Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:29, курсовая работа
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами.
Введение
1 Сущность и роль государственного кредита в регулировании экономики в современных условиях
1.1 Содержание и функции государственного кредита
1.2 Классификация государственного кредита
Заключение
Список использованных источников
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Алматинская
академия экономики и статистики
Кафедра
«Учет и аудит»
№ ________
«____»___________2011 г.
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По
дисциплине: Финансы
На тему:
Студента (ки) 1 курса, группы № 704
Специальность:
«Учет и аудит»
______________________________
(допуск к защите)
«____» _____________________2011
г.
«____» _____________________2011 г.
______________________________
(подпись руководителя)
Усть
– Каменогорск, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Сущность и роль государственного кредита в регулировании экономики в современных условиях
1.1 Содержание
и функции государственного
1.2 Классификация государственного кредита
Заключение
Список использованных
источников
ВВЕДЕНИЕ
Государство
как субъект экономических
Из истории известно, что правительство страны еще в начале восемнадцатого века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенными и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать лишь с середины восемнадцатого века. В условиях феодального строя основными внутренними кредиторами были монастыри и церковь. Однако постепенно социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями становились купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке.
В это время сформировались следующие формы и виды государственного кредита: государственные займы – внутренние и внешние; выпуск казначейских обязательств.
Современная
кредитная система – это
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальным способом их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.
Можно
отметить, что государственный кредит
играет чрезвычайно важную роль в нашей
экономике. От состояния в этой отрасли
кредитно-финансовой системы страны зависят
важнейшие показатели государственного
бюджета, темпы роста экономической стабилизации,
а также то, каким является положение страны
на мировой арене.
1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КРЕДИТА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
1.1
Содержание и функции
государственного
кредита
Государственный кредит – это система денежных отношений, связанная с привлечением государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц.
Как и любые другие кредитные отношения, государственный кредит основан на принципах возвратности, срочности, возмездности и добровольности.
Причина появления государственного кредита – дефицит государственного бюджета. Развитие государства и расширением его функций привело к увеличению государственных расходов и недостатку доходов для их покрытия, поэтому первой и самой распространенной формой государственного кредита являются государственные займы. Но, как будет показано ниже, в кредитных отношениях государство может выступать не только как заемщик, но и как гарант или кредитор.
Государственный кредит выполняет две функции:
– фискальную;
– регулирующую.
Фискальная функция государственного кредита заключается во временном изъятии свободных денежных средств юридических и физических лиц и аккумуляции их для финансирования расходов государства. Это позволяет увеличить государственные расходы без соответствующего увеличения налогообложения.
Регулирующая функция государственного кредита заключается в его воздействии на важнейшие макроэкономические показатели: объем денежной массы, уровень инфляции, величину процентных ставок и др.
Как метод финансирования расходов государственного бюджета государственный кредит имеет как преимущества, так и недостатки. Его положительная сторона заключается в более равномерном распределении налогового бремени во времени. С помощью применения данного механизма затраты на осуществление крупных инвестиционных проектов можно распределить между поколениями. С другой стороны, наращивание объема государственного кредита приводит к увеличению спроса на заемные средства, росту ставки процента и снижению инвестиционной активности в экономике.
Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит).
Представители финансово-правовой науки дореволюционной России (М.Ф. Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и др.) выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между государственным и банковским кредитом. Эти различия заключаются в следующем:
1.
В отношениях по
2.
Учитывая особую роль
3.
При банковском кредите
Государственный
кредит представляет отношения вторичного
распределения стоимости
Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.
Государственный кредит – одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях .
С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе госбюджет перераспределяет часть национального дохода страны. Объем доходной части бюджета ограничен уровнем налогообложения, установленном действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Таким образом, в сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств.
В периоды экономического кризиса, коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается и сфера его применения сужается.
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ.
Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приемами.
Государственный кредит как самостоятельная форма кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом особенностей.