Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:25, отчет по практике
Выполненные виды работы
- ознакомился с организационной структурой и организационно правовой формой организации;
- проанализировал и охарактеризовал окружающую среду организации;
- провёл анализ адаптивности организации;
- оценил степень конкурентоспособности организации;
- разработал предложения по улучшению адаптивности организации.
отчёт о преддипломной практике курс 6 специальность «Государственное и муниципальное управление» сроки проведения: 4.04.11 – 29.04.11 место прохождения Курский филиал ЗАО «Фармакор». Руководитель практики от организации Квасов О.Л.
Выполненные виды работы - ознакомился с организационной структурой и организационно правовой формой организации; - проанализировал и
охарактеризовал окружающую - провёл анализ адаптивности организации; - оценил степень - разработал предложения
по улучшению адаптивности
Отчёт Я, проходил преддипломную практику в ЗАО «Фармакор» на базе Курского филиала в должности заместителя директора филиала по общим вопросам с 4 по 29 апреля 2011 года. Организационно-правовая форма организации История ЗАО «Фармакор». В начале работы я прошёл инструктаж, ознакомился с организационной структурой и организационно - правовой формой организации. Изучил историю компании. ЗАО «Фармакор» — одна из крупнейших фармацевтических компаний в России, включающая розничную сеть и современное фармацевтическое производство «Фармакор Продакшн». Компания соединяет в себе прочные традиции, мощный экономический потенциал, активную динамику и высокий профессионализм персонала. Основатель и владелец компании — Александр Михайлович Афанасьев. 1991 г. – основание
компании, активная дистрибуционная
деятельность на рынке 2002 г. – открытие производственной площадки по выпуску линейки БАД. 2004 г. – открытие производственной аптеки. 2004 – 2005 гг. – начало экспансии в регионы России, развитие сети в Северо-Западном округе. Аптеки работают в городах: Всеволожск, Выборг, Гатчина, Ивангород, Кириши, Кингисепп, Луга, Сланцы. 2006 г. – усиление
позиций в Санкт-Петербурге и
на Северо-Западе. Подготовка к
региональной экспансии, 2007 г. – активная
региональная экспансия. 2007 г. – выход в Сибирь. Открытие филиалов в Омске, Кемерово, Новосибирске. 2007 г. – развитие
логистической составляющей 2008 г. – продолжение развития сети в регионах, где аптеки уже успешно работают, и освоение новых регионов страны. Первые аптеки были открыты в: Архангельске, Белгороде, Вологде, Кемерово, городах Московской области, Оренбурге, Саратове, Ставрополе, Ульяновске. 2009 г. – развитие сети в Петербурге и регионах. Достижения 2001 г. – Всероссийская
премия «Платиновая унция» в
номинации «Лучшая аптечная 2002 г. – Всероссийская
премия «Платиновая унция» в
номинации «Лучшая аптечная 2003 г. – Конкурс
«Брэнди-СПб», звание «Лучшего брэнда
в сфере фармацевтической 2004 г. – Сертификат соответствия системы качества требованиям ISO 9001:2001 (применительно к проектированию, разработке и производству лекарственных средств). 2004 г. – Международная
академия реальной экономики
(МАРЭ) присвоила «Фармакор Продакшн»
звание «Предприятие года» в
номинации «Эффективные 2005 г. – Продукция
БАД «Фармакор Продакшн» 2007 г. – Участие
БАД «Пробаланс» в конкурсе
международной выставки « 2007 г. — Продукция
БАД «Фармакор Продакшн» 2008 г. — Компания
«Фармакор» награждена 2009 год — Аптечная
сеть «Фармакор» вошла в 2009 год — Производственная компания «Фармакор Продакшн» заняла II место в России по росту динамики выпуска лекарственных средств по данным рейтинга журнала «Ремедиум». 2009 год — Производственная
компания «Фармакор Продакшн»
получила патент на 2009 год — Производственная
компания «Фармакор Продакшн»
по данным маркетингового 2010 год - Аптечная сеть «Фармакор» - номинант Всероссийской премии «Платиновая унция» в номинациях «Лучшая аптечная сеть» и «Аптека года». 2010 год - Аптечная сеть «Фармакор» - победитель номинации «Дебютант» третьей ежегодной премии «Retailer best. Лучшая среди своих» рейтинга ТОП-50 крупнейших розничных сетей России по версии журнала «Retailer magazine». 2010 год - БАД Пробаланс
производства ООО «Фармакор Производство ООО «Фармакор Продакшн», современное фармацевтическое предприятие, осуществляющее собственное производство широкого ассортимента высококачественных лекарственных средств, биологически активных добавок, а также упаковочное производство ЛС ведущих европейских фирм. 1998 г. – основание «Фармакор Продакшн»; 1998 г. – фармацевтический
аудит западных крупнейших 1998 г. – подписание
контрактов на упаковочное 2001 г. – принятие
решения о модернизации 2002 г. – повторное
инспектирование и 2002 г. – выпуск первой серии ЛС полного цикла; 2002 г. – начало производства серии биологически активных добавок к пище; Достижения 2004 г. – получение
сертификата соответствия 2004 г. – международная
академия реальной экономики
(МАРЭ) присвоила «Фармакор Продакшн»
звание «Предприятие года» в
номинации «Эффективные 2005 г. – продукция
БАД отмечена медалью и 2007 г. – подтверждение
сертификата соответствия 2007 г. – продукция
БАД отмечена медалью и 2009 г. – получение патента на изобретение БАД «Пробаланс»™. Анализ адаптивности организации. Для определения адаптивности
и конкурентоспособности Сущность PEST- анализа заключается в изучении окружающей среды предприятия в политическом, экономическом, социальном и технологическом контексте. Политическая среда сети аптек ЗАО «Фармакор». Политическая среда определяется законами и нормативными актами регулирующими работу аптечных учреждений. К таким законам относятся и общие положения, регулирующие работу любых предприятий, а именно: 1) Уголовный кодекс РФ (ст.171, 171.1,228,234,235) 2) Кодекс РФ об административных
правонарушениях (ст.6.2,14.2, 3) Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» №24-03 от 25.09.98. 4) Федеральный закон «О защите прав потребителей» 07.02.92г. Помимо общих положений
существуют ещё и приказы, касающиеся
непосредственно работы фармацевтических
учреждений. Такими приказами регулируется
санитарный режим в аптеках, правила
хранения и продажи различных
лекарственных средств и Согласно Постановлению РФ от 08.08.2009 г. №654 «О совершенствовании государственного регулирования цен» цена на препараты, входящие в перечень жизненно важных будет фиксирована. Все эти законодательные
и нормативные акты сильно ограничивают
возможности аптек Экономическая среда сети аптек ЗАО «Фармакор» Экономическая среда
для сети аптек «Фармакор» является
столь же неблагоприятной, как и
политическая, и связано это в
большей степени с Социальная среда сети аптек ЗАО «Фармакор» Политические, экономические
события последнего времени сильно
изменили отношение людей к себе,
друг к другу, к труду. Оказавшись
социально незащищёнными в Технологическая среда сети аптек ЗАО «Фармакор» Технологический прогресс не стоит на месте. Новейшие технологии используют в разработке современных лекарств, создании химически чистых субстанций, производстве упаковок для медикаментов, сохраняющих их биодоступность. Всеми этими достижениями аптеки пользуются очень активно, предлагая покупателям более новые, качественные, безопасные лекарства. Однако в непосредственной деятельности аптеки используют технологический прогресс в менее глобальном проявлении. А именно, совершенствуется торговое оборудование для аптек, оргтехника нового поколения значительно снижает нагрузку на фармацевтов, увеличивает скорость и качество обслуживания покупателей. Более совершенное оборудование находится на базе контрольно-аналитических лабораторий, что позволяет своевременно выявлять брак и изымать его из оборота. Для того, чтобы наиболее точно определить влияние внешних факторов на деятельность предприятия, а так же выявить внутренние факторы сети аптек «Фармакор», от которых будет зависеть дальнейшая стратегия компании мной были сопоставлены сильные и слабые стороны организации с возможностями и угрозами. Для этого я выстроил матрицу SWOT - анализа (см. приложение А). Из матрицы SWOT – я выявил, что для реализации своих возможностей сеть аптек «Фармакор» уже имеет необходимые ресурсы, а именно: высококвалифицированных специалистов и аптеки в разных районах города. Благодаря тому, что в аптечном ассортименте существует много товаров-заменителей, аптека имеет возможность удовлетворить любую потребность покупателя, независимо от достатка. Высококвалифицированный специалист может легко выявить эту потребность и предложить нужный препарат из ассортимента аптеки. Наличие аптек в разных районах города даёт возможность сети увеличивать проходимость покупателей, формировать положительный образ в глазах населения. Для улучшения позиций сети аптек «Фармакор», исходя из данных сил и возможностей, необходимо увеличивать число аптек и активно заниматься постоянным повышением квалификации сотрудников. Если рассматривать поле «Слабость и возможности», то стратегия должна быть направлена на уменьшение влияния слабых сторон на возможности предприятия. В данном случае капитал должен распределяться таким образом, чтобы люди, пришедшие в аптеку, могли приобрести те товары, которые им необходимы, а если этого не происходит, то специалисты, которые являются сильной стороной предприятия, должны предложить грамотную замену. В этом случае мы сохраним клиента и имидж аптеки. Маркетинг также является слабой стороной сети аптек «Фармакор», так как такого отдела у филиала сети нет. Исходя из этого, не всегда, получается, своевременно выявлять изменения окружающей среды и адекватно реагировать на них. При анализе поля «Силы и угрозы» мы будем пользоваться силами предприятия для того чтобы влияние угроз снизить до минимума. Ответственная работа грамотного персонала может уменьшить негативное мнение покупателей, сформированное средствами массовой информации. Если рассматривать поле «Угрозы и слабости», то возникает необходимость выработки такой стратегии, которая позволила бы предприятию устранить слабые стороны и снизить влияние угроз. Анализ производственных факторов Курского филиала «Фармакор» Производственные факторы сети аптек «Фармакор» определяют конкурентоспособность предприятия. От их сочетания во многом зависит успех компании. Одним из основных производственных
факторов сети аптек «Фармакор» является,
безусловно, труд. Труд в данном случае
рассматривается как Для поддержания интереса у сотрудников, желания работать с полной отдачей необходимы благоприятные условия работы. В сети аптек «Фармакор» такими условиями являются хорошее современное оборудование, компьютерная техника, благодаря которой фармацевт выполняет большой объём работы за короткий промежуток времени с меньшими физическими затратами, внимание со стороны руководства, стремление руководителей создать дружный коллектив, чтобы всем сотрудникам было комфортно и приятно находиться на рабочем месте. Однако, в связи с экономическим кризисом в стране, в городе закрылось много аптек, и возникла конкуренция среди фармацевтических работников. В связи с этим оплата труда резко снизилась, что в свою очередь сказалось и на отдаче сотрудников своему делу. Так как организация работает в условиях экономического кризиса, она вынуждена экономить на рекламе, на корпоративном отдыхе, на ремонте. Однако грамотные управленческие решения позволяют сети оставаться на плаву. Предпринимательская деятельность как производственный фактор Сеть аптек «Фармакор» можно считать вполне конкурентоспособной. Директор Курского филиала сети аптек «Фармакор» является человеком многосторонним, активным, решительным, привыкшим самостоятельно решать свои проблемы, не пасующим перед трудностями. Это можно видеть на примере работы сети. В отличие от других сетей из-за кризиса «Фармакор» не закрыл ни одной аптеки и не уволил ни одного сотрудника. Заработная плата с началом кризиса не увеличилась, но и в отличие от других сетей меньше не стала. Работа сети даёт возможность распределить средства таким образом, чтобы наиболее нуждающееся предприятие могло получить помощь от наиболее рентабельного, а, значит, пережить экономический кризис становится легче. Умение директора объединять все возможные производственные факторы с целью улучшения качества товаров и услуг, увеличения прибыли сравнимо с высококвалифицированным интеллектуальным трудом. Директор должен уметь не только принимать важные управленческие решения, но и нести полную ответственность за их реализацию. Способность к риску – очень важна в условиях современного рынка. На мой взгляд, директор Курского филиала сети аптек «Фармакор» обладает всеми этими качествами. Существует ещё несколько факторов, которые также оказывают влияние на конкурентоспособность аптек «Фармакор». Информационный фактор
даёт возможность «Фармакор» доводить
до потенциальных покупателей Экологический фактор работает безусловно на пользу предприятия, так как плохая экологическая ситуация провоцирует всё новые и новые заболевания, а стало быть обеспечивает аптечный бизнес постоянными клиентами. Однако, сами аптеки должны соблюдать элементарные правила для того, чтобы не ухудшать экологию. А именно, соблюдать санитарные требования и нормы относительно содержания помещения, хранения и перевозки медикаментов и изделий медицинского назначения, утилизации просроченных медикаментов, градусников и т.д. Все факторы оказывают
непосредственное влияние на деятельность
предприятия, определяя его Только слаженная работа руководителя и коллектива, разумное распределение капитала, доброе и внимательное отношение к своим потребителям может удержать сеть аптек ЗАО «Фармакор» на высоком уровне работы. Оценка конкурентоспособности всей организации В результате своей практической работы я выяснил, что компания «Фармакор» планирует дальнейшее расширение сети в регионах, а также укрепление позиций там, где аптеки уже успешно работают. Основными факторами, помогающими компании выдерживать конкуренцию на современном фармрынке, являются:
Ценовая политика «Фармакор» как одна из крупнейших аптечных сетей в России, производящая большие объёмы закупок, имеет выгодные условия и закупочные цены ото всех поставщиков. Это позволяет компании удерживать достаточно низкие цены во всей аптечной сети.
Стопроцентная гарантия качества Компания работает только с самыми крупными и проверенными временем поставщиками в России, все лекарства покупаются у официальных дистрибьюторов. С рядом отечественных и иностранных производителей лекарств «Фармакор» работает по прямым контрактам, а это не только выгодная цена для потребителя, но и самый короткий путь от производителя к потребителю.
Широкий ассортимент лекарств и товаров сопутствующей группы Широкий ассортимент лекарств и товаров сопутствующей группы – одно из основных конкурентных преимуществ аптечной сети «Фармакор» и важнейший показатель работы фармацевтической компании. Общий ассортимент аптечной
сети «Фармакор» превышает 16 000 наименований
товаров. Ассортимент одной аптеки
«Фармакор» зависит от формата работы
конкретной розничной точки. Большинство
аптек компании «Фармакор» работают
в традиционном формате закрытой
выкладки товаров. При такой форме
торговли ассортимент одной аптеки,
как правило, составляет 6 – 7 тысяч
наименований позиций. В аптечной сети
«Фармакор» представлены также и
аптеки открытого доступа товаров
– фарммаркеты. Открытая форма торговли
позволяет иметь более 12 000 наименований
лекарственных средств и Компания «Фармакор»
постоянно расширяет Важно, что у покупателей аптек «Фармакор» есть возможность заказать редкий препарат, если он отсутствует. Его обязательно доставят в кратчайшие сроки. Главное условие – наличие регистрации данного препарата на территории России. Также в аптеках «Фармакор» можно забронировать необходимое лекарство по телефону. Ежемесячно 2,5 миллиона покупателей предпринимательский адаптивность конкурентоспособность аптека
Дополнительные сервисы для покупателей У покупателей есть возможность заказа в аптеке «Фармакор» редких препаратов, которых нет в постоянном ассортименте. Медикаменты доставляются в кратчайшие сроки. Главное условие — это наличие регистрации данного препарата на территории России. Также в аптеке можно забронировать необходимое лекарство по телефону.
Высокий профессионализм сотрудников В аптечной сети «Фармакор» внедрены единые корпоративные стандарты для сотрудников, которые обеспечивают высокое качество обслуживания клиентов. Главное в кадровой политике
«Фармакора» — забота о персонале, Сейчас в аптечной сети «Фармакор» работает более 2300 высококвалифицированных специалистов. Сеть динамично развивается и число сотрудников постоянно растет. В компании разработана
специальная программа Фармацевты и руководящий
состав аптек регулярно проходят
обучение под руководством ведущих
преподавателей профильных учебных
заведений Санкт-Петербургской В «Фармакоре» работает
собственный Учебный центр в
Санкт-Петербурге. Оборудование центра
позволяет обучать персонал эффективно
и качественно, в соответствии с
современными стандартами. На базе данного
центра высококвалифицированные Компания «Фармакор»
предоставляет своим Требования к специалистам, желающим работать в компании «Фармакор» — это порядочность, обучаемость, коммуникабельность, внимательность, стремление узнавать новое. В «Фармакоре» выпускники фармацевтических колледжей и вузов найдут престижную, стабильную работу, возможность карьерного роста и уверенность в завтрашнем дне. В 2007 году появился символ сети аптек «Фармакор» — яркий человечек с очаровательной улыбкой, которого назвали Фармакоша. Он олицетворяет внимательное, доброе, чуткое отношение к каждому покупателю всех сотрудников компании, готовность помочь, предоставить профессиональную консультацию. Этот яркий и легко запоминающийся герой призван сохранять и развивать существующую позитивную репутацию аптечной сети. Рекомендации по улучшению конкурентоспособности Курского филиала сети аптек «Фармакор» Единую розничную сеть компания «Фармакор» начала создавать в 1997 году. Первая аптека была открыта в Санкт-Петербурге на улице Тимуровской. Сегодня аптечная сеть «Фармакор» — крупнейшая в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе и одна из крупнейших в России. Аптеки «Фармакор» из семи Федеральных округов России работают уже в шести. Сеть насчитывает более 300 собственных розничных точек в 40 городах России. Согласно рейтингу крупнейших аптечных сетей России по итогам 2007 года, опубликованному ЦМИ «Фармэксперт», «Фармакор» входит в тройку лидеров. Сеть аптек «Фармакор»
города Курска основана в 2007 году. На сегодняшний
день в ней насчитывается 7 аптек,
расположенных в разных районах
города. Множество лояльных покупателей
ежедневно приобретают Проработав в Курском филиале сети аптек «Фармакор» и проведя анализ конкурентоспособности данного предприятия, я могу сделать выводы о том, что, несмотря на имеющиеся проблемы, сеть всё же сохранила статус конкурентоспособного предприятия и при желании может улучшить свои показатели. Более подробно я хотел бы остановиться на тех проблемах, которые мне удалось выявить, и дать практические рекомендации для их устранения. 1. Отсутствие отдела маркетинга. На мой взгляд, ни одно
перспективное предприятие не может
эффективно работать без своевременного
анализа внешней среды, конкурентов,
рынка. В настоящее время функции
маркетолога выполняет директор
сети и заведующие аптеками, что
в свою очередь приводит к тому,
что некоторые акции, призванные
увеличить прибыль аптек, оказываются
малоэффективными. Наличие в филиале
специалиста в области Как я писал, изменения в законодательстве РФ, касающиеся цен на медикаменты, а именно, приведение всех медикаментов жизненно важного списка к единой цене, привело к тому, что конкурировать за счёт низких цен стало не возможно. Поэтому именно сейчас необходимо выработать новую стратегию поведения сети аптек «Фармакор» для того, чтобы приобрести преимущества и в полной мере использовать сильные стороны предприятия. На мой взгляд, в
первую очередь необходимо пересмотреть
ассортимент аптек, увеличить ту
группу товаров, которая будет приносить
большую прибыль аптеке. Так как
жизненно-важные препараты, как правило,
назначает врач, то консультации фармацевта
вполне могут сводиться к тому,
чтобы предлагать препараты, не входящие
в этот список. В основном, это
будут препараты Изменение в ассортименте
аптеки приведёт к тому, что те товары,
которые хорошо продавались до кризиса,
а после кризиса продаваться
перестали, освободят место товарам,
которые имеют большие шансы
на реализацию. Например, дорогая лечебная
косметика, приносящая аптеке хорошую
стабильную прибыль до кризиса, на сегодняшний
день продается крайне плохо. Это
связано с тем, что платежеспособность
населения резко снизилась, и
в период строгой экономии люди предпочитают
выбирать более необходимые товары
и услуги. Поэтому дорогую косметику
можно вывести из ассортимента аптеки,
либо значительно уменьшить её часть,
что позволит высвободить капитал,
увеличить оборачиваемость 2. Отсутствие инженерно- Сеть аптек, с точки
зрения «технаря», это несколько
разнотипных многоцелевых помещений,
расположенных во всех районах города
и укомплектованных необходимым
инвентарём для ежедневной личной и
рабочей деятельности персонала
и посетителей. И помещения и
многочисленное оборудование нуждаются
в текущем обслуживании и проведении
планового и аварийного ремонтов.
В настоящее время инженерно- 3. Отсутствие профилактической работы с персоналом. Экономический кризис коснулся
не только покупателей, но и фармацевтов.
У них, так же как и у всех
жителей страны снизилась заработная
плата, увеличилось количество проблем,
связанных со здоровьем, появилась
раздражительность и Вообще, дружный коллектив, товарищи, способные поддержать в трудную минуту, залог успеха любого предприятия. Главное - суметь развить чувство значимости у своих сотрудников и сохранить это чувство на протяжении длительного времени. Работа с сотрудниками имеет стратегическое значение для сети аптек «Фармакор» потому что, как показал SWOT - анализ именно они способны сгладить любую неблагоприятную ситуацию посредством своего профессионализма и душевного тепла. 4. Отсутствие возможности
устроиться сразу на Сеть аптек «Фармакор» славится тем, что любой сотрудник, проработавший в сети достаточно долгое время и зарекомендовавший себя с хорошей стороны, может без труда продвинуться по карьерной лестнице. С одной стороны это хорошо, так как у всех есть перспектива роста, с другой стороны, те специалисты, которые по каким - то причинам высвобождаются с руководящих должностей других предприятий, но имеющие богатый опыт и прекрасные характеристики, проходят мимо сети аптек «Фармакор». Не всегда замена таких руководителей «доморощенными» кадрами бывает равноценна. Человек, проработавший долгое время за «первым столом», вряд ли может грамотно и всесторонне оценить общую ситуацию в аптеке. У такого специалиста недостаточно базовых знаний для принятия, каких либо важных решений. Мы считаем, что следует ужесточить процедуру продвижения по карьерной лестнице и более тщательно относиться к тому, кто и как руководит аптекой. 5. Ошибочные действия руководства. В данной отрасли много
подводных течений. Зачастую, недопонимание
того или иного вопроса приводит
к тому, что важное управленческое
решение оказывается неверным и
влечёт за собой серьёзные последствия.
Одно из таких решений и привело
к тому, что образовался дефицит
бюджета. В самом начале деятельности
сети аптек «Фармакор», никак не
регулировались товарные остатки на
складах, и аптеки зачастую затоваривались
так, что оборачиваемость денежных
средств оказывалась невозможно
низкой. Исходя из этого аптеки несли
убытки, сами того не подозревая. С увеличением
числа аптек эта проблема становилась
всё более актуальной, пока, наконец-то,
не было принято решение о Исходя из этого, я хочу подчеркнуть, что только высокопрофессиональный подход к управлению Курским филиалом сети аптек ЗАО «Фармакор» даст возможность эффективно работать. Заключение руководителя практики от организации о работе студента (зачтено, не зачтено) успешно выполнил программу практики. Считаю возможным практику зачесть. Руководитель практики от организации (подпись) (инициалы и фамилия) М.П. (печать организации) Отзыв руководителя практики
от института (с оценкой) успешно
выполнил задания по преддипломной
практике, дал адаптационную Студент заслуживает оценки «отлично». (подпись) (инициалы и фамилия) М.П. (печать вуза)
ПРИЛОЖЕНИЕ А Выявление возможностей и угроз для сети аптек ЗАО «Фармакор» Таблица 1 – Матрица SWOT
|