Сущность государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях существенным образом возросла роль аккумулирования и предоставления государствами финансовых ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности. В этих условиях наиболее активной и перспективной формой таких отношений является государственный кредит.
Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......4
1 Государственный кредит как экономическая категория……………………….6
2 Государственный долг и методы управления им…………………………...…13
3 Государственный кредит в Республики Беларусь, пути развития……………19
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………...............28
Приложение А. Валовой внешний долг в разрезе секторов экономики и
финансовых инструментов за 2005-2010 годы…………………30
Приложение Б. Абсолютные и относительные показатели валового внешнего
долга за 2005 -2010 годы………………………………………....33

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 81.31 Кб (Скачать)

При обсуждении проблемы оптимизации госдолга Республики Беларусь ведущими экономистами страны предлагается несколько путей ее решения. При этом  анализ возможных  вариантов для целей принятия решения должен учитывать не только экономические, но и политические последствия тех или иных действий в отношении госдолга.

Политика  в сфере государственных заимствований, нацеленная на сокращение долгов, должна реализовываться в трех направлениях: мобилизация внутренних ресурсов, рыночное управление долгом и переговоры с  внешними кредиторами о снижении долгового бремени. [22, c.10]

Первая  и обязательная задача – ревизия  всех внутренних источников поступления  или экономии валютных средств, усиление контроля за вывозом капитала. В ряде статей, посвященных методам мобилизации внутренних резервов сокращения государственного долга предлагаются следующие задачи:

    • бороться с коррупцией и сокращать абсолютные характеристики так называемо «бегства капитала»;
    • содействовать ускорению темпов накопления национального капитала, поскольку внешние займы ведут к экономической зависимости от кредиторов;
    • стимулировать экономический рост, усиливая рост государства в инвестиционном процессе и обновлении основного капитала.

Ещё одной  задачей государства является упорядочение отношений с внешними кредиторами  и установление новых графиков платежей по долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств.

Необходимой предпосылкой обеспечения благоприятных  условий урегулирования внешнего долга  является создание убедительной программы  действий, ориентированной на продолжение  рыночных реформ в Республике Беларусь, улучшение инвестиционного климата. Реализация программы должна содействовать  восстановлению платежеспособности страны на базе возобновления экономического роста как условия укрепления доверия кредиторов и инвесторов.

В связи  с тем, что белорусским правительством применяется практика рефинансирования задолженности, следует выработать также общие подходы к построению оптимальной политики заимствований, которая позволяла бы в дальнейшем осуществлять выплаты по долгу без существенных нагрузок на имеющиеся ресурсы. В качестве таковых можно рассматривать, следующие:

1. Соблюдение  пределов заимствований. Ежегодные  объемы вновь привлекаемых иностранных  кредитов и займов должны примерно  соответствовать размерам ежегодных  текущих выплат по основному  долгу, а не суммарным платежам  по погашению и обслуживанию  внешнего долга.

2. Регулирование  структуры заимствований. Структура  заимствований должна быть оптимальной  как по срокам, так и по самому  портфелю. Приемлемые условия каждого  нового кредита или займа в  отдельности еще не означают  их положительный совокупный  эффект на общий график платежей  по внешнему долгу.

В отношении  регулирования внешнего государственного долга возможно использовать только финансово – технические методы управления государственным долгом, поскольку нет времени и условий для использования бюджетно – экспортного метода.

Таким образом, хотя Беларусь и относиться к странам с низким уровнем задолженности, и величина бюджетного дефицита в соотношении с ВВП совсем невелика, а на протяжении последних трех лет белорусская экономика демонстрирует профицит госбюджета, правительство страны должно принять во внимание новые способы покрытия бюджетного дефицита и попытаться более эффективно внедрять уже используемые. Что в свою очередь, будет свидетельствовать об устойчивом росте национальной экономики и благоприятном инвестиционном климате.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог выполненной работе, необходимо отметить, что определение сущности является сложной и неоднозначной задачей.

Таким образом, по данной теме можно сделать следующие выводы:

      1. Государственный кредит – одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика; аккумуляцию свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности, возможность использовать государственно-кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях.
      2. Выделяются следующие виды государственного кредита: внутренний, внешний; рыночный, нерыночный; краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный; закладной, беззакладной; выигрышный, процентный, с нулевым купоном; с твердым доходом, с плавающим доходом, добровольный, размещаемый по подписке, принудительный.
      3. Особенности государственного кредита обусловлены его функциями: распределительная, регулирующая и контрольная;
      4. Государственный кредит и кредитные отношения жестко регламентированы законодательством и находятся под контролем государства. На сегодняшний день разработана широкая нормативно-правовая база, регулирующая отношения субъектов кредитных отношений и предусматривающая различные льготы и преимущества государственного кредита перед другими инструментами и формами финансирования.
      5. Государственный долг — это сумма задолженности по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.
      6. Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. В Беларуси оно осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в собственности республики.
      7. При управлении государственным долгом используются следующие способы: рефинансирование, новация, консолидация, конверсия, унификация, отсрочка платежа, аннулирование государственного долга.
      8. В целях развития государственного кредита в Республике Беларусь необходимо провести детальный анализ кредитных отношений и разработать пути преодоления трудностей. Также необходимо разработать практические рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, организации государственного кредита, оценки и анализа его эффективности.

Таким образом, государственный кредит служит мощным средством мобилизации в руках  государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных  денежных средств физических и юридических  лиц. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном  бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства используются для финансирования экономических и социальных программ. Поэтому государственный кредит является средством укрепления финансового положения государства, способствуя достижению равновесия между расходами и доходами государственного бюджета и выступая важным источником ускорения социально – экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Абсолютные и относительные показатели валового внешнего долга за 2005 -2010 годы/[Электронный ресурс]/Официальный сайт РБ.- Беларусь, 2010 – Режим доступа: http://www.nbrb.by – Дата доступа: 21. 11. 2010.

2 Афанасьев, Кривогов. Управление сбалансированностью федерального бюджета// Банковский вестник. 2004 – №31.

3 Беларусь/[Электронный ресурс]/Официальный сайт Европейского банка реконструкции и развития.- Беларусь, 2010 – Режим доступа:

http://www.ebrd.com – Дата доступа: 04.12.2010

4 Боровиков, В. И. Денежное обращение, кредит и финансы: Курс лекций / В. И. Боровиков. - М.: Центр, 2002. - 221 с.

5 Вавилов, Ю. Государственный долг/Ю. Вавилов. - М. Перспектива, 2007. – 202 с.

6 Валовой внешний долг в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2005-2010 годы/[Электронный ресурс]/Официальный сайт РБ.- Беларусь, 2010 – Режим доступа: http://www.nbrb.by – Дата доступа: 21. 11. 2010.

7 Власова, О. Союз неравных / Ольга Власова, Александр Кокшаров// Эксперт. - 2010. - N 10. - С. 14-22.

8  Грязнова, А.Г.  Экономика: учеб. пособие/под ред. А.Г.Грязновой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Издательство политической литературы ”Единство”, 2001. – 338 с.

9  Годовой отчет Национального банка за 2009 год /[Электронный ресурс]/Официальный сайт РБ.- Беларусь, 2010 – Режим доступа: http://www.nbrb.by – Дата доступа: 21. 11. 2010.

10 Кабашкин, В. А.Совершенствование государственного контроля займов международных финансовых организаций / В. А. Кабашкин// Финансы и кредит. - 2010. - N 13. - С. 7-13.

11 Коренев Е. В. Стабилизация государственного долга: проблемы и пути решения // Вестник БГЭУ – 2004. - № 2. – С.1-6.

12 Крупнов, Ю.С. Проблемы оценки эффективности использования банковского кредита / Ю.С. Крупнов // Вопросы статистики. – 2006. - №2. – С. 40-45.

13 Международный валютный фонд/[Электронный ресурс]/Официальный сайт Международного Валютного фонда.- Беларусь, 2010 – Режим доступа:

http://www. minfin.gov.by – Дата доступа: 04.12.2010

14 Овсейко, С.К. Новое в банковском кредитовании / С.К. Овсейко // ВЭД. – 2007. - №3. – С. 17-20.

15 О внутреннем государственном долге: Закон Респ. Беларусь, 1998г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

16  Пилипенко, А.А. Правовое регулирование государственного кредит и государственного долга/А.А Пилипенко// Курс финансового права: учебное пособие/А.А. Пилипенко. – Мн.: Книжный Дом, 2010. – Гл. 11. – С. 503-541

17 Попкова, А. Управление государственным долгом в разных странах/ Анна Попкова//Банковский вестник. – 2010. - № 22(495). – С. 34-41

18 Попкова, Н. А. Управление государственным долгом: проблемы и возможности / Н. А. Попкова // Финансы. - 2010. - N 1. - С. 49-51

19  Программа Всемирного банка /[Электронный ресурс]/Официальный сайт Всемирного Банка.- Беларусь, 2010 – Режим доступа: http://www. worldbank.org – Дата доступа: 04. 12. 2010.

20 Пройдемся по долгам/[Электронный ресурс]/Официальный сайт РБ.- Беларусь, 2010 – Режим доступа: http://www.infobank.by – Дата доступа: 21. 11. 2010.

21 Реализация Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005гг.: Материалы межвузовской студенческой научно-теоретической конференции. Пинск, 22 мая 2003г.-Мн.:БГЭУ, 2003.

22 Самсонова, С.Д. Как оптимизировать задолженность / С.Д. Самсонова // Финансовый директор. – 2006. – №12. – С 27-30.

23 Свищева, В.А. Государственные и муниципальные финансы: учебник / В. А. Свищева. - Москва: Дашков и К, 2009. – 462 с.

24 Струк, Т. Г. Финансовая система Республики Беларусь: пособие / Т. Г. Струк. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. - 95 с.

25 Текущее состояние/[Электронный ресурс]/Официальный сайт РБ.- Беларусь, 2010 – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by – Дата доступа: 21. 11. 2010.

26   Теория финансов : учебное пособие / [Н.Е. Заяц и др.] ; под ред. Н.Е. Зайца, М.К. Фисенко. - Изд. 2-е, стер. - Минск: БГЭУ, 2006. - 351 с.

27 Ульянецкий М.М.  О необходимости пересмотра теоретического подхода к государственному кредиту и его формам./М.М. Ульянецкий// Финансы и кредит. – 2009. – №4(340) – С. 32-41.

28 Финансы и финансовый рынок : учебное пособие для студентов высших учеб. заведений по экон. спец. / [О.А. Пузанкевич и др.] ; под ред. О.А. Пузанкевич. - Минск: БГЭУ, 2010. – 312 с.

29   Фисенко, М. К. Государственный кредит/ М. К. Фисенко//Финансовая система Беларуси: учеб. пособие/ М.К. Фисенко. – Минск:Соврем. Шк., 2008. – Гл.7. - С.135-160.

30   Чернышева, Т.Ю. Модели управления государственным долгом/Т.Ю. Чернышева//Финансы и кредит. – 2007. - № 24. – С. 39-42.

31  Щербина, М.О. Жизнь в кредит / М.О. Щербина // ВЭД. – 2006. - №10. – С. 10-18.

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность государственного кредита