Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:43, курсовая работа
В современных условиях существенным образом возросла роль аккумулирования и предоставления государствами финансовых ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности. В этих условиях наиболее активной и перспективной формой таких отношений является государственный кредит.
Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Введение………………………………………………………………………….......4
1 Государственный кредит как экономическая категория……………………….6
2 Государственный долг и методы управления им…………………………...…13
3 Государственный кредит в Республики Беларусь, пути развития……………19
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………...............28
Приложение А. Валовой внешний долг в разрезе секторов экономики и
финансовых инструментов за 2005-2010 годы…………………30
Приложение Б. Абсолютные и относительные показатели валового внешнего
долга за 2005 -2010 годы………………………………………....33
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, служат важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым, как уже отмечалось, способствует росту цены кредита.
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками по соответствующим программам.
Поддержка
малого бизнеса предполагает, что
государство берет на себя погашение
задолженности банкам по кредитам,
предоставленным мелким предпринимателям,
в случае их банкротства. В большинстве
промышленно развитых стран функционируют
государственные или
3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Она обеспечивает целевое и эффективное использование денежных ресурсов, выделяемых государством. В то же время она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:
• она очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
• охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
• осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами[27, c. 142].
Также выделяют еще и дополнительные функции: фискальная и стимулирующая.
Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов: добровольности, возмездности, целевой направленности, срочности и возвратности. [16, с. 506]
Принцип добровольности предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, то предполагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.
Принцип возмездности означает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое выражается в виде определенной суммы. Многообразие видов государственных займов предполагает также иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения). Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.
Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.
Принцип срочности предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен.
Принцип возвратности, который корреспондируется с принципом срочности, означает, что кредитно-денежные средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды.
Государственный кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий — финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финансовой категорией.
Формирование
дополнительных финансовых ресурсов посредством
государственно-кредитных
Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены.
Кредитные
отношения представляют собой сложный
процесс, требующий тщательного
анализа и детальной
Государственный кредит является одним из источников финансирования государственного бюджета. С его помощью формируется денежный фонд государства, средства которого идут на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительского, жилищно-бытового назначения
В целом
государственный кредит при правильной
его организации оказывает
Рынок государственных
ценных бумаг позволяет регулировать
движение финансовых (денежных) потоков.
Выкупая или предлагая к
Средства, поступающие от продажи государственных облигаций, направляются на пополнение бюджета или выполнение иных государственных задач.
Международный
государственный кредит способствует
ускорению социально-
Кредиты иностранных государств направляются на закупку сельскохозяйственной техники, продовольственного и фуражного зерна, нефти и газа, реконструкцию предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, легкой и пищевой промышленности.
Как показывает
опыт стран с рыночной экономикой,
использование государственного кредита
для покрытия дефицита бюджета —
более эффективное и разумное
средство по сравнению с монетарными
приемами (например, эмиссией денег). Объясняется
это тем, что спрос на денежные
ресурсы перемещается от юридических
и физических лиц к правительственным
структурам, но совокупный спрос на
деньги и их количество в обращении
не меняются. Государственные займы
временно сокращают платежеспособный
спрос населения и
Положительное
значение государственного кредита
для экономики состоит также
в более равномерном
Благодаря государственному кредиту удается избежать увеличения налоговой нагрузки на нынешнее поколение. Дополнительные доходные источники государству потребуются, когда наступят сроки погашения займов и уплаты процентов по ним. Однако будущие поколения не ощутят усиления налоговой нагрузки, если будет обеспечено производительное вложение мобилизованных с помощью государственного кредита финансовых ресурсов. Вновь введенные объекты начнут приносить прибыль, и государству не придется вводить новые налоги и другие обязательные платежи или увеличивать действующие.
Развитие
внешнего государственного кредита
положительно сказывается на экономике
страны особенно в кризисные периоды.
Средства по кредитным договорам
перетекают в реальный сектор экономики,
способствуют тем самым эффективному
вложению капитала в основные фонды,
внедрению новых технологий, росту
конкурентоспособности
В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, вернее, происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.
С помощью
государственного кредита государство
мобилизует дополнительные финансовые
ресурсы для финансирования общегосударственных
расходов и выполнения своих функций.
Необходимость использования
Таким образом, государственный кредит является одним из основных источников поступления средств в государственный бюджет. Однако следует помнить, что, как и любой форме кредита, ему присущи принципы платности и возвратности. Поэтому необходим постоянный контроль со стороны государства за ходом осуществления государственных кредитных операций и анализом создавшегося государственного долга, а также определение наиболее эффективных методов управления государственным кредитом
2 Государственный долг и методы управления им
Государственный долг – это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами – резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В Республике Беларусь к государственному долгу относят также государственные гарантии. [24, с. 62]
Необходимо отметить, что государственный долг представляет собой использование внутреннего и внешнего государственного кредита. Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. В результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам происходит увеличение долга. Кроме того, он может увеличиваться вследствие обязательств, принятых государством и, по различным причинам, не профинансированных в срок.
Размеры государственного долга и темпы его для конкретной страны зависят от множества параметров, для развития экономики страны, в частности для устойчивого денежного обращения, уровень государственного долга для переходных экономик на уровне 50-70% от объема ВВП не вызывает опасений. [21, с. 92]. Государственный долг Республики Беларусь существует в следующих формах долговых обязательств:
Различают капитальный и текущий государственный долг.
Капитальный государственный долг – это вся сумма задолженности, включая начисленные проценты по непогашенным государственным займам, по кредитам и другим инструментам на весь срок вперед.[26, с.324]
Текущий государственный долг (короткий) – это расходы государства по выплате кредиторам доходов и погашению процентов по ним, сроки оплаты которых уже наступили или наступят в текущем году. Текущий государственный долг намного опаснее капитального, поскольку он не растянут во времени, – следовательно, при большой величине текущего государственного долга государство не может отложить выплату этих средств во времени и может не справиться со своими финансовыми обязательствами, т.е. объявит дефолт.
Кроме того, государственный долг различают по сроку выплаты. Так, выделяют следующие виды государственного долга: краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет).[4, с. 165]
По месту выплаты различают вну
Внутренний государственный долг - это долг государства в лице его правительства перед физическими и юридическими лицами (населением и субъектами хозяйствования), связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета.
Многие экономисты утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к негативным последствием для страны, банкротству нации, так как это, по сути, долг самим себе.