Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:43, курсовая работа
В современных условиях существенным образом возросла роль аккумулирования и предоставления государствами финансовых ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности. В этих условиях наиболее активной и перспективной формой таких отношений является государственный кредит.
Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Введение………………………………………………………………………….......4
1 Государственный кредит как экономическая категория……………………….6
2 Государственный долг и методы управления им…………………………...…13
3 Государственный кредит в Республики Беларусь, пути развития……………19
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………...............28
Приложение А. Валовой внешний долг в разрезе секторов экономики и
финансовых инструментов за 2005-2010 годы…………………30
Приложение Б. Абсолютные и относительные показатели валового внешнего
долга за 2005 -2010 годы………………………………………....33
Состояние государственного кредита необходимо рассматривать, анализируя внутренний и внешний долг Республики Беларусь.
Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Кабинета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.
Для внутреннего государственного кредита Республики Беларусь характерна такая форма как кредитование Национальным банком государственного бюджета. Национальный банк может предоставлять Совету Министров республики, местным органам власти кредиты, обеспеченные долговыми обязательствами на предъявителя. Совокупная сумма этих кредитов ограничивается определенными экономическими параметрами.
Выпуск
государственных краткосрочных
облигаций осуществляется с целью
привлечения временно свободных
средств юридических и
Первичное
размещение облигаций производится
путем их продажи на аукционе инвесторам
— участникам аукциона. При первичном
размещении облигации продаются
на дисконтной основе (по стоимости
ниже номинальной) по предлагаемым на
аукционе ценам, но не ниже цен, устанавливаемых
Министерством финансов в день проведения
аукциона. Выпуск облигаций считается
состоявшимся, если при первичном
размещении продана определенная доля
от их общего количества (например, не
менее 10 %). Первичные инвесторы имеют
право в установленном
Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с Министерством финансов может продавать на вторичном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении, в течение срока их обращения по ценам не ниже установленных в день проведения аукциона. Правительство обязуется погасить облигации по истечении срока их обращения. Инвесторы получают доход в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.
Выпуск
долгосрочных государственных облигаций
Республики Беларусь осуществляется с
целью снижения темпов инфляции и
исполнения республиканского бюджета
по расходам. С их помощью можно
отсрочить выплаты по существующему
государственному долгу, увеличить
сроки государственных
С июня 2002 г. у граждан появилась новая возможность для сбережений: поступили в продажу облигации первого выпуска государственного сберегательного займа для физических лиц номинальной стоимостью 100000р. Годовая доходность этих ценных бумаг установлена на уровне ставки рефинансирования Национального банка, умноженной на коэффициент индекса потребительских цен.
Следует отметить, что Национальный банк Республики Беларусь в рамках реализации денежно-кредитной политики выпускает свои ценные бумаги (краткосрочные облигации). Эмиссия начата банком с 1995 г. Ценные бумаги Национального банка не предназначены для кредитования бюджетного дефицита, а являются средством денежно-кредитного регулирования[12, c.42].
Целями развития рынка государственных ценных бумаг являются:
Однако следует отметить, что в 2009 году Министерством финансов в целях сокращения государственного долга не осуществлялось размещении его государственных ценных бумаг Республики Беларусь, за исключением переоформления задолженности по кредитам, предоставленным Национальным банком Правительству, в ценные бумаги на сумму 93,6 млрд. рублей.
В 2009 произведено погашение государственных краткосрочных облигаций и государственных долгосрочных облигаций в национальной валюте по номинальной стоимости на сумму 3,56 трлн. рублей.
В результате на 1 января 2010 г. объем ГКО и ГДО в обращении по сравнению с началом 2009 года уменьшился на 3,47 трлн. рублей (на 62,2 процента) и составил 2,11 трлн. рублей по номиналу. [9]
Внутренний государственный долг Беларуси на 01.10.2010 года составил 8,52 трлн. бел. руб., в том числе прямой долг правительства –2,14 трлн. бел. руб., а долг предприятий, гарантированный правительством –6,38 трлн. бел. руб. [20]
Валовой внешний долг Республики Беларусь на любой данный момент времени представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в некоторый будущий период времени и которая представляет собой обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами.
В состав внешнего долга не включаются:
Показатель валового внешнего долга Республики Беларусь включает обязательства перед нерезидентами, классифицированные по институциональным секторам, по срокам погашения и по типам долговых инструментов.
Внешний государственный долг на 01.10.2010 г. составил – 9,56 млрд. долларов США, в том числе прямой долг правительства –9,36 млрд. долларов США, а долг предприятий, гарантированный правительством –0,2 млрд. долларов США.[18]
Валовой внешний долг представляют в разбивке на следующие секторы экономики: сектор органов государственного управления, сектор органов денежно–кредитного регулирования, банки и другие секторы.
Валовой внешний долг в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2005-2010 годы представлен в Приложении А.
Также существуют абсолютные и относительные показатели внешнего долга, которые подробно представлены в Приложении Б.
А показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности. На 01.01.09 и 01.01.10 гг. эти показатели представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели кредитоспособности |
Норматив МБРР |
01.01.2009 г |
01.01.2010 г. |
отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, % |
220 |
10,0 |
31,8 |
отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, % |
50 |
6,4 |
16,5 |
отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, % |
25 |
1,0 |
1,3 |
Примечание - Источник: [24]
Наиболее значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии международных финансовых организаций.
Республика Беларусь получает кредиты от таких международных финансовых организаций как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд.
Общая сумма займов, предоставленных Всемирным банком для финансирования двенадцати проектов в Республике Беларусь, составляет 865 млн. долларов США. Около тридцати национальных программ получили поддержку Банка в виде грантов на общую сумму 22,8 млн. долларов США.
Всемирный банк выделил 50 млн. долларов США для реализации проекта по реабилитации районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, который подписали 19 апреля 2006 г. и реализация этого проекта продолжается по настоящее время. Для проекта «Чистая вода» выделено 60 млн. долларов США, предполагаемая дата завершения проекта – 30 июня 2013 г. Стоимость проекта «Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь», по которому в июне 2009 г. Республикой Беларусь и Всемирным банком было подписано соглашение о предоставлении нашей республике займа, определена в размере 125 млн. долларов США. Около 70 млн. долл. США Всемирный банк выделил для проекта «Обращение с твердыми бытовыми отходами в Республике Беларусь». И последний заем на настоящее время, который Республика Беларусь взяла в размере 150 миллионов долларов США, необходим для финансирования проекта "Усовершенствование и модернизация автомобильной дороги". [19]
В 2009 году Европейский банк реконструкции и развития реализовал в Беларуси ряд проектов по кредитованию негосударственного сектора экономики. В частности, ЕБРР одобрил проект «Беларусь: механизм финансирования белорусского финансового сектора» (50 млн. долл. США на 2 года), предусматривающий поддержку микро-, малых и средних частных предприятий, инвестирование в акционерный капитал коммерческих банков и предоставление синдицированных кредитов. Первый кредитный договор был подписан с ЗАО «МТБанк» (июле 2009 г.). В июле 2009 г. подписана вторая часть кредитного договора для ОАО «Белгазпромбанк» на сумму 30 млн. долларов США.
Всего в 2009 году по Программе микрокредитования ЕБРР было выдано 3,2 тыс. кредитов на сумму 65 млн. долларов США. [3]
Наша страна несколько раз использовала финансовые ресурсы Международного валютного фонда в 1993 и 1995 годах, однако в 2004 году Республика Беларусь приняла решение отказаться от кредитов МВФ и ограничиться техническим сотрудничеством и в феврале 2005 г. полностью погасила указанные кредиты МВФ.
Новый этап взаимодействия
между Республикой Беларусь и
МВФ начался в 2008 году. В октябре-декабре
2009 года в Беларуси находилась миссия
МВФ по подготовке к подписанию финансовой
документации для начала программы
кредитования stand-by с использованием
механизма исключительного
Международный валютный фонд одобрил выделение Республике Беларусь финансовых ресурсов по программе stand-by в объеме 2,46 млрд. долларов США сроком на 15 месяцев. Первый транш кредита в размере около 800 млн. долл. США поступил в Беларусь 15 января 2009 г.
По итогам первого обзора хода реализации программы, Республике Беларусь выделен второй транш кредита на сумму 675 млн. долл. США и увеличен на 1 млрд. долл. США общий объем финансирования.
21 октября 2009 г. МВФ
объявил о предоставлении
В Беларуси
платежи по погашению и обслуживанию
внешнего государственного долга отвечают
требованиям защищенности и первоочередности
по отношению к другим статьям
расходов при исполнении республиканского
бюджета. Кредиты международных
финансовых организаций предоставляются
республике в основном на развитие
экономических реформ и используются
на поддержание курса валют, создание
объектов социальной сферы. Под государственные
гарантии выдаются кредиты на реализацию
инвестиционных проектов. По условиям
расчетов к ним приравниваются кредиты,
которые предоставлялись
В целях развития государственного кредита в Республике Беларусь необходимо провести детальный анализ кредитных отношений нашей страны и разработать пути преодоления возможных трудностей. Также необходимо разработать практические рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, организации кредитных отношений, оценки и анализа эффективности государственного кредита.
Серьезность
проблем, связанных с осуществлением
государственно-кредитных