Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:28, курсовая работа
Цель исследования на основе проведенного анализа установить уровень развития, выявить проблемы и перспективы развития лизинга в Республике Казахстан. Поставленная цель определила содержание подлежащих решению задач:
- рассмотреть теоретическое понятие и сущность лизинга;
-ознакомится с теоретическими аспектами предоставления услуг коммерческими банками;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГА 5
1.1 Сущность и значение лизинга 5
1.2 Формы и виды лизинга. 8
1.3 Субъекты и объекты лизинга 12
1.4 История развития лизинга в Казахстане 16
2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ФОРМ ЛИЗИНГА НА ПРИМЕРЕ АО «КАЗАГРОФИНАНС» 23
2.1 Краткая характеристика компании и организационная структура 23
2.2 Анализ финансового состояния компании 26
2.3 Оценка результатов лизинговых проектов компании 38
3 ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РК 49
3.1 Государственная поддержка развития лизинга в РК 49
3.2 Развитие агролизинга в Казахстане 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Следующей немаловажной проблемой, особенно для мелких крестьянских хозяйств является вопрос развития сублизинга. Необходимо отметить, что изменения в Закон о финансовом лизинге, четко определили сублизинг как разновидность финансового лизинга, однако применение норм налогового законодательства, предусмотренного для финансового лизинга не в полной мере распространяется на отношения сублизинга и сдерживают его развитие.
Немаловажным в вопросе привлечения инвестиций в страну является вопрос развития международного лизинга. Надеемся что, внесенные предложения МФК и АФК в законопроект по внесению изменений в НК, а именно освобождение международного лизинга от налога у источника выплаты, будут способствовать развитию данного вида лизинга.
Одним из отличительных признаков финансового лизинга является то, что право собственности на имущество, передаваемое в лизинг остается у лизингодателя (лизинговой компании), а лизингополучателю до момента выполнения им всех предусмотренных договором финансового лизинга обязательств передается только право владения и пользования. Сложность разделения составляющих права собственности вызывает неоднозначные подходы при регистрации транспортных средств, являющихся предметами лизинга.
На практике регистрация транспортных средств, являющихся предметами договора лизинга производится и на лизингополучателя и на лизингодателя. При этом оба варианта имеют недостатки, связанные с наличием риска снятия с учета автотранспорта лизингополучателем или сложностью процедур регистрации.
И последнее, необходимо чтобы лизинг был привлекателен в первую очередь для лизингополучателя, создание новых производств и обновление старых должно стимулироваться. Решение этой задачи возможно только при соответствующей амортизационной политике, а именно через внедрение механизма ускоренной амортизации для лизингополучателя. В качестве примера можно привести РФ, где по основным средствам, приобретенным через лизинг можно применять тройные нормы амортизации.
Исходя из указанных ранее проблем, предложения способствующие дальнейшему развитию лизинга выглядят следующим образом:
- Расширение Перечня оборудования, импорт которого освобождается от НДС при импорте и дальнейшей передаче в лизинг;
- Пересмотр пруденциального норматива К3 для банков при кредитовании лизинговых компаний;
- Снятие ограничений по применению налоговых льгот в отношении сделок сублизинга;
- Внесение изменений в "Правила государственной регистрации транспортных средств и прицепов к ним в Республике Казахстан", утвержденных приказом Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 12 октября 1998 г. N 343 с учетом появления нового механизма приобретения автотранспорта, как финансовый лизинг.
- Предоставление права ускоренной амортизации для лизингополучателей на весь срок эксплуатации основных средств.
Решение указанных ранее проблем, особенно вопросов привлечения инвестиций в лизинг, будет способствовать ускоренному обновлению фондов в стране через механизм финансового лизинга.
По прогнозам лизинговых компаний исходя из данных 2004 г. уровень лизинга в нашей стране составит порядка 257 млн. Долларов США (см. график выше). В ближайшие 2-3 года объем лизинга в год достигнет уровня 600 млн. долларов США. Это примерно 5% в общем объеме инвестиций в основной капитал в стране. Т.е. мы достигнем уровня России. Как уже отмечалось выше, в развитых странах этот показатель составляет порядка 15 - 30%.
Предварительные расчеты показали, что если до 2010 г. будет выведено из эксплуатации до 80% морально устаревшей и физически изношенной техники, то в общей сложности на обновление машинно-тракторного парка сельского хозяйства потребуется инвестиций в объеме свыше 10 млрд. долл. США.
Недостаток финансовых средств не позволяет сельским товаропроизводителям осуществлять своевременную замену выбывшей техники и оборудования, а их низкая платежеспособность не позволяет приобретать необходимые технические средства, тем более современную зарубежную технику. Одним из выходов из создавшегося положения является лизинг сельскохозяйственной техники, который и предлагается осуществлять посредством банка-заемщика.
Основной целью программы лизинга является постепенное обновление парка сельхозтехники, внедрение передовых технологий в производство и повышение на этой основе эффективности возделывания сельскохозяйственных культур. В ходе выполнения этих целей решаются и другие задачи: восстанавливаются технологии производства путем обновления и пополнения технического парка машин и оборудования; создаются сервисные центры; организуется обучение механизаторов правилам эксплуатации новой техники; оказывается содействие местному уполномоченному персоналу в повышении уровня организации труда и управления финансами. Таким образом, лизинг выгоден всем его участникам, потому что является одним из эффективных и надежных инструментов инвестирования в средства производства. Он выступает связующим организационно-правовым звеном между финансовым и промышленным капиталом, изготовителями и потребителями промышленной продукции.
В связи с дефицитом необходимых объемов собственных средств сельхозтоваропроизводителей в ближайшей перспективе обеспечение сельскохозяйственной техникой на лизинговой основе остается одним из самых эффективных механизмов финансирования аграрного сектора.
Практика показывает, что в современных условиях из-за несовершенства действующего механизма лизинговых отношений финансовый лизинг больше привлекателен и доступен крупным зерновым компаниям и агроформированиям. это в свою очередь обусловливает необходимость введения дифференцированной шкалы ставок вознаграждения, взимаемых лизингодателями, исходя из финансовой состоятельности сельских товаропроизводителей.
Расчеты показывают, что средства, выделяемые сейчас из бюджетных средств на лизинговую программу (5-7млрд. тенге), крайне недостаточны для решения проблемы износа сельскохозяйственной техники и форсированного их обновления. Они не только не обеспечивают потребности села в технике, но не восполняют выбытие ее в результате физического изнашивания. Для решения данной проблемы целесообразно увеличение доли субсидируемой лизинговой техники в общем объеме ее поставок до 50-60% против 20-30% в настоящее время.
Одним из приоритетных направлений Агропродовольственной программы является развитие сельхозмашиностроения и масштабное обновление машинно-тракторного парка в аграрном секторе республики. В целях реализации поставленных задач Министерством сельского хозяйства был проведен детальный анализ состояния существующих предприятий сельхозмашиностроения. На основе этого анализа и была создана база данных по заводам и ремонтно-восстановительным предприятиям республики, ориентированным на выпуск сельскохозяйственной техники и запасных частей к ним, а также создана база данных расчетной потребности по запасным частям в разрезе областей.
На сегодняшний день данными предприятиями выпускается более 400 наименований машиностроительной продукции сельскохозяйственного назначения. И предприятия машиностроения имеют сегодня реальную возможность получить информацию о производстве или потребности сельхозмашин или запасных частей.
С 2000г. по 2004г. объем производства сельхозмашин, узлов и агрегатов и запасных частей составил около 12,0 млрд. тенге. из них внутреннее производство – 9,9 и внешнее – 2,1 млрд. тенге.
Основными приоритетными направлениями развития сельскохозяйственного машиностроения, которые вошли в Программу индустриально-инновационного развития, являются:
- Тракторостроение
- Моторостроение
- Уборочная техника (широкозахватные жатки);
- Посевная и почвообрабатывающая техника для возделывания зерновых культур;
- Семяочистительное оборудование;
- Машины для заготовки кормов;
-Развитие предприятий ремонтно-восстановительной системы.
Об этом говорит выделение 40,0 млн. долл. США из Банка Развития Казахстана на развитие моторостроения ("Костанайдизель") сроком на 15 лет. Приход инвесторов на бывшие заводы "Казахсельмаш", "Кормашзавод" (г. Астана) и организация на их базе производства посевной и кормозаготовительной техники. Налаживание на 6 заводах республики производства широкозахватных жаток, в частности:
- Петропавловский завод ТОО "Завод малолитражных двигателей" освоил сборку прицепной широкозахватной валковой жатки ЖВП-9,1 со 100% -м участием казахстанских предприятий;
- ТОО Корпорация "Казахсельмаш" (г. Астана) – сеялок СЗС-2,1, культиваторов КТС-7,4, погрузчиков ПФН-1, запасных частей к сеялкам и комбайнам;
- ТОО "Астана-Агропромтехника" возобновило производство сеялок типа СЗТ-2,1 и противоэрозионных почвообрабатывающих орудий: культиватора КПН-3,5, борон БТП-3,7, плугов – ПНС-4-35; 5-35; 8-35, освоено производство прицепных широкозахватных валковых жаток ЖВП-9;
- АО "Iсмер" (г. Астана) наладило производство комплекса машин для заготовки грубых кормов: косилки однобрусной КН-2,1, косилки двухбрусной КДФ-4,0, граблей ГПФ-6, ГПФ-12, пресс-подборщиков рулонных ПРФ-705, ПРП-1,6, погрузчиков ПФН-0,8, сеялок СЗ-3,6А, борон дисковых БДТ-7, лущильников ЛДГ-10, ЛДГ-15;
- АО "Тыныс" (г. Кокшетау) производит опрыскиватели ПСО-2000 и запасные части к жаткам; пневмогидроаккумуляторы к прицепным жаткам;
- ТОО "Агротехмаш" (г. Костанай) освоено освоено производство высокопроизводительных прицепных валковых жаток ЖВП-9,1 и ЖВПР-9,1. подборщиков ППТ-3А, сеноподборщиков "Тайфун", измельчителей соломы для комбайнов "Енисей" и "Джон Дир".
На сегодняшний день лизинг является одним из наиболее эффективных финансовых инструментов, позволяющим отечественным предприятиям приобретать и обновлять свои основные фонды, повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции, снижать налоговые и оперативные издержки. Лизинг становится очень востребованным финансовым инструментом для развития экономики страны, так как имеет ряд преимуществ перед арендой, куплей-продажей и кредитом.
Одной из важной проблем в системе лизинговых отношений остается гарантийное и послегарантийное обслуживание переданной в лизинг сельскохозяйственной техники. Оно осуществляется в настоящее время дилерами заводов-изготовителей, в качестве которых выступают ряд казахстанских компаний и сами заводы - поставщики.
Вместе с тем из-за слабой ремонтно-обслуживающей базы лизинговых компаний техника зачастую поставляется без предпродажной подготовки машин и с серьезными техническими неполадками. Низкое качество сельхозмашин, частые поломки и отсутствие необходимых запасных частей приводят к недопустимым простоям, слабому размещению техники в лизинг среди товаропроизводителей, отказу от лизинговых услуг и расторжению договора по инициативе последних.
Проблему повышения эффективности оказываемых производственно-
Негативным фактором, создающим крестьянским хозяйствам массу неудобств при оформлении лизингового договора, является сбор и предоставление лизингодателю многочисленных обязательных документов с кредитной историей лизингополучателя. В связи с этим необходима выработка экономических мер по упрощению процедуры оформления лизингового договора. Одним из перспективных направлений при этом может стать распространение начатого в стране опыта передачи техники через перерабатывающие предприятия и их управляющие компании.
В связи с сохраняющимся высоким риском инвестирования средств в сельское хозяйство в стране слабо реализуется коммерческий лизинг, осуществляемый банками и другими финансовыми институтами за счет собственных и заемных средств. В целях исключения финансового риска коммерческий лизинг финансируется под 15-23% и минимальные сроки - до трех лет, что становится серьезным препятствием на пути получения техники на условиях лизинга.
Проблемы смягчения негативного влияния на цену лизинговых договоров высоких банковских ставок обусловливают необходимость также совершенствования механизма коммерческого лизинга в направлении предоставления (на конкурсной основе) государственных гарантий возврата средств коммерческим лизинговым компаниям или их кредиторам, компенсации части банковских процентов по кредитам, выданным лизинговым компаниям на осуществление лизинговых операций в АПК, страхования финансовых рисков по лизинговым сделкам и т.д.
С целью развития в сфере лизинга конкурентной среды бюджетные средства, предусмотренные для лизинговых проектов, целесообразно распределять между субъектами рынка лизинговых услуг на конкурсной основе. В настоящее время действующим законодательством предусмотрено проведение тендера только среди банков и компаний, имеющих лицензии на проведение некоторых видов банковских операций, что ограничивает доступ многих лизинговых компаний к бюджетным финансовым ресурсам.
Активизация лизинговой деятельности в стране позволит в определенной мере смягчить проблемы ограниченности финансовых средств, равномерно распределять затраты сельских товаропроизводителей на приобретение техники и оборудования, осуществлять лизинговые платежи по фиксированному графику и упрощенным договорным условиям и схемам, сблизить интересы государства и коммерческих лизинговых фирм, создать экономические и правовые условия, позволяющие снижение рисков и повышение привлекательности инвестиционных вложений в сельское хозяйство.