Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:21, контрольная работа
Антикризисное управление нацеливается на то, что даже в самой сложной хозяйственной ситуации, в которой оказалось предприятие, можно было ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые помогли бы выбраться из трудностей с наименьшими потерями.
Целями антикризисного управления с позиции финансового менеджмента являются восстановление финансовой устойчивости и платежеспособности организации, нарушенных кризисом, и минимизация потерь от снижения рыночной стоимости организации.
Эти цели определяют задачи антикризисного управления, стоящие перед финансовыми менеджерами организации:
формирование финансовых ресурсов в объеме, необходимом для обеспечения
финансового равновесия в краткосрочной и долгосрочной перспективах
повышение эффективности использования финансовых ресурсов
увеличение свободного денежного потока;
оптимизация соотношения рисков и доходности по видам деятельности
Процесс управления финансовым оздоровлением означает управление, направленное на вывод организации из кризиса, и включает систему мер по улучшению ее финансово-экономического положения, предотвращению банкротства, повышению конкурентоспособности и всемерному содействию устойчивому развитию. Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» различают три вида финансового оздоровления организации: досудебная санация, финансовое оздоровление и внешнее управление.
Финансовое оздоровление[1]— процедура банкротства организации-должника, осуществляемая его прежним руководством в целях восстановления платежеспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент позволяет обеспечить финансовыми ресурсами принятые меры антикризисного управления, направленные на восстановление темпов роста производства, максимизацию прибыли, снижение потерь капитала и доходов собственников и создание условий для роста рыночной цены организации. Мобилизация необходимых финансовых ресурсов достигается посредством минимизации текущих расходов, достижением необходимого уровня рентабельности продукции, ростом объема производства и реализации продукции, повышением ее конкурентоспособности.
Реинжиниринг (от англ. re-engineering ) представляет собой составную часть антикризисного управления. Как метод коренной перестройки бизнеса он пришел в российский менеджмент с Запада в 80-егг. XX в. Основным понятием в реинжиниринге являются бизнес-процессы—
Одним из наиболее развитых в настоящее время в отечественной практике направлений финансового инжиниринга является бюджетирование деятельности цель которого— переход от оперирования абстрактными понятиями «больше», «меньше», «лучше», «хуже» и другими к оперированию показателями, имеющими количественную оценку. При таком переходе появляется реальная возможность эффективного управления материальными, сырьевыми, информационными и финансовыми потоками. В процессе бюджетирования дается оценка всем бизнес-процессам организации. Финансовый менеджер должен оценить процесс формирования доходов, получения положительного денежного потока, возникновения непроизводительных затрат и потерь.
Реструктурирование предполагает преобразование организации с целью предотвращения ее банкротства на основе ликвидации убыточных производств и структурных подразделений, продажи излишних в необоротных активов и реорганизации денежных потоков. Реструктуризация необходима каждой организации, функционирующей в рыночной экономике, и включает организационно-управленческие, финансовые и социальные аспекты ее деятельности. Однако темпы роста стоимости вследствие кризисных явлений, как правило, снижаются, в том числе из-за отвлечения значительных ресурсов на реструктуризацию деятельности. После грамотно проведенной реструктуризации организации величина прибыли от текущей ее деятельности должна восстановиться и может даже увеличиться. В этих условиях рыночная стоимость бизнеса снова станет возрастать прежними или, возможно, большими темпами.
В рамках системы антикризисного управления отработана подсистема антикризисного финансового управления организацией, включающая финансовые методы предварительной диагностики и меры защиты организации от банкротства.
Антикризисное финансовое управление— это процесс предотвращения и (или) преодоления финансовой несостоятельности организации в условиях потенциального или развивающегося кризиса.
Основная цель антикризисного финансового управления состоит в разработке и реализации мер, направленных на недопущение и (или) быстрое возобновление платежеспособности и восстановление финансовой устойчивости, обеспечивающее выход из кризисного финансового состояния организации. Исходя из этой цели в рамках общей финансовой стратегии организации формируется политика антикризисного финансового управления. Она включает методы и модели прогнозирования вероятности наступления банкротства и механизмы финансового оздоровления хозяйствующего субъекта, которые могут обеспечить выход его из кризиса.
Реализация политики антикризисного финансового управления предполагает:
проведение постоянного мониторинга финансового состояния организации. Его цель состоит в раннем обнаружении симптомов кризиса;
определение масштабов кризисного состояния организации;
исследование основных факторов, вызвавших развитие кризиса, в результате чего выявляется степень их влияния на формы и масштаб кризиса финансового состояния и делается прогноз развития негативных тенденций;
определение путей выхода из кризиса, адекватных его масштабу и способствующих восстановлению платежеспособности, финансовой устойчивости организации
выбор и использование эффективных внутренних механизмов финансовой стабилизации;
поиск и привлечение внешних финансовых источников для ускорения выхода из кризиса;
контроль за проведением антикризисных мероприятий.
Антикризисная финансовая политика осуществляется последовательно, проходя следующие этапы:
1) мониторинг финансового состояния организации;
2) оценка вероятности наступления банкротства;
3) профилактика кризиса (банкротства);
4) управление кризисов;
5) контроль за реализацией антикризисной финансовой политики.
Мониторинг финансового состояния организации позволяет диагностировать угрозу его финансовой несостоятельности уже на ранних стадиях появления кризисных явлений. Главный акцент при этом делается на ранней диагностике и профилактике кризиса в условиях проведения постоянного мониторинга финансового состояния организации. Однако на практике далеко не все организации осуществляют мониторинг в постоянном режиме, поскольку он требует дополнительных затрат, а их руководители считают, что он не показывает реальной картины из-за отсутствия полной оперативной информации, необходимой для анализа.
Получившие в настоящее время широкое распространение стандартные программные продукты позволяют провести финансовый анализ основных форм отчетности. Вместе с тем для диагностики ранних симптомов кризиса их необходимо корректировать и создавать свои программы, учитывающие специфику конкретной организации.
Для осуществления мониторинга финансовая служба должна разработать аналитическую модель ранней диагностики и профилактики ухудшения финансового состояния организации, учитывая следующие обстоятельства :
качество отчетности организации (оценку могут дать либо аудиторская фирма, либо финансовые аналитики организации);
наиболее точную информацию для ранней диагностики можно получить из формы 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».
Основные экономические и финансовые показатели, по которым должен осуществляться мониторинг, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Полученные показатели позволят определить степень их отклонения от нормативных и выявить основные факторы, влияющие на кризисное развитие событий.
Восстановление финансовой устойчивости— следующий шаг профилактики кризиса. Он осуществляется по принципу «сжатие организации». Результатом является рост положительного денежного потока и прирост собственных финансовых ресурсов, достигнутый на фоне сокращения потребления финансовых ресурсов. Заключительный шаг в профилактике кризиса обеспечение финансовой стабильности на перспективу, что достигается управленческими решениями, направленными на ускорение оборачиваемости оборотных активов, увеличение выпуска рентабельной продукции, сокращение дебиторской задолженности и т.д.
В отдельных случаях профилактика банкротства не достигает желаемых результатов вследствие того, что сам кризис, его вызывающий, несет в себе признаки неуправляемости. Теория и практика финансового менеджмента предлагают систему мер, направленных на управление кризисом, которая основана на следующих принципах :
постоянной готовности финансовых менеджеров к проявлению симптомов неуправляемого кризиса
дифференциации симптомов неуправляемого кризиса по степени их опасности для жизнеспособности организации;
своевременности и адекватности реагирования на угрозу финансовому равновесию организации;
полной мобилизации внутренних финансовых резервов;
использования различных форм реструктуризации и санации для скорейшего выхода организации из кризиса.
Контроль за реализацией антикризисной финансовой политики должен осуществляться со стороны руководства и собственников организации на всех этапах ее проведения. Он проводится в рамках текущего и оперативного управления посредством разработки бюджетов организации с использованием системы сбалансированных показателей (ССП). Результаты проведения контроля по отклонениям в процессе исполнения бюджетов позволяют выявлять:
величину отклонений;
участки, на которых они допущены;
причины их возникновения;
лиц, ответственных за нарушения плановых показателей.
Система сбалансированных показателей дает возможность оценить качество допущенных отклонений и разработать систему мер по их устранению.
Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы:
1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
2. Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).
Внешние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на:
1. Социально-экономические факторы общего развития страны
o Рост инфляции;
o Нестабильность налоговой системы;
o Нестабильность регулирующего законодательства;
o Снижение уровня реальных доходов населения;
o Рост безработицы.
2. Рыночные факторы
o Снижение емкости внутреннего рынка;
o Усиление монополизма на рынке;
o Нестабильность валютного рынка;
o Рост предложения товаров-субститутов.
3. Прочие внешние факторы
o Политическая нестабильность
o Стихийные бедствия
o Ухудшение криминогенной ситуации
Внутренние факторы возникновения кризиса:
1. Управленческие
o высокий уровень коммерческого риска;
o недостаточное знание конъюнктуры рынка;
o неэффективный финансовый менеджмент
o плохое управление издержками производства;
o отсутствие гибкости в управлении;
o недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности
2. Производственные
o Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;