Формирование и управление оптимальным размером запасов товарно-материальных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности запасов, классификации затрат, связанных с созданием и хранением запасов и основные этапы политики управления запасами.

В данной работе была поставлена задача, рассмотреть политику управления запасами на конкретном предприятии ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский», провести анализ, на основе которого сделать выводы об эффективности выбранной политики управления запасами, а также выдвинуть свои предложения по совершенствованию применяемой политики.

Большое значение для эффективного финансового управления имеет анализ статьи «Материально-производственные запасы» бухгалтерского баланса предприятия. Запасы могут иметь значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Это может свидетельствовать о том, что предприятие испытывает затруднения со сбытом своей продукции, что, в свою очередь, может быть обусловлено низким качеством продукции, нарушением технологии производства и выбором неэффективных методов реализации, недостаточным изучением рыночного спроса и конъюнктуры. Нарушение оптимального уровня МПЗ приводит к убыткам в деятельности компании, поскольку увеличивает расходы по хранению запасов, отвлекает из оборота ликвидные средства, увеличивает опасность обесценения запасов и снижение их потребительских качеств, приводит к потере клиентов, если это вызвано нарушением каких-либо характеристик готовой продукции. Таким образом, вопросы определения и поддержания оптимального объема запасов являются важным разделом финансового менеджмента.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Основы управления запасами
1.1 Понятия, виды запасов и необходимость в их создании……………………..6
1.2 Управление запасами и ее элементами. Необходимость управления запасами…………………………………………………………………………10
1.3 Затраты связанные с созданием и хранением материальных запасов………16
1.4 Оценка и учет материальных запасов…………………………………………18
1.4.1 Объекты оценки материально-производственных запасов………...18
1.4.2 Факторы влияющие на оценку запасов……………………………...18
1.4.3 Требования к оценке запасов………………………………………...20
1.4.4 Приемы и системы оценки запасов………………………………….20
Глава 2. Управление запасами на ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»
2.1 Характеристика предприятия………………………………………………….26
2.2 Политика управления запасами на предприятии (этапы политики управления)…………………………………………………………………………28
2.2.1 Анализ запасов в предшествующем периоде………………………….28
2.2.2 Определение целей формирования запасов…………………………...32
2.2.3 Оптимизация размера основных групп текущих запасов…………….33
2.2.4 Оптимизация общей суммы запасов, включаемых в состав оборотных активов………………………………………………………………………………35
2.2.5 Обеспечение высокой оборачиваемости и эффективности форм движения запасов…………………………………………………………………...37
2.2.6 Обоснование учетной политики оценки запасов……………………...38
2.2.7 Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии………………………………………………………………………...38
Глава 3. Совершенствование политики управления запасами…………….41
Выводы и предложения………………………………………………………......45
Список использованной литературы…………………………………………..47
Приложения
Бухгалтерский баланс на 2005г…………………………………………………..49
Бухгалтерский баланс на 2006г…………………………………………………..52
Данные по предприятию, используемые для анализа запасов…………………55

Файлы: 1 файл

Курсовая ФМ.doc

— 491.50 Кб (Скачать)
  • затраты на содержание заготовительно-складского аппарата, складов и кладовых, в том числе расходы по охране ценностей;
  • затраты на оплату счетов (фрахта) за перевозку ценностей до склада всеми видами транспорта со всеми дополнительными сборами;
  • затраты на разгрузку и распаковку на складах прибывших ценностей;
  • проценты по заемным средствам, уплаченные на дату оприходования и определения стоимости поступивших ценностей;
  • проценты по кредитам поставщиков при отсрочке оплаты расчетных документов под ценности (коммерческий кредит), включая проценты по векселям и возмещаемые банку расходы по использованию векселей;
  • таможенные платежи;
  • налоги и сборы, уплачиваемые при приобретении ценностей в соответствии с действующим законодательством;
  • наценки, комиссионные вознаграждения, уплаченные биржам, снабженческим, внешнеэкономическим и другим аналогичным организациям и лицам за посредничество;
  • потери от убыли ценностей в пути и на складах сверх норм естественной убыли, когда виновники не установлены;
  • расходы по таре и упаковке однократного использования;
  • расходы по обязательному страхованию ценностей в соответствии с установленным порядком;
  • отчисления в резерв по добровольному страхованию имущества и работников предприятия в установленном порядке;
  • другие расходы, связанные с приобретением ценностей.

     Расходы по заготовке и доставке ценностей  могут учитываться непосредственно  в стоимости ценностей, с приобретением  которых они связаны, либо обособленно. При отдельном учете они могут  включаться в стоимость ценностей прямым способом либо косвенным. В последнем случае расходы распределяются по видам ценностей пропорционально стоимости их приобретения, количеству или дугой базе, установленной предприятием в соответствии с отраслевыми нормативными документами.

     3. Затраты на доведение ТМЦ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях – это расходы по доработке и улучшению технических характеристик полученных ценностей, не связанные с производственным процессом. К ним также относятся расходы по ремонту собственной тары. Эти расходы включаются в стоимость ценностей напрямую или в порядке, установленном для распределения расходов по заготовке и доставке ценностей.

     При изготовлении ТМЦ силами предприятия  их себестоимость определяется в  размере фактических затрат, связанных с производством данных ценностей. Готовая продукция, выпущенная предприятием, может оцениваться как по полной себестоимости производства, так и в размере прямых статей затрат.

     Оценка  материалов при использовании  на производство продукции и выполнение работ и услуг. Оценка сырья и материалов при их использовании в производственном процессе является производной от оценки остатков материалов на конец отчетного периода. На практике используют следующие методы оценки:

     - средневзвешенных цен (средней оценки);

     - стоимости последних закупок  (метод ЛИФО);

     - стоимости первых закупок (метод  ФИФО);

     - нормативных затрат;

     - трансфертных цен.

     Материально-производственные ресурсы, используемые предприятием в  особом порядке, или ресурсы, которые не могут обычным образом заменить друг друга, оцениваются по себестоимости каждой единицы запасов. 

     Таблица 1

Методы  оценки материальных запасов [6] 

Название  метода Содержание  метода Порядок расчета
Средневзвешенных  цен Устанавливается средняя цена для данного учетного периода по каждому наименованию МЗ Находит частное  отделения общей себестоимости  запасов определенного вида на их количество (на начало отчетного периода  и поступивших в этом периоде)
Метод ЛИФО Оценка по себестоимости  последних по времени приобретения запасов Запасы рассчитываются по фактической себестоимости ранних по времени приобретения партий, а  себестоимость реализации продукции  – по себестоимости поздних партий
Метод ФИФО Оценка по себестоимости  последних по времени приобретения запасов Запасы оцениваются  по фактической себестоимости последних  по времени приобретения партий, а  себестоимость реализации продукции  – по себестоимости ранних партий
Нормативных затрат Устанавливается нормативная стоимость каждого  наименования материалов Рассчитывают  на основе стандартов, включающих целевые  затраты, планируемые в начале отчетного  периода, и показывающих будущую  стоимость материалов
Трансфертных  цен Принимается цена, используемая для определения стоимости  продукции, полуфабрикатов, передаваемых одним центром ответственности другому 1. Рыночная цена  – устанавливают органы управления  предприятия, ориентируясь на  внешние рыночные цены

2. Затратная  цена – рассчитывают на основе  стандартной или фактической  себестоимости продукции

 

     Общая стоимость используемых в производстве сырья и материалов в данном отчетном периоде определяется по каждому виду ценностей путем умножения средней цены их приобретения на соответствующее количество.

     Учет  потерь на складах проводится путем полной или текущей инвентаризации и выявления соответствия фактического запаса учетным регистрам. Во время проведения полной инвентаризации склад свою работу прекращает, а при текущей инвентаризации производственный процесс не нарушается. Выявленные отклонения подробно анализируются и после принятия решения списываются на соответствующие статьи в зависимости от причин возникновения расхождений.

     Учет  затрат на транспортировку определяется учетной политикой предприятия. Может быть принят один из следующих вариантов:

  • затраты рассматриваются как прямые и непосредственно относятся на объекты;
  • расходы распределяются в зависимости от стоимости, массы и других показателей, если плата за доставку относится к нескольким видам ценностей;
  • затраты относятся к общезаводским накладным расходам, затем распределяются в рамках общепроизводственных расходов.

     Учет  затрат на перемещение  материалов также может осуществляться несколькими способами:

  • данные расходы включаются в стоимость материалов, но предварительно устанавливается отдельная норма расходов на перемещение;
  • устанавливается норма расходов на перемещение в зависимости от массы материалов;
  • затраты включаются в общезаводские накладные расходы и распределяются вместе с общепроизводственными расходами;
  • при незначительных размерах затрат они относятся к общепроизводственным накладным расходам.
 
 

Глава 2   Управление запасами на ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»

2.1 Характеристика предприятия

     ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский" - старейшее предприятие России. Их целью является обеспечение потребителей качественной и полезной продукцией. Они  выпускают не только хорошо известные сорта конфет и шоколада, такие как: "Белочка", "Мишка на севере", "Петушок - золотой гребешок", но и постоянно расширяют ассортимент. Качество их продукции неоднократно отмечалось на международных конкурсах и выставках. Шоколад, конфеты, карамель, подарочные наборы конфет удовлетворят даже самый изысканный вкус.  Их сбытовая сеть торговых домов неоднократно отмечалась как одна из самых развитых на рынке.

     3 декабря 2002 года ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский", являющаяся производителем более чем 250 видов высококачественного шоколада, конфет, карамели, среди которых бренды "Бабаевский", "Вдохновение", "Визит" получило сертификат системы качества на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001-2001.

     Сертификация  системы качества предприятий на соответствие международным стандартам ИСО 9001 получила широкое распространение  в мировой практике, поскольку  свидетельствует о возможности  предприятия обеспечить стабильный выпуск качественной и безопасной продукции. Правительство Российской Федерации (постановление от 2 февраля 1998 года №113) рекомендовало предпочтительное размещение госзаказов на тех предприятиях, которые имеют сертификаты на системы качества.

     Настоящий сертификат удостоверяет, что система  менеджмента качества применительно  к проектированию, разработке и производству кондитерских изделий: шоколада, конфет, карамели, шоколадных полуфабрикатов, какао порошка и этикеток собственного производства соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2001).

     Получив такой сертификат, производитель  гарантирует высокое качество сырья, используемого для производства кондитерских изделий, выполнение самых  высоких требований на всех производственных и технологических уровнях, и как результат - отличное качество готовой продукции.

     Два века качества. Это девиз ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский", с которым  концерн вошел в XXI век - век качества и высоких технологий.

     Секрет  успеха и стабильности рыночных позиций концерна, куда входят сегодня, помимо московских фабрик "Бабаевская", Сормовская кондитерская, Новосибирская шоколадная фабрики и "Южуралкондитер" в том, что предприятие, выпускающее качественную продукцию, во главу угла ставит заботу о работающих на нем людях.

     Продукция "Кондитерского концерна Бабаевский" расходится по всей России и ближнему зарубежью, потому что это качественная продукция, в десятках городов концерн  открыл торговые дома, фирменные магазины. В Москве, помимо оптовых, на улице Красной сосны с недавних пор работает мелкооптовый магазин, что очень удобно тем, кто торгует небольшими партиями бабаевских сладостей.

     В 2006 году в кондитерской отрасли сохранялась тенденция роста производства, которая наблюдается с 1997 года. Объем выпуска кондитерских изделий в прошлом году в целом по России вырос на 8,8 % по сравнению с 2004 годом и составил 1952 тыс. рублей. Самым динамично развивающимся в обществе был сектор производства шоколада.

     В планах будущей деятельности предприятия  – укрепление позиций на рынке в составе объединения кондитерских предприятий Группы Гута, поддержание высокого качества производимой продукции, выход на товарные рынки Европы и других зарубежных стран, освоение и выпуск новых видов продукции под брэндом «Бабаевский».  
 

2.2 Политика управления  запасами (Этапы политики  управления) 

     Политика  управления запасами представляет собой  часть политики управления оборотными активами, которая направлена на оптимизацию  размера и структуры запасов  ТМЦ, снижение затрат по их обслуживанию, создание системы эффективного контроля за их движением. Разработка политики управления запасами ТМЦ реализуется в следующей последовательности.

2.2.1 Анализ запасов  в предшествующем  периоде (1 этап)

     На  первой стадии рассматриваются показатели общей суммы запасов, - а именно: темпы ее динамики, удельный вес в объеме оборотных активов.

     Определим удельный все запасов в объеме оборотных активов (по данным баланса).

     2005 г                                                                    2006 г

     на  нач. 995184 – 100%                                        на нач. 1254306 – 100%

                  296886 – Х%                                                        308222 – Х%

                  Х = 29,8 = 30 %                                                    Х = 24,57 = 25%

     на  кон. 1254306 – 100%                                      на кон. 1393553 – 100%

                  308222 – Х%                                                        302841 – Х%

                  Х = 24,57 = 25%                                                   Х = 21,7 = 22%

     В 2005 г. удельный вес запасов в объеме оборотных активов уменьшился на 5%, а в 2006 г. – на 3%. Это говорит о том, что в 2006 г. у предприятия было больше затруднений со сбытом своей продукции по сравнению с предшествующим периодом.

     На  второй стадии анализа изучается структура запасов в разрезе их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания их размера.

     Таблица 2

     Структура запасов

Информация о работе Формирование и управление оптимальным размером запасов товарно-материальных ценностей