Сущность государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях существенным образом возросла роль аккумулирования и предоставления государствами финансовых ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности. В этих условиях наиболее активной и перспективной формой таких отношений является государственный кредит.
Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......4
1 Государственный кредит как экономическая категория……………………….6
2 Государственный долг и методы управления им…………………………...…13
3 Государственный кредит в Республики Беларусь, пути развития……………19
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………...............28
Приложение А. Валовой внешний долг в разрезе секторов экономики и
финансовых инструментов за 2005-2010 годы…………………30
Приложение Б. Абсолютные и относительные показатели валового внешнего
долга за 2005 -2010 годы………………………………………....33

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 81.31 Кб (Скачать)

Однако  нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, так как при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Это заключается в том, что:

1)  снижается  эффективность экономики, поскольку  отвлекаются средства из производственного  сектора, как на обслуживание  долга, так и на выплату самой  суммы долга;

2) наращивание  быстрыми темпами выпуска государственных  ценных бумаг (облигации) может  привести к сокращению основного  капитала;

3) создается  угроза высокой инфляции в  будущем. Государство, финансируя  дефицит бюджета за счет внутреннего  долга, как правило, строит  финансовую пирамиду, расплачиваясь  с прошлыми долгами займом  в настоящем, который нужно  будет возвращать в будущем,  причем возврат долга включает  как саму сумму долга, так  и проценты по нему. Однако  может наступить момент, когда  дефицит окажется столь велик, что его финансирование долговым способом станет невозможным и придется использовать эмиссионное финансирование, что в свою очередь может привести к всплеску инфляции;

4)   усиливается неравенство в доходах;

5)   дефицит госбюджета может стать  хроническим явлением;

6) необходимость  выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов как основного источника доходов бюджета, что может привести к сокращению производства, изменению базы налогообложения и, в свою очередь, к уменьшению налоговых поступлений в казну. [11, с. 64]

Внешний государственный долг - это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим государствам и международным финансовым организациям. Внешний долг является результатом заимствований за пределами страны.

Внешний долг может появиться по следующим причинам:

1) в результате  прямого заимствования средств  у иностранных государств, частных  компаний;

2) путем  продаж государственных ценных  бумаг иностранным юридическим  и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего, что обусловлено необходимостью возвращения долга и его обслуживания путем перевода определенной части ВВП за рубеж, в результате чего снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики, уровень жизни населения. Кроме того, время выплаты долга перекладывается и на будущие поколения, что может привести к снижению уровня благосостояния.

Негативные последствия внешнего долга состоят также в том, что при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису, возникает угроза долгового кризиса. [11, с. 65]

Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить  как в государственный, так и  во внешний (иностранный) долг.

Виды  государственного долга представлены на рисунке 1.

 

унке 1.


 




 


 

 

 

Рисунок 1 – Виды государственного долга

Примечание – Источник:[29,c.154]

Таким образом, в государственном  долге представлены следующие опасности:

  1. возможность банкротства нации;
  2. переложение долгового бремени на другие поколения.

Однако в силу ряда причин, таких  как рефинансирование долга, изменение  налогов, эмиссия денег, опасность  возможного банкротства нации нивелируется.

По поводу второй опасности следует  сказать следующее. Внутренний долг – это только отношение между  гражданами страны. Граждане, уплачивая  налоги, возвращают долги сами себе по ценным государственным бумагам. В этом случае госдолг не представляет большой опасности. Тем не менее, рост государственного долга имеет  негативные экономические последствия  для страны и общества в целом.

Государственный долг представляет собой  сложное экономико-правовое явление, требующее как разработки стратегии  управления им, так и тактически верного использования системы специальных методов для регулирования происходящих в данной сфере процессов.

Управление государственным  долгом - одно из направлений финансовой политики любого государства, связанное с его деятельностью в качестве заемщика, эмитента государственных ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает решение таких задач, как: минимизация стоимости долга, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, эффективное использование мобилизованных средств, обеспечение своевременного возврата кредитов, поиск средств для выплаты долга, нейтрализация негативных последствий государственного долга, а также максимальное решение задач, определенных финансовой политикой [8, с. 90].

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между  потребностями государства в  дополнительных финансовых ресурсах и  затратами по привлечению, обслуживанию и погашению.

Наиболее  распространёнными финансовыми мероприятиями, проводимыми в рамках управления государственным долгом являются:

1. Рефинансирование долга, т.е. погашение ранее выпущенных долговых обязательств за счет новых заимствований или изменение условий их предоставления. Однако непременным условием предоставления новых внешних займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Самым главным  недостатком рефинансирования долга  является то, что если полученные средства не идут на расширение производства, а  «проедаются», то в будущем могут  возникнуть проблемы, связанные с  уменьшением поступления налогов  в государственную казну.

2. Конверсия долга представляет собой превращение долговых обязательств, по которым не выплачиваются проценты (или слишком обременительных обязательств), в новые, улучшающие текущее или будущее положение заемщика. Различают следующие виды конверсии государственных долговых обязательств: обмен долга на акции, обмен долга на долг, обмен долга на налоги, обмен долга на ресурсы на цели развития, обмен долга на экспорт. [2, с. 12]

3. Государство,  заинтересованное в получении  займов, на длительные сроки, достигает  этого за счет консолидации государственного долга. Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками - увеличение либо уменьшение  срока действия государственных ценных бумаг, т.е. перенос даты их погашения.

4. Унификация - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обменивается на облигации нового займа. Эта мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного долга.

5. Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства.

6. Списание долга применяется в случаях, когда обязательства страны-должника превышают ее ожидаемую платежеспособность. Списание долга предполагает, что в данной стране сложилась безнадежная финансовая и долгосрочная экономическая ситуация. Списание долгов, в том числе частичное, применяется только к категории беднейших стран. [2, с. 11].

7. Секьюритизация, то есть выпуск новых ценных бумаг (акций или долговых обязательств), подтверждающих право на собственность или обязательства должника, все шире используется в международной практике. Секьюритизация долга – наиболее рыночная форма урегулирования задолженности, что проявляется в снижении репутационных рисков государств при ведении переговоров с кредиторами. [2, с. 14].

8. К методам  управления государственным долгом  относится также новация.

В принципе новация является аналогом конверсии  с той лишь разницей, что конверсия  предполагает замену как одной формы  займа на другую, так и на аналогичную (например, кредит на облигацию или  облигацию на облигацию), а новация  обычно предполагает замену одной формы  займа на аналогичную (т.е. облигацию  на облигацию).

В основе управления государственным долгом лежат определенные принципы [16, с.534]:

    • безусловность – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
    • единство учета – учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных органами государственной власти;
    • согласованность – обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
    • снижение рисков – выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить риски кредитора, так и риски инвестора;
    • оптимальность – создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
    • гласность (открытость) – предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление  внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в  соответствии с Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном  долге Республики Беларусь» от 22 июня 1998 года, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)», и Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2010 год».

В заключение можно сделать ряд важных выводов:

Во-первых, ключевую роль в управлении государственным  долгом играет доверие к политике властей. Если такое доверие есть, гораздо шире набор возможных  комбинаций долга, существенно выше гибкость долговой политики, а цена ошибки при неправильном структурировании долга близка к нулю.

Во-вторых, недостаток доверия значительно  сокращает право правительства  на ошибку в выборе долгосрочных целей  долговой политики.

В-третьих, в большинстве случаев политика управления долгами оказывается  более гибкой по сравнению с политикой  налогообложения или инфляции.

Таким образом, причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Государственный кредит в Республики Беларусь, пути развития

 

В Республике Беларусь расходы государства осуществляются в основном в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный  кредит. Это, однако, не уменьшает роли внешнего государственного кредита  для экономики страны.

Государственные займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических  лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюджета и финансирования других общественных потребностей путем выпуска  и реализации государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги представляют собой долговые обязательства государства. Они  формируют особый сегмент фондового  рынка – рынок государственных  ценных бумаг, и являются эффективным  инструментом макроэкономического  регулирования.

Поскольку негосударственные ценные бумаги являются менее надежными инструментами, то операции с ними должны обеспечивать большую доходность по сравнению  с операциями на рынке государственных  ценных бумаг. Рынок государственных  ценных бумаг позволяет также  регулировать движение финансовых (денежных) потоков. Выкупая или предлагая  к продаже государственные ценные бумаги, государственные институты  имеют возможность освобождать  или связывать дополнительные инвестиционные ресурсы и изменять направление  размещения временно свободных денежных ресурсов. Государственные займы  в форме эмиссии ценных бумаг  являются источником безэмиссионного  финансирования бюджета, что важно  для стабилизации экономики [14, c.19].

В современных  условиях тенденции на рынке государственных  ценных бумаг служат индикаторами рыночной конъюнктуры для отечественных  субъектов финансового рынка  и иностранных инвесторов.

Основными видами государственных ценных бумаг  в Республике Беларусь являются: государственные  краткосрочные облигации; государственные  долгосрочные облигации с купонным доходом; облигации, номинированные в  свободно конвертируемой валюте; облигации  государственного выигрышного валютного  займа; векселя Правительства Республики Беларусь.

Информация о работе Сущность государственного кредита