Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:25, реферат
Рассмотрение различных банковских систем позволило сформулировать основные признаки современной банковской системы.
Банк - это автономное, независимое, коммерческое предприятие. Это главное, что следует выделить для понимания его сущности. Конечно, банк - это не завод, не фабрика, но у него, как у любого предприятия, есть свой продукт. Продуктом банка являются, прежде всего, формирование платежных средств (денежной массы), а также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций, управления имуществом. Деятельность банка носит производительный характер.
• Постановка целей в соответствии
с принципами SMART (
• Ограниченное количество целей (как правило, не более 3-5)
• Правильное понимание сотрудниками поставленных им целей
• Наличие механизмов корректировки целей во времени
• Наличие действующей системы обратной связи
• Подкрепление целей требующимися для достижения ресурсами
• Наделение исполнителя
Соблюдение этих принципов позволит
ввести четкие и прозрачные «правила
игры» для большинства
Основы планово-бюджетной системы
Принципы декомпозиции целей, положенные в основу построения дерева целей, в полной мере могут быть использованы при разработке структуры планов и бюджетов (Рисунок 5).
Рисунок 5.
Подобие структур целей, планов и бюджетов
позволяет банку выстроить
Распределение ресурсов между подразделениями
становится более прозрачным, поскольку
каждый бюджет имеет однозначную
привязку к подразделению банка
и целевым образом направлен
на достижение определенной цели с
постатейной фиксацией
Рисунок 6.
Анализ исполнения бюджетов позволяет контролировать не только результативность, но эффективность достижения целей, соотнося их с произведенными затратами.
Послесловие
Описанные выше элементы нацелены на
мобилизацию и объединение
Одним из основных инициаторов и источников измений банка, требующим высокой скорости реакции на свои потребности, является система управления продуктовым портфелем банка. О том как она должна быть организована для обеспечения банку сильной конкурентной позиции мы поговорим в третьей части этой статьи.
Стратегия роста коммерческого банка (компании) может быть обеспечена как за счет внутренних, так и за счет внешних программ и проектов. Внутренние программы обеспечивают создание дополни-тельной прибыли банка за счет внедрения новых технологий, новых продуктов, управленческих и иных решений в существующем банке. К внешним программам можно отнести слияния и поглощения. Поглощение – это процесс, характеризуемый тем, что банк (объект поглощения) прекращает свое существование, а банк-покупатель приобретает его активы и обязательства.
Слияние процесс, характеризуемый объединением двух или более юридических лиц (банков, компаний) в одно юридическое лицо. При этом объединяющиеся банки прекращают свое существо-вание, а их активы и обязательства переходят на баланс нового соз-даваемого юридического лица. Существуют три основные причины слияний: стремление по-лучить синергетический эффект, минимизация налогов, выгоды от операций на рынке ценных бумаг.
Эффект синергии проявляется в росте стоимости двух (не-скольких) объединенных банков (то есть взаимодополняющее дей-ствие активов двух или нескольких банков, совокупный результат которого превышает суммарный результат отдельно работающих на рынке структур). Создание дополнительной стоимости банка (ком-пании) как результат синергетического эффекта складывается из операционной и финансовой синергий. Финансовая синергия – это дополнительная стоимость, возникающая в результате диверсифи-кации рисков и видов деятельности, возможностей повышения лик-видности и привлечения долгового финансирования. Операцион-ная синергия – это дополнительная стоимость от слияния ресурсов и зависит от вида слияния. В современной мировой практике различают горизонтальное и вертикальное слияние и функциональную интеграцию. Горизонтальное слияние осуществляется в одной сфере биз-неса, с целью увеличения доли на рынке и снижения себестоимости (два банка). Вертикальное слияние осуществляется между звеньями одной цепочки поставщиков и потребителей. Функцио-нальная интеграция предполагает слияние банков с целью защиты от сезонных изменений на рынке (банк и страховая компания). В банковском бизнесе преобладают горизонтальные и функцио-нальные слияния. Минимизация налогов обеспечивается за счет перераспределе-ния добавочной стоимости между частным сектором и государст-венным. Выгоды от операций на рынке ценных бумаг возникают, если поглощающий банк приобретает банк с недооцененными акциями.
Кроме перечисленных причин слияния и поглощения кредит-ных организаций (компаний), можно также назвать диверсификацию, покупку с последующей распродажей купленной кредитной организа-ции (компании) по частям с прибылью, личные мотивы менеджеров.
Слияния и поглощения относятся
к очень трудным управлен-
• лишь в 23% случаев слияния оправдывают понесенные на них
затраты;
• при объявлении о предстоящем слиянии курс акций растет не
более чем на 30%;
• в поглощенных компаниях 47% топ-менеджеров увольняются в
течение года после сделки, а 75% – в течение трех лет;
• в 70% случаев не достигается запланированный синергетический
эффект;
• в течение первых трех-четырех месяцев после объединения про-изводительность труда персонала снижается почти на полови-ну;исполнительные директора и менеджеры по финансам про-должают называть проблемы с персоналом и корпоративной куль-турой в числе наиболее существенных причин провала слияний;
• топ-менеджеры оценивают финансовые результаты объединив-
шихся компаний как посредственные.
Причины неудачных сделок (слияний)
1. несовместимость
2. различия в управленческой практике;
3. недооценка трудностей, возникающих при слиянии двух кор-поративных культур и систем ценностей;
4. проблемы постобъединительного периода;
5. «человеческий фактор».
Самой сложной проблемой является интеграция корпоративных
культур.
Модели слияний
• Модель, основанная на личном опыте топ-менеджеров, не
предназначенная для оглашения или распространения («нефикси-руемый опыт»);
• Модель – «зафиксированный опыт», представленная в виде
изложенных на бумаге процедур или рекомендаций по проведению
слияний и после него. Рекомендации: по формированию организацион-ной структуры новой компании и унификации различных элементов хо-зяйственного механизма, в частности, принципы оплаты труда, систе-мы льгот и компенсаций, процедуры отбора и найма новых работ-ников, должностные инструкции для различных категорий персонала.
Информация о работе Коммерческий банк и его роль в экономике