Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 00:16, реферат
Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В этих отношениях преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже.
Сущность государственного кредита
Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В этих отношениях преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Кредитные отношения, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора, влияют на величину централизованных денежных фондов; гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает их особенности, функционируя, тем не менее, как особое специфическое отношение. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. Еще одной отличительной чертой банковского кредита является производительное использование его как капитала, создающего условия для его погашения и выплаты процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта. Источником же погашения государственного кредита, как отмечалось, выступают в основном средства бюджета.
Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок: до одного года, от одного до пяти лет, от пяти до тридцати лет.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности, возвратности и целевого назначения.
С переходом России к рынку, распределительная функция претерпела ряд изменений, в частности изменились субъекты кредитных отношений, со стороны государства их участниками стали субъекты федерации. Особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица. Для государства или субъектов федерации контрагенты - иные государства, международные финансово-кредитные организации и т. д. Изменились и инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения, все чаще государство становится участником рынка ценных бумаг, осуществляя заимствование посредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном рынке.
Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Это одна сторона государственных кредитных отношений. Другая ее сторона - финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью дополнительно мобилизованных средств.
Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени.
Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется, прежде всего, в формировании основных общеэкономических пропорций, таких как воспроизводственные, отраслевые, территориальные. Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозвратной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой их дефицитности.
В целом государственный кредит не только стимулирует высокий темп экономического роста, но и смягчает циклические колебания.
Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы, за счет поддержки социальной сферы.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита.
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта.
Одной из функций государственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств привлекаемых и выделяемых государством. Контрольная функция государственного кредита практически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории. Контрольная функция вытекает из самой природы кредита.
1. Основные функции кредита
1) перераспределение денег в экономике. Данная функция может осуществляться и на уровне предприятий, и на уровне физических лиц и на уровне других сфер мировой экономики. С целью получения прибыли посредством кредитования происходит перемещение финансовых средств из одних сфер хозяйствования в другие. Также эта функция затрагивает стоимость валового продукта и национального дохода, и может значительно повлиять на структуру рынка, вызывая смещение капитала из сферы производства в сферу обращения (и наоборот). Задача государства – не допустить диспропорциональность структуры рынка, сосредотачивая кредитные ресурсы в производственной сфере.
2) экономия издержек обращения. За счет временно высвободившихся денег кредит позволяет восполнить недостаток собственных ресурсов отдельных хозяйствующих субъектов. Оборачиваемость капитала при этом ускоряется и достигается экономия общих издержек обращения.
3) замещение наличных денег кредитными финансами. Наличные деньги вытесняются векселями, чеками, кредитными картами, упрощая экономические отношения между хозяйствующими субъектами на рынке. Ускоряется товарный и денежный оборот.
4) ускорение концентрации капитала. С развитием производства происходит концентрация капитала, что дает возможность расширить бизнес и получить дополнительную прибыль. Сосредоточение капитала, несмотря на необходимость выплаты процентов, дает предприятию существенные преимущества. Функция №5 – рациональное стимулирование. Кредитные обязательства стимулируют заемщика использовать кредитные средства наиболее рационально, что положительным образом сказывается на и предприятии и на экономике в целом. Кредит позволяет предпринимателям расширить производство и внедрить научно-технические разработки без наличия собственных финансовых средств.
О количестве и содержании функций кредита, вытекающих из различных подходов к его природе, ведутся обширные дискуссии. И контрольная функция кредита рассматривается в экономической литературе, как контрольная деятельность кредитной организации. Но в действительности контроль – это часть общего механизма кредитования. Для успешного управления кредитом необходимо объединение усилий по кредитному контролю с четким назначением денег.
2. Чем кредит отличается от ссуды и заема?
Кредит предоставляется банковскими учреждениями, но не просто так, а на особых условиях – срочность, возвратности и платность. Это означает, что, если вы решили взять деньги в долг у банка, вам их обязательно надо будет вернуть, причем в определенный срок и заплатить за эту предоставленную вам услугу установленный процент, являющийся денежным вознаграждением кредитной организации. В соответствии с этим между банком и физическим либо юридическим лицом заключается договор, в котором указывается, на какой срок были предоставлены денежные средства, каким образом должник будет их возвращать и сколько стоит использовать чужие деньги для своих собственных нужд. Необходимо сказать о том, что, если должник не возвращает заимствованные денежные средства в срок либо не в полном объеме, банк может в принудительном порядке изъять их у него, причем также удержать и упущенную выгоду, поскольку возвращенные деньги банковское учреждение могло в последующем передать другому лицу на условиях платности.
Ссуда является объектом экономических взаимоотношений между субъектами, при которых денежные средства, имущество либо какой-то товар передается ссудодателем ссудополучателю на условиях возвратности. В этом случае должник обязан лишь вернуть переданные ему вещи либо деньги ссудодателю в том объеме, который был получен. В договоре ссуды может указываться и срок, на который передано имущества, но вот пункт о том, какой процент обязан уплатить должник, может присутствовать либо нет. Иными словами, договор займа может быть процентным либо нет, а также само вознаграждение за пользование имуществом может быть выражено в процентном отношении либо фиксированной цифрой.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ссуда и кредит имеют некоторое сходство в том, что переданное имущество должно быть возвращено, вот только при кредите этим имуществом могут быть только денежные средства, в то время как при ссуде – также различными вещами либо продукцией и товарами. Кроме того, кредит всегда предполагает выплату вознаграждения кредитору, выраженного в процентном отношении, а ссудодатель по договору может получить либо нет определенную премию за переданное имущество, причем она может быть определена и как конкретная сумма денежных средств.
Заём – это письменное соглашение, в соответствии с которым заимодавец передаёт заёмщику деньги или ценные вещи под обязательство возврата полученных средств или материальных ценностей в установленный срок. Если размера займа превышает минимальную оплату труда РФ в 10 и более раз, то необходимо письменное оформление сделки. В договоре обязательно должна быть указана сумма передаваемых средств или количество предметов, срок возврата, а также в целом ряде случаев – вознаграждение за использование денег.
Кредит – это письменное обязательство, заключаемое между кредитором и заёмщиком, о предоставлении определённой суммы денег для заявленной цели. Его атрибуты – это возвратность (обязательно погасить долг к определённому времени), срочность (срок указывается в договоре), платность (за пользование средствами предусмотрены проценты), гарантированность (в случае неисполнения обязательств, кредитор может отстаивать права в судебном порядке, истребовать обеспечение).
Одно из принципиальных отличий – это законодательное регулирование правоотношений. Так, договор займа оговаривается гражданским кодексом, в то время как кредитование – ещё и банковским правом. Что касается сути соглашений, то она является неизменной: и в первом, и во втором случае средства предоставляются на возмездной основе. Вот только в качестве кредитора может выступать специальный субъект – банковское учреждение, а в качестве займодателя – физическое или юридическое лицо.
Стоит также остановиться и на вознаграждении за использование денежных средств. Суть договора кредитования заключается в выдаче денег ради денег. Чаще всего плата за пользование средствами выше ставки рефинансирования. При этом её предельный размер также установлен законодательством. Если речь идёт о займе, то здесь все отношения отданы на откуп сторонам гражданского договора. Стоит заметить, что банк при заключении договора является посредником, ведь он передаёт средства, ранее взятые «в рост». Договор займа такого посредничества лишён, стороны работают друг с другом напрямую.