Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 22:05, дипломная работа
Целью данной работы является разработка мероприятий по увеличению чистой прибыли ФГУП «Рассвет» Россельхозакадемии и оптимизация системы управления прибылью.
Исходя из цели выполненной работы, необходимо будет решить следующие задачи:
– исследовать экономическую категорию «прибыль»;
– рассмотреть методы планирования прибыли;
– выявить факторы, влияющие на величину прибыли;
– дать организационно-экономическую характеристику ФГУП «Рассвет» Россельхозакадемии;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1 Теоретические аспекты формирования и распределения прибыли коммерческой организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1 Экономическая сущность прибыли и методы ее планирования . . . . . . 7
1.2 Факторы, влияющие на прибыль организации . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 15
1.3 Зарубежный опыт оценки показателей прибыли коммерческой организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2 Анализ прибыли ФГУП «Рассвет» Россельхозакадемии . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации . . . . . . 29
2.2 Динамика и структура формирования прибыли организации . . . . . . . 40
2.3 Факторный анализ прибыли организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
2.4 Анализ механизма управления прибылью организации . . . . . . . . . . . 52
3 Рекомендации по совершенствованию управления прибылью ФГУП «Рассвет» Россельхозакадемии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
3.1 Мероприятия по улучшению управления прибылью организации. . . . 59
3.2 Мероприятия по увеличению прибыли за счет роста объемов производства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
3.3 Мероприятия по увеличению прибыли за счет повышения продуктивности животноводства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
3.4 Влияние разработанных мероприятий на увеличение прибыли ФГУП «Рассвет» Россельхозакадемии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Список использованных источников . . . .
Нераспределенная прибыль – прибыль, полученная в определенном периоде и не направленная на потребление путем распределения между акционерами (пайщиками) и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.
В условиях рыночной экономики получение прибыли является основным мотивом деятельности, движущей силой развития и финансовой гарантией обновления коммерческой организации.
Каждая организация всегда ставит цель – получить прибыль, но не всегда ее получает. Прибыль организации – это превышение ее доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.
Методология исчисления прибыли за отчетный период носит весьма условный характер. Это обусловлено противоположностью интересов предпринимателей, налоговых органов и других сторон, заинтересованных в деятельности организации. Преследуя свои интересы, каждая из сторон настаивает на своих методологических подходах к исчислению прибыли. Но экономическая сущность от этого не меняется. Прибыль как макроэкономическая категория – это часть денежных накоплений общества, а прибыль организации – это превышение доходов над расходами.
Прибыль как важнейшая рыночная категория выполняет ряд функций:
– является критерием и показателем эффективности деятельности организации, ведь сам факт прибыльности свидетельствует об эффективной предпринимательской деятельности;
– обладает стимулирующей функцией, поскольку является основным фактором экономического и социального развития организации, основным источником прироста собственного капитала;
– считается одним из основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней.
Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, делится на капитализируемую и потребляемую.
Любушин Н.П. дает следующие определения прибыли:
– капитализируемая прибыль – та ее часть, которая направляется на финансирование прироста активов;
– потребляемая прибыль – та часть прибыли, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы [8, 24].
Капитализированная прибыль направляется на инвестирование производственного процесса, формирование резервного и других страховых фондов. Могут быть и другие формы капитализации прибыли – взносы в уставные капиталы других организации, краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения.
Потребляемая прибыль используется на выплату доходов владельцам имущества, на материальное стимулирование персонала, содержание действующих и строительство новых социально-бытовых объектов.
Если прибыль не расходуется на инвестиции и потребление, то она числится в балансе организации как нераспределенная прибыль, являясь частью собственного капитала.
Многие предприниматели полагают, что максимизация суммы прибыли (получение максимальной прибыли, остающейся в их распоряжении) является приоритетной задачей и главной целью менеджмента. Такое мнение представляется весьма спорным. Максимизация прибыли не обеспечивает автоматически возрастания рыночной стоимости организации. Если полученную большую сумму прибыли собственники расходуют полностью на цели личного потребления, то коммерческая организация лишается основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для развития, а неразвивающаяся организация теряет в перспективе конкурентные позиции, что приводит к снижению ее рыночной стоимости. Кроме того, максимальная сумма прибыли коммерческой организации может достигаться при высоком уровне хозяйственных рисков и угрозе банкротства в последующем периоде, что также может обусловить снижение ее рыночной стоимости и конкурентной позиции на потребительском рынке [8, 26].
Поэтому в рыночных условиях максимизация суммы прибыли должна быть, безусловно, важной, но не приоритетной задачей управления коммерческой организацией. В процессе торгового менеджмента все основные задачи (обеспечение высокого уровня обслуживания покупателей, экономичности торгового процесса, максимизации суммы прибыли и эффективного ее использования, минимизации уровня хозяйственных рисков, постоянного возрастания рыночной стоимости организации) должны быть оптимизированы между собой [9, 83].
Прибыль от продаж взаимосвязана с показателями объема реализации, доходов и издержек. Система этой взаимосвязи, получившая название «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли», позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании прибыли от реализации товаров. С помощью этой системы можно определить:
– объем реализации товаров, обеспечивающий безубыточную деятельность, т.е. «точку безубыточности» («порог рентабельности») организации;
– плановую сумму прибыли от реализации товаров при заданных плановых значениях объема продаж, доходов и издержек;
– необходимый объем продаж при заданной целевой сумме балансовой прибыли от реализации товаров;
– «предел безопасности» («запас финансовой прочности») коммерческой организации, т.е. размер возможного снижения объема продаж при неблагоприятной конъюнктуре потребительского рынка, который позволяет организации осуществлять прибыльную деятельность [10, 87].
Одним из важных показателей является маржинальная прибыль, которая представляет собой разность суммы доходов от реализации товаров и суммы переменных издержек. Она служит мерой оценки способности коммерческой организации покрывать постоянные издержки и формировать необходимую балансовую прибыль.
Балансовая прибыль формируется при превышении маржинальной прибыли над постоянными издержками обращения, точка безубыточности достигается при их равенстве, деятельность будет убыточной, если маржинальная прибыль меньше постоянных издержек [11, 34].
Достижение точки безубыточности и формирование балансовой прибыли зависят от соотношения постоянных и переменных издержек. Это соотношение называется операционным рычагом. Чем выше доля постоянных издержек в общей их сумме, тем позже достигается точка безубыточности, т.е. коммерческой организации необходимо для достижения этой точки реализовать гораздо больший объем товаров, чем при сравнительно меньшей доле постоянных издержек. Вместе с тем при дальнейшем наращивании объема реализации товаров (после преодоления точки безубыточности) темп прироста прибыли от реализации товаров будет превышать темп прироста выручки от реализации. Это связано с тем, что за счет постоянных издержек общий их уровень в процентах к выручке будет снижаться, увеличивая тем самым при прочих равных условиях сумму прибыли [12, 85].
Эффект операционного рычага рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к балансовой прибыли.
Планирование прибыли является составной частью финансового планирования. Основное внимание в процессе планирования уделяется определению суммы прибыли от реализации товаров. Для этого могут быть используются различные методы.
Метод прямого счета. Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью.
Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода
Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода [13, 87].
Аналитический метод. Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
После выполнения расчетов определяется прибыль от реализации товарной продукции.
Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.
Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.
После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия [13, 88].
Метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности [14, 49].
1.2 Факторы, влияющие на прибыль организации
Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности коммерческого предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли [15, 30].
К внешним условиям можно отнести: инфляцию, изменения в законодательствах и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников, нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров. Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживание индексации реальных доходов населения (размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат социального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности, сокращению объема продаж.
К внутренним факторам можно отнести: объем и качество продукции, политика ценообразования на предприятии, уровень затрат, качество менеджмента разных уровней, экономическая заинтересованность работников [16, 44].
Существует множество факторов, зависящих от деятельности самого предприятия.
Объем производства. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на издержки организации, так как переменные их виды прямо связаны с изменением этого показателя. Рост объема продаж приводит к увеличению общей суммы издержек, однако, уровень издержкоемкости при этом снижается (так как сумма постоянных издержек остается неизменной). С ростом объемов производства до определенного предела сумма переменных, а соответственно и общих издержек коммерческого предприятия растет обычно меньшими темпами, т. к. в составе переменных преобладают виды издержек, имеющие дигрессивный характер (это связано с реализацией резервов более эффективного использования ресурсного потенциала предприятия). Однако, начиная с определенного момента, рост объема производства вызывает еще больший рост суммы переменных, а частично и постоянных издержек, в результате чего темпы роста общей их суммы могут превысить темпы роста объема реализации. Такая ситуация связана с необходимостью вовлечения дополнительного объема ресурсов всех видов на обеспечение прироста реализации товаров, в результате чего резко возрастают постоянные затраты, а в составе переменных в этом периоде начинают преобладать виды издержек, имеющие прогрессивный характер. Следовательно, рост объема производства лишь до определенных пределов может вызывать снижение уровня издержкоемкости в коммерческой организации [17, 31].
2) Структура произведенной продукции. Различные виды продукции имеют разный уровень издержкоемкости. Наибольший уровень издержек приходится на единицу продажи товаров населению, меньший – на единицу мелкооптового оборота, еще меньший – на единицу оптового оборота, а наименьший – на единицу торгово-посреднического оборота.
Групповая структура продукции. Различным группам товаров присущ различный уровень издержкоемкости. Так, в продовольственной торговле уровень издержкоемкости продажи плодоовощных товаров намного выше, чем алкогольных напитков; в непродовольственной торговле уровень издержкоемкости продажи галантерейных товаров значительно превышает уровень издеркжоемкости продажи мебели; в целом уровень издержкоемкости продажи продовольственных товаров более чем вдвое выше, чем аналогичный показатель по непродовольственным товарам.
Скорость обращения товаров. Чем ниже период обращения товарных запасов в днях, тем соответственно ниже на коммерческом предприятии уровень расходов по хранению товаров, их потерям от естественной убыли.
Информация о работе Управление прибылью коммерческой организации