Пути повышения рентабельности в ОАО «Виктория»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в определении роли рентабельности в анализе финансового состояния предприятия, влиянии ее на эффективность производственной деятельности предприятия.

Объектом исследования является ОАО «Биробиджанская промышленно-торговая трикотажная фирма «Виктория»
Исходя из цели дипломной работы ставились и решались следующие задачи:

1. Рассмотрены такие теоретические вопросы как изучение сущности и значения показателей рентабельности в анализе финансового состояния предприятия;

2. Проведен анализ рентабельности предприятия и рассмотрены факторы, влияющие на изменение ее уровня.

3. Рассмотрены теоретические и практические меры использования выявленных резервов.

Оглавление

Введение
1. Анализ рентабельности и ее влияние на конкурентоспособность предприятия

Рентабельность и факторы, влияющие на уровень ее повышения
Порог рентабельности. Анализ рентабельности по системе директ-костинг
Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности
Взаимосвязь рентабельности и конкурентоспособности предприятия
2. Анализ рентабельности предприятия на примере Биробиджанской промышленно-торговой трикотажной фирмы «Виктория»

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Анализ рентабельности ОАО «Виктория»

3. Пути повышения рентабельности в ОАО «Виктория»

3.1 Принципы организации поиска и использования выявленных резервов

3.2 Предложения по повышению рентабельности на основе выявленных резервов

3.2.1 Проведение рекламной акции с целью расширения рынка сбыта продукции ОАО «Виктория»

3.2.2 Замена морально и физически устаревшего оборудования с целью увеличения выпуска продукции и снижения доли переменных затрат в себестоимости

3.2.3 Приобретение оборудования в форме финансового лизинга

3.2.4 Сдача в аренду неиспользуемых основных фондов

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 158.61 Кб (Скачать)

     Заключение 

     Рыночная  экономика требует от предприятия  повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции  и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных  форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации  предпринимательства, инициативы и  т.д.   

     Важная  роль в реализации этой задачи отводится  анализу финансово-хозяйственной  деятельности предприятий. С его  помощью вырабатываются стратегия  и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения  эффективности производства, оцениваются  результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

     Экономический анализ хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики все  более приобретает характер системного анализа.

     Задача  экономического анализа по рентабельности - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

     Вся целесообразная деятельность человека, так или иначе, связана с проблемой  эффективности. В основе этого понятия  лежит ограниченность ресурсов, желание  экономить время, получать как можно  больше продукции из доступных ресурсов.

     Проблема  эффективности - это всегда проблема выбора. Выбор касается того, что  производить, какие виды продукции, каким способом, как их распределить и какой объем ресурсов использовать для текущего и будущего потребления.

     Уровень эффективности оказывает влияние  на решение целого ряда социальных и экономических задач, таких  как быстрый экономический рост, повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, улучшение условий труда и отдыха.

     Важнейшими  показателями конечных результатов  и совокупной эффективности производства в условиях рыночной экономики являются прибыль и рентабельность (прибыльность).

     Обобщающим  результативным показателем производственно-финансовой деятельности промышленного предприятия  и источником финансовых накоплений является прибыль.

     Однако  для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми  показателями эффективности производства, в частности, с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью  оборачиваемости капитала. Поэтому  рентабельность можно назвать инструментом управления эффективностью предприятия.

     Управление  рентабельностью (планирование, обоснование  и анализ-контроль) находятся в  центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок. Уровень  рентабельности зависит прежде всего  от величины прибыли и размера  затрат и применяемых ресурсов.

     Прибыль в условиях рынка - это конечная цель и движущий мотив любого коммерческого производства на предприятии. Оптимальным дополнением к показателю  прибыли явилось бы выделение, в том числе удельного веса увеличения прибыли, полученной за счет снижения себестоимости. Следует также отметить, что по мере формирования цивилизованных рыночных отношений у предприятия останется лишь один путь увеличения прибыли - увеличение объема выпуска продукции, снижение затрат на ее производство.

     В свою очередь, основным источником повышения  уровня рентабельности продаж является увеличение суммы прибыли от реализации продукции  и снижение себестоимости  товарной продукции.

     В работе проанализирована эффективность  деятельности ОАО Биробиджанская промышленно-торговая трикотажная фирма «Виктория» за период работы с 2001 по 2003 год.

     Основным  видом деятельности предприятия  является производство чулочно-трикотажных  изделий: чулочно-носочной продукции, бельевого и верхнего трикотажа.

     Целью производственной деятельности является обеспечение потребностей населения  в качественной, разнообразной по ассортименту, доступной по цене выпускаемой  продукцией для получения максимальной прибыли.

     Для оценки эффективности деятельности предприятия в работе были  рассчитаны показатели рентабельности деятельности ОАО «Виктория» за 2001, 2002, 2003 годы и  проведен анализ полученных показателей. Для расчета показателей рентабельности использовались данные бухгалтерских  балансов и отчетов о прибылях и убытках.

     Проведенный анализ показал, что:

     1. Рентабельность активов в целом  за анализируемый период снизилась  на 12,3%. С 20,3% в 2001 году до 8% в  2003г.;

     2. Рентабельность собственного  капитала  снизилась на 16,4%. С 25,3% в 2001г  до 8,9% в 2003г.

     3. Рентабельность производственной  деятельности  снизилась на 19,1%. С  21,3% в 2001 году до 2,2% в 2003 году. Предприятие  из разряда высорентабельных  перешло в  разряд низкорентабельных.

     4. Рентабельность продаж также  сократилась на 15,4%. С 17,5 в 2001 году  до 2,1% в 2003 году.

     Основной  причиной спада рентабельности послужило  снижение уровня прибыли. Рост себестоимости, за анализируемый период, опережает  рост цен.  За период с 2001 года по 2003 год себестоимость продукции  возросла в среднем в 1,5 раза, рост цен – 1,3 раза при незначительном росте (103%) количества реализованной  продукции.

     При продолжении хозяйственной деятельности на уровне 2003 года предприятие, не предусматривая обновление основных фондов, еще некоторое  время сохранит стабильное состояние: сможет оплачивать поставки сырья и  энергии, выплачивать налоги и заработную плату

     При таком развитии событий у предприятия  возникнет ряд проблем:

     1. Отсутствие обновление ассортимента  и улучшения качества продукции  не позволит осваивать новые  рынки и может привести к  выдавливанию из уже освоенных  сегментов рынка;

     2. К  концу 2008 года остаточная  стоимость основных производственных  фондов составит 13,2 мил.руб (при  40,8 мил.руб полной восстановительной  стоимости и основные фонды  на 92% будут состоять из зданий  и сооружений (12,1 мил.руб).

     Для повышения рентабельности на анализируемом  предприятии ОАО «Виктория» было предложено следующее:

     1. Для увеличения объема реализации  выпущенной продукции и расширения  рынка сбыта продукции более  широко использовать рекламу. 

     2. Для увеличения объема производства  заменить устаревшее оборудование  на новое.

     3. Для приобретения нового оборудования  использовать форму финансового  лизинга.

     4. Для повышения ценовой конкурентоспособности  продукции снизить себестоимость  изделий путем уменьшения затрат, в том числе за счет поиска  альтернативных поставщиков сырья,  и за счет замены морально  и физически устаревшего оборудования  на новое.

     5. Для обеспечения большей стабильности продаж выпускаемой продукции, заложить в ценовую политику правило, в соответствии с которым скидки на  продукцию должны увеличиваться в период уменьшения спроса.

     6. Усилить контроль за качеством  выпускаемой продукции. Повысить  мотивацию на обеспечение качества  продукции в цехах через внедрение  новой системы оплаты труда.

     Предложения по повышению  рентабельности предприятия  и  ожидаемый эффект от них отобразим  в таблице 3.8

     Таблица 3.8  Показатели экономической эффективности

Содержание  предложения      Ожидаемый эффект Показатели
1. Осуществление  рекламной акции 1.Расширение  рынка сбыта

2.Увеличение  объема продаж,

3.Увеличение  выручки.

4. Экономический  эффект

 
 
На 30%

307,9%

2. Замена  устаревшего оборудования на  новое. Приобретение оборудования  на  условиях финансового лизинга. 1. Экономия на  налоге на прибыль в год

2. Увеличение  объема производства чулочно-носочной  продукции

3.  Снижение  затрат на единицу продукции

4. Рост  прибыли

5. Рост  рентабельности производственной  деятельности

6. Рост  рентабельности продаж

144,7 тыс.руб 

в 1,7 раза

на 1,52 руб 

20026,5тыс.  руб

на 20,3% 

на 15,9%

3. Сдача  в аренду неиспользуемых основных  фондов  1.Снижение среднегодовой  стоимости основных фондов

2. Получение  арендной  платы в год

3. Рост  прибыли

4. Рост  рентабельность внеоборотных активов

 на 12% 

86,1 тыс  руб

65,4 тыс.руб

на 3,9% 

     
 

     После внедрения предложений по повышению  эффективности коммерческой деятельности предприятия ОАО «Виктория» рентабельность продаж и рентабельность производственной деятельности возрастет  почти в  шесть-семь раза,  предприятие из категории низкорентабельных перейдет в разряд высокорентабельных.

     В общей сложности все предложенные в работе мероприятия положительно влияют на повышение эффективности  производственной деятельности предприятия  и позволяют в дальнейшем развивать  производственную деятельность и улучшать социальное положение работающих. 

     Список  использованных источников 

     
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2001. – 416с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая., 2003
  3. Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ, 2001 – 96с .
  4. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. пособие. - М.: Дело и Сервис , 2000.- 512 с.
  5. Бабаджанов С.Г. Экономика предприятий легкой промышленности. М.:Издательский центр «Академия», 2003. – 320с
  6. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учеб. - 4-е изд. доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2000.- 416с.
  7. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-е изд. доп. - М.: Финансы и статистика. 2002. -208 с.
  8. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учеб. пособие. - М..: Инфра-М, 2001.-222 с.
  9. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра - М, 2001.- 215 с.
  10. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – К.: Ника-центр, Эльга, 2001. –528с
  11. Бланк И. А. Управление активами. Учеб. - Киев: Ника- Центр "Эльга", 2000.-720 с.
  12. Бочаров В.В. Финансовое моделирование: Учеб. пособие. - СПб: Питер, 2000.- 208 с.
  13. Вакуленко Т.Г.., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. СПб.: Издательский дом «Герда», 2003. – 288с
  14. Вахрушина М.А. Бухгалтерский  управленческий учет. Учебник для вузов. 2-е изд., - М.: ИКФ Омега; Высш. Шк., 2002г. - 528
  15. Горфинкель В.Я. Курс предпринимательства – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001 – 439с
  16. Горфинкель В.Я. Экономика организации.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 608с.
  17. Дробозина Л.А. Финансы. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 527с
  18. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управвленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2003. - 618
  19. Ендовицкий Д.А. и др. Практикум по инвестиционному анализу: Учеб. пособие. / Ендовицкий Д.А.. Коробейников Л.С., Сысоева Е.Ф.; Под ред. Д.А. Евдовицкого.- М.: Финансы и статистика, 2001.- 240 с.
  20. Ефимова О. В. Финансовый анализ - М. : Бухгалтерский учет, 2000- 196с.
  21. Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2000.- 133 с.
  22. Ковалев A.M. и др. Финансы фирмы: Учеб. / Ковалев A.M., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. - М., 2000. - 415с.
  23. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. М.: Проспект. 2000.- 424 с.
  24. Колчина Н.В. Финансы предприятий – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 447с.
  25. Кравченко А.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. - 5-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Вышейшая школа, 2000, - 430 с.
  26. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М.: ИКЦ «Дис», 2002.
  27. Любушин Н.П. и др. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие. / Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г.; Под ред. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 471 с.
  28. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.- 312с.
  29. Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000.- 112с.
  30. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. - М..: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. - 446 с.
  31. Нитецкий В.В., Зайнетдинов Ф.В. Практикум общего аудита: Учеб. пособие. - Мн: Амалфея, 2000.- 256 с.
  32. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учеб. - 2-е изд., перераб. И доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 623с.
  33. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. Учеб.- М.: Инфра - М., 2000.- 248 с.
  34. Практикум по финансам предприятий: Учеб. пособие. - М."ИВЦ" Маркетинг", 2000.- 168 с.
  35. Производственный менеджмент: Учеб./ Под ред. С.Д. Ильенковой. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 583 с.
  36. Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия: Учеб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 360 с.
  37. Райс - Джонстон. Тактический менеджмент: Методы управления в меняющемся мире. - СПб: Питер, 2001.- 672 с.
  38. Рыжов О.В. Оцениваем рентабельность финансово-хозяйственной деятельности компании. Главбух №2, январь 2004
  39. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- Мн.: ИП «Экоперспектива»; «Новое знание», 2001. – 498с
  40. Стоянов Е.А., Стоянова Е.С. "Экспертная диагностика и аудит финансово-хозяйственного положения предприятия". - М.: Перспектива, 1993.
  41. Финансы предприятий: Учеб./ Под ред. М.В. Романовского. - СПб: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2000. - 528 с.
  42. Черняк В.З. и др. Бизнес-планирование. Учеб.- практ. пособие / Черняк В.З., Черняк А..В., Довдиенко И.В.- М.: РДЛ, 2000.- 272с.
  43. Шеремет А.Д. и др. Методика финансового анализа: Учеб.-практ. пособие / Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Инфра-М, 2000. - 208 с.
  44. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА- М, 2000. - 176с.
  45. Шуляк П. Н. Финансы предприятия: Учеб.- М.: Издательский дом "Дашков и К", 2000.- 752 с.
  46. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учеб. / Под ред. А.Н. Соломатина. - М.: Инфра-М, 2000.- 295 с.
  47. Экономика предприятия: Учеб. / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. - М.: Инфра-М, 2000.- 432 с.

Информация о работе Пути повышения рентабельности в ОАО «Виктория»