижается акционерный  риск.

При наращивании заемных  средств увеличивается плечо  рычага, а, следовательно, возрастают финансовые издержки по обслуживанию, и происходит снижение дифференциала.

Оптимальным будет четвертый вариант, так как из первых четырех вариантов его значение соотношения заемных и собственных средств ближе к значению безопасного плеча рычага.

 

2.5 Анализ политики распределения  прибыли предприятия

 

Политика  распределения прибыли включает в себя:

-политику  развития производства;

-дивидендную  политику предприятия.

Рассмотрим  основные этапы разработки дивидендной  политики в сочетании с финансовым прогнозированием.

Экономическая рентабельность активов – жизненно важный показатель для предприятия.

ЭР = НРЭИ/АКТИВ

Преобразовав данную формулу  экономической рентабельности, получим  два важнейших показателя:

  1. Коммерческая маржа (КМ)
  2. Коэффициент трансформации (КТ)

ЭР =

, где

НРЭИ /ОБОРОТ – коммерческая маржа – показывает, какой результат эксплуатации дают 100 рублей оборота, иначе это экономическая рентабельность оборота, %. 

У предприятия с высоким  уровнем прибыли коммерческая маржа  превышает 20-30%

ОБОРОТ/АКТИВ – коэффициент трансформации – показывает, сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива, то есть в какой оборот трансформируется каждый рубль актива.

Регулирование экономической  рентабельности сводится к воздействию  на обе ее составляющие: коммерческую маржу и коэффициент трансформации.

В свою очередь на коммерческую маржу оказывают влияние такие  факторы, как ценовая политика, объем  и структура затрат и т.п. Коэффициент  трансформации складывается под  воздействием отраслевых условий деятельности, а также экономической стратегии  самого предприятия.

Для определения зоны оптимального сочетания коммерческой маржи и  коэффициента трансформации рассмотрим график экономической рентабельности.

 

 

Рисунок 5 - График экономической  рентабельности

 

II – слабая КМ, слабый КТ;

III – сильная КМ, сильный КТ (идеальная зона);

IV – слабая КМ, сильный КТ.

 

Идеальная позиция тяготеет к зоне III, но на практике соединить  высокую коммерческую маржу с  высоким коэффициентом трансформации  очень трудно, т.к. при наращивании  оборота коэффициент трансформации  увеличивается, а коммерческая маржа  снижается, если одновременно не повышается эффективность использования активов. У большинства предприятий показатели располагаются между I и II зонами, при  этом снижение к четвертой зоне опасно, так как грозит падением экономической  рентабельности.

КМ = НРЭИ/Оборот*100% = 468459 / 3902588*100 = 12%

КТ = Оборот/Актив =3902588 / 2238187= 1,7

ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» имеет сильную коммерческую маржу и слабый коэффициент трансформации, следовательно, оно находится в первой зоне. Предприятию необходимо увеличить коэффициент трансформации путем увеличения выручки либо на экономии управленческих и других расходов.

Для определения направлений  распределения прибыли определяется внутренние темпы роста собственных  средств (ВТР). Увеличение собственных  средств предприятия – необходимое  условие наращивания оборота.

Темп роста оборота  зависит от внутренних темпов роста. И в обратную сторону: достижение высоких темпов роста оборота  повышает возможности увеличения собственных  средств предприятия.

ВТР= РСС * (1-НР)                                            (57)

Где  РСС - рентабельность собственных средств,  %;

НР - норма распределения  прибыли.

Рассмотрим вышеперечисленные  показатели относительно анализируемого предприятия:

 

ЭР = 468459 / 3902588*100 %* 3902588 / 2238187 = 20,93%

 

Рентабельность собственных  средств:

 

РСС = (1- ставка налога на прибыль)*ЭРа = (1 – 0,24) * 20,93 = 15,9 %

 

Внутренние темпы роста:

 

ВТР = РСС * (1 - НР),

Где НР – норма потребления = ΣД / БП

НР = 34708 / 276247 = 0,13

 

ВТР = 15,9 * (1 – 0,13) = 13,9 %

 

При внутреннем темпе роста 13,9% предприятие имеет возможность  увеличить собственные средства на те же 13,9%. Для неизменности структуры  капитала и для того, чтобы плечо  финансового рычага оставалось на прежнем  уровне, заемные средства также должны быть увеличены на 13,9%.

 

2.6 Разработка политики  управления текущими активами  и текущими пассивами

 

Оборотными средствами (текущими активами) являются активы, которые  могут быть в течение одного производственного  цикла либо одного года превращены в денежные средства.

 

Все активы предприятия подразделяются на следующие группы:

1.   наиболее ликвидные  активы (А1): денежные средства; краткосрочные  финансовые вложения;

2.   быстрореализуемые  активы (А2): дебиторская задолженность  со сроком погашения в течение  12 месяцев после отчётной даты;

3.   медленнореализуемые  активы (АЗ): II раздел актива баланса  за исключением расходов будущих  периодов;

4.   труднореализуемые  или постоянные активы (А4): внеоборотные  активы; дебиторская задолженность  со сроком погашения более  12 месяцев после отчётной даты.

А1 + А2 + АЗ = Текущие активы предприятия

Доля текущих активов  в ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»:

 

909 424 / 2 238 187 * 100% = 40,6%

 

Все пассивы предприятия  подразделяются на следующие группы:

1.    наиболее   срочные   обязательства   (П1):   кредиторская задолженность;   расчёты   по   дивидендам;   прочие   краткосрочные обязательства;  ссуды непогашенные в срок;

2.   краткосрочные пассивы  (П2): краткосрочные кредиты и займы;

3.   долгосрочные и  среднесрочные пассивы (ПЗ): долгосрочные  кредиты и займы; прочие долгосрочные  обязательства;

4.   постоянные пассивы  (П4): доходы будущих периодов; резервы  предстоящих расходов; III раздел  пассива баланса «Капитал и  резервы».

П1 + П2 = Текущие пассивы предприятия

Доля текущих пассивов в ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»:

 

120 848 / 2 238 187 * 100 = 5,4%

 

Выделяют три основных политики управления  текущими активами и текущими пассивами:

      • агрессивная политика управления текущими активами

Характерна высокая доля текущих активов в общей величине имущества предприятия и относительно высокая доля краткосрочного кредита; длительный период оборачиваемости  текущих активов.

Доля оборотных средств  превышает внеоборотные активы предприятия. В этом случае предприятие имеет  значительные запасы сырья, материалов, готовой продукции и существенную дебиторскую задолженность. За счет краткосрочного кредита финансируются не только переменная часть текущих активов, но и часть постоянных. При агрессивной политике растут затраты, связанные с уплатой % за кредит, что в свою очередь снижает экономическую рентабельность предприятия и создает риск потери ликвидности.

      • консервативная политика управления текущими активами характеризуются тем, что удельный вес текущих активов в общей сумме активов низок, а период оборачиваемости небольшой. Низкий удельный вес краткосрочного кредита. За счет краткосрочного кредита покрывается переменная часть текущих активов, вся остальная потребность в оборотных средствах покрывается за счет постоянных пассивов. Данную политику целесообразно выбирать при условии налаженных связей с поставщиками сырья и материалов, четкая организация расчетов и наличие фиктивной системы продаж. Консервативная политика способствует росту рентабельности активов, однако содержит определенные элементы риска в случае возникновения непредвиденной ситуации в расчетах.
      • умеренная политика управления текущими активами.

Является компромиссом между  агрессивной и консервативной политикой. Такие показатели как экономическая  рентабельность, оборачиваемость и  ликвидность находятся на среднем  уровне.

 

Для выбора политики управления текущими активами и текущими пассивами  необходимо рассчитать следующие показатели:

Для выбора политики управления ТА и ТП необходимо рассчитать следующие  показатели:

Чистый оборотный капитал (ЧОК) по формуле:

ЧОК = СС + ДО – ВОА                                         (58)

Текущие финансовые потребности (ТФП) по формуле:

ТФП = ТА – ТП                                               (59)

ТФП оказывают непосредственное влияние на финансовое состояние  предприятие, так как определяют его потребность в краткосрочном  кредите. Также ТФП принято рассчитывать в процентах к обороту:

Информация о работе Разработка финансовой стратегии предприятия на примере ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»