Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:49, отчет по практике
Главная цель преддипломной практики - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентом в процессе обучения, а также приобретение практических навыков финансовой работы.
Целями практики являются:
систематизация, закрепление и расширение знаний и практических навыков студентов по управлению финансами организации, налогами, бюджетами;
развитие инициативы и творческих способностей студентов при самостоятельном решении конкретных экономических и финансовых вопросов;
Введение ……………………………………………………………………………………..2
Общая характеристика компании ………………………………………………………..4
Характеристика и функциональные обязанности, права и результаты деятельно-сти структурных (управленческих) подразделений экономических и финансовых служб …………………………………………………………………………………………..6
Характеристика финансовых документов в компании…………………………………8
Характеристика основных методов управления финансовых служб компании….11
Характеристика финансовой политики, стратегии и тактики компании……………15
Характеристика собранных материалов для выполнения дипломной работы (включает перечень литературы)…………………………………………………….…..18
Заключение……………………………………………………………………………………20
Приложе-ния…………………………………………………………………………………...22
ЗАО
«Компания ЭКС» использует следующие
виды отчетности:
Внешняя отчетность | Внутренняя отчетность |
Баланс предприятия | Комплексные итоговые отчеты (за месяц, за квартал, за год) |
Отчет о прибылях и убытках | Тематические отчеты по ключевым показателям |
Отчет об изменениях капитала | Аналитические отчеты |
Отчет о движении денежных средств | и т.д. |
Налоговые отчетности |
Для подготовки данных отчетов компания использует программу «1-С. Бухгалтерия» (для подготовки внешней отчетности) и SAP (для подготовки внутренней отчетности).
Внешняя
отчетность готовится по утвержденной
форме (приложение №2,3), данные для внутренней
отчетности выгружаются из системы SAP,
обрабатывается специалистами по контролингу.
Например, один из отчетов по контролю
над затратами в сравнении с бюджетом
и в сравнении с аналогичным периодом
предыдущего года, выглядит так:
Помимо этого, бухгалтерия ЗАО «Компания ЭКС» занимается расчетом экономических показателей, используя среду MS Excel. В большинстве случаев анализ финансовых показателей используется для подготовки внутренней отчетности.
Анализ финансового состояния - обязательная составляющая финансового менеджмента любого предприятия. Задача такого анализа - определить, каково состояние предприятия сегодня, какие параметры его работы являются приемлемыми и как их сохранить на сложившемся уровне, а какие - неудовлетворительными и требуют оперативного вмешательства. При рассмотрении финансового состояния предприятия можно обнаружить три возможные проблемы:
1. Снижение финансовой независимости или низкая финансовая устойчивость.
На практике низкая финансовая устойчивость грозит проблемами в погашении обязательств в будущем, другими словами - зависимостью компании от кредиторов, потерей самостоятельности. О растущей зависимости компании от кредиторов придется задуматься при снижении коэффициентов автономии (коэффициентов финансовой независимости);
2. Дефицит денежных средств. Низкая платежеспособность.
На практике это означает, что у компании в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для того, чтобы своевременно расплатиться по своим обязательствам, то есть появились "финансовые дыры". О низкой платежеспособности свидетельствуют также сверхнормативные задолженности перед бюджетом, персоналом, кредиторами, угрожающий рост привлекаемых кредитов, возникающие как следствие "затыкания" этих "финансовых дыр". Так, например, о возможных проблемах с погашением обязательств говорит снижение коэффициентов ликвидности.
3. Недостаточное удовлетворение интересов собственника.
Данную
проблему чаще всего называют "низкой
рентабельностью собственного капитала".
На практике это означает, что собственник
получает доходы, неадекватно малые его
вложениям. Следствием такой ситуации
может быть и недовольство менеджментом
организации, и желание выйти из компании.
О снижающейся отдаче на вложенный в компанию
капитал скажет снижение показателей
рентабельности.
4.
Характеристика основных
методов управления
финансовых служб компании
Управление предприятием рассматривается как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения. Финансовое планирование - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Главная цель составления финансового плана заключается в согласовании намечаемых расходов по производственному и социальному развитию трудовых коллективов с финансовыми возможностями предприятия. Разработка финансовых планов является одной из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, кредиторами ит.д. Система финансовых планов включает следующие элементы:
В
финансовом планировании широко применяются
следующие методы: нормативный метод
/ расчетно-аналитический метод / балансовый
метод / метод оптимальных плановых решений/экономико-
Характерной
чертой ЗАО «Компании «ЭКС» является то,
что в финансовом отделе при составлении
планов на следующий год основным интегрирующим
показателем роста является рост годовой
прибыли фирмы. Компания использует, т.о.,
расчетно-аналитический метод планирования,
который строится на основе анализа достигнутой
величины финансовых показателей, применяющихся
за базу и индексов его изменения в прошедшем
периоде. На этой основе рассчитывается
плановый финансовый показатель. Планирование
начинается в ноября, окончательный
план утверждается к 31 января следующего
года.
Например,
финансовый план по прибыли на 2012 г.
выглядит следующим образом (сравнение
проведено за 9 месяцев 2010 и 2011 г., т.к. за
полный 2011 г. данных еще пока нет:
Показатели | Сумма, тыс. руб. | Темп роста (%) III/II*100% | Расчетный план (%) III*IV/100% | ПЛАН 2012* | |
За 9 месяцев 2010 | За 9 месяцев 2011 | ||||
I | II | III | IV | V | VI |
Выручка | 874 052 | 1 308 802 | 149,74% | 1 959 795 | 1 800 000 |
Себестоимость | -704 933 | -1 038 297 | 147,29% | -1 529 309 | -1 300 000 |
Прибыль от продаж | 14 730 | 37 146 | 252,18% | 93 674 | 68 000 |
Налог на прибыль | 1 907 | 2 086 | 109,39% | 2 282 | 2 600 |
Чистая прибыль | 6 988 | 7 390 | 105,75% | 7 815 | 7 500 |
*Последний
столбец показывает более
Подобный подход осуществляется в планировании ко всем основным финансовым показателям - количеству заказов, обороту, затратам. При этом переменые затраты увеличиваются пропорционально увеличению оборота компании, постоянные пересмариваются каждый год, увеличиваясь при этом на определенный процент.
Как уже было сказано выше, ЗАО «Компания ЭКС» использует в работе 2 программы для формирования финансовой отчетности, учета и контроля финансовой деятельности. Для формирования всех форм внешней отчетности используется программа «1С – Бухгалтерия», которая позволяет вводить начальную информацию и получать на выходе готовый отчет. Система позволяет формировать отчеты за любой период времени, вести как бухгалтерский, так и налоговый учет, выбирать любую форму отчетности, вести учет в денежном и натуральном выражении, предоставляет боле гибкие возможности по учетной политике, закрытию счетов, расчету амортизации, учету НДС, а также предусматривает интеграцию с расчетом заработной платы («1С Зарплата и кадры») и с системой «Клиент банка».
Программа SAP немецкого производителя SAP AG («Systems, Applications and Products in Data Processing» AG) - используется в ЗАО «Компания ЭКС» в основном для формирования внутренней отчетности.
Компанией
используется 4 больших блока в
программе:
SAP
HR
(human resources) – данные о сотрудниках |
SAP
Development
данные о проектах по развитию |
SAP
R/3
(Realtime/ Ver.3)
создание документов |
SAP
BW
(business сontent) - финансовые показатели |
В данном блоке заложена вся информация о сотрудниках компании, вкл. трудовые договора, адреса проживания, адреса офисов, данные о заработной плате и о премиях сотрудников и т.д. Блок активно используется отделом персонала | В данном блоке присутствует информация о проектах отдела развития, как-то, вывод на рынок нового продукта, открытие новых обособленных подразделений, ввод в эксплуатацию логистических центров и т.д. | В данном блоке система позволяет быстро создавать предложения, счета, договора для заказчиков, формировать заказы на оборудование, отслеживать грузы, выгружать данные о ДЗ и КЗ, формировать акты сверки с дебиторами и кредиторами, вести инвентаризацию основных средств и пр. | В данный блок специалистами - контроллерами заносятся фактические данные по заказам, продажам, маржинальной прибыли и пр. По сути SAP BW – это архив данных по финансовым показателям компании. Выгрузка данных возможна в любом разрезе, с фильтрацией по заказчикам, ответственным менеджерам, заказам, а также за любой период и пр. |
Например, система позволяет видеть
данные о просроченой дебиторской и кредиторской
задолженности. Каждому дебитору и
кредитору присвоен свой уникальный номер.
Дебиторская и кредиторская задолженности
проверяется по специальным транзакциям
в системе САП:
Периодически проверяя данные транзакции, можно отслеживать дебиторскую и кредиторскую задолженность. Недостатки такой системы в том, что периодически бухгалтерия некорректно проводить платежи (без учета предоплаты) или в систему ошибочно заводятся некорректные условия платежа (например, заказчику предоставляется отсрочка платежа 15 банковских дней, т.е. 21 календарный день, а в систему вносится 15 дней. По умолчанию система воспринимает данный срок платежа как 15 календарных дней).
Также
к недостаткам можно отнести тот факт,
что ЗАО «Компания ЭКС» не приобрела русифицированную
версию блока SAP BW, поэтому данные выгружаются
только на английском или немецком языках,
что не всегда удобно.
5. Характеристика
финансовой политики,
стратегии и тактики
финансовых служб организации
Финансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики и выражается совокупностью мероприятий, проводимых в целях изыскания и использования финансов для осуществления основных функций и задач. Мероприятия такого рода включают выработку научно обоснованных концепций организации финансовой деятельности, определение ключевых направлений использования финансовых фондов на долго-, средне- и краткосрочные периоды, а также практическое воплощение разработанной стратегии.
На корпоративном уровне фирма представлена как многопродуктовая организация. Следуя теории стратегического менеджмента, применяемая фирмой корпоративная стратегия является стратегией роста, поскольку показатели постоянно и значительно растут. Это - стратегия концентрированного роста, поскольку отрасль одна и та же - электротовары, кабель и пр. продукция. Деловая стратегия компании нацелена на установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной позиции предприятия на рынке. Для достижения этой цели деловая стратегия разрабатывается по следующим основным направлениям: