Контрольная работа по "Финансовому менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:58, контрольная работа

Краткое описание

А. Привлечение внешнего финансирования для выделенных дочерних фирм, выпускающих выгодную продукцию, для расширения ее выпуска и продаж
Б. Ускоренное банкротство выделяемых дочерних предприятий с имуществом и продукцией, не составляющими коммерческой ценности, при перенесении на них в то же время долгов наиболее активных (в истребовании ими задолженности) кредиторов

Оглавление

Вопрос №1 3
Вопрос №2 10
Вопрос №3 18
Задача 20
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

контрольная работа по финансовому менеджменту.docx

— 87.21 Кб (Скачать)

За рубежом понятия  “слияния” и “поглощения" не имеют такого четкого разграничения, как в нашем законодательстве. Даже сами английские аналоги рассматриваемых  понятий имеют неоднозначное  значение:

Merger - поглощение (путем приобретения ценных бумаг или основного капитала), слияние (компаний);

Acquisition - приобретение (например, акций), поглощение (компании);

Merger and acquisitions - слияния и поглощения компаний.

Поглощение  компании можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия.

Анализируя мировой опыт и систематизируя его, можно выделить следующие основные мотивы слияний  и поглощений компаний (рис.1).

Получение синергетического эффекта. Основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений кроется в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний. Синергетический эффект в данном случае может возникнуть благодаря:

экономии, обусловленной  масштабами деятельности;

комбинирования взаимодополняющих  ресурсов;

финансовой экономии за счет снижения транзакционных издержек;

возросшей рыночной мощи из-за снижения конкуренции (мотив монополии);

взаимодополняемости в области  НИОКР.

 

Рис.1. Основные мотивы слияний и поглощений компаний.

 

Экономия, обусловленная  масштабами, достигается тогда, когда средняя величина издержек на единицу продукции снижается по мере увеличения объема производства продукции. Один из источников такой экономии заключается в распределении постоянных издержек на большее число единиц выпускаемой продукции. Увеличение объема позволяет более эффективно использовать имеющиеся в наличии ресурсы. Однако надо помнить, что существуют определенные пределы увеличения объема производства, при превышении которых издержки на производство могут существенно возрасти, что приведет к падению рентабельности производства.

Слияния и поглощения компаний могут порой обеспечивать экономию, полученную за счет централизации маркетинга, например, через объединение усилий и придание гибкости сбыту, возможности  предлагать дистрибьюторам более широкий ассортимент продуктов, использовать общие рекламные материалы.

Слияние может оказаться  целесообразным, если две или несколько  компаний располагают взаимодополняющими ресурсами. Каждая из них имеет то, что необходимо другой, и поэтому их слияние может оказаться эффективным. Эти компании после объединения будут стоить дороже по сравнению с суммой их стоимостей до слияния, так как каждая приобретает то, что ей не хватало, причем получает эти ресурсы дешевле, чем они обошлись бы ей, если бы пришлось их создавать самостоятельно.

Слияния с целью получить взаимодополняющие ресурсы характерны как для крупных фирм, так и  для малых предприятий. Зачастую объектом поглощения со стороны крупных  компаний становятся малые предприятия, так как они способны обеспечивать недостающие компоненты для их успешного  функционирования. Малые предприятия  создают подчас уникальные продукты, но испытывают недостаток в производственных, технических и сбытовых структурах для организации крупномасштабного  производства и реализации этих продуктов. Крупные компании, чаще всего, сами в состоянии создать необходимые  им компоненты, но можно гораздо  дешевле и быстрее получить к  ним доступ, осуществив слияние с  компанией, которая их уже производит.

Мотив монополии. Порой при слиянии, прежде всего, горизонтального типа, решающую роль играет (гласно или негласно) стремление достичь или усилить свое монопольное положение. Слияние в данном случае дает возможность компаниям обуздать ценовую конкуренцию: цены из-за конкуренции могут быть снижены настолько, что каждый из производителей получает минимальную прибыль. Однако антимонопольное законодательство ограничивает слияния с явными намерениями повысить цены. Иногда конкуренты могут быть приобретены и затем закрыты, потому что выгоднее выкупить их и устранить ценовую конкуренцию, чем опустить цены ниже средних переменных издержек, заставляя всех производителей нести существенные потери.

Выгоды от слияния могут  быть получены в связи с экономией  на дорогостоящих работах по разработке новых технологий и созданию новых видов продукции, а также на инвестициях в новые технологии и новые продукты. Одна фирма может иметь выдающихся исследователей, инженеров, программистов и т.д., но не обладать соответствующими производственными мощностями, сетью реализации, необходимыми для извлечения выгоды от новых продуктов, которые ими разрабатывались. Другая компания может иметь превосходные каналы сбыта, но ее работники лишены необходимого творческого потенциала. Вместе же обе компании способны плодотворно функционировать. Через слияния могут быть также соединены передовые научные идеи и денежные средства, необходимые для их реализации.

Молодые передовые в технологическом  отношении отрасли, связанные с  производством и использованием наукоемкой продукции, технологических  новинок, сверхсложной техники, становятся главной сферой интересов слияний.

Повышение качества управления. Устранение неэффективности.

При желании всегда можно  найти компании, в которых возможности  снижения затрат и повышения объемов  продаж и прибыли остаются не до конца использованными, компании, страдающие от недостатка таланта или мотивации  руководителей, т.е. компании, имеющие  неэффективный аппарат управления. Такие компании становятся естественными  кандидатами на поглощение со стороны  фирм, имеющих более эффективные  системы управления. В некоторых  случаях “более эффективное управление”  может означать просто необходимость  болезненного сокращения персонала  или реорганизации деятельности компании.

Практика подтверждает, что  объектами поглощений, как правило, оказываются компании с невысокими экономическими показателями. Исследования показывают, что в поглощенных  компаниях фактические нормы  доходности были относительно низкими  в течение нескольких лет до их присоединения к другим фирмам.

Налоговые мотивы. Действующее налоговое законодательство стимулирует порой слияния и поглощения, результатами которых являются снижение налогов или получение налоговых льгот. Например, высокоприбыльная фирма, несущая высокую налоговую нагрузку, может приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы для созданной корпорации в целом.

У компании может иметься  потенциальная возможность экономить  на налоговых платежах в бюджет благодаря  налоговым льготам, но уровень ее прибылей недостаточен, чтобы реально  воспользоваться этим преимуществом.

Диверсификация  производства. Возможность использования  избыточных ресурсов. Очень часто причиной слияний и поглощений является диверсификация в другие виды бизнеса. Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно и работникам данной компании, и поставщикам, и потребителям (через расширение ассортимента товаров и услуг).

Мотивом для слияния может  стать появление у компании временно свободных ресурсов. Допустим, она  действует в отрасли, находящейся  в стадии зрелости. Компания создает  крупные потоки денежных средств, но располагает незначительным выбором  привлекательных инвестиционных возможностей. Поэтому часто подобные компании используют образовавшиеся излишки  денежных средств для проведения слияний. В противном случае они  сами могут стать объектом поглощения другими фирмами, которые найдут применение избыточным денежным средствам.

Этот мотив связан с  надеждами на изменение структуры  рынков или отраслей, с ориентацией  на доступ к новым важным ресурсам и технологиям.

Разница в рыночной цене компании и стоимости  ее замещения. Зачастую проще купить действующее предприятие, чем строить новое. Это целесообразно тогда, когда рыночная оценка имущественного комплекса целевой компании (компании-мишени) значительно меньше стоимости замены ее активов.

Разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения  возникает из-за несовпадения рыночной и балансовой стоимости приобретаемой  фирмы. Рыночная стоимость фирмы  базируется на ее способности приносить  доходы, чем и определяется экономическая  ценность ее активов. Если говорить о  справедливой оценке, то именно рыночная, а не балансовая стоимость будет  отражать экономическую ценность ее активов, а, как показывает практика, рыночная стоимость очень часто  оказывается меньше балансовой (инфляция, моральный и физический износ  и т.п.).

Разница между ликвидационной и текущей  рыночной стоимостью (продажа “вразброс”). Иначе этот мотив можно сформулировать следующим образом: возможность “дешево купить и дорого продать”. Нередко ликвидационная стоимость компании выше ее текущей рыночной стоимости. В этом случае фирма, даже при условии приобретения ее по цене несколько выше текущей рыночной стоимости, в дальнейшем может быть продана “вразброс”, по частям, с получением продавцом значительного дохода (если активы фирмы могут быть использованы более эффективно при их продаже по частям другим компаниям, имеет место подобие синергии и синергетического эффекта). В целом если придерживаться точки зрения целесообразности, то ликвидация должна иметь место тогда, когда экономические приобретения перевешивают экономические потери.

реорганизация реструктуризация дробление

Личные  мотивы менеджеров. Стремление увеличить  политический вес руководства компании. Безусловно, что деловые решения относительно слияния и поглощения компаний основываются на экономической целесообразности. Однако есть примеры, когда подобные решения базируются скорее на личных мотивах управляющих, чем на экономическом анализе. Это связано с тем, что руководители компаний любят власть и претендуют на большую оплату труда, а границы власти и заработная плата находятся в определенной связи с размерами корпорации. Так, стремлению к увеличению масштабов компаний способствовало применение опционов как средства долгосрочного поощрения. Эти опционы составляли значительную часть оплаты менеджеров и были привязаны к стоимости капитала руководимой ими компании. В связи с этим существуют прямые стимулы использовать прибыль на приобретение все новых активов в любых сферах бизнеса.

Иногда причиной слияния  компаний является самоуверенность  руководителей, считающих, что предполагаемая сделка совершенна. Они проникаются  азартом охоты, на которой добыча должна быть настигнута любой ценой. В итоге такие покупатели очень  дорого платят за свои приобретения.

Помимо традиционных мотивов  интеграции могут встречаться и  специфические. Так, слияния для  российских компаний представляют собой  один из немногих способов противостояния экспансии на российский рынок более  мощных западных конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Верно ли следующее  утверждение: реструктуризация предприятия  означает его реорганизацию?

А. Да

Б. Нет

В. Нельзя сказать определенно

 

Ответ: 

Б. Нет

 

Понятия «реструктуризация» и «реорганизация» содержательно существенно различаются. Реструктуризация предприятия предполагает инициативную самостоятельную экономическую деятельность, осуществляемую за счет собственных и/или заемных средств в интересах достижения рентабельности производства.

Реорганизация неплатежеспособного предприятия сводится к его структурному преобразованию и переустройству, что предусматривает прекращение в обязательном порядке хозяйственной деятельности, как правило, без ликвидации имущественного комплекса, с последующей регистрацией нового юридического лица. Реорганизация преследует цели изменения структуры капитала (при четком разграничении ответственности собственников и менеджеров предприятия), развития механизмов корпоративного управления, повышения инвестиционной привлекательности организации и т.д. Процесс реорганизации предприятия, направленный, в том числе на реализацию мер по его финансовому оздоровлению, осуществляется по решению собственников в случае признания предприятия банкротом, а также по решению федеральных антимонопольных органов власти (если организация занимает доминирующее положение). Формами реорганизации (согласно действующему законодательству) являются слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование, которые различаются особенностями перехода прав и обязанностей к вновь созданному юридическому лицу и считаются завершенными с момента государственной регистрации нового предприятия (за исключением присоединения).

Таким образом, в отличие  от реструктуризации реорганизация  предприятия предусматривает в  первую очередь его ликвидацию и  создание нового юридического лица.

Главными задачами реструктуризации неплатежеспособных предприятий являются:

- достижение определенных социально-экономических целей; основным остается финансовое оздоровление, осуществляемое одновременно с совершенствованием системы управления, повышением производительности труда, снижением издержек производства и внедрением новых технологий;

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому менеджменту"