Формирование дивидендной политики организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в необходимости создания на современных российских предприятиях эффективной дивидендной политики для поддержания финансовой устойчивости предприятия на достаточном уровне, дальнейшего развития и инвестиционной привлекательности. Дивидендная политика является неотъемлемой частью структуры управления компанией.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3 стр.

Глава 1 Теоретические основы дивидендной политики предприятия……...……………………………………………………….…5стр.

1.1 Теория дивидендной политике.…………………………….….5стр.

1.2 Сущность, значение и типы дивидендной политики.………….7стр.

Глава 2 Дивидендные выплаты.………………………………………...…15стр.

2.1. Виды дивидендных выплат и их источники. …………………..15стр.

2.2. Расчет и порядок выплаты дивидендов …………………………….18стр.

Глава 3 Анализ дивидендной политике ОАО «Навигатор»…………….22стр.

3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Навигатор»…………………………………………………………………22стр.

3.2 Анализ формирования прибыли компании в 2005-2007 гг…..24стр.

Заключение………………………………………………………..…37стр.

Список литературы……………………………………………….....39стр.

Приложение………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовикк.docx

— 208.29 Кб (Скачать)

     Таблица 3.1

     Структура акционеров ОАО «Навигатор»

      
     Акционеры      Кол-во акций, ед. Уд.вес, % Наименование  акции
     ООО «Тандем»      550 36,7      Простые
     ООО «Лада +»      275 18,3      Простые
     Петров  Н.И. (директор)      115 7,7      Привилегированные, простые
     Клочко  С.А. (зам.директора)      90 6,0      Привилегированные, простые
     Свидидова У.Г. (гл.бухгалтер)      80 5,3      Привилегированные
     Рискин  А.А.      390 26,0      Простые
 

     Т.о. из таблицы видно, что количество акционеров ограничено и в течение  последних 3 лет их состав не менялся. Негативной стороной такого распределения  является то, что те акционеры, которые  являются управленческим персоналом компании и владеющие большей информацией о деятельности предприятия и ее перспективных направлениях, не могут в полной мере повлиять на распределение дивидендов и финансирование отдельных направлений деятельности в силу того, что не владеют контрольным пакетом акций. 

     

     Рис. 3.2 Структура акционеров ОАО «Навигатор» 

     В ОАО «Навигатор» прибыль образуется в результате реализации товаров. Ее величина определяется как разница  между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками на ее реализацию. Объем получаемой прибыли зависит, не только от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, но и от того, насколько уровень  издержек соответствует необходимым  затратам.

     Вместе  с тем прибыль на предприятии  зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают.

     Поэтому в ОАО «Навигатор» выделяется несколько типов прибыли, балансовая прибыль, прибыль от продаж, валовая  прибыль, чистая прибыль и нераспределенная прибыль.

     Балансовая  прибыль. Она состоит из прибыли  от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных  налогов (т.е. НДС, акцизы) минус затраты  на реализацию) плюс внереализационные  доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и  т.п.) минус внереализационные расходы (штрафы, пени, убытки от списания долгов и т.д.). Валовая прибыль. Которая  представляет собой балансовую прибыль  за минусом или плюсом финансового  результата от операций по продаже  имущества (основные фонды, нематериальные активы и иное имущество).

     Основу  балансовой прибыли ОАО «Навигатор»  составляет прибыль от реализации товаров.

     Прибыль от реализации товаров зависит от внутренних и внешних факторов. К  внутренним факторам относятся: ускорение  НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность  продукции, уровень организации  производства и труда и др. К  внешним факторам, которые не зависят  от деятельности предприятия, относятся: конъюнктура рынка, уровень цен  на потребляемые материально-технические  ресурсы, нормы амортизации, система  налогообложения и др. Полученная прибыль облагается налогом, поэтому  на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой  валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной  от налогообложения, отчислений на капиталовложения. В результате на предприятии, после  уплаты налогов и ее корректировки (в бухгалтерском и налоговом  учете расчет прибыли различается) остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом  налога на прибыль. Из чистой прибыли  предприятие выплачивает дивиденды  и различные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль нераспределенная прибыль  или убыток.

     От  прибыли зависит нормальная деятельность анализируемого предприятия, поскольку:

     прибыль обеспечивает расширение рынка сбыта  товаров, выход на рынок в других регионах;

     за  счет прибыли финансируются затраты  на социальные нужды;

     прибыль необходима для выплаты дивидендов, от нее зависят инвестиции.

     Схематично  формирование прибыли ОАО «Навигатор»  представлено на рис. 3.3. (см приложение 2)

     Анализ  каждого элемента прибыли имеет  важное значение для руководства  предприятия, его учредителей, акционеров и кредиторов. Для руководства  ОАО «Навигатор» такой анализ позволяет определить перспективы  развития предприятия, поскольку прибыль  является одним из источников финансирования капитальных вложений и пополнения оборотных средств. Для учредителей  и акционеров – это источник получения  дохода на вложенный ими капитал. Кредиторам подобный анализ дает возможность  погашения предоставленных данному  предприятию кредитов и займов, включая  проценты.

     Анализ  финансовых результатов включает в  себя:

     Изучение  изменений каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным (горизонтальный анализ);

     Структурный анализ соответствующих статей (в  процентах);

     Изучение  динамики показателей за ряд периодов (кварталов, лет) – трендовый анализ;

     Исследования  влияния отдельных факторов на прибыль (факторный анализ).

     Анализ  прибыли ОАО «Навигатор» за период 2005 – 2007 гг. таблица 3.2 (см приложение 3) 

     Проанализируем  прибыль, полученную ОАО «Навигатор»  за период с 2005 по 2007 гг. (таблица 3.2).

     По  сравнению с 2006 годом в 2007 году компания достигла достаточно высоких результатов  в финансово-хозяйственной деятельности в отчетном периоде по сравнению  с базисным, увеличение прибыли возросло на 34 661 т.р., или 228 %. Такой скачок прибыли получен за счет роста прибыли от продаж (на 8 467 т.р.) и операционных доходов (на 26 950 тыс.руб.).

     Если  бы не было увеличения коммерческих и  управленческих расходов на 122 т.р., операционных расходов на 215 т.р. и внереализационных  расходов на 134 т.р., то прибыль до налогообложения  была бы в отчетном периоде на 471 т.р., или 09 % больше (471 / 49 857 * 100).

     Здесь наблюдается эффект финансового  рычага (левериджа), поскольку при  таком незначительном увеличение выручки  существенно возросла величина чистой прибыли.

     Графически  это будет выглядеть следующим  образом (рис. 3.4). 

     

     Рис. 3.4 Анализ прибыли

     Прибыль акционерного общества вместе с уставным капиталом и резервными фондами  образует собственный капитал предприятия, или как его еще называют, акционерный  капитал.

     Рассмотрим  состав собственного капитала ОАО «Навигатор», таблица 3.3.

     Таблица 3.3

     Структура собственного капитала ОАО «Навигатор»

      
Показатель      2005 год      2006 год      2007 год
Тыс.руб. Уд.вес, % Тыс.руб. Уд.вес, % Тыс.руб. Уд.вес, %
Уставный  капитал 53 038 56,7 53 038 45,3 53 038 34,4
Добавочный  капитал 29 333 31,3 49 926 42,6 56 019 36,4
Резервный капитал 1 802 1,9 2 253 1,9 2 996 1,9
Нераспределенная  прибыль 9 486 10,1 11858 10,2 41965 27,3
Итого: 93 660 100 117 075 100 154 018 100
 

     

     Рис.3.5 Структура собственного капитала 

     Если  рассматривать показатели в динамике, то можно отметить, что доля уставного  капитала в общей массе собственного капитала за период с 2005 по 2006 гг. составляла в среднем порядка 50 %. Тогда как  нераспределенная прибыль была на уровне 10 %. А общая доля собственного капитала за этот период от общего размера активов общества составляла 89 %. Это говорит о том, что предприятие функционирует преимущественно за счет собственных средств, используя лишь малую долю заемных, что положительно сказывается на его финансовом состоянии. В 2007 году ситуация меняется: доля собственных средств по отношению к валюте баланса составляет 74 %. Доля уставного капитала составляет уже 34 %, а нераспределенной прибыли 27 %. Таким образом, важно отметить, что у предприятия за последний отчетный период резко возрос показатель нераспределенной прибыли за счет увеличения чистой прибыли, что в свою очередь говорит о эффективности деятельности предприятия. Данный скачок произошел за счет расширения рынка сбыта.

     Рентабельность показателей

     Экономическая эффективность деятельности предприятий  выражается показателями рентабельности (доходности). В общем виде показатель экономической эффективности выражается формулой:

     Ээ = Экономический эффект / Ресурсы  или затраты * 100.

     Рассчитаем  некоторые показатели рентабельности для ОАО «Навигатор» за 2007 год (в скобках – изменения показателей  по сравнению с 2006 годом):

     Рентабельность  реализованной продукции: Р = Прибыль  от реализации / полная себестоимость  реализации = 21 873 / 80 199 * 100 = 27,3 (+4,0);

     Показывает, сколько прибыли от реализации продукции  приходится на один рубль полных затрат.

     Рентабельность  активов = Бухгалтерская прибыль / средняя  стоимость совокупных активов за расчетный период = 49 857 / (106 264 + 4 672) * 100 = 22,2 (+7,0);

     Отражает  величину прибыли, приходящуюся на каждый рубль совокупных активов.

     Рентабельность  собственного капитала = Чистая прибыль / средняя стоимость собственного капитала за расчетный период = 41 965 / 36 370 * 100 = 42,6 (+28,0);

     Показывает  величину чистой прибыли, приходящейся на рубль собственного капитала.

     Рентабельность  продаж = Бухгалтерская прибыль / объем  продаж = 15 196 / 70 626 * 100 = 48,8 (+27,3).

Информация о работе Формирование дивидендной политики организации