Дивидендная политика организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной курсовой работы является дивидендная политика как неотъемлемый элемент деятельности любого акционерного общества, ее аспекты, формы, сущность и определяющие факторы. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени сигнализируют им о том, как работает коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги.

Оглавление

Введение.........................................................................................................3
Дивиденд и его значение в экономике организации...............................4
Управленческий подход в определении дивидендной политики...........8
Формы и процедуры выплаты дивидендов...........................................12

Заключение...................................................................................................18

Список использованной литературы..........................................................19

Файлы: 1 файл

курсовая по фин менеджменту.docx

— 38.48 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Нижегородский  государственный университет им. Н.И. Лобачевского» 
 

Факультет Управления и Предпринимательства

Специальность «Менеджмент организации» 
 
 

      Контрольная работа по дисциплине «Финансовый менеджмент»

      на  тему:

      «Дивидендная политика организации». 
 
 

      Выполнила

      студентка 5 курса

      группы 12547-09

      Мишанина  Ю.В.

      Проверил

      проф. Кокин А.С. 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород

2011г.

                                                  Содержание

                                                              с.

     Введение.........................................................................................................3

  1. Дивиденд и его значение в экономике организации...............................4
  2. Управленческий подход в определении дивидендной политики...........8
  3. Формы и процедуры выплаты дивидендов...........................................12

    Заключение...................................................................................................18

    Список  использованной литературы..........................................................19 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение.

     Объектом  исследования данной курсовой работы является дивидендная политика как  неотъемлемый элемент деятельности любого акционерного общества, ее аспекты, формы, сущность и определяющие факторы. Актуальность выбранной темы обусловлена  тем, что дивидендная политика, как  и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние  на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его  акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени сигнализируют им о том, как работает коммерческая организация, в акции которой они вложили  свои деньги.

     С теоретической точки зрения выбор  дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:

     · Влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров?

     · Если да, то какова должна быть оптимальная их величина?

     Большинство практиков считает проблему оптимизации  дивидендной политики чрезвычайно  актуальной. Однако признается и тот  факт, что какого-то единого алгоритма  в выработке дивидендной политики не существует - она определяется многими  факторами. Поэтому каждая компания должна выбирать свою субъективную политику исходя, прежде всего, из присущих ей особенностей. Вместе с тем можно выделить две  основополагающие задачи, решаемые в  процессе выбора оптимальной дивидендной  политики. Они взаимосвязаны и  заключаются в обеспечении:

     а) максимизации совокупного достояния  акционеров;

     б) достаточного финансирования деятельности компании.

     Эти задачи ставятся во главу угла при  рассмотрении всех основных элементов  дивидендной политики: источников дивидендов, порядка их выплаты, видов дивидендных  выплат и др. 
 
 

     1. Дивиденд и его  значение в экономике  организации.

     Дивиденды представляют собой денежный доход  акционеров и в определенной степени  показывают, насколько успешно работает коммерческая организация, в акции  которой они вложили свои средства. Большая часть предприятий основным источником финансирования своей деятельности считает реинвестируемую прибыль. Поскольку выплата дивидендов уменьшает  объем реинвестируемой прибыли, решение о размере и порядке  их выплаты является решением о финансировании деятельности предприятия и влияет на размер привлекаемых источников капитала. Реинвестирование прибыли - одна из самых  распространенных и наиболее дешевых  форм финансирования инвестиционных программ, поскольку позволяет избежать дополнительных расходов по привлечению новых источников финансирования и оставляет контроль за деятельностью предприятия в  руках нынешних собственников.

     Важнейшей задачей дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов  акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли  направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к  сокращению темпов роста собственного капитала, выручки, платежеспособности.

     Для выработки собственной дивидендной  политики предприятию необходимо решить два принципиальных вопроса:

     1) влияет ли величина выплачиваемых  дивидендов на совокупное богатство  акционеров;

     2) какова должна быть оптимальная  величина дивидендов.

     Совокупный  доход акционеров за определенный период складывается из суммы полученного  дивиденда и прироста курсовой стоимости  акций, поэтому, определяя оптимальный  размер дивидендных выплат, руководство  может повлиять на стоимость предприятия  в целом.

     На  основании формулы Гордона можно  сделать вывод, что чем больше ожидаемый дивиденд и темп его  прироста, тем больше теоретическая  стоимость акций и благосостояние акционеров.

     Однако  выплата дивидендов уменьшает возможности  рефинансирования прибыли, что с  позиций долгосрочной перспективы  может отрицательно повлиять на доходы и благосостояние собственников. Отсюда следует, что большие дивиденды  акционерам невыгодны.

     Существует  три основные теории дивидендной  политики:

     1) ирревалентности дивидендов;

     2) существенности дивидендной политики;

     3) налоговой дифференциации.

     Ф. Модильяни и М.Миллер аргументировано  обосновали теорию ирревалентности  дивидендов, утверждая, что стоимость  фирмы определяется исключительно  доходностью ее активов и инвестиционной политикой и пропорции распределения  дохода между дивидендами и реинвестированной  прибылью не оказывают влияния на совокупное богатство акционеров. Следовательно, оптимальной дивидендной политики как фактора повышения стоимости  фирмы не существует.

     Ф. Модильяни и М. Миллер основывались на следующих предпосылках:

     1) существуют только совершенные  рынки капитала;

     2) новая эмиссия акций полностью  размещается на рынке;

     3) отсутствуют налоги;

     4) для инвесторов равноценны дивиденды  и доходы от прироста капитала.

     Авторы  теории разработали три варианта выплаты дивидендов:

     1) если доходность инвестиционного  проекта превышает необходимый  уровень рентабельности, акционеры  предпочтут реинвестировать прибыль;

     2) если ожидаемая прибыль от  инвестиций находится на уровне  необходимой, для инвестора ни  один вариантов не является  предпочтительным;

     3) если ожидаемая прибыль от  инвестиций не обеспечивает необходимый  уровень рентабельности, акционеры  предпочтут выплату дивидендов.

     Последовательность  определения размеров дивидендов, по мнению авторов, должна быть такова:

     1) составляется оптимальный бюджет  капиталовложений и рассчитывается  требуемая сумма инвестиций;

     2) формируется структура источников  финансирования проекта при условии  максимально возможного использования  чистой прибыли на инвестиционные  цели;

     3) оставшаяся прибыль выплачивается  собственникам в виде дивидендов.

     Оптимальность дивидендной политики понимается таким  образом, что выплата дивидендов производится лишь после того, как  проанализированы все возможные  эффективные направления реинвестирования прибыли и профинансированы все  приемлемые инвестиционные проекты. Исходя из этого возможны ситуации, когда  чистая прибыль полностью направляется на накопления и дивиденды не начисляются  и, наоборот, когда вся прибыль  направляется на выплату дивидендов.

     Теория  Модильяни - Миллера не учитывает  некоторые интересы акционерных  обществ. Для предприятий преимущество реинвестирования прибыли перед  дивидендными выплатами заключается  в том, что дополнительная эмиссия  акций, восполняющая средства, выплаченные  в форме дивидендов, обходится  дороже по сравнению с реинвестированием  из-за эмиссионных расходов. В результате издержек по размещению ценных бумаг  приток внешнего финансирования составляет менее одного рубля на каждый рубль  выплаченных дивидендов.

     Кроме того, теория Модильяни - Миллера не учитывает трансакционных издержек, т.е. расходов, связанных с купле-продажей ценных бумаг. Акционеры, лишенные дивидендов, но желающие получить текущий доход  путем реализации своих акций  по возросшей курсовой стоимости, должны уплатить брокерскую комиссию за их продажу, причем размер ее, как правило, обратно  пропорционален количеству реализуемых  ценных бумаг.

     Оппоненты теории Модильяни - Миллера - сторонники тоерии существенности дивидендной  политики М. Гордон и Дж. Линтнер.

     Сторонники  этой теории считают, что дивидендная  политика существенно влияет на величину совокупного богатства акционеров. Исходя из стремления избежать риска  акционеры всегда предпочтут дивидендные  выплаты сегодня потенциально возможным  выплатам в будущем, в том числе  и приросту стоимости капитала. Поскольку размер выплачиваемых дивидендов свидетельствует о стабильности и целесообразности инвестирования в данную фирму, акционеров удовлетворяет меньшая норма прибыли на инвестированный капитал, что приводит к возрастанию рыночной стоимости фирмы. Отказ же фирмы от выплаты дивидендов увеличивает риск инвестирования и вызывает повышение требуемого уровня норы дохода, что ведет к снижению рыночной стоимости капитала.

     Сторонники  теории налоговой дифференциации, разработанной  Р. Литценбергом и К. Рамсвами, считают, что для акционеров важнее не дивидендная  доходность, а доход от капитализации  стоимости. Поскольку в США доход  от капитализации облагается налогом  по меньшей ставке, чем полученные дивиденды, инвестиции в предприятие, накапливающее прибыль, но не выплачивающее  дивиденды, должны быть более прибыльны. Однако из-за разницы в ставках  налогооблажения этих доходов акционеры  должны требовать больший дивидендный  доход, чтобы компенсировать свои потери в связи с повышением уровня налогооблажения. Следовательно, предприятию не выгодно  выплачивать большие дивиденды, поскольку его рыночная стоимость  максимизируется при низком уровне расходов на дивидендные выплаты.

     Таким образом, в настоящее время единой дивидендной политики акционерных  обществ не существует. Выбор проводимой дивидендной политики в каждый отдельный  период времени определяется необходимостью решения взаимосвязанных задач:

     1) максимизации совокупного богатства  акционеров в форме дивидендных  выплат и прироста стоимости  предприятия;

     2) обеспечения достаточного объема  собственных финансовых ресурсов  для осуществления расширенного  воспроизводства. 
 
 
 
 

     2. Управленческий подход  в определении  дивидендной политики.

     Дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам.

Информация о работе Дивидендная политика организации