Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 22:05, дипломная работа
Целью данной работы является разработка мероприятий по увеличению чистой прибыли ФГУП «Рассвет» Россельхозакадемии и оптимизация системы управления прибылью.
Исходя из цели выполненной работы, необходимо будет решить следующие задачи:
– исследовать экономическую категорию «прибыль»;
– рассмотреть методы планирования прибыли;
– выявить факторы, влияющие на величину прибыли;
– дать организационно-экономическую характеристику ФГУП «Рассвет» Россельхозакадемии;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1 Теоретические аспекты формирования и распределения прибыли коммерческой организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1 Экономическая сущность прибыли и методы ее планирования . . . . . . 7
1.2 Факторы, влияющие на прибыль организации . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 15
1.3 Зарубежный опыт оценки показателей прибыли коммерческой организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2 Анализ прибыли ФГУП «Рассвет» Россельхозакадемии . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации . . . . . . 29
2.2 Динамика и структура формирования прибыли организации . . . . . . . 40
2.3 Факторный анализ прибыли организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
2.4 Анализ механизма управления прибылью организации . . . . . . . . . . . 52
3 Рекомендации по совершенствованию управления прибылью ФГУП «Рассвет» Россельхозакадемии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
3.1 Мероприятия по улучшению управления прибылью организации. . . . 59
3.2 Мероприятия по увеличению прибыли за счет роста объемов производства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
3.3 Мероприятия по увеличению прибыли за счет повышения продуктивности животноводства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
3.4 Влияние разработанных мероприятий на увеличение прибыли ФГУП «Рассвет» Россельхозакадемии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Список использованных источников . . . .
Уровень производительности труда работников. Чем выше объем товарной продукции, приходящийся на одного работника предприятия, тем соответственно ниже уровень расходов по оплате труда и других затрат по содержанию персонала на единицу реализации [18, 32].
Состояние используемых основных фондов. Чем выше степень их износа, тем больше расходов несет коммерческое предприятие на их ремонт, тем выше уровень потерь товаров в процессе их хранения.
Обеспеченность собственными оборотными активами. Чем выше этот показатель, тем меньшим объемом заемных финансовых средств пользуется предприятие в процессе осуществления реализации продукции, а соответственно тем ниже сумма и уровень процентов за кредит [19, 54].
К факторам, не зависящим от деятельности коммерческого предприятия, относят:
– темпы инфляции в стране. Чем выше этот показатель, тем быстрее растет сумма издержек по оплате труда персонала; обслуживанию заемных финансовых средств; оплате услуг транспортных, ремонтных и других сторонних предприятий; отчислениям на социальные мероприятия;
– уровень развития отдельных сегментов потребительского рынка. В условиях «рынка продавца» уровень издержкоемкости реализации отдельных групп товаров значительно ниже, чем в условиях «рынка покупателя». Это связано с различиями в скорости обращения товарных запасов, в уровне расходов на рекламу, в уровне расходов на организацию торгового обслуживания покупателей и т.п.;
– изменение уровня государственных арендных ставок. В настоящее время преимущественная часть торговых предприятий арендует помещения у государственных (муниципальных) органов управления имуществом. Поэтому периодический рост системы государственных арендных ставок вызывает повышение суммы издержек;
– изменение видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек. Значительная часть налоговых платежей коммерческого предприятия осуществляется за счет его издержек. Поэтому изменение видов этих платежей или уровня налоговых ставок по ним отражается на общей сумме и уровне издержек коммерческой организации [20, 29].
Существует много методик влияния факторов на прибыль организации. Рассмотрим методику влияния факторов Н.А. Лупея. Анализируя прибыль, очень важно определить и количественно оценить влияние на нее отдельных факторов. Сумма прибыли от реализации товаров зависит от объема продаж, уровня доходов и уровня издержек [21, 92].
Влияние изменения объема выручки на сумму прибыли рассчитывается путем умножения суммы увеличения или уменьшения фактического объема выручки в анализируемом периоде по сравнению с планом или с объемом продаж в предшествующем периоде на уровень рентабельности продаж:
ВИОВ = (В1 – В0) × УР0 : 100%, (1)
где ВИОВ – влияние изменения объема выручки на сумму прибыли;
В1 – выручка в анализируемом периоде;
В0 – выручка в предшествующем периоде;
УР0 – уровень рентабельности в предшествующем периоде.
Влияние изменения среднего уровня валовой рентабельности на сумму прибыли рассчитывается путем умножения фактического объема выручки в анализируемом периоде на разницу между фактическим уровнем доходов от реализации товаров в анализируемом периоде и плановым уровнем или фактическим уровнем в предшествующем периоде, представим это формулой:
ВИУВР = В1 × (УР1 – УР0) : 100%,
где ВИУВР – влияние изменения среднего уровня валовой рентабельности на сумму прибыли;
УР1 – уровень валовой рентабельности в анализируемом периоде;
УР0 – уровень валовой рентабельности в предшествующем периоде.
Влияние изменения уровня себестоимости продаж на сумму прибыли рассчитывается путем умножения фактического объема выручки в анализируемом периоде на разницу между фактическим уровнем себестоимости продаж в анализируемом периоде и плановым их уровнем или фактическим уровнем в предшествующем периоде, представим это формулой:
ВИУС = В1 × (УС1 – УС0) : 100%, (3)
где ВИУС – влияние изменения уровня себестоимости продаж на сумму прибыли;
УС1 – уровень себестоимости в анализируемом периоде;
УС0 – уровень себестоимости в предшествующем периоде.
Полученный в ходе вычислений результат, нужно будет поменять на противоположный знак, так как снижение уровня издержек ведет к увеличению суммы прибыли, и наоборот, при повышении уровня издержек сумма прибыли уменьшается.
Рассмотрим расчет факторных влияний на прибыль по методике Л.В. Донцовой и Н.А.Никифоровой [22, 191].
Расчет влияния фактора «Выручка». Влияние этого фактора нужно разложить на две части, так как выручка – это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавались продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической масс проданной продукции. При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции.
Выручка в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равен:
ВОС = В1 : ИЦ, (4)
где ВОС – выручка в сопоставимых ценах;
В1 – выручка в отчетном периоде;
ИЦ – индекс цены.
Далее находим изменение выручки под влиянием цены:
ΔВ(Ц) = В1 - ВОС, (5)
где ΔВ(Ц) – изменение выручки под влиянием цены.
Определим влияние количества реализуемой продукции на выручку:
ΔВ(К) = ВОС - В0,
где ΔВ(К) – изменение количества реализуемой продукции на выручку;
В0 – выручка в базисном периоде.
Расчет влияния фактора «Цена». Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:
ΔПП(Ц) = ΔВ(Ц) × РП0 : 100%, (7)
где ΔПП(Ц) − влияния изменения цены на изменение прибыли от продаж;
РП0 – рентабельность продаж в базисном периоде.
Рассчитаем влияние фактора «Количество проданной продукции (товаров). Влияние на сумму прибыли от продажи изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:
ΔПП(К) = ΔВ(К) × РП0 : 100%, (8)
где ΔПП(К) – влияние изменения количества проданной продукции на прибыль от продаж.
Расчет влияния фактора «Себестоимость продаж» осуществляется следующим образом:
ΔПП(С) = В1 × (УС1 – УС0) : 100%,
где ΔПП(С) – влияние себестоимости продаж на прибыль от продаж;
УС1 и УС0 – уровни себестоимости продаж в отчетном и базисном периодах.
Здесь при расчетах нужно быть внимательнее, так как расходы – это факторы обратного влияния по отношению к прибыли.
Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы». Для расчета используется формула:
ΔПП(КР) = В1 × (УКР1 – УКР0) : 100%,
где ΔПП(КР) − влияние коммерческих расходов на прибыль от продаж;
УКР1 и УКР0 – уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах.
Расчет влияния фактора «Управленческие расходы». Данное влияние рассчитывается по формуле:
ΔПП(УР) = В1 × (УУР1 – УУР0) : 100%,
где ΔПП(УР) − влияние управленческих расходов на прибыль от продаж;
УУР1 и УУР0 – уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах.
Остальные показатели – факторы от прочей операционной и внереализационной деятельности – не оказывают столь существенного влияния на прибыль. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно рассчитать, используя метод балансовой увязки, факторная модель чистой прибыли отчетного периода аддитивного вида [23, 124].
1.3 Зарубежный опыт оценки показателей прибыли коммерческой организации
Зарубежная экономика во многом отличается от нашей экономики. В зарубежной практике оценка показателей прибыли коммерческой организации осуществляется на основе финансовой отчетности, составленной по правилам Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Операционная прибыль – разность между валовой прибылью и операционными затратами. Прибыль хозяйствующего субъекта в результате основной экономической деятельности. Представляет собой остаток при вычитании из торговой прибыли операционных накладных расходов (рента, амортизационные отчисления за здания и оборудование, расходы на ГСМ и иные текущие расходы). Операционная прибыль — финансовый результат от всех видов деятельности до уплаты налога на прибыль и процентов по заемным средствам. Та операционная прибыль, при которой экономическая рентабельность активов будет полностью использоваться только в погашение процентов по заемным средствам, называется критической операционной прибылью [24, 24].
Формула расчета показателя имеет вид:
EBIT = Д - ОР, (15)
где EBIT – операционная прибыль;
Д – доходы;
ОР – операционные расходы.
Формулу расчета операционной прибыли можно также представить в виде:
EBIT = В - С - КР - УР,
где В – выручка;
С – себестоимость;
КР – коммерческие расходы;
УР – управленческие расходы.
При этом себестоимость необходимо уменьшить на сумму расходов по уплате процентов по кредитам и займам, включенным в себестоимость.
Коэффициент операционной прибыли не отражен в финансовой отчетности по российским стандартам, поэтому приближенная формула расчета для показателя (по российским стандартам) выглядит так:
EBIT = ПП + ПК
где ПП – прибыль от продаж;
ПК – Проценты по кредитам.
Операционная прибыль до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов не включает в себя не операционные доходы, которые, как правило, не повторяются из года в год. Данный показатель включает в себя только доход, полученный за счёт операций, носящих регулярный характер, не подвержен влиянию единовременных начислений, например, связанных с курсовыми разницами или налоговыми скидками [25, 176].
Исторически сложилось, что показатель операционной прибыли до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов был создан, чтобы исключить воздействие на прибыль внереализационных доходов и расходов. Многие компании и инвесторы считают, что только операционная прибыль является надежным индикатором стоимости компании, а все остальное – судебные издержки, доходы от продажи части бизнеса и других «разовых» операций – только искажают реальную рентабельность предприятия
Данный показатель не рассчитывается при использовании стандарта бухгалтерской отчетности по ГААП (U.S.GAAP).
Расчет показателя операционной прибыли до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов производится по формуле:
OIBDA = EBIT + АНА + ИОС, (18)
где OIBDA – операционная прибыль до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов;
АНА – амортизация нематериальных активов;
ИОС – износ основных средств.
Главное отличие операционной прибыли до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов от валовой прибыли до вычета из нее начисленных процентов, дивидендов, налогов, амортизации это использование в расчетах операционной, а не валовой прибыли. Это означает что, операционная прибыль до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов в первую очередь характеризует рентабельность основной деятельности.
По мнению многих аналитиков, показатель операционная прибыль до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов отражает текущее состояние дел компании, включая ее способность финансировать капитальные расходы, приобретения и другие капитальные инвестиции, а также характеризует возможность предприятия привлекать заемные средства и обслуживать займы [26, 99].
Основные показатели, которые говорят о результатах работы менеджмента, – это именно прибыль до выплаты налогов и процентов, а также операционная прибыль до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов и валовая прибыль до вычета из нее начисленных процентов, дивидендов, налогов, амортизации. Именно по этим «операционным» показателям инвесторы судят о прибыльности, перспективности компании, а также об эффективности деятельности менеджмента в качестве агентов акционеров.
Информация о работе Управление прибылью коммерческой организации