Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 18:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как экономической категории, методом обобщения, сравнения, анализа и прогноза.
Исходя из цели определены задачи: рассмотреть сущность, значение и формы государственного кредита, а на основе этого ее современное состояние и пути решения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
1. Сущность и значение государственного кредита……………………….5
2. Функции государственного кредита……………………………………..8
1.3 Формы государственного кредита……………………………………….12
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Государственный долг…………………………………………………….18
2.2 Управление государственным кредитом………………………………...20
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ
3.1 Анализ внешнего долга…………………………………………………...27
3.2 Модели решения проблемы………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….........................................................................38
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Армавирский
государственный педагогический университет»
Курсовая работа
Сущность
и формы государственного
кредита
Армавир
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
1.3 Формы государственного кредита……………………………………….12
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Государственный долг…………………………………………………….18
2.2 Управление
государственным кредитом………………
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ
3.1 Анализ
внешнего долга…………………………………………
3.2 Модели
решения проблемы……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ…...................
ВВЕДЕНИЕ
Государственный кредит – объект данной работы, представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными фондами, и входят в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.
Предметом исследования является значение, понимание и методы управления государственным кредитом.
Государственный
кредит следует разделять на собственно
государственный кредит и государственный
долг. В первом случае кредитные
институты государства (банки и
другие кредитно-финансовые институты)
кредитуют различные секторы
экономики. Во втором случае государство
заимствует денежные средства у банков
и других кредитно-финансовых институтов
на рынке капиталов для
Государственный кредит – во многом особая и обособленная часть финансов бюджета. Он имеет свои источники доходов.
У них особое назначение и порядок использования. Таким образом, государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им.
Субъектами кредитных отношений являются государство, с одной стороны, и юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации, с другой стороны.
Существование
государственного кредита вполне закономерно,
поскольку финансирование расходов
государства обусловлено
В
настоящее время
Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как экономической категории, методом обобщения, сравнения, анализа и прогноза.
Исходя из цели определены задачи: рассмотреть сущность, значение и формы государственного кредита, а на основе этого ее современное состояние и пути решения.
ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
В
настоящее время огромное значение
для нормального
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Деятельность государства как заемщика средств в количественном отношении является преобладающей.
Деятельность государства как кредитора – в количественном отношении значительно ниже.
Деятельность
государства как гаранта
Развитие государственной формы кредита имеет длительную историю. Такая форма кредита возникла с появлением государства, которая начала использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. С установлением международных связей между различными странами рядом с внутренним государственным кредитом начинает развиваться система международного государственного кредитования.
Система государственного кредита в ее современном понимании (государственные займы, казначейские обязательства и т.п.) возникло в XVII-XVIII вв. сначала в Голландии, Испании и Великобритании, а затем и в других западных странах. Государственные займы стали использоваться в связи с необходимостью уменьшения и ликвидации бюджетных дефицитов.
Особенно
широкое распространение
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами. [11]
Государственный кредит можно сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк.
По
утверждению В.С. Волынского: нельзя
смешивать такие понятия, как
частный и государственный
Во-первых, «государственный кредит отличается от частного участниками сделки». Государство обычно выступает в качестве заемщика, а кредитодателями – различные учреждения, предприятия и частные лица.
Во-вторых, «заемщик и кредиторы в сфере государственного кредита могут меняться местами.»
В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных бумаг, то «государственный кредит представляет собой не просто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала».
В то же время сходство данных форм кредита связано с тем, что они имеют единый источник образования.
В
сфере государственного кредита
центральное правительство, а также
местные органы власти традиционно
выступают в качестве заемщиков,
привлекая денежные средства для
покрытия бюджетных дефицитов. Главной
формой привлечения денежных средств
является выпуск облигаций государственного
займа и прочих видов ценных бумаг.
Облигация представляет собой обязательство
эмитента, который должен впоследствии
возместить владельцу ценной бумаги
сумму основного долга и
В
настоящее время государство
стало выступать в качестве кредитора,
оказывать кредитную помощь тем
отраслям, в развитии которых заинтересовано
национальное хозяйство в целом.
Финансирование жилищного строительства,
создание инфраструктуры, экспортного
производства осуществляется во многих
странах на льготных условиях с широким
использованием привлеченных средств.
Причины активного участия
Движение капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации.
Таким
образом, исходя из выше изложенного, можно
сделать вывод, что государственный
кредит отличается от частного по форме
предоставления денежных средств и
по участникам сделки.
1.2
Функции государственного
кредита
Государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную. [10]
Распределительная функция.
Через
эту функцию осуществляется формирование
централизованных денежных фондов государства
или их использование на принципах
срочности, платности и возвратности.
Выступая в качестве заемщика, государство
обеспечивает дополнительные средства
для финансирования своих расходов.
В промышленно развитых странах
государственные займы являются
основным источником финансирования бюджетного
дефицита. В современных условиях
поступления от государственных
займов стали вторым после налогов
методом финансирования, расходов бюджета.
Последнее объясняется более
быстрым темпом роста расходов по
сравнению с увеличением
Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.
Информация о работе Сущность и формы государственного кредита