Лекции по "Финансовому менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:18, курс лекций

Краткое описание

Финансовый менеджмент является важнейшим инструментом экономического развития и усиления конкурентных позиций российских компаний на рынке. Признание высокой эффективности финансового менеджмента в развитии бизнеса предопределило его востребованность и на рынке образования. Финансовый менеджмент как учебная дисциплина сегодня занимает ключевое место в учебных планах подготовки студентов экономических специальностей, слушателей МВА не только западных, но и российских высших учебных заведений и бизнес школ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. МЕСТО И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЕЙ
ЛЕКЦИЯ 1. ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО И ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА КОМПАНИИ
1.1. Формирование собственного капитала российских компаний
1.2. Формирование заемного капитала российских компаний
1.2.1. Кредитные источники формирования заемного капитала российских компаний
1.2.2. Использование ценных бумаг при формировании заемного капитала компаний
1.2.3. Роль кредиторской задолженности в процессе финансирования российских компаний
ЛЕКЦИЯ 2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРУКТУРОЙ КАПИТАЛА КОМПАНИИ
2.1. Ограничения при формировании собственного и заемного капитала
2.2. Оценка рисков формирования финансовой структуры капитала с использованием системы финансовых рычагов (левериджа)
I модель эффекта финансового рычага (ЭФРI)
Определение финансовой критической точки
Возможные ситуации определения границ изменения финансовой структуры капитала
II модель эффекта финансового рычага (ЭФРII)
ЛЕКЦИЯ 3. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ КОМПАНИИ
3.1. Управление оборотными активами компании в целом
3.2. Управление запасами
3.3. Управление дебиторской задолженностью
3.4. Управление денежными активами
ЛЕКЦИЯ 4. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ КОМПАНИИ
4.1. Финансовые показатели с ориентацией на прибыль
4.2. Показатели отдачи с ориентацией на эффективность возврата вложенного капитала
4.3. Показатели с ориентацией на стоимость

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 359.30 Кб (Скачать)

 

 
    <*> Ван Хорн Дж. К. Основы  управления финансами / Пер. с  англ.; Гл. ред. серии Я.В. Соколов.  — М.: Финансы и статистика, 2003. — С. 464. 
 

ЛЕКЦИЯ 3. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ КОМПАНИИ 

 
    Процесс управления активами компании объединяет разнообразные методы и  инструменты. Несмотря на разнообразие в подходах к управлению различными активами, все их объединяет одно — нацеленность на эффективное достижение поставленных финансовых задач. В рамках «Образовательного курса финансового управляющего» сосредоточим внимание на механизме управления оборотным капиталом и текущей финансовой деятельностью компании: 
    3.1. Управление оборотными активами компании в целом. 
    3.2. Управление запасами. 
    3.3. Управление дебиторской задолженностью. 
    3.4. Управление денежными активами. 
 

3.1. Управление  оборотными активами компании  в целом  

 
    Политика управления оборотными активами представляет собой часть  общей стратегии управления активами компании. Она заключается в  формировании необходимого объема и состава активов, оптимизации процесса их обращения. Разработка политики управления оборотными активами сводится к изучению и детальному анализу каждого элемента структуры оборотных активов в отдельности, разработке политики управления каждым из них с учетом особенностей жизненного цикла конкретной компании, формированию единой стратегии управления оборотными активами.  
  
    Управление оборотными активами отличается от управления основными активами тем, что основная часть управленческих решений реализуется в течение непродолжительного периода времени. Это способствует повышению оперативности в оценке результатов и корректировке системы управления оборотными активами компании. 
  
    При разработке политики управления оборотными активами необходимо четкое понимание взаимосвязи всех факторов, влияющих на общий уровень финансового состояния компании.  
  
    Значительный объем финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы, определяющая роль оборотных активов в ускорении оборота капитала и обеспечении постоянной платежеспособности, а также ряд других причин определяют сложность и важность управления оборотными активами.  
  
    Используемые компанией оборотные активы при осуществлении хозяйственной деятельности находятся в движении, которое сопровождается постоянным изменением их видов и стоимости. Процесс такого постоянного движения называется кругооборотом оборотных активов (рис. 1.). 
 

 

 

Рис. 1. Кругооборот оборотных  активов 

 
    На длительность нахождения средств  в обороте влияют факторы внешнего и внутреннего характера: экономическая  ситуация в стране и связанные с ней условия хозяйствования компании, сфера деятельности и масштабы компании, отраслевая принадлежность, ценовая и кредитная политика, структура активов и др. 
  
    Управление оборотными активами состоит из двух направлений: формирования политики управления оборотными активами в целом и управления отдельными элементами оборотных активов.  
  
    Показателями, на основе которых строится управление оборотным капиталом в целом, являются:

собственные оборотные средства;

чистый оборотный капитал;

финансово-эксплуатационные потребности;

излишек/дефицит ресурсов текущего финансирования компании.


 

  
    Собственные оборотные средства показывают, в каком объеме оборотные  активы покрываются собственными источниками  финансирования, и определяются как  разность собственного капитала и внеоборотных активов. Данный показатель отвечает на простой вопрос: хватает или не хватает собственных средств  на покрытие не только внеоборотных активов, но и части оборотного капитала? Если собственные оборотные  средства компании составляют не менее 10% оборотных активов, считается, что компания финансово устойчива. Однако при этом может оказаться, что компания не в полной мере использует эффект финансового рычага (о котором шла речь в предыдущем номере журнала) и рентабельность собственного капитала снижается.  
 

 

 

Рис. 2. График собственных  оборотных средств и чистого  оборотного капитала 

 
    Чистый оборотный капитал показывает, в каком объеме текущие активы покрываются краткосрочными, а в  каком собственными и долгосрочными  источниками финансирования. Для  определения чистого оборотного капитала используются два метода расчета. Чистый оборотный капитал — это:  
    1. разность между оборотными активами и краткосрочными обязательствами;  
    2. разность между суммой собственного капитала и долгосрочных пассивов и внеоборотными активами.  
  
    Показатель чистого оборотного капитала отвечает на вопрос: хватает или не хватает собственных и долгосрочных финансовых средств на покрытие не только внеоборотных активов, но и части оборотного капитала? Если чистый оборотный капитал у компании есть, т.е. при расчете получилась величина положительная, то суммы собственных и долгосрочных финансовых средств хватает на покрытие всех внеоборотных и части оборотного капитала. С другой стороны, в этом случае сумма оборотных активов превышает краткосрочные обязательства и компания имеет хорошие показатели ликвидности.  
  
    Одним из ключевых моментов в разработке политики управления оборотными активами является стремление к наращиванию чистого оборотного капитала. Разумный рост чистого оборотного капитала рассматривается как положительная тенденция, необходимое и обязательное условие стабильного финансового состояния компании, приемлемой финансовой устойчивости и ликвидности.  
  
    Однако изменение компонентов чистого оборотного капитала влияет не только на его итоговый размер, но и на качество. Например, размер чистого оборотного капитала может быть увеличен за счет роста свободного остатка денежных средств, сверхнормативного объема запасов или возрастания дебиторской задолженности. Эти изменения негативно влияют на производственно-хозяйственную деятельность компании. 
  
    Существует тесная взаимосвязь между величиной чистого оборотного капитала и степенью риска потери ликвидности (рис. 3). Если суммарный размер оборотных активов поддерживается на относительно низком уровне, то вероятность неплатежеспособности компании велика. На графике видно, что с ростом величины чистого оборотного капитала риск потери ликвидности, измеряемый обратной величиной коэффициента покрытия, уменьшается. 
 

 

 

Рис. 3. Зависимость риска  потери ликвидности от величины чистого  оборотного капитала 
     

Таким образом, на основании  выявленной зависимости можно сформулировать правило формирования политики управления оборотными активами: чем больше величина оборотных активов, формирующихся  за счет собственных средств и долгосрочных заимствований, тем меньше степень риска потери ликвидности компании. 
  
    При управлении оборотными активами важно определить, обеспечена ли текущая деятельность компании имеющимися финансовыми ресурсами, и если нет, то в каком объеме требуется кредитное финансирование. Получить ответ на этот вопрос позволяет показатель финансово-эксплуатационных потребностей. Финансово-эксплуатационные потребности (ФЭП) — это разность между суммой запасов и дебиторской задолженности и кредиторской задолженностью. Этот показатель часто путают с чистым оборотным капиталом. Обращаем внимание читателей, что это разные показатели и именно их сравнение дает ответ на интересующий нас вопрос.  
  
    Если показатель ФЭП отрицателен и кредиторская задолженность превышает сумму запасов и дебиторской задолженности, компания не испытывает недостатка текущего финансирования и в дополнительном внешнем финансировании не нуждается.  
  
    Если показатель ФЭП положителен и сумма запасов и дебиторской задолженности превышает кредиторскую задолженность, компания испытывает недостаток текущего финансирования. Правда, она может компенсировать этот недостаток чистым оборотным капиталом.  
  
    Проводя сравнение чистого оборотного капитала и ФЭП, можно определить потенциальный излишек (дефицит) ресурсов текущего финансирования, который и покажет, нужны или нет компании кредитные ресурсы.  
  
    Здесь возможны следующие варианты<*>:

чистый оборотный капитал  превышает ФЭП. В этом случае компания финансово устойчива, т.к. она компенсирует недостаток текущего финансирования чистым оборотным капиталом;

чистый оборотный капитал  меньше ФЭП. В этом случае компания финансово неустойчива и ей требуются  дополнительные кредитные ресурсы  на сумму разности чистого оборотного капитала и ФЭП.


 

    

 

 
    <*> Для упрощения предположим,  что и чистый оборотный капитал,  и ФЭП — величины положительные,  т.е. суммы собственных и долгосрочных  финансовых средств хватает на покрытие всех внеоборотных и части оборотного капитала, но компания все же испытывает недостаток текущего финансирования из-за того, что сумма запасов и дебиторской задолженности превышает кредиторскую задолженность.  
  
    Пример расчета показателей управления оборотными активами  
  
    АКТИВ:

Денежные средства

5

Краткосрочные финансовые вложения

25

Дебиторская задолженность 

35

Материальные запасы

150

Внеоборотные активы

120


 

  
    ПАССИВ:

Кредиторская задолженность

50

Краткосрочный кредит

50

Долгосрочные обязательства

30

Уставный капитал 

80

Нераспределенная прибыль 

125


 

  
    Требуется рассчитать собственные  оборотные средства, чистый оборотный  капитал, финансово-эксплуатационные потребности и определить потенциальный  излишек (дефицит) ресурсов текущего финансирования компании.  
  
    РЕШЕНИЕ 
    Собственные оборотные средства = (80 + 125) – 120 = 85. 
    Чистый оборотный капитал = (150 + 35 + 30) – 100 = 115. 
    ФЭП = (150 + 35) – 50 = 135. 
    Потенциальный дефицит ресурсов текущего финансирования = 115 – 135 = –20.  
  
    Анализируемая компания финансово устойчива и ликвидна, на что указывает наличие собственных оборотных средств (85 тыс. руб.) и чистого оборотного капитала (115 тыс. руб.). Внеоборотные активы полностью покрыты собственными средствами, а оборотные — финансируются не только за счет краткосрочных финансовых ресурсов, но частично за счет собственных и долгосрочных ресурсов.  
  
    Более детальный анализ состава оборотных активов и краткосрочных обязательств позволил рассчитать ФЭП. В компании краткосрочные ресурсы аккумулированы в значительных запасах и дебиторской задолженности. При этом кредиторская задолженность не покрывает «замороженных» средств и компании необходимо дополнительное финансирование в сумме 20 тыс. руб. Однако, как видно из баланса, компания привлекла кредит, в 2,5 раза превышающий необходимую сумму, и разместила избыточные для обеспечения текущей операционной деятельности средства в краткосрочных финансовых вложениях. Это оправданно только в том случае, если доход от размещения превышает условия привлечения кредита. 
  
    При управлении оборотными активами важно знать не только суммы дефицита или излишка текущего финансирования, но и продолжительность этих состояний. Например, в течение какого периода компания покрывает кредиторской задолженностью дефицит финансирования, вызванный наличием запасов и дебиторской задолженности. Временные параметры управления оборотными активами определяются расчетом продолжительности операционного и финансового циклов. 
  
    Продолжительность операционного цикла включает период времени от момента расходования компанией денежных средств на приобретение запасов до поступления денег от дебиторов. 
  
    Расчет продолжительности операционного цикла осуществляется по формуле: 
 

ПОЦ = ПОда + ПОмз + ПОгп + ПОдз , 

 
    где ПОЦ — продолжительность  операционного цикла, в днях; 
    ПОда — период оборота остатка денежных активов, в днях;  
    ПОмз — продолжительность оборота запасов сырья и материалов, в днях; 
    ПОгп — продолжительность оборота запасов готовой продукции, в днях; 
    ПОдз — продолжительность оборота (инкассации) дебиторской задолженности, в днях. 
  
    Неэффективная система управления, неритмичность процесса производства, излишек оборотных активов приводят к замедлению оборачиваемости, увеличению продолжительности операционного цикла. 
  
    В управлении оборотными активами важнейшим моментом является разработка эффективных мер, направленных на сокращение продолжительности операционного цикла. При этом выбранная стратегия не должна приводить к уменьшению объемов производства и реализации продукции, ухудшению ее качества, снижению рентабельности.  
  
    В процессе управления оборотными активами в рамках операционного цикла выделяют производственный и финансовый циклы. 
  
    Производственный цикл характеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов и заканчивая моментом отгрузки готовой продукции покупателям. 
  
    Формула для определения продолжительности производственного цикла имеет следующий вид: 
 

ППЦ = ПОсм + ПОнз + ПОгп , 

 
    где ППЦ — продолжительность  производственного цикла, в днях; 
    ПОсм — период оборота запаса сырья, материалов и полуфабрикатов, в днях; 
    ПОнз — период оборота объема незавершенного производства, в днях; 
    ПОгп — период оборота запаса готовой продукции, в днях. 
  
    Финансовый цикл представляет собой период полного оборота денежных средств, инвестированных в оборотные активы, начиная с момента погашения кредиторской задолженности за полученное сырье, материалы и полуфабрикаты и заканчивая инкассацией дебиторской задолженности за поставленную продукцию. 
  
    Формула для определения продолжительности финансового цикла имеет следующий вид: 
 

ПФЦ = ППЦ + ПОдз –  ПОкз , 

 
    где ПФЦ — продолжительность  финансового цикла, в днях; 
    ППЦ — продолжительность производственного цикла, в днях; 
    ПОдз — период оборота дебиторской задолженности, в днях; 
    ПОкз — период оборота кредиторской задолженности, в днях. 
  
    Для сокращения продолжительности операционного цикла необходимы следующие условия:

Информация о работе Лекции по "Финансовому менеджменту"