Сущность государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях существенным образом возросла роль аккумулирования и предоставления государствами финансовых ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности. В этих условиях наиболее активной и перспективной формой таких отношений является государственный кредит.
Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......4
1 Государственный кредит как экономическая категория……………………….6
2 Государственный долг и методы управления им…………………………...…13
3 Государственный кредит в Республики Беларусь, пути развития……………19
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………...............28
Приложение А. Валовой внешний долг в разрезе секторов экономики и
финансовых инструментов за 2005-2010 годы…………………30
Приложение Б. Абсолютные и относительные показатели валового внешнего
долга за 2005 -2010 годы………………………………………....33

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 81.31 Кб (Скачать)

Операции  по купле-продаже государственных  ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным  банком, служат важным инструментом регулирования  ликвидности коммерческих банков в  стране. Выступая на финансовом рынке  в качестве заемщика, государство  увеличивает спрос на заемные  средства и тем самым, как уже  отмечалось, способствует росту цены кредита.

Положительное воздействие на производство и занятость  государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом  средств, выступая в качестве кредитора  и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система  поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в  отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками  по соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что  государство берет на себя погашение  задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве  промышленно развитых стран функционируют  государственные или полугосударственные  компании, которые по низким ставкам  страхуют риск неплатежа экспортерам  национальных товаров. Тем самым  поощряется освоение новых рынков сбыта  отечественной продукции.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Она обеспечивает целевое и эффективное использование денежных ресурсов, выделяемых государством. В то же время она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

• она очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

• охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

• осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами[27, c. 142].

Также выделяют еще и дополнительные функции: фискальная и стимулирующая.

Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов: добровольности, возмездности, целевой  направленности, срочности и возвратности. [16, с. 506]

Принцип добровольности предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, то предполагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.

Принцип возмездности означает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое выражается в виде определенной суммы. Многообразие видов государственных займов предполагает также иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения). Источником погашения  государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.

 Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

Принцип срочности предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен.

Принцип возвратности, который корреспондируется с принципом срочности, означает, что кредитно-денежные средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды.

Государственный кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий — финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финансовой категорией.

Формирование  дополнительных финансовых ресурсов посредством  государственно-кредитных отношений  отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государством.

Второй  стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов.

Функционирование  государственного кредита ведет  к образованию государственного долга, представляющего собой всю  сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  сумму начисленных процентов, которые  должны быть по ним выплачены.

Кредитные отношения представляют собой сложный  процесс, требующий тщательного  анализа и детальной разработки. Поэтому государственный кредит на пути своего развития сталкивается с множеством проблем, требующих  незамедлительного разрешения. Несмотря на это государственный кредит обладает множеством преимуществ, что выделяет его среди других источников финансирования государственного бюджета.

Государственный кредит является одним из источников финансирования государственного бюджета. С его помощью формируется  денежный фонд государства, средства которого идут на благоустройство городских  и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительского, жилищно-бытового назначения

В целом  государственный кредит при правильной его организации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация  государством временно свободных денежных средств населения, предприятий  и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения  в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных  ценных бумаг.

Рынок государственных  ценных бумаг позволяет регулировать движение финансовых (денежных) потоков. Выкупая или предлагая к продаже  государственные ценные бумаги, государственные  институты имеют возможность  освобождать или связывать дополнительные инвестиционные ресурсы и изменять направление размещения временно свободных  денежных ресурсов.

Средства, поступающие от продажи государственных  облигаций, направляются на пополнение бюджета или выполнение иных государственных  задач.

Международный государственный кредит способствует ускорению социально-экономического развития и укреплению финансового  положения страны — получателя средств, позитивно влияет на международное  сотрудничество и взаимопонимание  между странами. Иностранные заимствования  позволяют странам превышать  в процессе инвестирования и потребления  пределы, определяемые текущим внутренним производством, и финансировать  капитальные вложения за счет внутренних сбережений и сбережений стран, обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные  заимствования способствуют ускорению  темпов экономического роста.

Кредиты иностранных государств направляются на закупку сельскохозяйственной техники, продовольственного и фуражного  зерна, нефти и газа, реконструкцию  предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, легкой и пищевой  промышленности.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита  для покрытия дефицита бюджета —  более эффективное и разумное средство по сравнению с монетарными  приемами (например, эмиссией денег). Объясняется  это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических  и физических лиц к правительственным  структурам, но совокупный спрос на деньги и их количество в обращении  не меняются. Государственные займы  временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих  субъектов, из обращения изымается  избыточная денежная масса.

Положительное значение государственного кредита  для экономики состоит также  в более равномерном распределении  налогов во времени. Дело в том, что долгосрочные государственные займы представляют собой форму привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования современных потребностей. Такой подход оправдан в финансировании создания крупных производственных объектов, путей сообщения, долговременных объектов инфраструктуры.

Благодаря государственному кредиту удается  избежать увеличения налоговой нагрузки на нынешнее поколение. Дополнительные доходные источники государству  потребуются, когда наступят сроки  погашения займов и уплаты процентов  по ним. Однако будущие поколения  не ощутят усиления налоговой нагрузки, если будет обеспечено производительное вложение мобилизованных с помощью  государственного кредита финансовых ресурсов. Вновь введенные объекты начнут приносить прибыль, и государству не придется вводить новые налоги и другие обязательные платежи или увеличивать действующие.

Развитие  внешнего государственного кредита  положительно сказывается на экономике  страны особенно в кризисные периоды. Средства по кредитным договорам  перетекают в реальный сектор экономики, способствуют тем самым эффективному вложению капитала в основные фонды, внедрению новых технологий, росту  конкурентоспособности субъектов  хозяйствования, росту производительности труда, а также «смягчению» инфляции

В условиях развития инфляционного процесса государственные  займы у населения временно уменьшают  его платежеспособный спрос. Из обращения  изымается избыточная денежная масса, вернее, происходит отвлечение средств  из денежного оборота на заранее  оговоренный срок.

С помощью  государственного кредита государство  мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных  расходов и выполнения своих функций. Необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями  общества и отставанием возможности  их удовлетворения за счет доходов  бюджета и других государственных  фондов. В сферу бюджетного распределения  не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов  предпринимательской деятельности, и личные доходы граждан.

Таким образом, государственный кредит является одним  из основных источников поступления  средств в государственный бюджет. Однако следует помнить, что, как и любой форме кредита, ему присущи принципы платности и возвратности. Поэтому необходим постоянный контроль со стороны государства за ходом осуществления государственных кредитных операций и анализом создавшегося государственного долга, а также определение наиболее эффективных методов управления государственным кредитом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Государственный долг и методы управления им

 

 

Государственный долг – это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами – резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В Республике Беларусь к государственному долгу относят также государственные гарантии. [24, с. 62]

Необходимо  отметить, что государственный долг представляет собой использование внутреннего и внешнего государственного кредита. Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. В результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам происходит увеличение долга. Кроме того, он может увеличиваться вследствие обязательств, принятых государством и, по различным причинам, не профинансированных в срок.

Размеры государственного долга и  темпы его для конкретной страны зависят от множества параметров, для развития экономики страны, в частности для устойчивого денежного обращения, уровень государственного долга для переходных экономик на  уровне 50-70%  от  объема  ВВП  не  вызывает  опасений. [21, с. 92]. Государственный долг Республики Беларусь существует в следующих формах долговых обязательств:

    • кредитные соглашения и договора, заключенные от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь;
    • государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;
    • государственные гарантии, гарантии Правительства республики Беларусь, предъявленные к оплате;
    • соглашения и договоры, заключенные от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет.

Различают капитальный и текущий государственный долг.

Капитальный государственный долг – это вся сумма задолженности, включая начисленные проценты по непогашенным государственным займам, по кредитам и другим инструментам на весь срок вперед.[26, с.324]

Текущий государственный долг (короткий) – это расходы государства по выплате кредиторам доходов и погашению процентов по ним, сроки оплаты которых уже наступили или наступят в текущем году. Текущий государственный долг намного опаснее капитального, поскольку он не растянут во времени, – следовательно, при большой величине текущего государственного долга государство не может отложить выплату этих средств во времени и может не справиться со своими финансовыми обязательствами, т.е. объявит дефолт.

Кроме того, государственный долг различают  по сроку выплаты. Так, выделяют следующие  виды государственного долга: краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет).[4, с. 165]

По месту выплаты различают внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний  государственный  долг - это долг государства в лице его правительства перед физическими и юридическими лицами (населением и субъектами хозяйствования), связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета.

Многие экономисты утверждают, что  рост внутреннего долга не может  привести к негативным последствием для страны, банкротству нации, так  как это, по сути, долг самим себе.

Информация о работе Сущность государственного кредита