Теоретические аспекты аудита и аудиторской деятельности в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в комплексном анализе классификации аудиторской деятельности и услуг.
Основные задачи работы:
-рассмотреть общие характеристики аудита как деятельности по финансовому контролю;
-проанализировать классификацию видов аудита и аудиторских услуг.

Оглавление

1 Теоретические аспекты аудита и аудиторской деятельности в современных условиях
1.1 Понятие и сущность аудита
1.2 Основные принципы аудита
1.3 Методология проведения аудита
2. Классификация аудиторской деятельности
2.1. Виды аудита
2.2. Виды аудиторских услуг
3. Организация аудита в РК
3.1 Аудит и аудиторская деятельность в РК
3.2 Внедрение МСФО и МСА в РК

Файлы: 1 файл

курс по фине.docx

— 62.80 Кб (Скачать)

     С точки зрения аудиторов, аудит делится  на 3 вида:

     -подтверждающий (проверка и подтверждение бухгалтерских документов и отчетности);

     -системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля). Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, и необходимость системной детальной проверки отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению;

     -аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким риском, что значительно облегчает аудит в областях с низким риском).

     С точки зрения направления аудит  подразделяется на общий (предприятия и их объединения независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, организации и учреждения); банковский, аудит страховых организаций, аудит бирж, аудит внебюджетных фондов, аудит инвестиционных институтов и т.д.  
 

     2.2 Виды аудиторских услуг 

     Помимо  видов аудита выделяют виды аудиторских  услуг:

     1)Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности;

     2)Анализ финансовой отчётности и результатов хозяйственной деятельности. Оценка платёжеспособности и финансового состояния;

     3)Консультирование по вопросам налогообложения, налогового планирования;

     4)Консультирование по правовым вопросам;

     5)Консультирование правовой ответственности обработки данных.

     Аудит проверки финансово-хозяйственной  деятельности – аудиторская деятельность, направленная на установление достоверности  бухгалтерской и финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансово-хозяйственных  операций нормативным актам.

     В этом случае целями аудита являются:

     - оценка состояния учета;

     - проверка достоверности показателей  годовой бухгалтерской отчетности;

     - проведение анализа финансово-хозяйственной  деятельности и на его основе  подготовка рекомендаций по укреплению  финансового состояния клиента,  оптимизация затрат, выбор процедур  аудита.

     Аудиторы (фирмы), наряду с проведением аудиторских  проверок, могут оказывать экономическим  субъектам, предпринимателям и физическим лицам услуги в виде проведения консультаций по широкому кругу вопросов. При  проведении консультации в целях  достижения наибольшего суммарного эффекта аудиторские фирмы должны комбинировать и использовать навыки и умение специалистов-универсалов  и узких специалистов, их глубокие знания в отдельных областях. При  этом аудитор, проводящий консультацию, должен обладать навыками, необходимыми для решения проблем и обмена опытом, выявления проблем, нахождения нужной информации, анализа и синтеза, разработки предложений для совершенствования  финансово-хозяйственной работы, общения  с людьми, планирования изменений, помощи клиентам в накоплении опыта.

     Процесс консультирования представляет собой  совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения  определенной задачи и осуществления  желаемых изменений в организации-клиенте [5, с.125]. 
 
 
 

     3 Организация аудита в Республике  Казахстан 

     3.1 Аудит и аудиторская деятельность  в Республике Казахстан 
 

     Развитие  аудита в Республике Казахстан начинается с открытия в 1987 г. Акционерного общества «Инаудит», образованного специальному постановлению Совета Министерства СССР. Значение его создание для  дальнейшего развития аудита в Республике Казахстан трудно переоценить.

     Акционерное общество являлось юридическим лицом, цель которого состояла в оказании аудиторских и консультационных услуг действующим в СССР и  за границей совместным предприятиям.

     Несмотря  на то, что фирма имела более  высокую организационно-правовую форму  по сравнению с хозрасчетными  ревизионными группами, она была создана  на базе государственного контрольного органа, а ее учредителями выступали  союзные министерства. Сохранить  «Инаудит» как единую структуру  не удалось, она распалась на несколько  самостоятельных аудиторских фирм. Одной из причин оказалось то, что  в фирме работало большое количество профессиональных специалистов и настоящих  лидеров, у которых появилось  возможность организовать и возглавить собственные фирмы.

     В 1989-1993 гг. была принята попытка принять  законодательный акт об аудиторской  деятельности в СССР. В этот период в стране появилось множество  коммерческих организаций, в том  числе и аудиторских фирм. Последние  регистрировались как товарищество с ограниченной ответственностью. В 1989 г. при контрольно-ревизионном  министерстве финансов КазССР была создана  хозрасчетная ревизионная группа, затем  на ее базе в 1990 г. решением правительства  организованна первая аудиторская  фирма «Хозрасчетный аудиторский  центр» и открыты ее территориальные  отделения. Накопленный опыт, постоянно  увеличивающийся объем аудиторских  услуг, а также в известной  мере рекомендации мировой аудиторской  практики позволило в 1992 г. преобразовать  хозрасчетный центр в независимую  акционерную аудиторскую компанию «Казахстанаудит». Она является первой в республике независимой профессиональной компанией по оказанию аудиторских  услуг, основанной на частной форме  собственности и имеющей лицензию на право проведения аудита от правительства.

     В начале 1990 г. на рынке появилось СП «Эрнест энд Янг Внеш аудит», которое  проводило аудиторские проверки на совместных предприятиях по их просьбе, причем вне зависимости от их расположения или принадлежности. Это была крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма, входящая в то время так называемую «Большую шестерку».

     В настоящее время в Казахстане развивают все деятельности крупнейшие международные аудиторские организации  и местные аудиторские фирмы, которые оказывают аудиторские  услуги. Приказом Министерством финансов РК «Об утверждении списков аудиторских  организаций и кредитных рейтинговых агентств» №173 от 05.04.2001 г. /10/ для ежегодного проведения аудита организации подтверждения кредитного рейтинга в соответствии с Постановлением Правительства РК «О мерах по организации эффективного управления и контроля качества за деятельностью некоторых акционерных обществ и республиканских государственных предприятий (национальный компаний)» №290 от 28 февраля 2001 г. /11/ утверждены список аудиторских организаций в составе ТОО «ПрайсуотерхаусКуперс», ТОО «КПМГ», ТОО Эрнст энг Янг», Делойт и Туш», ТОО «BDO Казахстанаудит» (последняя из вышеперечисленных аудиторских фирм утверждена приказом №294 Министра финансов РК от 19 июля 2004 г) [6, с.210].  
 

     3.2 Внедрение Международных стандартов  финансовой отчетности и Международных  стандартов аудита в Республике  Казахстан 

     В Казахстане процесс внедрения Международных  стандартов финансовой отчетности (МСФО) начинался так же, как во многих странах, то есть еще до принятия соответствующего законодательства. Прежде всего, необходимость  в стандартах, обеспечивающих максимальную прозрачность, возникла на фондовом рынке, и Казахстанская фондовая биржа  начала предъявлять требования к  листинговым компаниям представлять отчетность по МСФО. Другим примером позитивного влияния рынка послужили запросы зарубежных инвесторов на представление от своих потенциальных казахстанских партнеров международной отчетности.

     Согласно  законодательству, действовавшему до принятия в 2007 году новой редакции Закона РК от 28.02.07 №234-III «О бухгалтерском учете  и финансовой отчетности», переход  на МСФО затрагивал все организации.

     Согласно  закону Республики Казахстан от 28.02.07 №234-III «О бухгалтерском учете и  финансовой отчетности» финансовую отчетность по МСФО финансовые организации  составляют с 1 января 2003 года, акционерные  общества – с 1 января 2005 года и иные организации – с 1 января 2006 года (за исключением государственных  учреждений).

     Сегодня для предприятий малого и среднего бизнеса вопрос применения МСФО рассматривается  с позиции мотивации самого предприятия  – нужно им это или нет. Тот, для кого это необходимо, давно  нашел способы перейти на МСФО, и надо отметить, что новый закон  о бухгалтерском учете предусматривает  большой круг хозяйствующих субъектов, к которым применение МСФО не обязательно  или не обязательно в полном объеме.

     Однако  переход на МСФО открывает не только новые возможности для компаний, но и таит в себе значительные трудности.

     В соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.03.98 № 213-1 «О нормативных  правовых актах» таким актом является письменный официальный документ установленной  формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным  лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие, а законодательством – совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке. В связи с этим МСФО не могут признаваться нормативными правовыми актами в системе законодательства Республики Казахстан. Помимо этого, существует ряд проблем, которые еще предстоит решить – отсутствие согласованности МСФО с другими отраслями законодательства, существенное отставание по времени публикации изменений международных стандартов, нехватка квалифицированных кадров и слабая отлаженность национальной системы профессиональной сертификации.

     Анализ  положений Налогового кодекса в  сопоставлении с МСФО выявляет конфликтные  ситуации, возникновение которых  неизбежно при проведении налоговых  проверок.

     Прежде  всего подобные ситуации обусловлены  были следующими обстоятельствами:

     -в ряде случаев МСФО предполагает разные или альтернативные подходы к объектам учета и требует применения профессионального суждения;

     -при учете актива МСФО не принимает во внимание право собственности на данный актив, а основывается на передаче существенной доли рисков и вознаграждения, связанных с данным активом;

     -МСФО подвержены частым изменениям, вносимым IASB, что может нивелировать все попытки приведения налогового законодательства в соответствие с МСФО по состоянию на определенную дату.

     Нехватка  кадров была одной из важнейших проблем, связанных с МСФО, по-прежнему является отсутствие достаточного количества квалифицированных  кадров. Причем речь идет не только о  подготовке отчетности, но и о понимании  и ее использовании. Палатой аудиторов  Казахстана в 2001 году после многочисленных и длительных переговоров было принято  решение о разработке уникальной программы сертификации бухгалтеров  и аудиторов. Она должна была помочь в переходе с бывших советских  финансовых актов к международным  нормам и дать возможность людям  повышать свой профессиональный уровень. Позднее к Казахстану подключились страны Центральной Азии, Россия, Украина, а затем и другие страны СНГ. В  итоге в 2001 году был создан Евразийский  совет сертифицированных бухгалтеров  и аудиторов (АССАА), который занимается разработкой экзаменационных программ для необходимых во всех отраслях специалистов в области бухгалтерского учета, управления финансами, экономики  и аудита. Методика разрабатывалась  при участии международных экспертов  ведущих финансовых институтов и  учреждений со всего мира. В 2005 году она была признана Международной  федерацией сертифицированных бухгалтеров  и аудиторов (IFАС). Сертификацию по упомянутой программе только за 5 лет прошли более 7 тыс. человек. И лидером здесь  является Казахстан, где сертифицировано  уже более 3 тыс. специалистов.

     Наряду  с широкомасштабной сертификацией CIPА в Казахстане уже несколько  лет существует программа по изучению и сдаче соответствующего экзамена по МСФО DipIFR ACCA и начала развиваться  такая же программа другого британского  института – DipIFR IPFM.

     Законодательно  установленный переход на МСФО невозможно обеспечить без мониторинга соблюдения требований законодательства о бухгалтерском  учете и финансовой отчетности Республики Казахстан. Для реализации данной задачи Минфином ведется работа по созданию Депозитария финансовой отчетности для организаций публичного интереса на примере Палаты компаний Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Депозитарий позволит проводить  мониторинг перехода организаций на МСФО, пользователям финансовой отчетности – получить необходимую информацию, а также будет способствовать повышению качества и достоверности  информации о финансово-хозяйственной  деятельности организаций.

     Постановлением  правительства РК от 29.08.07 № 760 утвержден  План мероприятий по обеспечению  перехода всех юридических лиц на МСФО на 2007–2009 годы, которым также  предусмотрены мероприятия по выявлению  организаций, обязанных перейти  на МСФО и не перешедших. Кроме того, Министерство продолжает совместную работу с Акимами областей и городов  Астаны и Алма-Аты по проведению анализа состояния перехода на МСФО подведомственными организациями. Данный анализ проводится на ежеквартальной основе, а его итоги представляются в Правительство РК.

     В целях информационного обеспечения  за счет выделенных средств из республиканского бюджета предполагается создать  раздел по МСФО на сайте Минфина  Казахстана, рассматривающий актуальные вопросы по бухгалтерскому учету  и аудиту, практические аспекты перехода на МСФО, а также предоставляющий на доступном для пользователей языке информацию с международных сайтов Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерации бухгалтеров и многих других международных организаций.

     Закон Республики Казахстана «Об аудиторской  деятельности» в редакции от 5 мая 2006 года установила, что аудит в  Казахстане осуществляется в соответствии с Международными Стандартами Аудита, не противоречащими законодательству страны от ко Комитета по Международной  Аудиторской Практике при Международной  Федерации Бухгалтеров. Этим правом в полной мере обладает профессиональная аудиторская организация – Палата Аудиторов Республики Казахстан, являющийся действительным членом Международной  Федерации Бухгалтеров.

Информация о работе Теоретические аспекты аудита и аудиторской деятельности в современных условиях