Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:43, курсовая работа
В современных условиях существенным образом возросла роль аккумулирования и предоставления государствами финансовых ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности. В этих условиях наиболее активной и перспективной формой таких отношений является государственный кредит.
Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Введение………………………………………………………………………….......4
1 Государственный кредит как экономическая категория……………………….6
2 Государственный долг и методы управления им…………………………...…13
3 Государственный кредит в Республики Беларусь, пути развития……………19
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………...............28
Приложение А. Валовой внешний долг в разрезе секторов экономики и
финансовых инструментов за 2005-2010 годы…………………30
Приложение Б. Абсолютные и относительные показатели валового внешнего
долга за 2005 -2010 годы………………………………………....33
Однако нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, так как при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Это заключается в том, что:
1) снижается
эффективность экономики,
2) наращивание
быстрыми темпами выпуска
3) создается
угроза высокой инфляции в
будущем. Государство,
4)
усиливается неравенство в
5)
дефицит госбюджета может
6) необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов как основного источника доходов бюджета, что может привести к сокращению производства, изменению базы налогообложения и, в свою очередь, к уменьшению налоговых поступлений в казну. [11, с. 64]
Внешний государственный долг - это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим государствам и международным финансовым организациям. Внешний долг является результатом заимствований за пределами страны.
Внешний долг может появиться по следующим причинам:
1) в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний;
2) путем
продаж государственных ценных
бумаг иностранным юридическим
и физическим лицам,
Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего, что обусловлено необходимостью возвращения долга и его обслуживания путем перевода определенной части ВВП за рубеж, в результате чего снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики, уровень жизни населения. Кроме того, время выплаты долга перекладывается и на будущие поколения, что может привести к снижению уровня благосостояния.
Негативные последствия внешнего долга состоят также в том, что при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису, возникает угроза долгового кризиса. [11, с. 65]
Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и во внешний (иностранный) долг.
Виды государственного долга представлены на рисунке 1.
унке 1.
Рисунок 1 – Виды государственного долга
Примечание – Источник:[29,c.
Таким образом, в государственном долге представлены следующие опасности:
Однако в силу ряда причин, таких
как рефинансирование долга, изменение
налогов, эмиссия денег, опасность
возможного банкротства нации
По поводу второй опасности следует сказать следующее. Внутренний долг – это только отношение между гражданами страны. Граждане, уплачивая налоги, возвращают долги сами себе по ценным государственным бумагам. В этом случае госдолг не представляет большой опасности. Тем не менее, рост государственного долга имеет негативные экономические последствия для страны и общества в целом.
Государственный долг представляет собой сложное экономико-правовое явление, требующее как разработки стратегии управления им, так и тактически верного использования системы специальных методов для регулирования происходящих в данной сфере процессов.
Управление государственным долгом - одно из направлений финансовой политики любого государства, связанное с его деятельностью в качестве заемщика, эмитента государственных ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает решение таких задач, как: минимизация стоимости долга, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, эффективное использование мобилизованных средств, обеспечение своевременного возврата кредитов, поиск средств для выплаты долга, нейтрализация негативных последствий государственного долга, а также максимальное решение задач, определенных финансовой политикой [8, с. 90].
Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по привлечению, обслуживанию и погашению.
Наиболее распространёнными финансовыми мероприятиями, проводимыми в рамках управления государственным долгом являются:
1. Рефинансирование долга, т.е. погашение ранее выпущенных долговых обязательств за счет новых заимствований или изменение условий их предоставления. Однако непременным условием предоставления новых внешних займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.
Самым главным
недостатком рефинансирования долга
является то, что если полученные средства
не идут на расширение производства, а
«проедаются», то в будущем могут
возникнуть проблемы, связанные с
уменьшением поступления
2. Конверсия долга представляет собой превращение долговых обязательств, по которым не выплачиваются проценты (или слишком обременительных обязательств), в новые, улучшающие текущее или будущее положение заемщика. Различают следующие виды конверсии государственных долговых обязательств: обмен долга на акции, обмен долга на долг, обмен долга на налоги, обмен долга на ресурсы на цели развития, обмен долга на экспорт. [2, с. 12]
3. Государство,
заинтересованное в получении
займов, на длительные сроки,
4. Унификация - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обменивается на облигации нового займа. Эта мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного долга.
5. Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства.
6. Списание долга применяется в случаях, когда обязательства страны-должника превышают ее ожидаемую платежеспособность. Списание долга предполагает, что в данной стране сложилась безнадежная финансовая и долгосрочная экономическая ситуация. Списание долгов, в том числе частичное, применяется только к категории беднейших стран. [2, с. 11].
7. Секьюритизация, то есть выпуск новых ценных бумаг (акций или долговых обязательств), подтверждающих право на собственность или обязательства должника, все шире используется в международной практике. Секьюритизация долга – наиболее рыночная форма урегулирования задолженности, что проявляется в снижении репутационных рисков государств при ведении переговоров с кредиторами. [2, с. 14].
8. К методам
управления государственным
В принципе новация является аналогом конверсии с той лишь разницей, что конверсия предполагает замену как одной формы займа на другую, так и на аналогичную (например, кредит на облигацию или облигацию на облигацию), а новация обычно предполагает замену одной формы займа на аналогичную (т.е. облигацию на облигацию).
В основе управления государственным долгом лежат определенные принципы [16, с.534]:
Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» от 22 июня 1998 года, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)», и Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2010 год».
В заключение можно сделать ряд важных выводов:
Во-первых, ключевую роль в управлении государственным долгом играет доверие к политике властей. Если такое доверие есть, гораздо шире набор возможных комбинаций долга, существенно выше гибкость долговой политики, а цена ошибки при неправильном структурировании долга близка к нулю.
Во-вторых, недостаток доверия значительно сокращает право правительства на ошибку в выборе долгосрочных целей долговой политики.
В-третьих, в большинстве случаев политика управления долгами оказывается более гибкой по сравнению с политикой налогообложения или инфляции.
Таким образом, причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
3 Государственный кредит в Республики Беларусь, пути развития
В Республике
Беларусь расходы государства
Государственные
займы характеризуются тем, что
временно свободные денежные средства,
имеющиеся у населения и
Государственные ценные бумаги представляют собой долговые обязательства государства. Они формируют особый сегмент фондового рынка – рынок государственных ценных бумаг, и являются эффективным инструментом макроэкономического регулирования.
Поскольку
негосударственные ценные бумаги являются
менее надежными инструментами,
то операции с ними должны обеспечивать
большую доходность по сравнению
с операциями на рынке государственных
ценных бумаг. Рынок государственных
ценных бумаг позволяет также
регулировать движение финансовых (денежных)
потоков. Выкупая или предлагая
к продаже государственные
В современных условиях тенденции на рынке государственных ценных бумаг служат индикаторами рыночной конъюнктуры для отечественных субъектов финансового рынка и иностранных инвесторов.
Основными
видами государственных ценных бумаг
в Республике Беларусь являются: государственные
краткосрочные облигации; государственные
долгосрочные облигации с купонным
доходом; облигации, номинированные в
свободно конвертируемой валюте; облигации
государственного выигрышного валютного
займа; векселя Правительства