Политика корпоративных слияний и поглощений как вариант инвестирования и финансовые инновации в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Слияния и поглощения являются одной из основных стратегий роста компаний, используемой руководством как альтернатива органическому росту, а зачастую и вместе с ним. Поскольку конкуренция в большинстве секторов российского рынка еще оставляет возможности для консолидации, для многих российских предприятий именно слияния и поглощений могут стать способом наращивания рыночной стоимости, привлечения инвестиций, увеличения объемов продаж и доли рынка, доступа к новым технологиям, а также достижения других конкурентных преимуществ.
Однако статистика показывает, что слияния и поглощения очень часто не приносят компаниям желаемых результатов. В российских условиях проблема усугубляется такими факторами, как молодость рынка, несовершенство законодательства, большое количество незаконных поглощений – «рейдерских» захватов и корпоративных войн.

Оглавление

1. Корпоративные слияния и поглощения – как вариант инвестирования…………………………………………………………4
1.1 Предпосылки и цели корпоративных слияний и поглощений…4
1.2 Виды и методы слияния и поглощения корпораций……………8
1.3 Анализ и регулирование корпоративных слияний……………..12
1.4 Оценка стоимости корпорации при слиянии и поглощениях…13
1.5 Оценка эффективности проекта поглощения…………………..22
2. Финансовые инновации в управлении предприятием………………29
2.1 Фундаментальные понятия управления ликвидностью, маржой, оптимизации общего дохода……………………………………..29
2.2 Нововведения в области управления предприятием…………...31
2.3 Количественные характеристики процессов слияния и поглощения……………………………………………………......37
2.4 Враждебные поглощения и создание системы защиты от враждебных действий…………………………………………….44
2.5 Методы и новые формы финансирования сделок по враждебному поглощению предприятий………………………..53
2.6 Враждебные поглощения в России и их отличие от международной практики……………………………………..…55

Файлы: 1 файл

наш курсовик.docx

— 186.75 Кб (Скачать)

 

Рассчитаем синергический  эффект (СЭ) от поглощения: СЭ = 405 386 – 323 223 = 82 163 тыс. руб. Итак, синергический  эффект от поглощения ОАО «ПК Воткинский» холдинговой компанией «Объединенные кондитеры» равен 82 163 тыс. руб., что является положительным результатом от сделки поглощения. Также в результате сделки финансовая рентабельность увеличилась до 27,2 %.

Выгода каждого слияния  и поглощения проявляется в росте  стоимости бизнеса. Ожидаемый чистый дисконтированный доход приобретаемой  компании должен покрывать все оттоки, связанные с осуществлением этой сделки, а рентабельность — превышать  средневзвешенную стоимость всех источников финансирования.

Таким образом, слияния и  поглощения являются эффективным внешним  инструментом реструктуризации компании, благодаря которому компания обеспечивает соответствие своей деятельности выбранной концепции развития. Слияния и поглощения обладают целым рядом преимуществ по сравнению с внутренними методами корпоративного развития. Эффект от проведения слияний и поглощений носит, скорее, долгосрочный характер, поэтому важным моментом является приоритет долгосрочных ориентиров развития над стремлением извлечения краткосрочных выгод, который должен соблюдаться руководством сливающихся компаний. Основной проблемой при проведении подобных процедур является достижение эффективности слияния и поглощения, имеющей место только при увеличении благосостояния акционеров и достижении конкурентных преимуществ. 

  1. Финансовые инновации в управлении предприятием

2.1Фундаментальные понятия управления ликвидностью, маржой, оптимизации общего дохода

Ликвидность предприятия (фирмы) - показатель платежеспособности, характеризуемый  отношением задолженности и ликвидных  средств.

Ликвидность баланса предприятия - степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Управление ликвидностью — деятельность фирмы, банка по обеспечению  такого размещения средств, чтобы можно  было в любой момент расплатиться по обязательствам (в короткий период времени превратить активы в денежные средства). Существует ряд методов  управления ликвидностью. Чаще всего используют следующие методы: а) общий метод распределения средств, заключающийся в распределении привлеченных и собственных средств по каналам размещения из единого фонда в соответствии с потребностями и интуицией; б) метод распределения активов (конверсии средств), заключающийся в размещении активов в соответствии со сроками пассивов (например, срочные вклады до одного года направляются на предоставление кредитов до одного года); в) метод научного управления, использующий аппарат математического программирования для оптимизации распределения средств, ресурсов, обеспечивающего высокий уровень надежности.

Как процесс, управление представляет совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе". Говоря об управлении ликвидностью, на «входе» рассматривается информация о состоянии платёжеспособности предприятия, а на «выходе» - управленческие решения, направленные на устранение нежелательных  тенденций и на получение лучших показателей ликвидности.

Маржа (рентабельность продаж) — это разница между отпускной  ценой и себестоимостью. Эта разница  обычно выражается или в процентах  от отпускной цены (коэффициент прибыльности), или в абсолютных величинах как прибыль на единицу продукции.

Коэффициент прибыльности (%) = Прибыль на единицу продукции (д.ед) / Отпускная цена единицы продукции (д.ед.)

Прибыль на единицу продукции (д.ед.) = Отпускная цена за единицу (д.ед.) — Себестоимость единицы продукции (д.ед.)

Рентабельность продаж ("рентабельность продаж" - не путать с другими видами рентабельности) является ключевым фактором в ряду многих других основных видов  расчета коммерческой деятельности, включая сметы и прогнозы.

Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую  логику поведения любому рыночному  субъекту. Оно выступает в качестве конечной цели и мощного стимула  массового повседневного предпринимательства. Получение фирмой дохода свидетельствует  о реализации продукции, целесообразности произведенных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта.

Доходами от обычных видов  деятельности является выручка от продажи  продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, т.е. доходы по профильной для организации деятельности тем  видам, которые приняты организацией в качестве составляющих ее бизнеса. Финансовый результат - обобщающий показатель анализа и оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях (этапах) его формирования. Прибыль - это часть  чистого дохода, который непосредственно  получают субъекты хозяйствования после  реализации продукции.

Методы управления доходами (также известные как управление прибылью или ценообразование в  реальном времени) представляют собой  оптимизационную модель, основанную на прогнозировании спроса для рыночных микро сегментов.

Управление доходами экономическая  техника, нацеленная на определение  наилучшей ценовой политики для  оптимизации дохода предприятия  на основе определения поведения спроса. Метод управления доходами максимизирует два источника доходов: объем и цена на единицу производимых услуг. Метод управления доходами максимизирует два источника доходов: объем и цена на единицу производимых услуг. Оптимизация цены основа метода управления доходами менять цены в зависимости от спроса.

 

      1. Нововведения в области управления предприятием

 

Рассмотрим некоторые  из приемов инновационного менеджмента[27]:

1. Инновационный маркетинг.

Комплекс инновационного маркетинга включает разработку инновационной  стратегии, анализ рынка и оперативный  маркетинг.

2. Бенчмаркинг

Понятие бенчмаркинг происходит от английского слова benchmark - репер, точка отсчёта, база сравнения. Применительно же к инновациям бенчмаркинг означает изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций.

3. Инжиниринг.

Сам по себе инжиниринг (англ. engineering - изобретательность, знание) означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов. Инжиниринговая деятельность осуществляется как самими компаниями, так и многочисленными инжиниринговыми консультационными фирмами. Инжиниринг инноваций - это комплекс работ по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и распространение определенной инновации. Инжиниринг инноваций имеет свои специфические особенности, которые заключаются в следующем:

· инжиниринг инноваций воплощается  не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте, который  может иметь материального носителя (документация, чертежи, планы, графики и т.п.), а может не иметь (обучение персонала, консультации и т.п.);

· инжиниринг инноваций является объектом купли-продажи, поэтому он должен иметь не только материализованную  форму в виде имущества или  имущественных прав, но и коммерческую характеристику;

· инжиниринг инноваций в  отличие, например, от франчайзинга и  ноу-хау имеет дело с воспроизводимыми услугами, т.е. услугами, стоимость которых  определяется затратами времени  на их производство и поэтому имеющими множество продавцов. Франчайзинг  же и ноу-хау связаны с реализацией  новых, в данный момент невоспроизводимых  знаний, которые имеют ограниченное число продавцов. На практике оказание инжиниринговых услуг зачастую сочетается с продажей ноу-хау. И иногда это  ведет к смешению понятий «инжиниринговые  услуги» и «обмен технологиями».

Инжиниринг включает в  себя два принципиально разных подхода:

· усовершенствование (улучшение  показателей на 10-50%);

· реинжиниринг (рост показателей  на 100% и выше).

Для проведения инжиниринга  инноваций необходимо предпринять следующее:

· Провести предварительные  исследования рынка и выберите перспективный  сегмент рынка для нововведений.

· Установить цели финансовых изменений на рынке и определить задачи, встающие перед инновациями.

· Произвести технико-экономическое  обоснование инновационного проекта.

· Разработать рекомендации по созданию нового продукта или операции.

· Определить объем затрат всех видов ресурсов и численности  работников, необходимых для создания проекта, а также определить сроки  выполнения работ по проекту и  его экономическую эффективность в целом.

· Оформить инновационный проект в виде документа.

· Проконсультировать исполнителей по всем позициям данного проекта.

В целом инжиниринг инноваций  ставит своей задачей получение  наилучшего экономического эффекта  от вложения инвестиций в новый продукт  и определение перспективных  направлений инновационной деятельности.

4. Реинжиниринг.

Реинжиниринг представляет собой разновидность метода инжиниринга.

Американский ученый М. Хамлер, вводя в научный оборот термин «реинжиниринг», дал ему такое определение: «Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы». Реинжиниринг в качестве приема инновационного менеджмента затрагивает инновационный процесс, направленный как на производство новых продуктов и операций, так и на их реализацию, продвижение и распространение. В управлении инновацией реинжиниринг связан с определенной целью, стоящей перед инновацией: с текущей потребностью или со стратегической потребностью в нововведениях. Исходя из этого различают:

· кризисный реинжиниринг;

· реинжиниринг развития.

Кризисный реинжиниринг вызывается резким падением объема продаж инновации  в связи со снижением спроса на него или в связи с падением имиджа его продавца. Такое положение  является свидетельством тенденции  к снижению конкурентоспособности  товара на рынке, а возможно, и к  банкротству продавца. Поэтому возникает  потребность в немедленном проведении мероприятий по ликвидации наметившегося  кризиса. Основными причинами такого кризиса можно считать:

· неудовлетворенность покупателей  доходностью и другими привлекательными качествами данной инновации;

· изменение политики покупателей. В частности, поворот покупателей  от сиюминутной финансовой выгоды к  получению доходов в перспективе  от инвестиций капитала в инновации;

· несоответствие организации  и управления хозяйственным процессом  требованиям времени и рыночной ситуации (в большей степени из-за личных недостатков руководителя);

· неэффективность бизнес-процесса инноваций.

Бизнес-процесс инноваций  есть упорядоченная совокупность работ  во времени и пространстве с указанием  их начала и конца, в упрощенном виде включает в себя три частных бизнес-процесса:

1) Бизнес-процесс заявки на инновацию. Начинается с четкой формулировки идеи создания данной инновации и заканчивается перечнем конкретных требований, которым должен соответствовать новый продукт или новая операция

2) Бизнес-процесс производства инновации. Начинается с получения заказа с указанием конкретных характеристик продукта или операции и заканчивается появлением самого продукта или операции в материализованной форме в виде вещи, готовой к продаже.

3) Бизнес-процесс реализации  инновации. Начинается с выставления  ее на продажу и заканчивается  самой продажей, а в отдельных  случаях и послепродажным сервисным  обслуживанием. 

Реинжиниринг развития вызывается снижением объема продажи продукта (операции) в связи с тем, что  действующая структура организации  и управления хозяйственным процессом  продавца по своему уровню развития уже  достигла того определенного предела, выше которого продажа инновации невозможна. Реинжиниринг развития рассчитан на внедрение инновации для перспективной перестройки бизнес-процесса и предполагает переход от бизнес-процесса к бизнес-процесс-реинжинирингу.

Бизнес-процесс-реинжиниринг представляет собой оптимизацию  и управление хозяйственным процессом  и может быть проведен следующими методами:

1) Ориентация на весь  процесс. Здесь действенный результат при перестройке бизнес-процесса достигается путем реорганизации всего процесса в целом, а не при решении отдельных задач и аспектов этого процесса.

2) Ориентация на качественный скачок. В этом случае хозяйствующий субъект при перестройке бизнес-процесса ставит своей целью не устранение каких-то отдельных недостатков в работе, а революционный прорыв (скачок) в технологии производства и продажи продукта.

3) Ликвидация закомплексованности в бизнесе. Использование данного метода предполагает отказ от устоявшихся правил работы, от ранее незыблемых принципов ведения хозяйственного процесса и переход к новым технологиям бизнеса.

Информация о работе Политика корпоративных слияний и поглощений как вариант инвестирования и финансовые инновации в управлении предприятием