Сущность и значение международного и государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Кредиторы, владеющие свободными ресурсами, только благодаря их передаче заемщику, имеют возможность получить от него дополнительные денежные средства. Кредит, предоставляемый в денежной форме, представляет собой новые платежные средства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ 5
1.1 Экономическая сущность государственного кредита и его значение 5
1.2 Формы государственного кредита РФ и их краткая характеристика 8
2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ 16
2.1 Сущность, принципы и функции международного кредита. Его роль в развитии производства 16
2.2 Формы международного кредита и их классификация 20
2.3 Условия международного кредита 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Кредит выступает  опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия  и объединения, так и малые  производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.

Кредиторы, владеющие  свободными ресурсами, только благодаря  их передаче заемщику, имеют возможность  получить от него дополнительные денежные средства. Кредит, предоставляемый в денежной форме, представляет собой новые платежные средства.

На поверхности  экономических явлений кредит выступает  как временное позаимствование  вещей или денежных средств. Объектом приобретения за счет кредита выступают  разнообразные ценности (вещи, товары). Однако «вещное» толкование кредита выходит за рамки политэкономического анализа. Экономическая наука о деньгах и кредите изучает не сами вещи, а отношения между субъектами по поводу вещей. В этой связи кредит как экономическую категорию следует рассматривать как определенный вид общественных отношений. Однако кредит - не всякое общественное отношение, а лишь такое, которое отражает экономические связи, движение стоимости.

Целью данной контрольной  работы является создание более полного представления о международном и государственном кредите. Для достижения данной цели мы выполним ряд задач: во-первых, раскрыть сущность понятия «государственный кредит» и «международный кредит», во-вторых, рассмотреть сущность, значение и формы государственного и международного кредита.

 

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

1.1 Экономическая сущность государственного кредита и его значение

Для определения  сущности государственного кредита  обратимся к определению понятия  государственного кредита.

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Государственный кредит включает в себя следующие отношения:

  • государственное кредитование — государство является кредитором;
  • государственное заимствование — государство является должником (заемщиком) или должником и принципалом;
  • государственные гарантии — государство является гарантом.

Если государство  выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной и платной  основе юридическим и физическим лицам, то объем операций значительно  ниже.

Основная классическая форма кредитных отношений —  государство выступает в качестве заемщика средств.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Как экономическая  категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита - имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный кредит является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации — кредита. Следовательно, принципы, лежащие в основе любых  кредитных отношений, свойственны  и отношениям, возникающим при государственном кредите. И такими принципами являются:

  • возвратность — взятые в долг средства должны быть возвращены;
  • срочность — кредит выдается на определенный период, и срок его возврата зафиксирован в документах;
  • платность — за пользование ссудным капиталом взимается плата, обычно в виде процента от долга за определенный срок.

Возвратность  и платность государственного кредита  отличают его от такой финансовой категории, как, например, налоги, которые  поступают только в одном направлении  — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит отличает от налогов еще одна особенность - добровольность отношений (хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов).

Как один из видов  кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий:

  1. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление банковского кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
  2. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.
  3. Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (№ 3877—1 от 13 ноября 1992 г.) предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

От банковского  кредита государственный кредит отличается, прежде всего, тем, что не имеет целевой направленности. Обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства. Кроме того, государственный кредит отличается также непроизводительным использованием капитала (чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета), тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет следующие функции:

  • распределительная — государство 1) собирая налоги и расходуя их на кредитование, перераспределяет средства из фонда потребления в фонд накопления; 2) осуществляя займы и направляя их на покрытие дефицита, перераспределяет сбережения на финансирование текущих расходов;
  • регулирующая — государство 1) действуя на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов; 2) распределяя кредиты между отраслями, осуществляет структурную политику;
  • стимулирующая — государство стимулирует развитие экономики с помощью государственных кредитов и инвестиций;
  • контрольная — по объему возврата выданных кредитов государство определяет эффективность своей экономической политики, по объему и стоимости привлеченных займов — эффективность своей финансовой политики.

Особенность этой формы кредита определяется именно участием в ней государства и  муниципальных образований. Они  выполняют важные общественные функции, и их финансовая устойчивость играет большую роль в этом. Кроме того, государство является субъектом международных отношений и обладает военной силой, поэтому межгосударственные кредитные отношения обладают своей спецификой. Поэтому в условиях, когда государство или муниципальное образование не способны выполнить свои обязательства, к ним почти никогда не применяют принудительные меры. В некоторых странах (и в нашей — во времена Советского Союза) государственные кредитные отношения имели принудительный и конфискационный характер, когда госзаймы размещались в обязательном порядке и часто списывались по решению государства.

В настоящее  время в России провозглашено  равноправие сторон в отношениях государственного и муниципального кредита. Государственные и муниципальные  займы размещаются только на добровольных началах, в случае невыполнения обязательств у кредиторов есть право взыскать средства в судебном порядке за счет государственной и муниципальной казны. Государство и муниципалитеты отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, составляющим государственную или муниципальную казну.

Причем казну  составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное  имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

1.2 Формы государственного кредита РФ и их краткая характеристика

 

Таким образом, государственный кредит, при котором  государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

На сегодняшний  день в литературных источниках можно  встретить разные варианты классификации  государственного займа. Приведем некоторые  их них.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По способу  размещения:

  • свободно обращающиеся (свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями);
  • размещаемые по подписке (по подписке с рассрочкой платежа);
  • принудительные (распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций).

По обеспеченности долговых обязательств:

  • закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
  • беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).

По сроку  действия:

  • краткосрочные (срок погашения до года);
  • среднесрочные (до пяти лет);
  • долгосрочные (свыше пяти лет).

По видам  доходности:

  • выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
  • процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
  • с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).

По месту  размещения:

  • внутренние;
  • внешние.

По методу определения  доходов:

  • с твердым доходом;
  • с «плавающим» доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

  • с правом досрочного погашения;
  • без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные  займы подразделяются на облигационные  и без облигационные (займы у сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже.

Иная классификация  форм государственных долговых обязательств предлагается Колпаковой Г.М.:

  • кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредиторов;
  • государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
  • договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;
  • соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Также государственный  долг можно классифицировать по валютному критерию на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.

Государственный долг делится  на капитальный и текущий. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

По уровню управления государственный  долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга и по долгам РФ, если они не были ими гарантированы.

В.М. Родионова разделяет  государственный кредит на:

  1. внутренний государственный кредит: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.

Информация о работе Сущность и значение международного и государственного кредита