Лекции по "Финансовому менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:18, курс лекций

Краткое описание

Финансовый менеджмент является важнейшим инструментом экономического развития и усиления конкурентных позиций российских компаний на рынке. Признание высокой эффективности финансового менеджмента в развитии бизнеса предопределило его востребованность и на рынке образования. Финансовый менеджмент как учебная дисциплина сегодня занимает ключевое место в учебных планах подготовки студентов экономических специальностей, слушателей МВА не только западных, но и российских высших учебных заведений и бизнес школ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. МЕСТО И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЕЙ
ЛЕКЦИЯ 1. ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО И ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА КОМПАНИИ
1.1. Формирование собственного капитала российских компаний
1.2. Формирование заемного капитала российских компаний
1.2.1. Кредитные источники формирования заемного капитала российских компаний
1.2.2. Использование ценных бумаг при формировании заемного капитала компаний
1.2.3. Роль кредиторской задолженности в процессе финансирования российских компаний
ЛЕКЦИЯ 2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРУКТУРОЙ КАПИТАЛА КОМПАНИИ
2.1. Ограничения при формировании собственного и заемного капитала
2.2. Оценка рисков формирования финансовой структуры капитала с использованием системы финансовых рычагов (левериджа)
I модель эффекта финансового рычага (ЭФРI)
Определение финансовой критической точки
Возможные ситуации определения границ изменения финансовой структуры капитала
II модель эффекта финансового рычага (ЭФРII)
ЛЕКЦИЯ 3. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ КОМПАНИИ
3.1. Управление оборотными активами компании в целом
3.2. Управление запасами
3.3. Управление дебиторской задолженностью
3.4. Управление денежными активами
ЛЕКЦИЯ 4. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ КОМПАНИИ
4.1. Финансовые показатели с ориентацией на прибыль
4.2. Показатели отдачи с ориентацией на эффективность возврата вложенного капитала
4.3. Показатели с ориентацией на стоимость

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 359.30 Кб (Скачать)

Месяц

Объем реализации, тыс. руб.

Апрель

50

Май

60

Июнь

70


 

  
    По сложившейся практике поступление денежных средств составляет 70% в месяц продажи, 20% в следующем  месяце, 8% в третьем месяце и 2% составляют неплатежи. 
  
    Необходимо определить планируемое поступление денежных средств в июне, если сохранится сложившаяся практика инкассации. 
  
    РЕШЕНИЕ 
  
    Планируемое поступление денежных средств в июне будет складываться из:

поступления денежных средств  за продажи июня = 0,7 х 70 тыс. руб. = 49 тыс. руб.

поступления денежных средств  за продажи мая = 0,2 х 60 тыс. руб. = 12 тыс. руб.

поступления денежных средств  за продажи апреля = 0,08 х 50 тыс. руб. = 4 тыс. руб.


 

  
    Итого в июне компания получит 65 тыс. руб. 
  
    5. Оценка экономического эффекта от увеличения отсрочки платежа (с целью привлечения дополнительных клиентов) и ее снижения.  
  
    Эффект, полученный от увеличения отсрочки платежа, определяется путем сопоставления суммы дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями. Последние включают безнадежную дебиторскую задолженность, списанную в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности.  
  
    Расчет этого показателя проводится по следующей формуле: 
 

Эдз = Пдз –  ТЗдз – ФПдз ,  

 
    где Эдз — сумма эффекта, полученного  от увеличения отсрочки платежа; 
    Пдз — дополнительная прибыль, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита; 
    ТЗдз — текущие затраты, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга; 
    ФПдз — сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями. 
  
    Можно рассчитать и относительный показатель эффективности увеличения отсрочки платежа: 
 

КЭдз = Эдз/ДЗрп ,  

 
    где КЭдз — коэффициент эффективности  увеличения отсрочки платежа; 
    Эдз — сумма эффекта, полученного от увеличения отсрочки платежа; 
    ДЗрп — средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде. 
  
    Пример определения эффекта, полученного от увеличения отсрочки платежа 
  
    Компания предоставила следующую информацию: 
 

Цена изделия 

100 руб./шт.

Средние переменные затраты  на изделие 

50 руб./шт.

Средние постоянные затраты  на изделие 

10 руб./шт.

Ежегодная продажа в кредит

400 000 изделий

Период погашения дебиторской  задолженности 

3 месяца


 

  
    Компания рассматривает  вопрос об увеличении отсрочки платежа  до 4 месяцев. 
  
    В этом случае ожидается, что продажа возрастет на 25%; потери из-за безнадежных долгов составят 4% от прироста продаж; затраты на инкассацию дебиторской задолженности увеличатся на 48 тыс. руб.  
  
    Определить, стоит ли реализовывать предложенную политику коммерческого кредитования. 
  
    РЕШЕНИЕ 
  
    1. Дополнительная прибыль, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита (Пдз):  
    1.1. Увеличение продаж: 400 000 шт. х 0,25 = 100 000 шт.  
    1.2. Маржинальная прибыль на изделие: 100 – 50 = 50 руб./шт. 
    1.3. Пдз = 50 руб./шт. х 100 000 шт. = 5 000 тыс. руб. 
  
    2. Сумма прямых финансовых потерь, связанная с увеличением безнадежных долговых обязательств (ФПдз):  
    2.1. Увеличение продаж: 100 000 шт. х 100 руб./шт. = 10 000 тыс. руб.  
    2.2. ФПдз =10 000 тыс. руб. х 0,04 = 400 тыс. руб.  
  
    3. Текущие затраты, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга (ТЗдз):  
    3.1. Инвестиции в дебиторскую задолженность (Инвдз) до изменения политики отсрочки платежа: 
 

Инвдз = ДЗ х Сб/ВР  

 
    ДЗ = ВР х Средний период инкассации /365 (или 12 мес.)  
    ВР до изменения политики отсрочки платежа = 400 000 шт. х 100 руб./шт. = 40 000 тыс. руб.  
    ДЗ = ВР х Средний период инкассации /365 = 40 000 тыс. руб. х 3/12 = 10 000 тыс. руб.  
    Инвдз до изменения политики отсрочки платежа = ДЗ х Сб/ВР = 10 000 тыс. руб. х 60 руб./шт./100 руб./шт. = 6 000 тыс. руб. 
  
    3.2. Инвестиции в дебиторскую задолженность (Инвдз) при изменении политики отсрочки платежа. 
  
    Для определения дополнительных издержек при увеличении дебиторской задолженности необходимо вычислить новую себестоимость:  
 

 

Количество изделий, тыс. шт.

Средние общие  затраты на изделие, руб./шт.

Общая стоимость, тыс. руб.

В настоящее время

400

60

24 000

При увеличении продаж

100

50

5000

Всего

500

29 000


 

  
    Новая себестоимость на единицу  изделия: 29 000 тыс. руб. : 500 тыс. шт. = 58 руб./шт. 
    Инвдз при изменении политики отсрочки платежа = [(500 тыс. шт. х 100 руб./шт.) х 4/12 ] х [58 руб./шт./ 100 руб./шт. ] = 9 667 тыс. руб.  
  
    3.3. Увеличение средней дебиторской задолженности = 9 667 тыс. руб. – 6000 тыс. руб. = 3667 тыс. руб. 
  
    3.4. Текущие затраты, связанные с организацией кредитования (ТЗдз) = 3667 тыс. руб. х 0,2 = 733 тыс. руб. 
  
    Расчет экономического эффекта 
 

Дополнительная прибыль

5000

Расходы:

   
 

Увеличение безнадежных  долгов

(400)

 

Увеличение затрат на инкассирование

(48)

 

Дополнительные издержки

(733)

Эффект (Эдз)

 

3819


 

  
    Эффект, полученный от снижения дебиторской задолженности при  использовании поощрительных механизмов (скидок за досрочную оплату), рассчитывается следующим образом: 
 

Эсдз = Псдз –  Зск , 

 
    где Эсдз — сумма эффекта, полученного  от снижения дебиторской задолженности;  
    Псдз — дополнительная прибыль, полученная от использования инкассированных денежных средств;  
    Зск — потери от скидки.  
  
    Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности необходимо использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Следует проводить политику частичной или полной предоплаты при условии, если это не уменьшит объем реализации продукции, а также использовать операции факторинга.  
 

3.4. Управление  денежными активами 

 
    Управление денежными активами —  третий элемент управления основными  элементами оборотных активов. Денежные активы — наиболее ликвидная часть  оборотных активов.  
  
    Управление денежными активами заключается в:

оптимизации остатка денежных средств с позиции обеспечения платежеспособности компании;

определении минимальной потребности в денежных активах для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности компании;

дифференциации минимальной  потребности в денежных активах  по основным финансово-хозяйственным операциям (в национальной и иностранной валютах);

выявлении диапазона колебаний остатка денежных активов по отдельным этапам финансово-хозяйственной деятельности компании и определении необходимого размера денежных средств с учетом неравномерности платежного оборота;

оптимизации потока платежей с целью уменьшения потребности  в денежных активах;

ускорении оборота денежных активов;

разработке наиболее рентабельных путей использования временно свободных  денежных ресурсов, включая меры по минимизации потерь используемых денежных активов от инфляции.


 

  
    Первый метод состоит в определении минимально необходимой потребности в денежных активах. Он основывается на планируемом денежном потоке по текущим финансово-хозяйственным операциям, в частности, на объеме расходования денежных активов по этим операциям в предстоящем периоде. Расчет может проводится по двум формулам: 
 

ДСMIN = ПОпл./ОБ, 

 
    где ДСMIN — минимально необходимая потребность в денежных средствах для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности в предстоящем периоде;  
    ПОпл. — предполагаемый объем платежного оборота по текущим операциям в предстоящем периоде (в соответствии с планом поступления и расходования денежных средств компании); 
    ОБ — оборачиваемость денежных средств (в разах) в аналогичном по сроку отчетном периоде.  
  
    Можно учитывать и данные за фактический период:  
 

ДСMIN = ДСк.п. + (ПОпл. – ПОф. ) / ОБ, 

 
    где ДСк.п. — остаток денежных средств  на конец отчетного периода; 
    ПОф. — фактический объем платежного оборота по текущим финансово-хозяйственным операциям в отчетном периоде. 
  
    Пример определения минимально необходимой потребности в денежных средствах 
  
    В компании объем платежного оборота по текущим операциям в отчетном периоде составлял 262 тыс. руб., в предстоящем периоде он планируется в сумме 300 тыс. руб., оборачиваемость денежных средств — 24 раза, остаток денежных средств на конец фактического периода — 11 тыс. руб. Необходимо определить минимально необходимый остаток денежных средств для обслуживания планируемого оборота.  
  
    РЕШЕНИЕ 
  
    ДСMIN = ПОпл./ ОБ = 300 тыс. руб./24 = 12,5 тыс. руб. 
  
    ДСMIN = ДСк.п. + (ПОпл. – ПОф. ) / ОБ = 11 тыс. руб. + (300 тыс. руб. – 262 тыс. руб.)/24 = 12,6 тыс. руб. 
  
    Второй метод состоит в оптимизации потока платежей с целью уменьшения максимальной и средней потребности в денежных активах. Он осуществляется путем оперативного регулирования этого потока (переноса срока отдельных платежей по заблаговременному согласованию с контрагентами). Высвобожденная сумма денежных средств может быть направлена на реинвестирование в краткосрочные финансовые активы или на покрытие текущих нужд компании.  
  
    Обеспечение ускорения оборота денежных активов достигается за счет ускорения инкассации денежных средств, а также сокращения объема расчетов с поставщиками с помощью аккредитивов и чеков, так как они отвлекают на продолжительный период денежные активы из оборота в связи с необходимостью предварительного их резервирования на специальных счетах в банках. 
  
    Наиболее рентабельные пути использования временно свободных денежных ресурсов заключаются в согласовании с банком условий текущего хранения остатка денежных средств, применении высокодоходных краткосрочных финансовых инструментов, а также минимизации потерь от инфляции, которая осуществляется раздельно по денежным средствам в национальной и иностранной валютах. 
 

ЛЕКЦИЯ 4. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ КОМПАНИИ  

 
    В заключительной лекции «Образовательного  курса финансового управляющего»  за этот год мы остановимся на показателях  оценки финансовых результатов и  их роли в управлении финансами  компании. Показатели оценки финансовых результатов деятельности компании можно объединить в три группы: показатели прибыли, показатели отдачи и показатели изменения стоимости компании. С определенной степенью условности эти показатели можно соотнести с целями функционирования компании на рынке на определенной стадии жизненного цикла (рис. 1).  
 

 

 

Рис. 1. Структура измерителей  степени достижения поставленных целей  

 
    Рассмотрим каждую группу показателей  отдельно: 
    4.1. Финансовые показатели с ориентацией на прибыль. 
    4.2. Показатели отдачи с ориентацией на эффективность возврата вложенного капитала (ROE, ROS, ROA, RОI и др.) 
    4.3. Показатели с ориентацией на стоимость (EVA, СVA, DCF, MVA, SVA и др.). 
 

4.1. Финансовые  показатели с ориентацией на  прибыль  

 
    При использовании финансовых показателей  с ориентацией на прибыль следует  помнить, что существуют различные  виды показателя «прибыль» (маржинальная прибыль, прибыль от основной деятельности, балансовая, валовая, прибыль до уплаты налогов, налогооблагаемая, чистая и  др.), неопределенность применения которых может быть устранена при реализации выбранной компанией финансовой стратегии с учетом выдвинутых целей.  
  
    В качестве меры степени достижения цели максимизации прибыли в финансовом менеджменте наиболее часто используют следующие показатели прибыли: EBIT, EBITDA, NOPAT (NOPLAT).  
  
    1. EBIT (Earning before interest and taxes) — прибыль до вычета налогов, процентов по заемным средствам, рассчитываемая как: 
    EBIT = Выручка – себестоимость, включая амортизацию – коммерческие и управленческие расходы. 
  
    2. EBITDA (Earning before interest and taxes, deprecation and amortization) — прибыль до вычета налогов, процентов и неденежных расходов, определяемая как: 
 

EBITDA = Выручка  – себестоимость – коммерческие  и управленческие расходы + амортизация  + прочие неденежные расходы + доходы будущих периодов –  расходы будущих периодов 

 
    или 
 

EBITDA = EBIT + амортизация  + прочие неденежные расходы + доходы будущих периодов –  расходы будущих периодов. 

 
    3. NOPAT (Net Operating Profits After Taxes) или NOPLAT (Net Operating Profit Less Adjusted Taxes) — чистая операционная прибыль за вычетом скорректированных налогов, но до выплаты процентов, вычисляемая как: 
 

Информация о работе Лекции по "Финансовому менеджменту"