Государственный кредит и его формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Как экономическая категория кредит является важнейшим элементом финансов и представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих по поводу получения государством или размещения со стороны государства денежных средств, а также относительно отношений по предоставлению государственных гарантий.

Функционирование финансовых отношений, складывающихся в сфере кредитной деятельности государства, объективно требует универсального регулятора, которым является право. Общественные отношения, связанные с движением кредитных ресурсов, затрагивают интересы не только государства, но и частных субъектов, являющихся контрагентами органов публичной власти. Специфика отношений государственного кредита обуславливает, как правило, наличие императивных, государственно-властных методов регулирования, однако допускаются и диспозитивные подходы. Поэтому правовые нормы, регулирующие государственные кредитные отношения, содержатся в различных отраслях права и образуют комплексный правовой институт.

Файлы: 1 файл

Государственный кредит и его формы.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

      Государственный долг России возникает прежде всего  в результате государственных заимствований России, под которыми согласно п. 1 ст. 103 Бюджетного Кодекса РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени России, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства России.

      Другой  составляющей частью государственного долга России являются долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Россией.

      Третьей составляющей государственного долга  России являются долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении  на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса. Речь идет, наряду с прочим, об обязательствах бывшего Союза ССР, принятых на себя Россией.

      Государственный долг Российской Федерации полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. «Следует сказать, что среди болевых проблем современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направление финансовой и бюджетной политики»2.

      В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих  формах:

  1. кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  2. государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
  3. бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  4. государственные гарантии РФ;
  5. иные долговые обязательства, ранее отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг РФ.

      Виды  долговых обязательств России в зависимости от срока, на который они приняты, подразделяются на:

  • краткосрочные – на срок менее одного года;
  • среднесрочные – на срок от одного года до пяти лет;
  • долгосрочные – на срок от пяти до 30 лет включительно.

      Для государства на федеральном и  региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. «С целью оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс предусматривает разработку Правительством РФ двух программ: Программы государственных внешних заимствований ст. 108 Бюджетного кодекса и Программу государственных внешних заимствований»3. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида – внутреннего долга.

      С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые на законодательном уровне было прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств.

      Анализ  структуры государственного внутреннего  долга в период 2008–2010 годов, проведенный  Счетной палатой, показывает, что увеличится доля государственных ценных бумаг.

      Объем внутреннего долга в 2008–2010 годах  увеличится в 2 раза и к концу 2010 года составит 2618,2 млрд. рублей (или 91,7% внутреннего  долга).

      Более чем в 2 раза увеличатся расходы на обслуживание внутреннего долга в 2010 году по сравнению с 2007 года и составят 170,9 млрд. рублей, что превышает сумму расходов, предусмотренных в 2010 году на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию и средства массовой информации.

      В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

      В объем государственного внешнего долга  Российской Федерации включаются:

  1. номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  2. объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
  3. объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

      Федеральным законом «О федеральном бюджете  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.07 г. №198-ФЗ установлен верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 41,9 млрд. долларов США, или 27,2 млрд. евро; верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 42,0 млрд. долларов США, или 28,2 млрд. евро, и на 1 января 2011 года в сумме 42,2 млрд. долларов США, или 29,5 млрд. евро (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 №122-ФЗ).

      Под государственными внешними заимствованиями  Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.

      Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита (не нефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

      Право осуществления государственных  внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров  о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.

      В структуре внешнего долга уменьшится доля государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО, увеличивается доля государственных гарантий. По заключению Счетной палаты РФ тенденция увеличения абсолютных размеров государственного внешнего долга не соответствует Основным направлениям долговой политики на 2008–2010 годы, одобренным Правительством Российской Федерации 22 марта 2007 года.

 

2. Исследование  проблем управления государственным долгом в РФ

2.1. Оценка внешнего  и внутреннего  государственного  кредита

 

      Одной из основных проблем российской экономики  времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний государственный долг.

      Внешний долг Российской Федерации формировался в неблагоприятных экономических и политических условиях, а также в значительной степени унаследован от бывшего СССР.

      По  относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 8 % от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. В перспективе, по принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен сократиться до 2,5 % от ВВП.

      Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд. (из них только $5 млрд. — приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд. ($4,6 млрд.).

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2009 года

Наименование Сумма, млрд. долларов США Сумма, млрд. ЕВРО
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 39,5 28.7
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба 1.4 1.0
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба 1.9 1.3
Задолженность бывшим странам СЭВ 1.4 1.0
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 1.2 0.9
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 4.5 3.2
Задолженность по еврооблигационным займам 27.7 19.6
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) 1.8 1.3
Предоставление  гарантий Российской Федерации в  иностранной валюте 0.6 0.4
 

      В 2004—2008 годах президент  Путин, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным  ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. (9 % ВВП).

      Пик российского государственного долга  пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

       Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %. 

Дата Сумма, млрд. долл. США
1991, 25 декабря 95.0
1997, 31 декабря 123,5
2000, 1 января 158.7
2001, 1 января 143.7
2002, 1 января 133.5
2003, 1 января 125.7
2004, 1 января 121.7
2005, 1 января 114.1
2006, 1 января 76.5
2006, 1 апреля 75.2
2006, 1 октября 50.1
2007, 1 января 52.0
2007, 1 апреля 50.7
2007, 1 июля 47.8
2008, 1 января 44.9 За счёт  падения курса доллара
2008, 1 апреля 44.1
2008, 1 июля 41.0
2008, 1 октября 40.4
2008, 12 мая 39,5

Информация о работе Государственный кредит и его формы