Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 21:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности запасов, классификации затрат, связанных с созданием и хранением запасов и основные этапы политики управления запасами.
В данной работе была поставлена задача, рассмотреть политику управления запасами на конкретном предприятии ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский», провести анализ, на основе которого сделать выводы об эффективности выбранной политики управления запасами, а также выдвинуть свои предложения по совершенствованию применяемой политики.
Большое значение для эффективного финансового управления имеет анализ статьи «Материально-производственные запасы» бухгалтерского баланса предприятия. Запасы могут иметь значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Это может свидетельствовать о том, что предприятие испытывает затруднения со сбытом своей продукции, что, в свою очередь, может быть обусловлено низким качеством продукции, нарушением технологии производства и выбором неэффективных методов реализации, недостаточным изучением рыночного спроса и конъюнктуры. Нарушение оптимального уровня МПЗ приводит к убыткам в деятельности компании, поскольку увеличивает расходы по хранению запасов, отвлекает из оборота ликвидные средства, увеличивает опасность обесценения запасов и снижение их потребительских качеств, приводит к потере клиентов, если это вызвано нарушением каких-либо характеристик готовой продукции. Таким образом, вопросы определения и поддержания оптимального объема запасов являются важным разделом финансового менеджмента.
Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Основы управления запасами
1.1 Понятия, виды запасов и необходимость в их создании……………………..6
1.2 Управление запасами и ее элементами. Необходимость управления запасами…………………………………………………………………………10
1.3 Затраты связанные с созданием и хранением материальных запасов………16
1.4 Оценка и учет материальных запасов…………………………………………18
1.4.1 Объекты оценки материально-производственных запасов………...18
1.4.2 Факторы влияющие на оценку запасов……………………………...18
1.4.3 Требования к оценке запасов………………………………………...20
1.4.4 Приемы и системы оценки запасов………………………………….20
Глава 2. Управление запасами на ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»
2.1 Характеристика предприятия………………………………………………….26
2.2 Политика управления запасами на предприятии (этапы политики управления)…………………………………………………………………………28
2.2.1 Анализ запасов в предшествующем периоде………………………….28
2.2.2 Определение целей формирования запасов…………………………...32
2.2.3 Оптимизация размера основных групп текущих запасов…………….33
2.2.4 Оптимизация общей суммы запасов, включаемых в состав оборотных активов………………………………………………………………………………35
2.2.5 Обеспечение высокой оборачиваемости и эффективности форм движения запасов…………………………………………………………………...37
2.2.6 Обоснование учетной политики оценки запасов……………………...38
2.2.7 Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии………………………………………………………………………...38
Глава 3. Совершенствование политики управления запасами…………….41
Выводы и предложения………………………………………………………......45
Список использованной литературы…………………………………………..47
Приложения
Бухгалтерский баланс на 2005г…………………………………………………..49
Бухгалтерский баланс на 2006г…………………………………………………..52
Данные по предприятию, используемые для анализа запасов…………………55
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Кемеровский
Государственный
Экономический факультет
Кафедра
«Финансы и кредит»
Курсовая работа
По дисциплине «Финансовый менеджмент»
На тему: «Формирование и управление оптимальным размером запасов товарно-материальных ценностей»
Вариант
9
Кемерово 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основы управления запасами
Глава 2. Управление запасами на ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»
2.1 Характеристика
предприятия…………………………………………………
2.2 Политика
управления запасами на
2.2.1 Анализ запасов в
2.2.2 Определение целей формирования запасов…………………………...32
2.2.3 Оптимизация размера основных групп текущих запасов…………….33
2.2.4
Оптимизация общей суммы
2.2.5
Обеспечение высокой
2.2.6 Обоснование учетной политики оценки запасов……………………...38
2.2.7
Построение эффективных систем
контроля за движением запасов
на предприятии…………………………………………
Глава 3. Совершенствование политики управления запасами…………….41
Выводы
и предложения……………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..47
Приложения
Бухгалтерский баланс на 2005г…………………………………………………..49
Бухгалтерский баланс на 2006г…………………………………………………..52
Данные
по предприятию, используемые для анализа
запасов…………………55
Введение
Запасы
различного рода играют важнейшую роль
при функционировании любой экономической
системы и возникают
Ни
одно производственное предприятие
не может существовать без материально-
В качестве материально-производственных запасов принимаются активы: используемые при производстве продукции (выполнение работ, оказание услуг), предназначенной для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты); предназначенные для продажи (готовая продукция и товары); используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части).
Основная
часть материально-
Управление запасами направленно на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала.
Политика управления запасами представляет собой часть политики управления оборотными активами, которая направлена на оптимизацию размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, снижение затрат на их обслуживание, создание системы контроля за их движением. Разработка политики управления запасами предусматривает такие этапы, как анализ товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде; определение целей формирования запасов; оптимизацию размера основных видов текущих запасов; оптимизацию всей суммы товарно-материальных ценностей организации; формирование эффективной системы контроля за движением запасов в организации.
Задача управления запасами возникает, когда необходимо создать запас материальных ресурсов или предметов потребления с целью удовлетворения спроса на заданном интервале времени (конечном или бесконечном). Для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования практически любой организации необходимо создание запасов. В любой задаче управления запасами требуется определять количество заказываемой продукции и сроки размещения заказа. Спрос можно удовлетворить путём однократного создания запаса на весь рассматриваемый период времени или посредством создания запаса для каждой единицы времени этого периода. Эти два случая соответствуют избыточному запасу (по отношению к единице времени) и недостаточному запасу (по отношению к полному периоду времени).
При избыточном запасе требуется более высокие удельные (отнесённые к единице времени) капитальные вложения, но дефицит возникает реже и частота размещения заказов меньше. С другой стороны, при недостаточном запасе удельные капитальные вложения снижаются, но частота размещения заказов и риск дефицита возрастает. Для любого из указанных крайних случаев характерны значительные экономические потери. Таким образом, решения относительно размера заказа и момента его размещения могут основываться на минимизации соответствующей функции общих затрат, включающих затраты, обусловленные потерями от избыточного запаса и дефицита.
Целью
курсовой работы является рассмотрение
сущности запасов, классификации затрат,
связанных с созданием и
В данной работе была поставлена задача, рассмотреть политику управления запасами на конкретном предприятии ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский», провести анализ, на основе которого сделать выводы об эффективности выбранной политики управления запасами, а также выдвинуть свои предложения по совершенствованию применяемой политики.
Большое
значение для эффективного финансового
управления имеет анализ статьи «Материально-производственные
запасы» бухгалтерского баланса предприятия.
Запасы могут иметь значительный удельный
вес не только в составе оборотных активов,
но и в целом в активах предприятия. Это
может свидетельствовать о том, что предприятие
испытывает затруднения со сбытом своей
продукции, что, в свою очередь, может быть
обусловлено низким качеством продукции,
нарушением технологии производства и
выбором неэффективных методов реализации,
недостаточным изучением рыночного спроса
и конъюнктуры. Нарушение оптимального
уровня МПЗ приводит к убыткам в деятельности
компании, поскольку увеличивает расходы
по хранению запасов, отвлекает из оборота
ликвидные средства, увеличивает опасность
обесценения запасов и снижение их потребительских
качеств, приводит к потере клиентов, если
это вызвано нарушением каких-либо характеристик
готовой продукции. Таким образом, вопросы
определения и поддержания оптимального
объема запасов являются важным разделом
финансового менеджмента.
Глава
1. Теоретические
основы управления запасами.
1.1
Понятия, виды
запасов и необходимость
в их использовании.
Товарно-материальный запас — это запас какого-либо ресурса или предметов, используемых в организации. [1]
Система управления товарно-материальными запасами — это совокупность правил и способов регулирования, с помощью которых можно контролировать уровни запасов и определять, какие уровни следует поддерживать, какой запас следует пополнять и каким должен быть объем заказа.
Запасы
различного рода играют важнейшую роль
при функционировании любой экономической
системы и возникают
Материальные запасы подразделяются на товарные и производственные.
Товарные запасы – это готовая продукция у поставщиков (сбытовая), на складах и базах (складская).
Производственные запасы - это запасы, уже находящиеся у потребителей, но еще не вступившие в процесс переработки. Производственные запасы, как правило подразделяют на сырье, готовую продукцию, вспомогательные материалы, незавершенное производство. [1]
С другой точки зрения запасы можно классифицировать на расходные и резервные.
Расходные предназначены для обеспечения потребностей производства при несовпадении сроков и размеров поступления и потребления ресурсов.
Резервные должны удовлетворять потребности к пику продаж, страховать от задержек и срыва поставок, учитывать возможность чрезвычайного обстоятельства (мобилизационный запас).
Иногда дополнительно определяют запас, находящийся в пути между звеньями системы или фазами производства.
В сервисных системах товарно-материальный запас обычно составляют товары, предназначенные для продажи, а также вспомогательные материалы, необходимые для процесса предоставления услуг.
Все фирмы хранят определенный запас товарно-материальных ценностей. При этом они руководствуются следующими соображениями [2]:
- обеспечение независимости своей производственной деятельности. Запас материалов на некотором рабочем месте обеспечивает определенную гибкость в производстве. Например, в связи с неизбежностью затрат времени на переналадку для каждого нового изделия, наличие товарно-материального запаса позволяет сократить потери времени;
- независимость рабочих мест желательна и на сборочных линиях. Время, которое требуется на выполнение идентичных операций, естественно, меняется от одного изделия к другому. Поэтому на рабочем месте желательно иметь запас из нескольких деталей, чтобы при превышении плановой нормы времени на выполнение операции конкретной деталью можно было из запаса деталей скомпенсировать такую задержку обработки. Это обеспечит высокое постоянство производительности;
- необходимость учета колебаний спроса на продукцию. Если спрос на продукцию известен точно, ее можно производить в точном соответствии с этим спросом (хотя это и не всегда экономически оправдано). Однако, обычно спрос невозможно определить абсолютно точно и поэтому, чтобы сгладить колебания спроса, необходимо поддерживать определенный резервный, или буферный, запас готовой продукции;