Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:40, курсовая работа
Кредиторы, владеющие свободными ресурсами, только благодаря их передаче заемщику, имеют возможность получить от него дополнительные денежные средства. Кредит, предоставляемый в денежной форме, представляет собой новые платежные средства.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ 5
1.1 Экономическая сущность государственного кредита и его значение 5
1.2 Формы государственного кредита РФ и их краткая характеристика 8
2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ 16
2.1 Сущность, принципы и функции международного кредита. Его роль в развитии производства 16
2.2 Формы международного кредита и их классификация 20
2.3 Условия международного кредита 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
ОГЛАВЛЕНИЕ
Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.
Кредиторы, владеющие свободными ресурсами, только благодаря их передаче заемщику, имеют возможность получить от него дополнительные денежные средства. Кредит, предоставляемый в денежной форме, представляет собой новые платежные средства.
На поверхности экономических явлений кредит выступает как временное позаимствование вещей или денежных средств. Объектом приобретения за счет кредита выступают разнообразные ценности (вещи, товары). Однако «вещное» толкование кредита выходит за рамки политэкономического анализа. Экономическая наука о деньгах и кредите изучает не сами вещи, а отношения между субъектами по поводу вещей. В этой связи кредит как экономическую категорию следует рассматривать как определенный вид общественных отношений. Однако кредит - не всякое общественное отношение, а лишь такое, которое отражает экономические связи, движение стоимости.
Целью данной контрольной работы является создание более полного представления о международном и государственном кредите. Для достижения данной цели мы выполним ряд задач: во-первых, раскрыть сущность понятия «государственный кредит» и «международный кредит», во-вторых, рассмотреть сущность, значение и формы государственного и международного кредита.
Для определения
сущности государственного кредита
обратимся к определению
Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Государственный кредит включает в себя следующие отношения:
Если государство выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, то объем операций значительно ниже.
Основная классическая форма кредитных отношений — государство выступает в качестве заемщика средств.
В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита - имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный
кредит является составной частью одного
из звеньев финансовой системы Российской
Федерации — кредита. Следовательно,
принципы, лежащие в основе любых
кредитных отношений, свойственны
и отношениям, возникающим при государственно
Возвратность и платность государственного кредита отличают его от такой финансовой категории, как, например, налоги, которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит отличает от налогов еще одна особенность - добровольность отношений (хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов).
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий:
От банковского кредита государственный кредит отличается, прежде всего, тем, что не имеет целевой направленности. Обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства. Кроме того, государственный кредит отличается также непроизводительным использованием капитала (чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета), тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет следующие функции:
Особенность этой формы кредита определяется именно участием в ней государства и муниципальных образований. Они выполняют важные общественные функции, и их финансовая устойчивость играет большую роль в этом. Кроме того, государство является субъектом международных отношений и обладает военной силой, поэтому межгосударственные кредитные отношения обладают своей спецификой. Поэтому в условиях, когда государство или муниципальное образование не способны выполнить свои обязательства, к ним почти никогда не применяют принудительные меры. В некоторых странах (и в нашей — во времена Советского Союза) государственные кредитные отношения имели принудительный и конфискационный характер, когда госзаймы размещались в обязательном порядке и часто списывались по решению государства.
В настоящее
время в России провозглашено
равноправие сторон в отношениях
государственного и муниципального
кредита. Государственные и
Причем казну составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Таким образом,
государственный кредит, при котором
государство выступает
Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.
На сегодняшний день в литературных источниках можно встретить разные варианты классификации государственного займа. Приведем некоторые их них.
Государственные займы классифицируются следующим образом.
По способу размещения:
По обеспеченности долговых обязательств:
По сроку действия:
По видам доходности:
По месту размещения:
По методу определения доходов:
По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:
Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и без облигационные (займы у сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже.
Иная классификация форм государственных долговых обязательств предлагается Колпаковой Г.М.:
Также государственный долг можно классифицировать по валютному критерию на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.
Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.
По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга и по долгам РФ, если они не были ими гарантированы.
В.М. Родионова разделяет государственный кредит на:
Информация о работе Сущность и значение международного и государственного кредита