Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:19, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является разработка финансовой стратегии для предприятия ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс».
Задачами курсового проекта является проведение анализа финансового состояния данного предприятия, разработка финансовой стратегии, которая включает в себя: ценовую политику предприятия, политику максимизации прибыли, политику рационального привлечения заемных средств, политику распределения прибыли предприятия, стратегию управления текущими активами и текущими пассивами предприятия.
Основной целью общества является получение прибыли путем наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей физических и юридических лиц в услугах, производимых обществом, в соответствии с Уставной деятельностью.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Основы разработки финансовой стратегии………………………………6
1.1 Понятие и особенности финансовой стратегии………………………….6
1.2 Информационная база для разработки финансовой стратегии предприятия……………………………………………………………………….8
1.3 Анализ показателей финансовой устойчивости………………………...11
1.4 Анализ показателей деловой активности предприятия ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»…………………………19
1.5 Анализ показателей рентабельности…………………………………….26
1.6 Показатели ликвидности (платежеспособности) предприятия……….29
1.7 Базовые показатели финансового менеджмента……………………….36
2 Разработка финансовой стратегии предприятия…………………………….44
2.1 SWOT – анализ………………………………………………………………45
2.2 Разработка ценовой политики предприятия……………………………….46
2.3 Разработка политики максимизации прибыли…………………………….50
2.4 Разработка политики привлечения заемных средств……………………...56
2.5 Анализ политики распределения прибыли предприятия…………………60
2.6 Разработка политики управления текущими активами и текущими пассивами………………………………………………………………………...62
Заключение……………………………………………………………………….68
Список используемой литературы……………………………………………...69
Приложение………………………………………………………………………
Как видно из расчетов, при росте переменных и снижении постоянных затрат валовая прибыль будет максимальной, сила воздействия производственного рычага – минимальной.
2.4 Разработка политики привлечения заемных средств
Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, не смотря на платность последнего.
Предприятие, использующее только собственные средства, ограничивает их рентабельность следующей величиной:
РСС = (1- ставка налога на прибыль)*Эра
Предприятие, использующее кредит, увеличивает, либо уменьшает рентабельность собственных средств в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и от величины процентной ставки. Тогда и возникает эффект финансового рычага:
РСС = (1- ставка налога на прибыль)*ЭРа + ЭФР (52)
Эффект финансового рычага возникает из расхождения между экономической рентабельностью и «ценой» заемных средств – средней ставкой процента (СРСП). Предприятие должно наработать такую рентабельность, чтобы средств хватило, по крайней мере, для уплаты процентов за кредит.
СРСП = (фактические финансовые издержки по всем кредитам за анализируемый период / общая сумма заемных средств, используемых в (53)
анализируемом периоде)*100%
Эффект финансового рычага содержит в себе две составляющие:
- дифференциал – разница
между экономической
- плечо рычага – это
соотношение между заемными и
собственными средствами. Плечо
рычага характеризует силу
ЭФР = (1- ставка налога на прибыль)*(ЭР - СРСП) * ЗС/СС (54)
Расчет эффекта финансового рычага при различной структуре пассива представлен в таблице 15.
Таблица 15 - Расчет эффекта финансового рычага
Показатели |
Вариант, тыс. руб. | ||||
2010 - базовый год |
1 |
2 |
3 |
4 | |
(20/80) |
(30/70) |
(50/50) |
(60/40) | ||
Актив |
2 238 187 |
2 238 187 |
2 238 187 |
2 238 187 |
2 238 187 |
Пассив: |
2 238 187 |
2 238 187 |
2 238 187 |
2 238 187 |
2 238 187 |
Заемные средства |
552 412 |
447 637 |
671 456 |
1 119 094 |
1 342 912 |
Собственные средства |
1 044 806 |
1 790 550 |
1 566 731 |
1 119 094 |
895 275 |
Валовая рентабельность активов ЭРа (%) |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
СРСП |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Продолжение таблицы 15 - Расчет эффекта финансового рычага
Показатели |
Вариант, тыс. руб. | ||||
2010 - базовый год |
1 |
2 |
3 |
4 | |
(20/80) |
(30/70) |
(50/50) |
(60/40) | ||
Плечо финансового рычага (ЗС/СС) |
0,53 |
0,25 |
0,43 |
1,00 |
1,50 |
Эффект финансового рычага (леверидж), % |
6,20 |
2,79 |
4,43 |
9,54 |
13,12 |
ЭФР/РСС |
0,19 |
0,14 |
0,21 |
0,36 |
0,44 |
Эра/СРСП |
3,34 |
2,99 |
2,62 |
2,33 |
2,09 |
Для определения безопасных условий кредитования можно воспользоваться графиком кривых дифференциалов (рисунок 4).
Рисунок 4 - Графики кривых дифференциалов
Соотношение ЭФР/РСС на уровне
1/3 способно компенсировать налоговые
изъятия и обеспечить собственным
средствам достойную отдачу. Кроме
этого, при таком соотношении
значительно снижается
При наращивании заемных средств увеличивается плечо рычага, а, следовательно, возрастают финансовые издержки по обслуживанию, и происходит снижение дифференциала.
Оптимальным будет четвертый вариант, так как из первых четырех вариантов его значение соотношения заемных и собственных средств ближе к значению безопасного плеча рычага.
2.5 Анализ политики распределения прибыли предприятия
Политика распределения прибыли включает в себя:
-политику развития производства;
-дивидендную политику предприятия.
Рассмотрим основные этапы разработки дивидендной политики в сочетании с финансовым прогнозированием.
Экономическая рентабельность активов – жизненно важный показатель для предприятия.
ЭР = НРЭИ/АКТИВ
Преобразовав данную формулу экономической рентабельности, получим два важнейших показателя:
ЭР =
НРЭИ /ОБОРОТ – коммерческая маржа – показывает, какой результат эксплуатации дают 100 рублей оборота, иначе это экономическая рентабельность оборота, %.
У предприятия с высоким уровнем прибыли коммерческая маржа превышает 20-30%
ОБОРОТ/АКТИВ – коэффициент трансформации – показывает, сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива, то есть в какой оборот трансформируется каждый рубль актива.
Регулирование экономической
рентабельности сводится к воздействию
на обе ее составляющие: коммерческую
маржу и коэффициент
В свою очередь на коммерческую
маржу оказывают влияние такие
факторы, как ценовая политика, объем
и структура затрат и т.п. Коэффициент
трансформации складывается под
воздействием отраслевых условий деятельности,
а также экономической
Для определения зоны оптимального сочетания коммерческой маржи и коэффициента трансформации рассмотрим график экономической рентабельности.
Рисунок 5 - График экономической рентабельности
II – слабая КМ, слабый КТ;
III – сильная КМ, сильный КТ (идеальная зона);
IV – слабая КМ, сильный КТ.
Идеальная позиция тяготеет
к зоне III, но на практике соединить
высокую коммерческую маржу с
высоким коэффициентом
КМ = НРЭИ/Оборот*100% = 468459 / 3902588*100 = 12%
КТ = Оборот/Актив =3902588 / 2238187= 1,7
ООО «Красноярский жилищно-
Для определения направлений
распределения прибыли
Темп роста оборота зависит от внутренних темпов роста. И в обратную сторону: достижение высоких темпов роста оборота повышает возможности увеличения собственных средств предприятия.
ВТР= РСС * (1-НР)
Где РСС - рентабельность собственных средств, %;
НР - норма распределения прибыли.
Рассмотрим вышеперечисленные показатели относительно анализируемого предприятия:
ЭР = 468459 / 3902588*100 %* 3902588 / 2238187 = 20,93%
Рентабельность собственных средств:
РСС = (1- ставка налога на прибыль)*ЭРа = (1 – 0,24) * 20,93 = 15,9 %
Внутренние темпы роста:
ВТР = РСС * (1 - НР),
Где НР – норма потребления = ΣД / БП
НР = 34708 / 276247 = 0,13
ВТР = 15,9 * (1 – 0,13) = 13,9 %
При внутреннем темпе роста 13,9% предприятие имеет возможность увеличить собственные средства на те же 13,9%. Для неизменности структуры капитала и для того, чтобы плечо финансового рычага оставалось на прежнем уровне, заемные средства также должны быть увеличены на 13,9%.
2.6 Разработка политики управления текущими активами и текущими пассивами
Оборотными средствами (текущими активами) являются активы, которые могут быть в течение одного производственного цикла либо одного года превращены в денежные средства.
Все активы предприятия подразделяются на следующие группы:
1. наиболее ликвидные активы (А1): денежные средства; краткосрочные финансовые вложения;
2. быстрореализуемые активы (А2): дебиторская задолженность со сроком погашения в течение 12 месяцев после отчётной даты;
3. медленнореализуемые
активы (АЗ): II раздел актива баланса
за исключением расходов
4. труднореализуемые или постоянные активы (А4): внеоборотные активы; дебиторская задолженность со сроком погашения более 12 месяцев после отчётной даты.
А1 + А2 + АЗ = Текущие активы предприятия
Доля текущих активов в ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»:
909 424 / 2 238 187 * 100% = 40,6%
Все пассивы предприятия подразделяются на следующие группы:
1. наиболее срочные обязательства (П1): кредиторская задолженность; расчёты по дивидендам; прочие краткосрочные обязательства; ссуды непогашенные в срок;
2. краткосрочные пассивы (П2): краткосрочные кредиты и займы;
3. долгосрочные и
среднесрочные пассивы (ПЗ): долгосрочные
кредиты и займы; прочие
4. постоянные пассивы (П4): доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов; III раздел пассива баланса «Капитал и резервы».
П1 + П2 = Текущие пассивы предприятия
Доля текущих пассивов в ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»:
120 848 / 2 238 187 * 100 = 5,4%
Выделяют три основных политики управления текущими активами и текущими пассивами:
Характерна высокая доля
текущих активов в общей
Доля оборотных средств
превышает внеоборотные активы предприятия.
В этом случае предприятие имеет
значительные запасы сырья, материалов,
готовой продукции и
Является компромиссом между агрессивной и консервативной политикой. Такие показатели как экономическая рентабельность, оборачиваемость и ликвидность находятся на среднем уровне.
Для выбора политики управления текущими активами и текущими пассивами необходимо рассчитать следующие показатели:
Для выбора политики управления ТА и ТП необходимо рассчитать следующие показатели:
Чистый оборотный капитал (ЧОК) по формуле:
ЧОК = СС + ДО – ВОА
Текущие финансовые потребности (ТФП) по формуле:
ТФП = ТА – ТП
ТФП оказывают непосредственное
влияние на финансовое состояние
предприятие, так как определяют
его потребность в