Министерство образования
и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО "Российский
химико-технологический университет
им. Д.И.Менделеева"
Новомосковский институт
(филиал)
Факультет "Экономика
и управление"
Кафедра "Менеджмент"
Специальность 08050765
"Менеджмент организации"
Курсовой проект
на тему:
«Антикризисное
финансовое управление при угрозе банкротства
на примере ОАО «Салют»
Студент М.М. Исаев
Группа ОМ-08-1
Руководитель
С.В. Морозова
Новомосковск , 2012
г.
Содержание
Введение 3
Теоретическая часть 4
- Принципы антикризисного финансового управления 4
- Политика антикризисного финансового управления
7
- Санация предприятия. Этапы проведения санации 10
Практическая часть
Введение
С позиций финансового
менеджмента возможное наступление
банкротства представляет собой
кризисное состояние предприятия,
при котором оно неспособно осуществлять
финансовое обеспечение своей хозяйственной
деятельности. Преодоление такого кризисного
состояния, диагностируемого как «угроза
банкротства», требует разработки и
осуществления специальных методов
финансового управления предприятием.
Рыночная экономика выработала
обширную систему финансовых методов
предварительной диагностики и
возможной защиты предприятия от
банкротства, которая получила название
"Системы антикризисного финансового
управления ". Для реализации этой
системы управления готовятся особые
финансовые специалисты — менеджеры
по антикризисному управлению предприятием.
Суть этой финансовой системы управления
состоит в том, что угроза банкротства
диагностируется еще на ранних стадиях
ее возникновения, что позволяет
своевременно привести в действие специальные
финансовые механизмы или обосновать
необходимость определенных реорганизационных
процедур. Если эти механизмы и
процедуры в силу несвоевременного
или недостаточно эффективного их осуществления
не привели к финансовому оздоровлению
предприятия, оно стоит перед
необходимостью в добровольном или
принудительном порядке прекратить
свою хозяйственную деятельность и
начать ликвидационные процедуры.
Целью данного курсового
проекта является углубление и закрепление
теоретических и практических навыков
и методов антикризисного финансового
управления предприятием.
- Принципы антикризисного финансового управления
Система антикризисного финансового
управления предприятием базируется на
определенных принципах. К числу
основных их этих принципов относятся:
- Постоянная готовность к возможному нарушению финансового равновесия предприятия. Теория антикризисного финансового управления исходит из того, что достигаемое в результате эффективного финансового менеджмента финансовое равновесие предприятия очень изменчиво в динамике. Возможное его изменение на любом этапе экономического развития предприятия определяется естественной реакцией на изменения внешних и внутренних условий его хозяйственной деятельности. Ряд этих условий усиливают конкурентную позицию и рыночную стоимость предприятия. Другие – наоборот, вызывают кризисные явления в его финансовом развитии. Объективность проявления этих условий в динамике определяет необходимость постоянной готовности финансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия предприятия на любом этапе его экономического развития.
- Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что угроза банкротства предприятия реализует самый высокий уровень катастрофического риска, присущего финансовой деятельности предприятия, и связана с наиболее ощутимыми потерями капитала его собственников, она должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.
- Дифференциация индикаторов кризисных явлений по степени их опасности для финансового развития предприятия. Финансовый менеджмент использует в процессе диагностики банкротства предприятия обширный арсенал индикаторов его кризисного развития. Эти индикаторы фиксируют различные аспекты финансовой деятельности предприятия, характер которых с позиции генерирования угрозы банкротства неоднозначен. В связи с этим, в процессе антикризисного управления предприятием необходимо соответствующим образом группировать индикаторы кризисных явлений по степени их опасности для финансового развития предприятием.
- Срочность реагирования на отдельные кризисные явления в финансовом развитии предприятия. В соответствии с теорией антикризисного финансового управления каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом предприятия, но и порождает новые сопутствующие ему кризисные финансовые явления. Поэтому, чем раньше будут включены антикризисные механизмы по каждому диагностированному кризисному явлению, тем большими возможностями к восстановлению нарушенного финансового равновесия будет располагать предприятие.
- Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями, вызванными сокращением объемов операционной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов и т.п. При этом уровень этих затрат и потерь находится в прямой зависимости от целенаправленности механизмов такой нейтрализации и масштаба их использования. Поэтому «включение» отдельных механизмов нейтрализации угрозы банкротства должно исходить из реального уровня и быть адекватным этому уровню. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно для данного уровня угрозы банкротства).
- Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия их кризисного финансового состояния. В борьбе с угрозой банкротства, особенно на ранних стадиях ее диагностики, предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности. Опыт показывает, что при нормальных маркетинговых позициях предприятия угроза банкротства полностью может быть нейтрализована внутренними механизмами антикризисного финансового управления и в пределах финансовых возможностей предприятия. Только в этом случае предприятие может избежать болезненных для него реорганизационных процедур.
- Использование при необходимости соответствующих форм санации предприятия для предотвращения его банкротства. Если угроза банкротства диагностирована лишь на поздней стадии и носит катастрофический характер, а механизмы внутренней ее нейтрализации не позволяют достичь необходимого эффекта в восстановлении финансового равновесия предприятия, оно должно инициировать свою санацию, избрав для этого наиболее эффективные ее формы. Такая мера принимается как крайняя в системе мероприятий по антикризисному управлению предприятием в целях предотвращения его реального банкротства.
Рассмотренные принципы служат
основой организации антикризисного
финансового управления предприятием
при угрозе банкротства.
- Политика антикризисного финансового управления
Основной целью антикризисного
финансового управления является разработка
и реализация мер, направленных на быстрое
возобновление платежеспособности и восстановление
достаточного уровня финансовой устойчивости
предприятии, обеспечивающие его выход
из кризисного финансового состояния.
С учетом этой цели на предприятии
разрабатывается специальная политика
антикризисного финансового управления
при угрозе банкротства.
Политика антикризисного
финансового управления - часть обшей
финансовой стратегии предприятия,
заключающейся в разработке системы
методов предварительной диагностики
угрозы банкротства и "включении"
механизмов финансового оздоровления
предприятия, обеспечивающих его выход
из кризисного состояния.
Реализация политики антикризисного
финансового управления предприятием
при угрозе банкротства предусматривает:
- Осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития. В этих целях в системе общего мониторинга финансового состояния предприятия выделяется особая группа объектов наблюдения, формирующая возможное «кризисное поле», реализующее угрозу его банкротства. В процессе наблюдения используются как традиционные, так и специальные показатели – «индикаторы кризисного развития».
- Определение масштабов кризисного состояния предприятия. При обнаружении в процессе мониторинга существенных отклонений от нормального хода финансовой деятельности, определяемого нарушениями его финансовых показателей, выявляются масштабы кризисного состояния предприятия, т.е. его глубина с позиций угрозы банкротства. Такая идентификация масштабов кризисного состояния предприятия позволяет осуществлять соответствующий селективный подход к выбору системы механизмов защиты от возможного банкротства.
- Исследование основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия. Разработка политики антикризисного финансового управления определяет необходимость предварительной группировки таких факторов по основным определяющим признакам; исследование степени влияния отдельных факторов на формы и масштабы кризисного финансового развития; прогнозирование развития факторов, оказывающих такое негативное влияние.
- Формирование системы целей выхода предприятия из кризисного состояния, адекватных его масштабам. Цели антикризисного финансового управления конкретизируются в соответствии с масштабами кризисного состояния предприятия. Они должны учитывать также прогноз развития основных факторов, определяющих угрозу банкротства предприятия. С учетом этих условий финансовый менеджмент на данном этапе может быть направлен на реализацию трех принципиальных целей, адекватных масштабам кризисного состояния предприятия:
- устранение неплатежеспособности предприятия;
- восстановление финансовой устойчивости предприятия (обеспечение его финансового равновесия в краткосрочной перспективе);
- изменение финансовой стратегии с целью обеспечения устойчивого экономического роста предприятия (достижение его финансового равновесия в долгосрочной перспективе).
V. Выбор и использование
действенных внутренних механизмов финансовой
стабилизации предприятия, соответствующих
масштабам его кризисного финансового
состояния. Внутренние механизмы финансовой
стабилизации призваны обеспечить реализацию
срочных мер по возобновлению платежеспособности
и восстановлению финансового равновесия
предприятия за счет внутренних резервов.
Эти механизмы основаны на последовательном
использовании определенных моделей управленческих
решений, выбираемых в соответствии со
спецификой хозяйственной деятельности
предприятия и масштабами его кризисного
развития. В системе антикризисного финансового
управления предприятием этому направлению
политики уделяется первостепенное внимание.
VI. Выбор эффективных
форм санации предприятия. Если масштабы
кризисного финансового состояния предприятия
не позволяют выйти из него за счет реализации
внутренних методов и финансовых резервов,
предприятие вынуждено прибегнуть к внешней
помощи, которая обычно принимает форму
его санации. Санация предприятия может
проводиться как до, так и в процессе производства.
Предприятие само может выступить инициатором
своей санации и выбора ее форм. В процессе
санации необходимо обосновать выбор
наиболее эффективных ее форм (включая
формы, связанные с реорганизацией предприятия)
с тем, чтобы в возможно более короткие
сроки достичь финансового оздоровления
и не допустить объявления банкротства
предприятия.
VII . Обеспечение
контроля за результатами разработанных
мероприятий по выводу предприятия из
финансового кризиса. Учитывая важность
реализации разработанных мероприятий
для последующей жизнедеятельности предприятия,
такому контролю уделяется первостепенное
внимание. Он возлагается, как правило,
непосредственно на руководителей предприятия.
Основная часть этих мероприятий контролируется
в системе оперативного контролинга, организованного
на предприятии. Результаты контроля периодически
обсуждаются с целью внесения необходимых
корректив, направленных на повышение
эффективности антикризисных мер.
- Санация предприятия
В системе стабилизационных
мер, направленных на вывод предприятия
из кризисного финансового состояния,
важная роль отводится его санации.
Санация - система мероприятий
по финансовому оздоровлению предприятия,
реализуемых с помощью сторонних
юридических или физических лиц
и направленных на предотвращение объявления
предприятия-должника банкротом и
его ликвидации.
В условиях рыночной экономики
санация предприятии имеет значительный
экономический потенциал, является
важным инструментом регулирования
структурных изменении и входит
в систему наиболее действенных
механизмов финансовой стабилизации предприятий.
Этапы проведения санации:
1. Определение целесообразности
и возможности проведения санации.
Целесообразность проведения санации
обуславливается тем, что использование
внутренних механизмов финансовой
стабилизации предприятия не
достигло своих целей и кризисное
финансовое состояние предприятия
продолжает углубляться.
Возможность осуществления
санации определяется перспективами
выхода из кризисного финансового состояния
и успешного развития предприятия
при оказании ему существенной внешней
помощи на современном этапе. Если по
результатам объективной оценки
такая перспектива имеется, то инициируемая
предприятием санация имеет шансы
на успех.
2. Обоснование концепции
санации. Такая концепция отражает
идеологию осуществления предполагаемой
санации, определяя ее предстоящие
направления и формы. В зависимости
от принципиального подхода различают
оборонительную и наступательную концепции
осуществления санации предприятия.
3. Определение направления
осуществления санации.
В зависимости от масштабов
кризисного состояния предприятия,
идентифицированных в процессе диагностики
банкротства, и принятой концепции
санации различают два основных
направления ее осуществления:
- санация предприятия,
направленная на рефинансирование
его долга - осуществляется обычно
для помощи предприятию в устранении
его неплатежеспособности, если
его кризисное состояние идентифицировано
как временное и не носящее
катастрофического характера. Это
направление санации не меняет
статуса юридического лица санируемого
предприятия.
- санация предприятия,
направленная на его реструктуризацию
(реорганизацию) - осуществляется при
более тяжелых масштабах кризисного
финансового состояния предприятия
и требует осуществления ряда
реорганизационных процедур, обеспечивающих
более эффективные организационные
формы его хозяйственной деятельности.
Как правило, этот вид санации
связан с изменением статуса
юридического лица санируемого
предприятия.