Сущность и формы государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как экономической категории, методом обобщения, сравнения, анализа и прогноза.
Исходя из цели определены задачи: рассмотреть сущность, значение и формы государственного кредита, а на основе этого ее современное состояние и пути решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
1. Сущность и значение государственного кредита……………………….5
2. Функции государственного кредита……………………………………..8
1.3 Формы государственного кредита……………………………………….12
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Государственный долг…………………………………………………….18
2.2 Управление государственным кредитом………………………………...20
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ
3.1 Анализ внешнего долга…………………………………………………...27
3.2 Модели решения проблемы………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….........................................................................38

Файлы: 1 файл

Курсовая сущность и формы гос кредита.docx

— 74.11 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирский  государственный педагогический университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

    Сущность  и формы государственного кредита 
 
 
 
 

                                               Автор работы:

                                               Требушная Надежда  Алексеевна

                                               студентка Л-ПИЭ-4-35 группы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Армавир

2010

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

    1. Сущность и значение государственного кредита……………………….5
    2. Функции государственного кредита……………………………………..8

1.3 Формы государственного кредита……………………………………….12

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1 Государственный долг…………………………………………………….18

2.2 Управление  государственным кредитом………………………………...20

ГЛАВА III. АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ

3.1 Анализ  внешнего долга…………………………………………………...27

3.2 Модели  решения проблемы………………………………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..37

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ….........................................................................38

 

    

ВВЕДЕНИЕ 

     Государственный кредит – объект данной работы, представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными фондами, и входят в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

     Предметом исследования является значение, понимание и методы управления государственным кредитом.

     Государственный кредит следует разделять на собственно государственный кредит и государственный  долг. В первом случае кредитные  институты государства (банки и  другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы  экономики. Во втором случае государство  заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга.

     Государственный кредит – во многом особая и обособленная часть финансов бюджета. Он имеет  свои источники доходов.

     У них особое назначение и порядок  использования. Таким образом, государственный  кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда  владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им.

     Субъектами  кредитных отношений являются государство, с одной стороны, и юридические  и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации, с другой стороны.

     Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку финансирование расходов государства обусловлено объективным  противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными  бюджетными средствами. В условиях рынка неизбежно растут расходы, и посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления [17].

     В настоящее время государственный  кредит регулируется Законом “О государственном  внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону государственным  внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего СССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

     Принимая  во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется  отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в  нашей экономике. От состояния в  этой отрасли кредитно-финансовой системы  страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста  экономической стабилизации, а также  то, каким является положение страны на мировой арене.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как экономической категории, методом обобщения, сравнения, анализа и прогноза.

     Исходя  из цели определены задачи: рассмотреть сущность, значение и формы государственного кредита, а на основе этого ее современное состояние и пути решения.

 

ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

    1. Сущность и значение государственного кредита
 

     В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом имеет государственный кредит.

       Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

       Деятельность  государства как заемщика средств  в количественном отношении является преобладающей.

       Деятельность  государства как кредитора –  в количественном отношении значительно ниже.

       Деятельность  государства как гаранта проявляется  в тех случаях, когда государство  берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими  и юридическими лицами.

     Развитие  государственной формы кредита  имеет длительную историю. Такая  форма кредита возникла с появлением государства, которая начала использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. С установлением международных  связей между различными странами рядом  с внутренним государственным кредитом начинает развиваться система международного государственного кредитования.

     Система государственного кредита в ее современном  понимании (государственные займы, казначейские обязательства и т.п.) возникло в XVII-XVIII вв. сначала в Голландии, Испании и Великобритании, а затем  и в других западных странах. Государственные займы стали использоваться в связи с необходимостью уменьшения и ликвидации бюджетных дефицитов.

     Особенно  широкое распространение государственный  кредит получил в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под непосредственным влиянием экономической теории Кейнса и его последователей. Необходимость  получения займов государством тесно  связана с состоянием государственных  финансов, наличием и расходованием  финансовых средств в стране, то есть с бюджетным дефицитом. Кейнс  считал бюджетный дефицит меньшим  злом, чем катастрофическое падение  производства в период экономического кризиса и предлагал увеличить  государственные расходы за пределы  текущих доходов государства, чтобы  вывести экономику из кризиса. [18]

     Как один из видов кредита государственный  кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов  он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства  известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами. [11]

     Государственный кредит можно сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк.

     По  утверждению В.С. Волынского: нельзя смешивать такие понятия, как  частный и государственный кредит. Он выделяет следующие различия между  этими формами кредита:

     Во-первых, «государственный кредит отличается от частного участниками сделки». Государство обычно выступает в качестве заемщика, а кредитодателями – различные учреждения, предприятия и частные лица.

     Во-вторых, «заемщик и кредиторы в сфере государственного кредита могут меняться местами.»

     В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных бумаг, то «государственный кредит представляет собой не просто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала».

     В то же время сходство данных форм кредита  связано с тем, что они имеют  единый источник образования.

     В сфере государственного кредита  центральное правительство, а также  местные органы власти традиционно  выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для  покрытия бюджетных дефицитов. Главной  формой привлечения денежных средств  является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство  эмитента, который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и процента. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами государства. В отличие  от банковского кредита, кредиторами  выступают не только банки, но и страховые  компании, предприятия и частные  лица. Нужно отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран приходится на покупку  ценных бумаг.

     В настоящее время государство  стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем  отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного  производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким  использованием привлеченных средств. Причины активного участия государства как кредитора различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой прибыли, оказание помощи национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке. Волынский отмечает, что «сочетание кредитора и заемщика в лице современного государства может рассматриваться как новое явление в кредитно – финансовой сфере».

     Движение  капитала в сфере международных  экономических отношений, связанное  с предоставлением валютных и  товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков выступают  банки, предприятия, государства, международные  и региональные организации.

     Таким образом, исходя из выше изложенного, можно  сделать вывод, что государственный  кредит отличается от частного по форме  предоставления денежных средств и  по участникам сделки. 

1.2 Функции государственного кредита 

     Государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную. [10]

     Распределительная функция.

     Через эту функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства  или их использование на принципах  срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство  обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах  государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных  займов стали вторым после налогов  методом финансирования, расходов бюджета. Последнее объясняется более  быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых  поступлений.

Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в  определенных пределах имеет положительное  значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку  служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство  должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться  их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все  поколения, которые будут ими  пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий  срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное  финансовое бремя, что и последующие  поколения, за счет налогов с которых  погашается как основной долг, так  и проценты по нему.

Информация о работе Сущность и формы государственного кредита