Лекции по "Финансовому менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:18, курс лекций

Краткое описание

Финансовый менеджмент является важнейшим инструментом экономического развития и усиления конкурентных позиций российских компаний на рынке. Признание высокой эффективности финансового менеджмента в развитии бизнеса предопределило его востребованность и на рынке образования. Финансовый менеджмент как учебная дисциплина сегодня занимает ключевое место в учебных планах подготовки студентов экономических специальностей, слушателей МВА не только западных, но и российских высших учебных заведений и бизнес школ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. МЕСТО И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЕЙ
ЛЕКЦИЯ 1. ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО И ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА КОМПАНИИ
1.1. Формирование собственного капитала российских компаний
1.2. Формирование заемного капитала российских компаний
1.2.1. Кредитные источники формирования заемного капитала российских компаний
1.2.2. Использование ценных бумаг при формировании заемного капитала компаний
1.2.3. Роль кредиторской задолженности в процессе финансирования российских компаний
ЛЕКЦИЯ 2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРУКТУРОЙ КАПИТАЛА КОМПАНИИ
2.1. Ограничения при формировании собственного и заемного капитала
2.2. Оценка рисков формирования финансовой структуры капитала с использованием системы финансовых рычагов (левериджа)
I модель эффекта финансового рычага (ЭФРI)
Определение финансовой критической точки
Возможные ситуации определения границ изменения финансовой структуры капитала
II модель эффекта финансового рычага (ЭФРII)
ЛЕКЦИЯ 3. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ КОМПАНИИ
3.1. Управление оборотными активами компании в целом
3.2. Управление запасами
3.3. Управление дебиторской задолженностью
3.4. Управление денежными активами
ЛЕКЦИЯ 4. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ КОМПАНИИ
4.1. Финансовые показатели с ориентацией на прибыль
4.2. Показатели отдачи с ориентацией на эффективность возврата вложенного капитала
4.3. Показатели с ориентацией на стоимость

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 359.30 Кб (Скачать)

NWC = Оборотные  активы – Краткосрочные обязательства.   

 
    В этом случае схема уже строится по показателю оборачиваемости чистых активов (NTAT), которые в свою очередь  представляют собой разность активов  и кредиторской задолженности. 
  
    Чтобы максимизировать показатель оборачиваемости активов необходимо минимизировать текущие или/и внеоборотные активы или увеличивать текущие обязательства. Как это сделать? Задача финансового менеджера заключается в том, что он должен разработать стратегию на достижение требуемого значения данного показателя. Например, можно предложить ряд следующих рекомендаций<*>:

по дебиторской задолженности  — определить оптимальный уровень  дебиторской задолженности и  добиться увеличения ее оборачиваемости;

по запасам — определить оптимальный уровень запасов  и повысить их оборачиваемость;

по кредиторской задолженности  — определить оптимальный уровень  кредиторской задолженности и стремиться к увеличению ее абсолютной величины и сроков погашения, что приведет к уменьшению чистых активов. При  определении оптимального уровня кредиторской задолженности следует также помнить и об ограничивающих факторах. Увеличение кредиторской задолженности может привести к снижению ликвидности и платежеспособности предприятия; увеличение сроков погашения кредиторской задолженности может иметь и негативный эффект, как, например, потеря возможных скидок от поставщиков за более быструю оплату;

для внеоборотных активов  — при принятии решения относительно фиксированных активов необходимо руководствоваться принципом: чем  меньшей суммой активов удастся  обеспечить максимальный объем продаж, производства и прибыли, тем лучше. Исходя из этого необходимо по возможности избавляться от неиспользуемой части фиксированных активов, стремиться к обновлению основных фондов, в случае приобретения основных фондов анализировать альтернативные варианты, например, покупка, аренда, лизинг и т.д.


 

    

 

 
    <*> Вопросы управления  финансовой структурой капитала  рассматривались в лекциях 1 и  2 «Образовательного курса финансового  управляющего». 
  
    Однако достаточно сложно решить задачу определения оптимальных значений дебиторской задолженности, запасов, кредиторской задолженности, так как они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом с точки зрения их влияния на конечную цель деятельности предприятия. Такая задача может быть решена с помощью специальной задачи оптимизации, например, с помощью теории графов. 
  
    Объединить показатели рентабельности продаж и оборачиваемости активов позволяет показатель рентабельности активов ROA (Return on Assets) (рис. 3). 
 

 

 

Рис. 3. Порядок формирования показателя рентабельности активов ROA (Return On Assets) 

 
    Чтобы оценить результаты деятельности компании и проанализировать ее сильные  и слабые стороны, необходимо синтезировать  приведенные частные показатели, причем таким образом, чтобы выявить  причинно-следственные связи, влияющие на его финансовое положение. Одним  из синтетических показателей экономической  деятельности предприятия в целом  является рентабельность активов  (показатель ROA), который еще принято называть экономической рентабельностью. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли предприятие получает в расчете на рубль своего имущества. При этом четко видно, за счет какого фактора: или изменялись цены, тогда увеличивалась рентабельность продаж, или при снижении наценки увеличивался оборот.  
  
    Центральным показателем в рассматриваемой системе (рис. 2) является рентабельность собственного капитала ROE (Return on Equity). Этот показатель отражает не только эффективность использования инвестированных средств, но и возможность оптимизации финансовой структуры капитала компании<*>. Оценка эффективности использования той или иной финансовой структуры капитала становится возможной, так как в систему включен показатель финансового рычага (NTA / EQ): соотношение всего капитала (или чистых активов) к собственному капиталу.  
    

 

 
    <*> Вопросы управления финансовой  структурой капитала рассматривались  в лекциях 1 и 2 «Образовательного  курса финансового управляющего».  
  
    В том случае, если одной из целей будет снижение рискованности бизнеса, в рамках предложенной системы показателей можно наложить ограничение на коэффициент финансового рычага. Снижение рискованности бизнеса можно также достичь и через наложение ограничений на уровень постоянных и переменных затрат, тем самым связав риски финансовой и предпринимательской деятельности.  
  
    В экономической литературе не существует единого мнения относительно того, какой показатель следует использовать в качестве знаменателя при расчете нормы возврата инвестиций: собственный капитал, инвестированный капитал, величину всех активов или чистый оборотный капитал плюс фиксированные активы. Хотя надо отметить, что показатель собственного капитала дает наилучшее представление о результатах деятельности менеджмента, в том числе умение управлять внешним капиталом. Этот показатель в первую очередь интересен и собственникам компании. Поэтому, если одной из целей является повышение качества управления, то данный показатель не только имеет право на существование, но и пользуется приоритетом. Остальные же показатели отражают работу менеджмента, связанную с оперативной деятельностью. 
  
    В случае использования в знаменателе результирующего показателя величины инвестированного капитала будет иметь место система показателей ROI (рис. 4). Данная система показателей характеризует эффективность использования инвестированного капитала. 
 

 

 

Рис. 4. Порядок формирования показателя рентабельности инвестированного капитала ROI (Return Оn Investment) 

 
    Этот показатель позволяет оценить  степень повышения эффективности  использования инвестированного капитала (вложенный капитал в активы без  учета кредиторской задолженности). Рост RОI свидетельствует о благополучном экономическом положении компании. Его можно также использовать как основной количественный критерий при разработке стратегии компании.  
  
    Например, если высшее руководство фирмы ставит целью достижение RОI = 8%, то эта величина может быть достигнута за счет различных комбинаций рентабельности оборота и оборачиваемости капитала:

рентабельность оборота = 1%..., 16%;

оборачиваемость капитала = 8 раз ..., 0,5 раза.


 

  
    Вид комбинации, как правило, зависит от отрасли и продукции  компании. Так, для компаний по производству продуктов питания характерна высокая  оборачиваемость и относительно низкая рентабельность оборота, а для  компаний по производству инвестиционных товаров наблюдается обратная картина. 
  
    Таким образом, в данном случае цель — это достижение максимума нормы возврата инвестиций, а средство измерения достижения поставленной цели — система показателей ROE (ROI). 
  
    Однако существует ряд критических замечаний к системам показателей ROE (ROI), часть которых носит методический характер, а часть — смысловой:

системы показателей ROE (ROI) не учитывают степень риска принимаемых  решений;

существует опасность, что  оптимум низкого порядка войдет в противоречие с глобальным оптимумом;

ряд характеристик, не рассматриваемых  в рамках модели ROE (ROI), могут иметь  решающее значение для оценки ситуации, например, нематериальный потенциал  компании (неосязаемые активы);

показателю рентабельности помимо недостатков, присущих бухгалтерской  прибыли, свойственна сложность объективной денежной оценки активов компании, рыночной стоимости имущества и имущественных прав на основе официальной финансовой отчетности. Показатели, на основе которых строятся анализируемые системы, выражены в денежных единицах разной временной оценки. Прибыль, переменные затраты, краткосрочная дебиторская задолженность отражают результаты деятельности в основном за истекший период. Внеоборотные активы, собственный капитал складываются в течение ряда лет и их балансовая оценка может существенно отличаться от текущей, рыночной стоимости. Следовательно, значение результирующих показателей рентабельности может не точно отражать отдачу на вложенный капитал;

существует определенное противоречие между стратегическими  задачами компании и текущими финансовыми  результатами. Так, если компания проводит переоборудование, переходит на новые  виды товаров и услуг, требующих  больших инвестиций, то рентабельность капитала может снижаться. Однако, если затраты в дальнейшем окупятся, то это снижение рентабельности нельзя рассматриваться как негативную характеристику текущей деятельности.


 

  
    Система показателей Pyramid Structure of Rations 
  
    Данная система показателей предложена Британским институтом менеджмента в первую очередь для сравнения показателей деятельности предприятий. Коэффициентом верхнего уровня в системе также является показатель ROI. Исходя из основной идеи системы, показатели формируются на основе отнесения различных позиций к обороту, что ведет к ограничению информативности величин, не зависящих от оборота. 
  
    Система показателей ZVEI  
  
    Система разработана в Германии Центральным Электротехническим союзом промышленности (Zentralverband Еlektrotechnik und Elektronikindustrie). Она представляет собой обширную систему показателей, используемых не только для планирования, но и для анализа во временном аспекте, а также для сравнения разных предприятий. Система ZVEI состоит из двух крупных блоков: анализа роста и структурного анализа.  
  
    Анализ роста исследует важнейшие индикаторы успеха, выраженные в абсолютных величинах, — портфель заказов, оборот, денежный поток и др. 
  
    Структурный анализ исходит, как и система Du Pont, из показателей результативности и риска, разбитых на отдельные группы:

показатели рентабельности;

показатели оборота и  прибыли;

показатели структуры  капитала.


 

     
    Система ZVEI используется, например, для  сравнения нескольких компаний во времени  с выявлением потенциалов роста. Использование системы возможно и в обратном направлении —  для анализа причин постепенного формирования показателей более  высокого порядка. 
  
    Система показателей RL 
  
    Система названа по именам авторов Райхмана и Лахнитта и используется так же, как и предыдущие системы, для целей планирования, анализа и контроля. Центральные величины системы — рентабельность и ликвидность. В системе выделяют общую часть и специальную. 
  
    Общая часть нацелена на результат деятельности компании, полученный от обычной для нее деятельности, и рассматривает компанию вне зависимости от отраслевой принадлежности. Этот результат состоит из производственного результата и результата нехарактерной для компании деятельности. На их основе формируются различные виды показателей рентабельности. Анализ ликвидности опирается на показатели денежного потока и работающего капитала (Working Capital). 
  
    Специальная часть нацелена на анализ специфических отраслевых и структурных особенностей деятельности компании. Основными учитываемыми величинами являются объем продаж, доля переменных и постоянных затрат, маржинальная прибыль. При этом снижение доли постоянных затрат и формирование маржинальной прибыли рассматриваются в многоступенчатой иерархии<*>.  
    

 

 
    <*> Методика многоступенчатого  расчета маржинальной прибыли  (вклада на покрытие) представлена  в статье Гвоздева В.В. «Оценка  экономической эффективности продаж многопродуктовой торговой компании на основе EVA», опубликованной в данном журнале в № 5 за 2005 г. 
 

4.3. Показатели  с ориентацией на стоимость 

 
    Переориентация на максимизацию стоимости  обусловила появление «стоимостных»  технологий управления (Value Based Management), которые в настоящее время  трансформировались в интегрированную  концепцию управления компанией  по стоимости, основанную на фундаментальных  результатах теории корпоративных  финансов и методах стратегического  менеджмента. Цель максимизации стоимости позволила компании превратить разрозненные направления бизнеса, разнородные процессы и разобщенных сотрудников в единое целое, направив каждое звено организационной цепочки к достижению поставленной цели — увеличению стоимости компании. 
  
    Каркасом данной концепции является единство процессов целеполагания стратегического менеджмента с методами количественной оценки финансовых результатов. В процессе реализации данной концепции должно быть взаимоувязано все: анализ достигнутых результатов, процессы целеполагания, планирование деятельности компании, контроль и оценка результативности, а также стимулирование персонала. 
  
    Для оценки степени достижения поставленных целей должны быть подобраны соответствующие показатели финансовых результатов. Сегодня существует достаточно широкий спектр подобных показателей — EVA, СVA, DCF, MVA, SVA и др. Наш журнал неоднократно публиковал статьи по данным показателям. Поэтому в рамках образовательного курса кратко остановимся на показателе, который в настоящее время наиболее востребован финансовыми менеджерам, — экономическая добавленная стоимость EVA (Economic Value Added).  
  
    С экономической точки зрения капитал преумножается, когда экономические выгоды, полученные компанией от использования долгосрочных ресурсов, превышают экономические затраты на их привлечение. Верно и обратное — в случае, если полученные экономические выгоды меньше расчетной величины стоимости капитала, компания фактически растрачивает капитал. Другими словами, компания может быть прибыльна с бухгалтерской точки зрения, но «проедать» свой капитал. Стремление к оценке эффективности использования капитала привело к активному использованию в практике показателя экономической добавленной стоимости. 
  
    Данный показатель позволяет оценить эффект работы менеджмента компании. Так как одной из проблем, которая возникает в управлении стоимостью компании, является сложность использования самой стоимости для оперативного управления бизнесом. Стоимость не всегда отражает исключительно результат работы менеджеров: на нее влияют внешние факторы (например, прогноз развития рынка, поведение инвесторов и т.д.). Именно поэтому для управления стоимостью компании можно использовать показатели на основе экономической добавленной стоимости, которые, с одной стороны, в наибольшей степени коррелируют с рыночной оценкой стоимости, а с другой — могут быть использованы в оперативном управлении компанией. 
  
    Показатель экономической добавленной стоимости EVA (Economic Value Added) может быть рассчитан следующим образом: 
 

Информация о работе Лекции по "Финансовому менеджменту"