Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:28, курсовая работа
Цель исследования на основе проведенного анализа установить уровень развития, выявить проблемы и перспективы развития лизинга в Республике Казахстан. Поставленная цель определила содержание подлежащих решению задач:
- рассмотреть теоретическое понятие и сущность лизинга;
-ознакомится с теоретическими аспектами предоставления услуг коммерческими банками;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГА 5
1.1 Сущность и значение лизинга 5
1.2 Формы и виды лизинга. 8
1.3 Субъекты и объекты лизинга 12
1.4 История развития лизинга в Казахстане 16
2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ФОРМ ЛИЗИНГА НА ПРИМЕРЕ АО «КАЗАГРОФИНАНС» 23
2.1 Краткая характеристика компании и организационная структура 23
2.2 Анализ финансового состояния компании 26
2.3 Оценка результатов лизинговых проектов компании 38
3 ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РК 49
3.1 Государственная поддержка развития лизинга в РК 49
3.2 Развитие агролизинга в Казахстане 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
обязательная гарантия на технику (оборудование);
обладать профессиональной квалификацией, а также опытом работы на рынке закупаемой техники (оборудования);
являться платежеспособным, не подлежать ликвидации, на его имущество не должен быть наложен арест, его финансово-хозяйственная деятельность не должна быть приостановлена в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Основными поставщиками лизинговой техники являются следующие компании:
АО «Агромашхолдинг»;
Фирма СТ Agro GmbH
ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш»;
РУП «Минский тракторный завод»
Компания IP Concult (International) Limited;
ООО «ПП «Агро-Союз»;
Фирма CANAM Engines GmbH;
АО «Сбытовая Компания Чернова зирка»;
АО «Лизинговая компания «Агросиблизинг»
Фирма SCHALLER LEBENSMITTELCHNIK, Notbert Schaller GesmbH;
Фирма Eurasia GmbH;
Компания Buhler Versatile Inc.
АО «КазАгроФинанс» закупает сельскохозяйственную технику, спецтехнику и технологическое оборудованиеполученных платежеспособных заявок. В 2009 году предполагается поступление заявок и соответственно закуп и дальнейшая передача в финансовый лизинг:
- зерноуборочных комбайнов производства ООО «КЗ «Ростсельмаш» (Россия), ОАО «Агромашхолдинг» (Россия), АО «Агромашхолдинг» (Казахстан), «Джон Дир» (США), «Клаас» (Германия) и др.;
- посевных комплексов производства Канады, США, Украины и др.;
- тракторов и прочей сельхозтехники производства стран СНГ и дальнего зарубежья, (как правило, приобретается техника производства Казахстана, России, Украины, Белоруси, США, Канады, Германии);
- спецтехники и оборудования по переработке сельскохозяйственной продукции производства России, Украины, США, Германии, Нидерландов, Турции, Израиля и др. стран;
- оборудования для молочно-товарных ферм (из Германии, Швеции и др. стран) и крупного рогатого скота (из Канады, Нидерландов, Германии и др. стран).
Поставщиками коммунальных услуг (теплоэнергия, электроэнергия, вода, канализация) являются специализированные предприятия, с которыми АО «КазАгроФинанс» заключило соответствующие договоры на обслуживание (ТОО «Астанаэнергосбыт», ГКП «Астана Су Арнасы»).
Согласно планируемым тарифам (с учетом роста действующих тарифов) стоимость водоснабжения, канализации, а также отпускаемой электрической и тепловой энергии является следующей (по Центральному аппарату АО «КазАгроФинанс»):
- водоснабжение: вода – 100 тенге за 1 м3;
- канализация – 45 тенге за 1 м3;
- электрическая энергия – 7,0 тенге 1кВт/ч;
- тепловая энергия – 2 000 тенге за 1 Гкал.
Общая сумма средств, запланированных в 2009 году на коммунальные услуги составляет 6,2 млн.тенге, в том числе по Центральному аппарату 3,8 млн. тенге.
Так как, АО «КазАгроФинанс» не является производственным предприятием, нормы расходов на вышеуказанные услуги не установлены, АО «КазАгроФинанс» является потребителем данных услуг на основании условий, установленных заключенными договорами.
Дебиторами Компании являются клиентами (лизингополучатели и заемщики). Вся сумма текущих требований предъявляется к оплате в соответствии с графиками платежей.
Кредиторами являются банки второго уровня, Министерство финансов Республики Казахстан, зарубежные банки (по программе экспортного кредитования). АО «КазАгроФинанс» ежегодно и своевременно выполняет свои обязательства в рамках заключенных договоров и кредитных соглашений. Просрочек по платежам со дня основания АО «КазАгроФинанс» не имеет.
Компания осуществляет привлечение внебюджетных средств путём выпуска облигаций и использования экспортного финансирования.
В целом, подводя итоги, необходимо отметить, что АО «КазАгроФинанс» занял достойное место на рынке лизинговых услуг Республики Казахстан. Все финансовые и экономические показатели деятельности общества имеют тенденцию к росту.
3 ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РК
3.1 Государственная поддержка развития лизинга в РК
Эффективность применения лизинга определяется в немалой степени уровнем разработки нормативно-правовой базы, регламентирующей лизинговый механизм, существующей системой бухгалтерского учета, уровнем налогового льготирования лизинга /15, c.98/.
Нормативно-правовая база, регулирующая лизинговые отношения в Республике Казахстан, включает в себя:
Гражданско-правовое регулирование:
- Гражданский кодекс Республики Казахстан;
- Закон Республики Казахстан "О финансовом лизинге";
- Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам Финансового лизинга".
2) Налоговое регулирование:
- Налоговый кодекс Республики Казахстан;
- Постановление Правительства Республики Казахстан "Об утверждении перечня основных средств, ввезенных лизингодателем в целях передачи в финансовый лизинг по договорам финансового лизинга, импорт которых освобождается от НДС".
3) Таможенное регулирование.
4) Принципы бухгалтерского учета лизинговых операций.
2004 год стал поворотным в развитии правовой базы, регулирующей лизинговые отношения. В Республике Казахстан законодательство, регулирующее вопросы лизинга, претерпело существенные изменения. В первую очередь это коснулось Налогового кодекса РК, а также Закона РК "О финансовом лизинге, изменения и дополнения к которому были подписаны Президентом Республики Казахстан 10 марта 2004 года.
Принятые поправки действительно улучшили климат для лизинговых операций. По прогнозам института Всемирного банка International в2005 году объем лизинговых инвестиций составит 170 млн. долларов, а к 2006 году – порядка 550 млн. долларов. Этот рост целиком связывают с изменениями, внесенными в лизинговое законодательство.
Наиболее значимыми поправками, внесенными в законодательство о лизинге, являются:
- определение лизинга, отвечающее МСФО;
- защита от налоговых потерь в случае истребования предмета лизинга в течение 36 месяцев финансовой аренды;
- возможность повторной передачи оборудования от одного клиента другому;
- уточнение определения сублизинга и возвратного лизинга;
- упрощенный внесудебный порядок истребования оборудования у лизингополучателя.
Существенным моментом, который сразу значительно расширит границы использования этого инструмента, стало изменение самого определения финансового лизинга (статья 2 Закона РК "О финансовом лизинге"). Новая редакция статьи приближает определение финансового лизинга к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и системе стандартов и принципов финансового учета, используемых в США (US GAAP). Аренда признавалась как финансовый лизинг только в случае соответствия одновременно двум условиям, важнейшим из которых является срок финансового лизинга. Он обязательно должен превышать 80% срока полезной службы предмета лизинга. Ограничение минимального срока лизинга в старой редакции статьи являлось основным из сдерживающих факторов развития лизинга в республике.
Теперь финансовым лизингом является "вид инвестиционной деятельности, при которой лизингодатель обязуется передать приобретенный предмет лизинга лизингополучателю за определенную плату и на определенных условиях во временное владение и пользование на срок не менее трех лет для предпринимательских целей.
Согласно Закона РК "О финансовых инвестициях" участниками лизинговой сделки являются физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, и юридические лица, выступающие в качестве лизингодателя и лизингополучателя, а также физические и юридические лица, выступающие в качестве продавца предмета лизинга. Лизингодатель – это участник лизинговой сделки, который за счет привлеченных и (или) собственных денег приобретает в собственность предмет лизинга и передает его лизингополучателю на условиях договора лизинга. В рамках одной лизинговой сделки, лизингодатель не вправе одновременно выступать в качестве другого его участника. Продавец – участник лизинговой сделки у которого лизингодатель приобретает предмет лизинга на основании договора купли-продажи или договора лизинга. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя предмета лизинга (возвратный лизинг). Лизингополучатель – участник лизинговой сделки, который принимает на условиях договора лизинга предмет лизинга для предпринимательских целей.
Старая редакция статьи предусматривала следующую классификацию:
- возвратный лизинг – разновидность лизинга, при котором продавец продает предмет лизинга лизингодателю с условием получения данного предмета лизинга в лизинг в качестве лизингополучателя;
- банковский лизинг – разновидность лизинга, в котором в качестве лизингодателя выступает банк;
- полный лизинг – разновидность лизинга, при котором техническое обслуживание предмета лизинга и его текущий ремонт осуществляются лизингополучателем;
- чистый лизинг – разновидность лизинга, при котором техническое обслуживание предмета лизинга и его текущий ремонт осуществляются лизингополучателем.
Данная классификация была дополнена следующими видами лизинга:
- вторичный лизинг – разновидность лизинга, при котором предмет лизинга, оставшийся в собственности лизингодателя в случае прекращения и расторжения договора лизинга;
- сублизинг – разновидность лизинга, при котором лизингополучатель (сублизингодатель) передает третьим лицам (сублизингополучателям) во временное владение и пользование для предпринимательских целей за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.
Предмет лизинга, оставшийся в собственности лизингодателя, в случае прекращения или расторжения договора лизинга может быть использован лизингодателем для последующей передачи в лизинг другому лизингополучателю. При последующей передаче в лизинг такого предмета лизинга считается, что выбор продавца и предмета лизинга осуществлен лизингодателем.
При ликвидации или банкротстве лизингополучателя предмет лизинга подлежит возврату лизингодателю. При банкротстве лизингополучателя предмет лизинга не включается в конкурсную масс. Не допускается наложение ареста на предмет лизинга и его конфискация.
Таким образом, поправки, внесенные в закон о лизинге, четко регламентируют процедуры возвратного лизинга, вторичного лизинга и другие юридические вопросы лизингового процесса.
Коснулись изменения и вопросов налогообложения в сфере международного финансового лизинга. С 1 января 2004 года доходы нерезидентов из источника выплат в Республике Казахстан по договорам международного финансового лизинга не подлежат налогообложению, за исключением вознаграждения.
Кроме того, изменения в статью 94 Налогового кодекса РК позволяют лизингополучателям отнести суммы вознаграждения по лизингу в полном объеме на вычеты при определении налогооблагаемого дохода.
Порядок налогообложения корпоративным подоходным налогом суммы вознаграждения у лизингодателя сохранился. И в отличие от процентов по кредитам, полностью подлежит исключению из налогооблагаемого дохода, что потенциально дает возможность лизингодателям устанавливать более низкие процентные ставки по лизингу, чем по кредиту.
Сохранилось также право лизингополучателя по впервые введенным в эксплуатацию на территории республики основным средствам в первый год исчислять налоговые амортизационные отчисления по двойным нормам амортизации и таким образом уменьшить размер налогооблагаемого дохода.
Поскольку лизинг является видом инвестиционной деятельности, сохранилась возможность получения лизингополучателями инвестиционных налоговых преференций по корпоративному подоходному налогу и налогу на имущество согласно ст.138-140 Налогового кодекса и Закона "Об инвестициях".
Наиболее существенным изменением является освобождение от НДС импорта основных средств для последующей передачи в финансовый лизинг. Перечень таких основных средств утверждается Правительством РК. Более того, передача в финансовый лизинг основных средств, ввезенных лизингодателем в режиме импорта, согласно вышеуказанному перечню, а также освобождена от НДС.
Изменения и дополнения в статьи 216,217, 235 Налогового кодекса касаются вопросов уплаты НДС при возвратном лизинге. С 1 января 2004 года лизингополучатель (продавец) имеет право зачета всей суммы НДС по имуществу полученному в лизинг. До введения этой нормы зачет НДС по полученному в лизинг имуществу производился лизингополучателем частями по мере наступления срока лизинговых платежей.
Порядок налогообложения НДС суммы вознаграждения по договорам финансового лизинга остался прежним, предусматривающим освобождение от НДС указанных сумм.
В целом, сохранение прежних льгот по налогообложению лизинга, а также внесение вышеуказанных изменений создают благоприятную почву для развития лизинга в Казахстане, способствуют развитию здоровой конкуренции. И как следствие, - повышению качества лизинговых услуг, снижению ставок вознаграждений.
Международные эксперты подчеркивают тот факт, что Республике Казахстан первой в регионе удалось преодолеть барьер, препятствующий развитию лизинга. Однако несмотря на положительные изменения законодательства о лизинге, заинтересованные стороны (лизинговые компании, банки, инвесторы) планируют продолжать работу с законодательными органами с целью устранения прочих сдерживающих факторов. В первую очередь, это касается необходимости введения ускоренных норм амортизации. Кроме того, у нынешних лизинговых компаний возникла еще одна проблема, требующая разрешения. Суть ее в том, что свои дочерние лизинговые компании головные банки сегодня вынуждены рассматривать даже строже, чем обычных клиентов-заемщиков. Национальный банк Республики Казахстан мог учесть, что будучи дочерней структурой банка, лизинговая компания существенно снижает риски, что должно отражаться на определяемых процентных ставках. По сути, в этой разнице как раз могла бы "сидеть" маржа лизинговой компании, что помогло бы сделать лизинг более доступным инструментом для лизингополучателя /16, c.38/.