Сущность и роль государственного кредита в регулировании экономики в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами.

Оглавление

Введение
1 Сущность и роль государственного кредита в регулировании экономики в современных условиях
1.1 Содержание и функции государственного кредита
1.2 Классификация государственного кредита
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

финансы контрольная готово.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств субъектам хозяйствования, местным органам власти, другим государствам, международным организациям. В зависимости от категории заемщика различают бюджетные кредиты и государственные кредиты. Бюджетный кредит – это средства, предоставляемые на возвратной основе юридическим лицам своей страны или местным органам власти. Государственный кредит – это средства, предоставляемые на возвратной основе другим государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

     Государственные займы можно классифицировать по нескольким признакам. По признаку держателей ценных бумаг различают универсальные и специальные займы. Универсальные долговые обязательства распространяются как среди юридических, так и физических лиц. Специальные займы реализуются или только среди населения или только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если займ эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций за счет более широкого круга потенциальных держателей.

     В зависимости от источника заимствования  или места реализации займы могут быть внутренними и внешними.

     По  отношению ко вторичному рынку ценных бумаг займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном  и вторичном рынке. Они играют решающую роль в обеспечении государства  дополнительными финансовыми ресурсами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определенных инвесторов – негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и других крупных операторов рынка.

     В зависимости от формы выплаты  доходов займы делятся на следующие  категории:

     – процентные;

     – выигрышные;

     – процентно-выигрышные;

     – беспроцентные (целевые);

     – беспроигрышные;

     – дисконтные;

     – процентно-дисконтные;

     – твердодоходные.

     По  облигациям процентного займа владельцы получают доход путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисления процентов к номиналу без промежуточных выплат. Процентно-выигрышный займ предусматривает выплату части дохода по купонам, а другой части – в форме выигрышей.

     Беспроцентный займ гарантирует держателю получение  соответствующего товара или строительство  какого-либо объекта, но выплата дохода по таким долговым обязательствам не производится. Беспроигрышный займ предусматривает  выплату выигрыша по каждой облигации в течение срока их обращения. Дисконтный займ обеспечивает доход в виде разницы между ценой погашения и ценой покупки облигации. Он называется дисконтом. Процентно-дисконтные займы обеспечивают как выплату процентов, так и дисконт.

     По  методу определения дохода различают займы с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом. По займам с постоянным доходом величина получаемого дохода устанавливается в условиях каждого отдельного выпуска займа. По займам с фиксированным доходом размер дохода устанавливается сразу по всем выпускам займа. По займам с переменным доходом процентный доход привязывается к заранее установленной базе (уровень доходности другого займа, средняя доходность государственных ценных бумаг и т.д.).

     В зависимости от принятых государством обязательств по соблюдению сроков погашения облигаций различают займы с правом досрочного погашения, без права досрочного погашения, рентные. Рентный займ предусматривает выплату дохода без обязательства погасить займ. Рента может быть вечной, срочной и пожизненной. При вечной ренте срок прекращения выплаты дохода не назначается. При срочной ренте выплата дохода прекращается после оговоренного срока. При пожизненной ренте государство выплачивает инвестору доход в течение жизни.

     По  срокам они делятся на:

     – краткосрочные (до 1 года). Краткосрочные  кредиты оформляются, как правило, для погашения текущей задолженности, для покрытия текущих затрат, для  осуществления относительно небольших  платежей, срок погашения которого не представляет сложности в течение года для кредитополучателя.

     – среднесрочные (от года до 5 лет). Среднесрочные  кредиты могут предоставляться  для финансирования краткосрочных  инвестиций, погашения крупной текущей  задолженности, осуществления финансирования средних по размеру платежей.

     – долгосрочные (свыше 5 лет).

     В каждом конкретном случае оговариваются  условия, формы и сроки государственного кредита.

     Как правило, долгосрочные кредиты оформляются  для осуществления крупных инвестиционных проектов, в том числе и для  приобретения предприятия, срок погашения по которым достаточно большой.

     В зависимости от организации порядка  оформления кредитных отношений  различают:

     – государственные облигационные  займы;

     – безоблигационные займы.

     Выпуск  разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета – это примеры безоблигационных займов.

     По  методам размещения займы подразделяются на добровольные и принудительные. Добровольные займы свободно обращаются на финансовом рынке. Принудительные займы размещаются среди подписчиков в обязательном порядке.

     По  форме выпуска различают документарные  и бездокументарные займы. Документарные  займы оформляются на бумажных носителях, бездокументарные – существуют в  виде записей на электронных счетах.

     Внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств.

     Для кредиторов государственный кредит – форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг представляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и т.д.

     Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом заемщиков и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и заемщика.

     В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает: централизованный; децентрализованный. Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности.

     Государственный кредит выполняет две функции: фискальную, которая заключается во временном  изъятии свободных денежных средств юридических и физических лиц и аккумуляции их для финансирования расходов государства; и регулирующую, которая заключается в его воздействии на важнейшие макроэкономические показатели: объем денежной массы, уровень инфляции, величину процентных ставок и др.

     Под формой кредита понимается внешнее  проявление содержания тех экономических  отношений, которые выражает кредит. В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита: государственное заимствование; государственная гарантия; государственный кредит.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     государство кредит регулирование экономика

     На  основании изложенного материала  можно сделать следующие выводы:

     1. Государственный кредит представляет  собой систему денежных отношений  между государством и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии. Как правило, он используется для покрытия дефицита государственного бюджета.

     2. Назначение государственного кредита  проявляется в первую очередь  в том, что он является средством  мобилизации в руках государства  дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного  бюджета дополнительно мобилизуемые  финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

     3. Под формой кредита понимается  внешнее проявление содержания  тех экономических отношений, которые выражает кредит. В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита: государственное заимствование; государственная гарантия; государственный кредит.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Ковалев В.В. Финансовый анализ : Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1966,- 432 с.: ил.
  2. Кучумова Н.К. Финансы, кредит и банки, - Алма-Ата: Гылым, 1992
  3. Мельникова В.Д., Ильясов К.К. Финансы. –Изд. 2-е, перераб. и доп. – Алматы: Каржы-Каржат, 1997. – 472с.
  4. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. –М: Финансы и статистика, 1996.
  5. Справочник финансиста предприятия. –3-е изд, доп. и перераб. – М.: ИНФРА –М, 2001. – 493 с. – (Серия «Справочники ИНФРА-М»)
  6. Финансово-экономический словарь . / Под ред. Акад. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 1995.
  7. Финансы / Под ред. проф. Родионовой- М.: Финансы и статистика, 1995.
  8. Финансы, денежное обращение  и кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной – М.: Финансы и статистика,1997.
  9. Финансы: Учебное пособие / под ред. проф. А.М. Ковалевой – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1997.-336с.: ил.

Информация о работе Сущность и роль государственного кредита в регулировании экономики в современных условиях