Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:06, курсовая работа
Целью данной работы является совершенствование системы изучения риск-менеджмента в ОАО «Русский продукт».
Исходя из поставленной цели был поставлен ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы риск-менеджмента, для чего необходимо охарактеризовать:
- понятие экономических рисков и причины их возникновения;
- структуру и методы управления рисками;
- функции риск-менеджмента.
Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления). Схематично это можно представить следующим образом. Объектом управления в риск-менеджменте являются риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К этим экономическим отношениям относятся отношения между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями (партнерами, конкурентами) и т.п.
Субъект управления в риск-менеджменте – это специальная группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхованию, аквизитор, актуарий, андеррайтер и др.), которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.
Процесс воздействия субъекта на объект управления, то есть сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. В риск-менеджменте получение надежной и достаточной в данных условиях информации играет главную роль, так как оно позволяет принять конкретное решение по действиям в условиях риска.
Информационное обеспечение функционирования риск-менеджмента состоит из разного рода и вида информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.п.
Эта информация включает осведомленность о вероятности того или иного страхового случая, страхового события, наличия и величине спроса на товары, на капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов, ценах, курсах и тарифах, в том числе на услуги страховщиков, об условиях страхования, о дивидендах и процентах и т.п.
Тот, кто владеет информацией, владеет рынком. Многие виды информации часто составляют предмет коммерческой тайны. Поэтому отдельные виды информации могут являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.
Менеджер, обладающий достаточно высокой квалификацией, всегда старается получить любую информацию, даже самую плохую, или какие-то ключевые моменты такой информации, или отказ от разговора на данную тему (молчание – это тоже язык общения) и использовать их в сою пользу. Информация собирается по крупицам. Эти крупицы, собранные воедино, обладают уже полновесной информационной ценностью.
Наличие у финансового менеджера надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие решения, влияет на правильность таких решений, что, естественно, ведет к снижению потерь и увеличению прибыли. Надлежащее использование информации при заключении сделок сводит к минимуму вероятность финансовых потерь. Любое решение основывается на информации. Важное значение имеет качество информации. Чем более расплывчата информация, тем неопределеннее решение. Качество информации должно оцениваться при ее получении, а не при передаче. Информация стареет быстро, поэтому ее следует использовать оперативно.
Хозяйствующий субъект должен уметь не только собирать информацию, но также хранить и отыскивать ее в случае необходимости.
1.3. Функции риск-менеджмента
Риск-менеджмент выполняет определенные функции. Различают два типа функций риск-менеджмента:
К функциям объекта управления в риск-менеджменте относится организация: разрешения риска; рисковых вложений капитала; работы по снижению величины риска; процесса страхования рисков; экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.
К функциям субъекта
Прогнозирование в риск-
Организация в риск-менеджменте
представляет собой объединение
людей, совместно реализующих
Регулирование в риск-менеджменте представляет собой воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений.
Координация в риск-менеджменте представляет собой согласованность работы всех звеньев системы управления риском аппарата управления и специалистов.
Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.
Стимулирование в риск-
Контроль в риск-менеджменте представляет собой проверку организации работы по снижению степени риска. Посредством контроля собирается информация о степени выполнения намеченной программы действия, доходности рисковых вложений капитала, соотношении прибыли и риска, на основании которой вносится изменения в финансовые программы, организацию финансовой работы, организацию риск-менеджмента. Контроль предполагает анализ результатов мероприятий по снижению степени риска
Глава 2. Организация риск-менеджмента в ОАО «Русский продукт»
2.1. Общая характеристика ОАО «Русский продукт»
Компания «Русский продукт» - один из лидеров российского рынка производства и реализации продуктов питания, крупнейшее производственное объединение. Под торговой маркой «Русский продукт» объединились производственные мощности следующих предприятий: Московский экспериментальный комбинат пищевых концентратов «Колос»; Московский пищевой комбинат; Макаронная фабрика «Супермак»; Детчинский завод овощных концентратов (ДЗОК).
Сегодня эти предприятия являются структурными подразделениями компании соответственно:
РП «Сокольники». Основан в марте 1942 года. Специализируется на выпуске широкого ассортимента продуктов питания. Продукция комбината: картофельная группа (чипсы, котлеты), макаронные изделия, супы, изделия из зерна кукурузы (сухие завтраки), кисели. Единственное предприятие, выпускающее знаменитый чай «Бодрость». В составе производственного подразделения 8 цехов и 3 участка. Количество работников около 1200 человек. Занимаемая территория по площади составляет 10,5 Га. Адрес: 107143, Москва, ул. Пермская, владение 1.
РП «Басманное». Московский пищевой комбинат (РП «Басманное). Основан в декабре 1932 года. Является одним из ведущих предприятий в Российской Федерации по производству широкого ассортимента продуктов кофейной группы. На этом комбинате впервые в стране было организованно производство растворимого кофе (полный цикл от зерна до порошка) в 1963 году. Продукция комбината: группа кофе (в зернах, растворимый, молотый, кофейные напитки), овсяные хлопья «Геркулес», каша овсяная быстрого приготовления «Скороешка», мучные и кондитерские полуфабрикаты (торты, куличи, кексы, блины, кремы), какао (порошок, смеси), супы, кукурузные палочки (десертные и ванильные), сухой напиток квас, пряности и приправы, желе, жареные семечки. В составе производственного подразделения 5 цехов. Количество работников более 1000 человек. Адрес: 107082, Москва, Переведеновский пер., дом 13.
РП «Войковское». Основана в 1975 году. Специализируется на производстве макаронных изделий. На фабрике один производственный цех. Установлено две линии (Италия) по производству макаронных изделий из высококачественной пшеничной муки по технологии ведущих итальянских фирм «Брайбанти» и «Паван». Количество работников более 200 человек. Занимаемая территория составляет более 4 Га. Адрес: 125130, Москва, ул. Выборгская, дом 22.
РП «Детчинское». Основан в 1950 году. Специализируется на производстве агломерированного кофе (торговая марка RUSCAFE). Кроме этого, есть цеха по производству пищевых концентратов (супов, киселей) и переработке сельскохозяйственной продукции: сушка зелени, овощей, фруктов, ягод. В составе производственного подразделения 4 цеха. Количество работников около 500 человек. Занимаемая территория 17,66 Га. Адрес: 249080, Калужская обл., Малоярославский район, пос. Детчино. ОАО «Русский продукт» учреждено весной 1996 года. В течении 1996-97 гг. был осуществлен переход на единую акцию, что завершило формирование открытого акционерного общества «Русский продукт». 70 % акций принадлежит менеджменту компании, 30 % находятся у частных акционеров. Председатель Совета Директоров ОАО «Русский продукт» - Маримская Ольга Михайловна. Генеральный директор ОАО «Русский продукт» Лыч Андрей Иванович.
На начало 2003 года «Русский продукт» производит следующие группы продуктов: кофе (включая новую кофейную марку RUSCAFE); чай «Бодрость»; чипсы «Московский картофель»; супы быстрого приготовления; моментальные каши «Скороешка»; овсяные и ячменные хлопья «Геркулес»; макароны; смеси для выпечки; приправы и пряности; желе; кремы; какао; кисели.
В течении всего периода работы компанией проводятся серьезные исследования рынка продуктов питания. Как следствие, совершенствуются потребительские характеристики продукции, расширен ассортимент по отдельным категориям.
Широкий ассортимент продуктов питания позволяет компании быть одним из крупнейших операторов этого рынка. Гордость "Русского продукта" - целый ряд высококачественных продуктов, таких как чай "Бодрость" (премия "Товар года 2002"), чипсы "Московский картофель", суп под маркой "Синяя волна" и др.
Важнейшим событием на рынке стал запуск в ноябре 2002 года первого российского завода полного цикла по производству кофе (торговая марка RUSCAFE). Стратегия компании, включает в себя дальнейшую модернизацию и расширение собственных производств.
Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления.
Организационная структура организации и ее управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями. Организационные структуры управления организациями перерабатывающей промышленности отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности организации (крупная, средняя, мелкая); производственный профиль организации (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер выпускаемой продукции; сфера деятельности организации.
Структура управления ОАО "Русский продукт" и "ДЗОК состоит из администрации, отдела учета и анализа кадров, технической, охранной, финансовой и хозяйственной службы, которые имеют свои функциональные подразделения.
Вход на предприятие осуществляется
через пропускную систему, контроль
за которой возложен на службу экономической
безопасности и охраны. На каждого
работника оформляется
Возглавляет администрацию
предприятия генеральный
Генеральный управляющий несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность завода, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества предприятия. Выдает доверенности, открывает в банках счета, пользуется правом распоряжения средствами.
Генеральный управляющий не в состоянии принимать решения по всем вопросам, касающимся деятельности предприятия. Поэтому часть своих полномочий он передает своему заместителю, а также начальникам отделов.
В подчинении генерального управляющего находятся: заместитель генерального управляющего, главный менеджер по организационно производственным вопросам (заместитель главного менеджера, инженер-механик, руководитель котельной), старший инженер-механик, руководитель производственно-диспетчерского отдела, главный бухгалтер (бухгалтера, кассир), отдел учета и анализа кадров, руководитель лаборатории, руководитель отдела контроля качества технологий, инженер-технолог, начальники цехов.