Специальные
налоги и сборы устанавливаются законодательной
властью. Значительное количество фондов
формируется за счет средств центрального,
региональных и местных бюджетов. Средства
бюджетов поступают в форме безвозмездных
субсидий или определенных отчислений
от налоговых доходов. Доходами внебюджетных
фондов могут выступать и заемные средства.
Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное
сальдо может быть использовано для приобретения
ценных бумаг и получения прибыли в
форме дивидендов или процентов.
Федеральные
внебюджетные фонды формируются за счет
следующих источников:
- специальные
целевые налоги и сборы, установленные
для соответствующего фонда;
- отчисления
от прибыли предприятий, учреждений и
организаций;
- средства
бюджета;
- прибыль от
коммерческой деятельности, осуществляемой
фондом как юридическим лицом;
- займы, полученные
фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих
банков.
С
1 января 2010 года как работодатели, так
и самозанятое население вместо единого
социального налога (ЕСН) начали уплачивать
страховые взносы в бюджеты Пенсионного
фонда, фондов обязательного медицинского
и социального страхования. При этом контроль
за правильностью исчисления и уплатой
страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование и обязательное медицинское
страхование осуществляет ПФР и его территориальные
органы, а взносов, поступающих в систему
социального страхования, - Фонд социального
страхования (ранее контроль за уплатой
страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование и другие виды страхования
осуществлялись налоговыми органами).
С
1 января 2011 года устанавливается обязанность
по уплате страховых взносов в размере
34 % от Фонда оплаты труда (ранее размер
страховых взносов составлял 26 % от
ФОТ). Из которых 26 % будут направлятся
в Пенсионный фонд Российской Федерации.
2.1.
Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положение
о Пенсионном фонде Российской Федерации
(России) (утв. постановлением ВС РФ от
27 декабря 1991 г.) (с изменениями от 24 декабря
1993 г., 5 мая 1997 г. ) указывает:
Пенсионный
фонд Российской Федерации (России) (далее
- ПФР) образован постановлением Верховного
Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях
государственного управления финансами
пенсионного обеспечения в Российской
Федерации.
ПФР
является самостоятельным финансово-кредитным
учреждением, осуществляющим свою деятельность
в соответствии с законодательством Российской
Федерации и настоящим Положением.
ПФР
выполняет отдельные банковские операции
в порядке, установленном действующим
на территории Российской Федерации законодательством
о банках и банковской деятельности.
ПФР
и его денежные средства находятся в государственной
собственности Российской Федерации.
Денежные средства ПФР не входят в состав
бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
ПФР
обеспечивает:
- целевой сбор
и аккумуляцию страховых взносов, а также
финансирование расходов, предусмотренных
целями ПФР;
- организацию
работы по взысканию с работодателей и
граждан, виновных в причинении вреда
здоровью работников и других граждан,
сумм государственных пенсий по инвалидности
вследствие трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализацию
средств ПФР, а также привлечение в него
добровольных взносов (в том числе валютных
ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль
с участием налоговых органов за своевременным
и полным поступлением в ПФР страховых
взносов, а также контроль за правильным
и рациональным расходованием его средств.
Пенсионный фонд
осуществляет ряд социально значимых
функций, в т.ч.:
- Учет страховых
средств, поступающих по обязательному
пенсионному страхованию;
- Назначение
и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии
(по старости, по инвалидности, по случаю
потери кормильца), пенсии по государственному
пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих
и их семей, социальные пенсии, пенсии
госслужащих. За счет средств Фонда получают
пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
- Назначение
и реализация социальных выплат отдельным
категориям граждан: ветеранам, инвалидам,
инвалидам вследствие военной травмы,
Героям Советского Союза, Героям Российской
Федерации и др.
- Персонифицированный
учет участников системы обязательного
пенсионного страхования. В системе учитываются
страховые пенсионные платежи почти 63
млн. россиян;
- Взаимодействие
с работодателями - плательщиками страховых
пенсионных взносов. Информация о гражданах,
застрахованных в пенсионной системе,
поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
- Выдачу сертификатов
на получение материнского (семейного)
капитала;
- Управление
средствами пенсионной системы, в т.ч.
накопительной частью трудовой пенсии,
которое осуществляется через государственную
управляющую компанию (Внешэкономбанк)
и частные управляющие компании;
- Реализацию
Программы государственного софинансирования
пенсии. По состоянию на октябрь 2010 года
в Программу вступили свыше 3 000 000 россиян.
Средства
ПФР формируются за счет:
- страховых
взносов работодателей;
- страховых
взносов граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью, в том числе фермеров
и адвокатов;
- страховых
взносов иных категорий работающих граждан;
- ассигнований
из республиканского бюджета Российской
Федерации на выплату государственных
пенсий и пособий военнослужащим и приравненным
к ним по пенсионному обеспечению гражданам,
их семьям социальных пенсий, пособий
на детей в возрасте старше полутора лет,
на индексацию указанных пенсий и пособий,
а также на предоставление льгот в части
пенсий, пособий и компенсаций гражданам,
пострадавшим от чернобыльской катастрофы,
на расходы по доставке и пересылке пенсий
и пособий;
- средств,
взыскиваемых с работодателей и граждан
в результате предъявления регрессивных
требований;
- добровольных
взносов (в том числе валютных ценностей)
физических и юридических лиц, а также
доходов от капитализации средств ПФР
и других поступлений.
Средства
ПФР направляются на :
- выплату в
соответствии с действующим на территории
Российской Федерации законодательством,
межгосударственными и международными
договорами государственных пенсий, в
том числе гражданам, выезжающим за пределы
Российской Федерации;
- оказание
органами социальной защиты населения
материальной помощи престарелым и нетрудоспособным
гражданам;
- финансовое
и материально-техническое обеспечение
текущей деятельности ПФР и его органов;
- другие мероприятия,
связанные с деятельностью ПФР.
Пенсионный
фонд РФ и его региональные отделения
на местах наделены очень широкими полномочиями
в осуществлении контрольных функций.
Процедура контроля за правильным расходованием
средств включает в себя проверку правильности
назначения (перерасчета), начисления
пенсий, их выплату и доставку, проверку
банковских операций по расходованию
пенсионных средств, проверку состояния
учетно-отчетной документации по пенсионным
платежам. Кроме того, постоянное увеличение
расходов Пенсионного фонда на выплату
пенсий требует усиления контроля за их
надлежащим распределением.
О
планах Пенсионного фонда РФ по словам
председателя Антона Дроздова. Вся пенсионная
система перешла к страховой модели как
единому источнику формирования пенсионных
прав. Но все проблемы сняты. Сейчас в соответствии
с поручением президента подготовлена
долгосрочная стратегия развития пенсионной
системы, предполагающая их решение.
На
основе долгосрочных экономических расчетов
министерства экономического развития,
демографических данных и прогнозов, которые
рассчитывают соотношение между работающими
и пенсионерами до 2060 и даже 2075 годов, уже
через 15-20 лет соотношение между работающими
и пенсионерами станет 1:1. Именно тогда
люди моложе 1967 года рождения будут массово
выходить на пенсию. Но для этого и была
введена накопительная часть пенсии, создана
определенная "подушка безопасности"
пенсионной системы.
По
отчету за 2009 год, в котором действовала
старая система
(ЕСН и т.д.), расчет следующий: 40 процентов
- страховые взносы,
60 процентов - средства федерального бюджета
(Приложение 1) . При этом из 1,9 триллиона
рублей, выделенных из федерального бюджета,
только 400 миллиардов пошли на погашение
дефицита. Все остальное, социальные пенсии,
материнский капитал и т.д. - это обязательства
федерального бюджета, которые выплачиваются
через Пенсионный фонд. Соотношение за 2010 год:
2 триллиона приходится на страховые взносы
и приблизительно 1,3 триллиона - на федеральный
бюджет. Это по трудовым пенсиям. В 2011 году
ситуация сильно улучшится, из федерального
бюджета понадобится лишь 876 млрд рублей.
Об
идее увеличения пенсионного возраста Антон
Дроздов высказался негативно.
2.2.
Фонд социального страхования.
ФСС
создан в целях обеспечения государственных
гарантий в системе социального страхования
и повышения контроля за правильным и
эффективным расходованием средств социального
страхования и является самостоятельным
государственным финансово-кредитным
учреждением. Согласно Положению «о Фонде
социального страхования Российской Федерации»
(утв. постановлением Правительства РФ
от 12 февраля 1994 г. N 101) (с изменениями от
24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря
1996 г., 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г., 19 июля
2002 г.) основными задачами Фонда являются:
- обеспечение
гарантированных государством пособий
по временной нетрудоспособности, беременности
и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние
сроки беременности, при рождении ребенка,
по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет, а также социального
пособия на погребение или возмещение
стоимости гарантированного перечня ритуальных
услуг, санаторно-курортное обслуживание
работников и их детей;
- участие в
разработке и реализации государственных
программ охраны здоровья работников,
мер по совершенствованию социального
страхования;
- осуществление
мер, обеспечивающих финансовую устойчивость
Фонда;
- разработка
совместно с Министерством труда и социального
развития Российской Федерации и Министерством
финансов Российской Федерации предложений
о размерах тарифа страховых взносов на
государственное социальное страхование;
- организация
работы по подготовке и повышению квалификации
специалистов для системы государственного
социального страхования, разъяснительной
работы среди страхователей и населения
по вопросам социального страхования;
- сотрудничество
с аналогичными фондами (службами) других
государств и международными организациями
по вопросам социального страхования.
Средства
Фонда образуются за счет:
- страховых
взносов работодателей (администрации
предприятий, организаций, учреждений
и иных хозяйствующих субъектов независимо
от форм собственности);
- страховых
взносов граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью и обязанных уплачивать
взносы на социальное страхование в соответствии
с законодательством;
- страховых
взносов граждан, осуществляющих трудовую
деятельность на иных условиях и имеющих
право на обеспечение по государственному
социальному страхованию, установленному
для работников, при условии уплаты ими
страховых взносов в Фонд;
- доходов от
инвестирования части временно свободных
средств Фонда в ликвидные государственные
ценные бумаги и банковские вклады. Помещение
этих средств Фонда в банковские вклады
производится в пределах средств, предусмотренных
в бюджете Фонда на соответствующий период;
- добровольных
взносов граждан и юридических лиц; поступления
иных финансовых средств, не запрещенных
законодательством;
- ассигнований
из федерального бюджета на покрытие расходов,
связанных с предоставлением льгот (пособий
и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие
чернобыльской катастрофы или радиационных
аварий на других атомных объектах гражданского
или военного назначения и их последствий,
а также в других установленных законом
случаях;
- прочих поступлений
(возмещаемых страхователем расходов,
не принятых к зачету в счет страховых
взносов, и не принятых расходов на выплату
пособий по временной нетрудоспособности
вследствие трудового увечья или профессионального
заболевания; недоимок по обязательным
платежам, сумм штрафов и иных санкций,
предусмотренных законодательством; уплаченных
в установленном порядке сумм за путевки,
приобретенные страхователем за счет
средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду
в результате исполнения регрессных требований
к страхователям, и других).
Средства
Фонда направляются на:
- выплату пособий
по временной нетрудоспособности, беременности
и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние
сроки беременности, при рождении ребенка,
при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком
до достижения им возраста полутора лет,
а также социального пособия на погребение
или возмещение стоимости гарантированного
перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных
выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом
или инвалидом с детства до достижения
им возраста 18 лет; оплату путевок для
работников и их детей в санаторно-курортные
учреждения, расположенные на территории
Российской Федерации и в санаторно-курортные
учреждения в государствах - участниках
СНГ, аналогичных которым нет в Российской
Федерации, а также на лечебное (диетическое)
питание;
- частичное
содержание находящихся на балансе страхователей
санаториев-профилакториев, имеющих лицензии
на право занятия этим видом деятельности
(оплата расходов на питание, лечение и
медикаменты, заработную плату работников,
культурно-массовое обслуживание);
- частичную
оплату путевок в детские загородные оздоровительные
лагеря, находящиеся на территории Российской
Федерации, для детей работающих граждан;
- частичное
содержание детско-юношеских спортивных
школ (оплата расходов на оплату труда
тренерско-преподавательского состава
и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного
процесса);
- оплату проезда
к месту лечения и обратно;
- создание
резерва для обеспечения финансовой устойчивости
Фонда на всех уровнях. Порядок формирования
резерва и предоставления из него средств
(на возвратной основе или безвозмездно)
определяется инструкцией о порядке начисления,
уплаты, расходования и учета средств
государственного социального страхования
(далее именуется - инструкция), утвержденной
Фондом совместно с Министерством труда
и социального развития Российской Федерации,
Министерством финансов Российской Федерации,
Государственной налоговой службой Российской
Федерации и с участием Центрального банка
Российской Федерации;
- обеспечение
текущей деятельности, содержание аппарата
управления Фонда;
- финансирование
деятельности подразделений органов исполнительной
власти, обеспечивающих государственную
защиту трудовых прав работников, охрану
труда (включая подразделения надзора
и контроля за охраной труда) в случаях,
установленных законодательством;
- проведение
научно-исследовательской работы по вопросам
социального страхования и охраны труда;
- осуществление
иных мероприятий в соответствии с задачами
Фонда, включая разъяснительную работу
среди населения, поощрение внештатных
работников Фонда, активно участвующих
в реализации мероприятий по социальному
страхованию;
- участие в
финансировании программ международного
сотрудничества по вопросам социального
страхования.