Формирование дивидендной политики организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в необходимости создания на современных российских предприятиях эффективной дивидендной политики для поддержания финансовой устойчивости предприятия на достаточном уровне, дальнейшего развития и инвестиционной привлекательности. Дивидендная политика является неотъемлемой частью структуры управления компанией.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3 стр.

Глава 1 Теоретические основы дивидендной политики предприятия……...……………………………………………………….…5стр.

1.1 Теория дивидендной политике.…………………………….….5стр.

1.2 Сущность, значение и типы дивидендной политики.………….7стр.

Глава 2 Дивидендные выплаты.………………………………………...…15стр.

2.1. Виды дивидендных выплат и их источники. …………………..15стр.

2.2. Расчет и порядок выплаты дивидендов …………………………….18стр.

Глава 3 Анализ дивидендной политике ОАО «Навигатор»…………….22стр.

3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Навигатор»…………………………………………………………………22стр.

3.2 Анализ формирования прибыли компании в 2005-2007 гг…..24стр.

Заключение………………………………………………………..…37стр.

Список литературы……………………………………………….....39стр.

Приложение………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовикк.docx

— 208.29 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Нижегородский коммерческий институт

     Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

Тема:  Формирование дивидендной политики организации. 
 
 
 
 
 

     Выполнила:

                                         Студентка группы 2/5 Ф

                                         Факультета финансов

                                         Медкова Е.О.

     Проверила:

     Чемоданова  Ю.В.

                                                   

Нижний  Новгород

2011г. 

     Содержание.

     Введение………………………………………………………………3 стр.

Глава 1 Теоретические основы дивидендной политики предприятия……...……………………………………………………….…5стр.

    1.1 Теория дивидендной политике.…………………………….….5стр.

     1.2 Сущность, значение и типы дивидендной политики.………….7стр.

Глава 2 Дивидендные выплаты.………………………………………...…15стр.

         2.1. Виды дивидендных выплат и их источники. …………………..15стр.

       2.2. Расчет и порядок выплаты дивидендов …………………………….18стр.

 Глава  3 Анализ дивидендной политике ОАО  «Навигатор»…………….22стр.

     3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Навигатор»…………………………………………………………………22стр.

     3.2 Анализ формирования прибыли компании в 2005-2007 гг…..24стр.

     Заключение………………………………………………………..…37стр.

     Список  литературы……………………………………………….....39стр.

     Приложение………………………………………………………….41стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Актуальность  темы заключается в необходимости  создания на современных российских предприятиях эффективной дивидендной  политики для поддержания финансовой устойчивости предприятия на достаточном  уровне, дальнейшего развития и инвестиционной привлекательности. Дивидендная политика является неотъемлемой частью структуры  управления компанией. Представляет собой  совокупность способов и методов  начисления и распределения дивидендов из чистой прибыли. Правильно выбранная  дивидендная политика указывает  на уровень профессионализма менеджмента  компании в целом и служит гарантом дальнейшего развития компании, в  частности как инвестиционно-привлекательного объекта. Дивидендная политика должна соответствовать общим целям  компании, одной из задач которой  является максимизация богатства акционеров. Однако, дивидендная политика существует не только для удовлетворения потребностей определяемых под общим понятием «обогащение акционеров», но как  и прибыльное применение дивидендов внутри компании, могущее повлиять на структуру капитала и финансирование компании.

     Кроме того, дивидендная политика может  оказать существенное влияние на цену акций компании.

     С точки зрения потенциальных инвесторов вложение средств в акции компаний, имеющих стабильные и высокие  денежные выплаты в виде дивидендов может стать альтернативой банковским депозитам и позволит сохранить  капитал в условиях инфляции. Такой  способ вложения денег широко используется на западе, где крупные компании и финансовые корпорации имеют стабильное и устойчивое финансовое положение. В России же данный вид вложений находится только на стадии развития в силу различных факторов: здесь  и неустойчивое финансовое состояние  компаний, постоянно меняющееся законодательство (в частности налоговое) и прошлый  опыт нестабильности экономики страны.

     Многолетний опыт показывает, что фирмы, всегда имеющие стабильные дивидендные  потоки, обычно выше котируются на рынке, чем фирмы с менее стабильными  потоками. Дивидендные выплаты могут  быть не только в виде денежных средств, но также могут выплачиваться  в форме дополнительных акций (в  частности, когда компания имеет  проблемы с ликвидностью).

     Следует отметить, что не существует единого  алгоритма определения дивидендной  политики предприятия, для ее формирования необходимо учесть множество факторов, присущих непосредственно конкретной отрасли или компании, поэтому  каждая компания формирует свою собственную  уникальную дивидендную политику.

     Объектом  исследования является ОАО «Навигатор», а предметом – прибыль и дивидендная политика.

     Работа  состоит из введения, заключения и  трех глав.

     В первой и во второй главе работы рассматриваются теоретические аспекты дивидендной политики, включающие ответы на такие вопросы как что такое дивиденды и какова их суть, каким образом они рассчитываются и распределяются, типы возможной дивидендной политики компании, и еще один немаловажный вопрос как влияет на стоимость акции дивиденд и дивидендная политика общества.

     Третья глава работы предполагает более детальный анализ дивидендной политики уже конкретного предприятия ОАО «Навигатор», где приводится организационно-экономическая характеристика и структура компании, анализ и распределение прибыли в динамике за последние 2 года. 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы дивидендной политики предприятия.  

     1.1 Теория дивидендной политике. 

     В теории финансов получили известность  три подхода к обоснованию  оптимальной дивидендной политики: теория иррелевантности дивидендов, теория существенности дивидендной политики, теория налоговой дифференциации.

     Теория  иррелевантности дивидендов разработана Ф. Модильяии и М. Миллером. В своей статье, опубликованной в 1961 году, они доказывают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров, которое определяется способностью коммерческой организации генерировать прибыль.

     Иными словами, инвесторам безразлично, получать ли доход в виде прироста стоимости акций или в виде дивидендов. Согласно этой теории стоимость предприятия определяется его способностью приносить прибыль и степенью риска. Стоимость предприятия в большей степени зависит от инвестиционной политики. Модильяни и Миллер показали, что выплата высоких дивидендов влечет за собой выпуск большего числа новых акций. При этом доля стоимости предприятия, предлагаемая новым инвестором, должна равняться сумме выплачиваемых дивидендов. Допущения, которые использовали Модильяни и Миллер, были далеки от реальности, и заключение о том, что дивидендная политика не влияет на цену акций, не слишком реалистичны.

     Теория  существенности дивидендной политики или, как ее еще называют, «синицы в руках» Гордона и Линтнера. М. Гордон и Д. Линтнер пришли к выводу, что ожидаемая доходность акций увеличивается по мере снижения доли прибыли, идущей на выплату дивидендов, так как инвесторы более заинтересованы в дивидендных выплатах, нежели в доходах от прироста капитала, ожидаемого за счет нераспределенной прибыли. По теории «синицы в руках» рубль ожидаемых дивидендов стоит больше, чем рубль ожидаемого прироста капитала, поскольку эта компонента ожидаемой доходности является более рисковой по сравнению с дивидендной составляющей.

     Основная  модель оценки акций (модель Гордона): 

      (1) 

     где - теоретическая стоимость акции

      - ожидаемый дивиденд очередного  периода

      - ожидаемая доходность (коэффициент  дисконтирования)

      - ожидаемый темп прироста дивидендов

     Теория  налоговой дифференциации Литценбергера и Рамасвами. Теория, основанная на налоговых эффектах, была предложена Р. Литценбергером и К. Рамасвами. В США до второй половины 80-х годов XX в. лишь 40% дохода от прироста капитала облагалось налогом. Инвесторам при 50%-й ставке подоходного налога приходилось платить в виде налогов 50% своих дивидендов и лишь 20% (0,40 • 50%) доходов от прироста капитала. До тех пор пока доход не реализован, акции не проданы, инвестор не обязан был платить налог. А поскольку доллар, уплаченный в будущем, стоит меньше, чем доллар, уплаченный сегодня, эта налоговая отсрочка обеспечивала определенное преимущество капитализации прибыли. По действующему в США налоговому законодательству оба вида дохода облагаются налогом, но ставка налога на доход от прироста капитала по-прежнему ниже, чем на доход в виде дивидендов. Согласно теории налоговой дифференциации Литценбергера и Рамасвами инвесторы отдают предпочтение акциям, общая доходность которых за период владения, исчисленная с учетом налогов, выше.

     1.2 Сущность, значение и типы дивидендной политики 
 

     Дивиденд  – часть прибыли общества, которая  распределяется между акционерами  по итогам отчетного периода (1 квартала, 1 полугодия, 9 месяцев года или по результатам финансового года). Источник выплаты дивидендов – чистая прибыль, т.е. прибыль компании после налогообложения. Чистая прибыль общества определяется согласно бухгалтерской отчетности. Исключение составляют лишь дивиденды, которые выплачиваются по привилегированным  акциям определенных типов за счет ранее сформированных для этих целей  специальных резервов.

     Дивиденды выплачиваются как правило денежными  средствами, а в некоторых случаях (согласно уставу) – иным имуществом. Номинальная стоимость обозначена на акции. Курс акции – это цена, по которой акция покупается и  продается в банках и на фондовых биржах. Отношение размера дивиденда, приходящийся на одну акцию, к уровню ссудного процента представляет собой  курс акции. Курс акций выше, если возрастает дивиденд, выплачиваемый по этим акциям. Владелец денежного капитала при  покупке акций сравнивает будущий  дивиденд с потенциальным доходом, который можно было бы получить, если положить капитал в банк на депозит. Чем выше процент по банковским депозитам, тем ниже курс акций на бирже. Для расчета применятся формула: 

       

     Курс  акции – капитализированный дивиденд, который равен сумме, будучи размещенной  в банке, могущей принести доход, равный дивиденду на одну акцию.

     Выпуская  акции, компания может привлекать ликвидные  средства на длительный период времени. В этом случае стоимость капитала, с точки зрения выплаты дивидендов по акциям, регулируется самой компанией, то есть, если компания получила убыток, нет основания выплачивать дивиденды. В данном случае оказывается, что компания несет меньший риск привлекая капитал через дополнительную эмиссию акций.

     Получение дивидендов и их размер зависят от проводимой акционерной организацией дивидендной политики. Отсюда вытекают роль и значение дивидендной политики в деятельности организации и внимание, которое ей уделяется в предпринимательской деятельности, в финансовом менеджменте и в финансовой науке. Большой вклад в разработку теоретических основ дивидендной политики организаций внесли Ф.Модильяни, М. Миллер, М. Гордон, Дж. Линтнер, Р. Литценбергер.

     Дивидендная политика – это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его  вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

     Значение  проводимой руководством акционерной  организации дивидендной политики заключается в том, что эта  политика:

     • оказывает влияние на финансовую программу и бюджет капиталовложений организации;

     • воздействует на движение денежных средств  организации;

     • влияет на отношения организации  с ее инвесторами. Низкий уровень  дивидендов может привести не только к слабой реализации выпускаемых  акций, но и их массовой продаже акционерами, к снижению цен на акции и т.д.;

     • способствует сокращению или увеличению акционерного капитала [7, c. 158].

     Основной  целью разработки дивидендной политики является установление необходимой  пропорциональности между текущим  потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим  рыночную стоимость предприятия  и обеспечивающим стратегическое его  развитие.

     Исходя  из этой цели понятие дивидендной  политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная  политика представляет собой составную  часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации  пропорций между потребляемой и  капитализируемой ее частями с целью  максимизации рыночной стоимости предприятия.

Информация о работе Формирование дивидендной политики организации