Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 12:54, курсовая работа
Слияния и поглощения являются одной из основных стратегий роста компаний, используемой руководством как альтернатива органическому росту, а зачастую и вместе с ним. Поскольку конкуренция в большинстве секторов российского рынка еще оставляет возможности для консолидации, для многих российских предприятий именно слияния и поглощений могут стать способом наращивания рыночной стоимости, привлечения инвестиций, увеличения объемов продаж и доли рынка, доступа к новым технологиям, а также достижения других конкурентных преимуществ.
Однако статистика показывает, что слияния и поглощения очень часто не приносят компаниям желаемых результатов. В российских условиях проблема усугубляется такими факторами, как молодость рынка, несовершенство законодательства, большое количество незаконных поглощений – «рейдерских» захватов и корпоративных войн.
1. Корпоративные слияния и поглощения – как вариант инвестирования…………………………………………………………4
1.1 Предпосылки и цели корпоративных слияний и поглощений…4
1.2 Виды и методы слияния и поглощения корпораций……………8
1.3 Анализ и регулирование корпоративных слияний……………..12
1.4 Оценка стоимости корпорации при слиянии и поглощениях…13
1.5 Оценка эффективности проекта поглощения…………………..22
2. Финансовые инновации в управлении предприятием………………29
2.1 Фундаментальные понятия управления ликвидностью, маржой, оптимизации общего дохода……………………………………..29
2.2 Нововведения в области управления предприятием…………...31
2.3 Количественные характеристики процессов слияния и поглощения……………………………………………………......37
2.4 Враждебные поглощения и создание системы защиты от враждебных действий…………………………………………….44
2.5 Методы и новые формы финансирования сделок по враждебному поглощению предприятий………………………..53
2.6 Враждебные поглощения в России и их отличие от международной практики……………………………………..…55
В свою очередь можно выделить
три разновидности
- Слияния с расширением продуктовой линии (product line extension mergers), т.е. соединение неконкурирующих продуктов, каналы реализации и процесс производства которых похожи.
- Слияния с расширением рынка (market extension mergers), т.е. приобретение дополнительных каналов реализации продукции, например, супермаркетов, в географических районах, которые ранее не обслуживались.
- Чистые конгломератные
слияния, не предполагающие
В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияния компаний:
- национальные слияния - объединение компаний, находящихся в рамках одного государства;
- транснациональные слияния
- слияния компаний, находящихся
в разных странах (
В зависимости от отношения
управленческого персонала
- дружественные слияния
- слияния, при которых
- враждебные слияния -
слияния и поглощения, при которых
руководящий состав целевой
В зависимости от способа объединения потенциала можно выделить следующие типы слияния:
- корпоративные альянсы
- это объединение двух или
нескольких компаний, сконцентрированное
на конкретном отдельном
- корпорации - этот тип слияния имеет место тогда, когда объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм.
В свою очередь, в зависимости от того, какой потенциал в ходе слияния объединяется, можно выделить:
- производственные слияния
- это слияния, при которых
- чисто финансовые слияния
- это слияния, при которых
Слияния могут осуществляться на паритетных условиях (“пятьдесят на пятьдесят”). Однако накопленный опыт свидетельствует о том, что “модель равенства” является самым трудным вариантом интеграции. Любое слияние в результате может завершиться поглощением.
Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают. Слияния и поглощения компаний имеют свои особенности в разных странах или регионах мира.
Возможны следующие
- объединение двух или
нескольких компаний, которое предполагает,
что одна из участниц сделки
принимает на свой баланс все
активы и все обязательства
другой компании. Для применения
такой формы необходимо
- объединение двух или
нескольких компаний, которое предполагает,
что создается новое
- покупка акций компании
либо с оплатой в денежной
форме, либо в обмен на акции
или иные ценные бумаги
- покупка некоторых или всех активов компании. При этой организационной форме в отличие от предыдущей необходима передача прав собственности на активы, и деньги должны быть выплачены самой компании как хозяйственной единице, а не непосредственно ее акционерам.
Сделки по слиянию и поглощению компаний могут быть осуществлены следующим образом[20]:
- компания Х покупает активы компании У с оплатой в денежной форме;
- компания Х покупает активы компании У с оплатой ценными бумагами, выпущенными компанией-покупателем;
- компания Х может купить
контрольный пакет акций
- проведение слияния компании Х и компании У на основе обмена акциями между ними;
- компания Х сливается с компанией У и в результате образуется новая компания Z. Акционеры компаний Х и У в определенной пропорции обменивают свои акции на акции компании Z.
В настоящее время в Российской Федерации процессы слияний и поглощений компаний регулируются различными нормативными правовыми актами. Основными среди них являются следующие источники [1-6]:
-Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301 с послед. изм), устанавливающий общие начала регулировании процесса реорганизации юридических лиц в форме слияния и присоединения;
-Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
-Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (СЗ РФ. 2006. N 31, ч. 1, Ст. 3434 с послед. изм.), устанавливающий процедуру уведомления или получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок, с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций;
-Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", определяющий порядок создания, реорганизации, ликвидации акционерных обществ, правовое положение акционеров и акционерных обществ, устанавливающий права и обязанности их акционеров. Важным нововведением указанного закона стали нормы, установившие процедуру приобретения более 30% акций открытого акционерного общества. Специальная новая глава указанного закона в юридической литературе называется законом о поглощении, так как она регулирует процедуру дружественного поглощения компании при помощи направления добровольного или обязательного предложения.
Наиболее важным для правоприменительной и нормотворческой практики представляется рассмотреть новеллы, которые были введены законодателем в области слияний и поглощений. Основные нововведения связаны с принятием Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"[9].
1.4 Оценка стоимости корпорации при слиянии и поглощениях
Исследования, регулярно проводимые ведущими консалтинговыми компаниями, такими, как McKinsey, PricewaterhouseCoopers, KPMG, показывают, что одной из ключевых проблем, связанных с итоговой эффективностью слияний и поглощений является правильная оценка компании – цели сделки по слиянию покупателем [11].
При любой сделке слияния или поглощения возможны три исхода сточки зрения изменения стоимости бизнеса. Основные условия соответствующего движения значения стоимости бизнеса и некоторые комментарии представлены в таблице 1.
Табл.1. Три исхода сделок слияния и поглощения [19]
Стоимость бизнеса не изменяется |
Стоимость бизнеса увеличивается |
Стоимость бизнеса уменьшается |
1.Доходность от инвестиций совпадает с требуемой доходностью 2. Чистая приведенная стоимость инвестиций равна нулю. 3.Инвестор получает |
1.Доходность от инвестиций 2.Чистая приведенная 3.Инвестор получает |
1.Доходность инвестиций ниже требуемой доходности. 2.Инвестиции в альтернативные
проекты могли принести |
Основным фактором эффективности
процессов слияний и поглощений
в стратегическом периоде является
эффект синергии, выступающий условием
и результатом роста
Синергетический эффект может возникнуть благодаря [39]: росту рыночной доли и конкурентоспособности; экономии, обусловленной масштабами деятельности; комбинации взаимодополняющих ресурсов; финансовой экономии за счет снижения транзакционных издержек.
В то же время нельзя не учитывать возможность возникновения и отрицательных синергетических эффектов, когда дополнительные доходы не покрывают всех издержек процесса объединения. Последние включают как прямые затраты, в частности связанные с приобретением акций, выкупом обязательств и увольнением персонала, так и косвенные – например, первоначальное снижение управляемости объединенной структуры и падение качества деятельности по причине неизбежного повышения морального напряжения в сокращаемом коллективе.
Многочисленные исследования в данной области свидетельствуют о том, что, как бы это парадоксально ни звучало, во многих случаях компания-покупатель теряет в стоимости при поглощении других компаний. В частности, исследование 117 сделок, проведенное компанией BoozAllen-Hamilton, показало, что более чем в 50% случаев компании-покупатели имели худшие результаты доходности по сравнению со своими конкурентами, не участвовавшими в сделках. Среди наиболее часто встречающихся причин неудач можно выделить следующие:
Эффект синергии от слияния (поглощения) компаний – это добавленная стоимость от объединения и согласованного действия бизнесов, возникающая вследствие более эффективного использования факторов производства, позволяющего усилить или получить конкурентные преимущества объединенной системы, достижение которых было бы невозможно при разрозненном функционировании бизнес единиц, и представляющая собой сумму всех выгод (синергий) от создания интегрированной системы.
Модели оценки величины эффекта синергии следует рассматривать как один из инструментов отбора перспективных сделок M&A. При необходимости выбора из нескольких вариантов компаний – объектов для поглощения оптимальным будет считаться выбор той компании-цели, приобретение которой обеспечит компании-покупателю достижение наибольшего синергетического эффекта [39]. Если же компания-цель является единственным кандидатом для заключения подобной сделки, то решение о ее приобретении будет зависеть от того, возможно ли в принципе добиться положительного эффекта синергии (при утвердительном ответе сделка признается перспективной и целесообразной для заключения) или, напротив, с учетом всех особенностей сделки и по результатам оценки всех возможных в данной ситуации проявлений эффекта синергии и сопоставления их с затратами на осуществление сделки компания в итоге выходит на отрицательное значение эффекта синергии (в этом случае компания-покупатель, несмотря на возможность достижения отдельных положительных эффектов, должна отказаться от проведения сделки слияния (поглощения), так как совокупный эффект синергии окажется отрицательным, и, напротив, приведет к снижению комбинированной стоимости обеих фирм). [37] Также следует отметить, что основным показателем, учитываемым при определении премии, выплачиваемой при поглощении акционерам компании-цели, является именно эффект синергии, а не контроль, представляющий собой лишь полномочия, необходимые для активизации данного эффекта. Поэтому хорошо осведомленные покупатели и продавцы определяют стратегические преимущества заранее и ведут переговоры, располагая этими знаниями[36] .