Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:43, курсовая работа
В современных условиях существенным образом возросла роль аккумулирования и предоставления государствами финансовых ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности. В этих условиях наиболее активной и перспективной формой таких отношений является государственный кредит.
Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Введение………………………………………………………………………….......4
1 Государственный кредит как экономическая категория……………………….6
2 Государственный долг и методы управления им…………………………...…13
3 Государственный кредит в Республики Беларусь, пути развития……………19
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………...............28
Приложение А. Валовой внешний долг в разрезе секторов экономики и
финансовых инструментов за 2005-2010 годы…………………30
Приложение Б. Абсолютные и относительные показатели валового внешнего
долга за 2005 -2010 годы………………………………………....33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра бюджета и финансов внешнеэкономической деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Теория финансов
на тему: Сущность государственного кредита
Студент
ФФБД, 3 курс,
гр. ДФЗ-1
Руководитель
ассистент
МИНСК 2010
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 29 с., 1 рис, 2 табл.,31 источников, 2 прил.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ, ВНЕШНИЙ ДОЛГ, РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ, КОНВЕРСИЯ, КОНСОЛИДАЦИЯ.
Объект исследования – государственный кредит.
Предмет исследования –сущность государственного кредита.
Цель работы: рассмотрение государственного кредита, изучение перспектив его развития в Беларуси.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, табличный, синтеза.
Исследования и разработки: рассмотрены экономическая сущность государственного кредита и государственного долга, проанализированы основные их виды и факторы, на них влияющие, определены основные проблемы развития государственного кредита и выработаны основные направления и инструменты по управлению государственным долгом.
Автор работы
подтверждает, что приведенный в
ней расчетно-аналитический
__________________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Государственный кредит как экономическая категория……………………….6
2 Государственный долг и методы управления им…………………………...…13
3 Государственный кредит в Республики Беларусь, пути развития……………19
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………......
Приложение А. Валовой внешний долг в разрезе секторов экономики и
финансовых инструментов за 2005-2010 годы…………………30
Приложение Б. Абсолютные и относительные показатели валового внешнего
долга за 2005 -2010 годы………………………………………....33
ВВЕДЕНИЕ
В современных
условиях существенным образом возросла
роль аккумулирования и
Государственный
кредит - это совокупность экономических
отношений между государством в
лице его органов власти и управления,
с одной стороны, и физическими
и юридическими лицами — с другой,
при которых государство
С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества и отставанием возможности их удовлетворения за счет доходов бюджета и других государственных фондов.
Проблема кредитных отношений является очень актуальной на данном этапе развития экономики Республики Беларусь, так как отечественная экономика ощущает острую необходимость в ресурсах, а из-за их нехватки невозможно провести должное преобразование экономической системы нашей страны. В мировой практике государственный кредит является одним из основных инструментов привлечения средств, что особенно актуально для современного этапа экономического развития в Беларуси.
Объектом исследования автора является государственный кредит.
Предметом – сущность государственного кредита в системе экономических отношений.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, изучение перспектив его развития в Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
В соответствии с поставленными задачами в работе выделяется три главы. Первая глава – теоретическая. Она раскрывает основное теоретическое содержание государственного кредита (сущность, классификации, принципы и функции). Во второй главе рассказывается о государственном долге. В третьей главе характеризуется государственный кредит в Республики Беларусь и пути его развития.
При написании данной работы были использованы следующие источники: учебное пособие под ред. М.К. Фисенко «Финансовая система Беларуси», журналы «Финансы и кредит», «Банковский вестник», нормативно-правовые акты, регулирующие развитие государственного кредита в Республике Беларусь, а также официальные сайты Республики Беларусь.
1 Государственный кредит как экономическая категория
Государственный
кредит — самостоятельное звено
финансовой системы государства, и
в этом качестве он обслуживает формирование
и использование
На современном
этапе нет единого определения
понятия «государственный кредит»,
отдельные авторы по-разному трактуют
это понятие. Для сравнения необходимо
представить несколько
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу получения государством или размещения со стороны государства денежных средств, а также отношений по предоставлению государственных гарантий.[5]
Государственный
кредит – это система денежных
отношений, возникающих в связи
с привлечением государством на добровольных
основах для использования
Государственный кредит – это экономические отношения по поводу движения финансовых ресурсов, ссужаемых органом любого уровня бюджетной системы государства на условиях возвратности, обеспеченности, срочности и платности.[27, с. 33]
Можно отметить, что авторы имеют разногласия по поводу роли государства. По мнению одних государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта, а других авторов, что имеет место только заемная деятельность.
Однако, анализируя каждое из определений и выделяя общие черты, можно сделать вывод, что государственный кредит – совокупность экономических отношений, складывающихся между государством с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными компаниями, международными финансовыми организациями с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участвующих в этих отношениях.
Государственный кредит представляет отношения в основном вторичного распределения стоимости ВВП. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но в определенных экономических и политических ситуациях население и хозяйственные организации могут идти на сознательное ограничение потребления, и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд [26, c.275].
Государственный кредит бывает нескольких видов, что обусловлено рядом факторов:
Классификация государственного кредита представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация государственного кредита
Признак классификации |
Вид государственного кредита |
По способу обращения на рынке |
рыночные нерыночные |
По срокам заимствования |
краткосрочные (до 1 года) среднесрочные (от 1 до 5 лет) долгосрочные (от 5 лет и выше) |
По месту размещения |
внутренние внешние |
По обеспечению долговых обязательств |
закладные беззакладные |
По форме выплаты дохода |
процентные дисконтные выигрышные индексационные |
В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа |
с правом досрочного погашения без права досрочного погашения |
По эмитентам |
размещаемые правительством размещаемые местными органами управления |
По направлениям использования |
целевые нецелевые |
По признаку держателей ценных бумаг |
только среди физических лиц универсальные |
По методу размещения |
добровольные размещаемые по подписке принудительные |
В зависимости от метода определения доходов |
долговые обязательства с с плавающим доходом |
Примечание - Источник: [26].
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три основные функции: распределительную, регулирующую, контрольную.
1. Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов государства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В экономически развитых странах поступления от государственных займов стали вторым после налогов источником финансирования расходов бюджета.
Таким образом,
положительное воздействие
Налоги
служат основным, но не единственным источником
финансирования расходов, связанных
с обслуживанием и погашением
государственного долга. Источники
финансирования этих расходов зависят
от направления использования
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы.
Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше долг, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.
2. Регулирующая функция государственного кредита проявляется, прежде всего, тогда, когда, государство, вступая в кредитные отношения, вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.