Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:24, курсовая работа
Как экономическая категория кредит является важнейшим элементом финансов и представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих по поводу получения государством или размещения со стороны государства денежных средств, а также относительно отношений по предоставлению государственных гарантий.
Функционирование финансовых отношений, складывающихся в сфере кредитной деятельности государства, объективно требует универсального регулятора, которым является право. Общественные отношения, связанные с движением кредитных ресурсов, затрагивают интересы не только государства, но и частных субъектов, являющихся контрагентами органов публичной власти. Специфика отношений государственного кредита обуславливает, как правило, наличие императивных, государственно-властных методов регулирования, однако допускаются и диспозитивные подходы. Поэтому правовые нормы, регулирующие государственные кредитные отношения, содержатся в различных отраслях права и образуют комплексный правовой институт.
Оглавление
Как экономическая категория кредит является важнейшим элементом финансов и представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих по поводу получения государством или размещения со стороны государства денежных средств, а также относительно отношений по предоставлению государственных гарантий.
Функционирование финансовых отношений, складывающихся в сфере кредитной деятельности государства, объективно требует универсального регулятора, которым является право. Общественные отношения, связанные с движением кредитных ресурсов, затрагивают интересы не только государства, но и частных субъектов, являющихся контрагентами органов публичной власти. Специфика отношений государственного кредита обуславливает, как правило, наличие императивных, государственно-властных методов регулирования, однако допускаются и диспозитивные подходы. Поэтому правовые нормы, регулирующие государственные кредитные отношения, содержатся в различных отраслях права и образуют комплексный правовой институт.
Государственный
кредит — совокупность экономических
отношений между государством в
лице его органов власти и управления,
с одной стороны, и физическими
и юридическими лицами — с другой,
при которых государство
В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, последние не обязательно приводят к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.
Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета.
Целью данной работы является анализ эффективности управления государственным кредитом в России.
В рамках данной работы будут решены следующие задачи:
Объектом исследования выступает государственный кредит в рыночной экономике.
Предметом исследования является динамика и структура государственного кредита и управление им.
Под
управлением государственным
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
Государственные долговые обязательства, обращающиеся на фондовом рынке, подвержены тем же процессам, что и прочие ценные бумаги, и их курс не совпадает с их номинальной стоимостью. Номинальная стоимость облигаций — это цена, обозначенная на ценной бумаге и удостоверяющая, что она представляет определенный капитал, используемый ее эмитентом. Эта сумма включается в долг территориальной единицы, выпустившей долговые обязательства, и выплачивается держателям в момент их погашения.
Курсом называется рыночная цена ценной бумаги, т.е. та цена, по которой она покупается и продается на фондовом рынке. Под воздействием многочисленных факторов курс отклоняется вверх или вниз от номинала. Резкие колебания курса свидетельствуют о нестабильности рынка и могут привести к его нарушению.
Управление государственным долгом должно обеспечивать:
Порядок
осуществления государственного кредитования
предпринимательской
Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возмездности и обеспеченности. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Предоставленное обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Обязательным условием выделения бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита, а также на проверку целевого использования последнего в любое время действия кредита. Кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее выделенным на возвратной основе бюджетным средствам. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Организациям
определенных видов деятельности государственные
средства предоставляются на льготных
условиях. Так, с целью создания необходимых
условий для функционирования агропромышленного
комплекса в составе
На льготных условиях государственные средства могут предоставляться:
Иной
порядок выделения
Условиями предоставления на конкурсной основе государственных средств под высокоэффективные контракты являются: возвратность, платность, срочность, целевое предоставление средств и обеспеченность. Срок возврата средств определяется в Соглашении. Плата устанавливается в размере одной третьей действующей на день вступления в силу федерального закона о бюджете на соответствующий год ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Средства могут расходоваться заемщиком только на цели, указанные в соглашении (где указываются номера контрактов, перечисляются виды продукции и т.п.).
За несвоевременный возврат государственных средств наступает финансовая санкция - Министерство финансов РФ имеет право сократить или прекратить предоставление заемщику всех форм государственной поддержки. При обнаружении фактов нецелевого использования средств Минфин имеет право приостановить выдачу средств заемщику.
Поручитель отвечает перед Министерством финансов в том же объеме, что и заемщик, включая: сумму основного долга; уплату процентов за пользование средствами; пени на просрочку уплаты основной суммы долга и процентов; штрафные санкции за нецелевое использование средств; возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков. Обязательства должны быть исполнены поручителем в течение 10 дней с момента получения письменного извещения Министерства финансов РФ или соответствующего Управления федерального казначейства о нарушении заемщиком взятых на себя обязательств по Соглашению. Поручитель исполняет обязательство путем перечисления указанной в извещении суммы в доход федерального бюджета. К поручителю, исполнившему обязательства за заемщика, переходят все права Министерства финансов по этим обязательствам.
Одной из форм государственного кредитования является изменение срока уплаты налогов и сборов. Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, регулируется налоговым законодательством.
Целью
управления государственным и
Государственный или муниципальный долг – обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием – ст. 6 Бюджетного кодекса РФ. «Как экономическая категория государственный долг находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, тем не менее, функционируя как особое специфическое отношение».1