Государственный кредит, его формы и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:27, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, что с помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета.
Перед контрольной работой поставлены следующие задачи:
- дать определение государственного кредита как экономической категории и раскрыть его функции;
- раскрыть формы государственного кредита;

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 41.82 Кб (Скачать)

Введение

Государство как субъект  экономических отношений для  покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения - государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими  и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает  заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами.

История государственного кредита  показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие  бюджетного дефицита. Испытывая потребность  в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности  мобилизации дополнительного финансового  фонда и в условиях сбалансированного  бюджета. Это является вполне оправданным  шагом, поскольку за счет средств  фонда государственного кредита  могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного  строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных  доходов.

Актуальность данной работы заключается в том, что с помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета.

Перед контрольной работой поставлены следующие задачи:

- дать определение государственного кредита как экономической категории и раскрыть его функции;

- раскрыть формы государственного кредита;

- дайте характеристику государственных ценных бумаг, которые выпускаются государством в настоящее время и функционируют на рынке ценных бумаг.

При написании контрольной работы использованы учебники по финансовому и бюджетному праву, а также публикации из периодических изданий последних лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическое содержание и знание государственного кредита.

 

В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в  целом имеют государственный  кредит.

Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные  органы власти по отношению к гражданам  и юридическим лицам. Государственный  кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной  стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с  банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в  том случае, когда в качестве участника  ссудной сделки выступают центральное  правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно  сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной  сделки является банк [7, c.13].

Государственный кредит выполняет  три функции:

  1. Распределительная функция.

Через эту функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование  на принципах срочности, платности  и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно  развитых странах государственные  займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления  от государственных займов стали  вторым после налогов методом  финансирования, расходов бюджета. Последнее  объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с  увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное  воздействие распределительной  функции государственного кредита  заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более  равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов  по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием  и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования  средств. В случае производительного  вложения мобилизованных капиталов  построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени  в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании  мобилизованных в результате государственных  займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые  займы. Размещение новых государственных  займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями  государства, зависит от их срока  и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую  часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем  больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

  1. Регулирующая функция

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние  денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно  используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить  ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди  различных групп инвесторов. Мобилизуя  средства физических лиц, государство  уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже  государственных ценных бумаг или  выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности  коммерческих банков в стране. В  РФ такого рода операции получили распространение  после августовского кризиса  рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться  Банком России с апреля 1996 г.

Выступая на финансовом рынке  в качестве заемщика, государство  увеличивает спрос на заемные  средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос  государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна  заемных средств вынуждает бизнесменов  сокращать инвестиции в сферу  производства, в то же время она  стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного  негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие  будет равняться нулю до их полного  поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке  выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного  использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие  на производство и занятость государство  оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и  гаранта. В промышленно развитых странах распространена система  поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в  отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками  согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса  предполагает, что государство берет  на себя погашение задолженности  банкам по кредитам, предоставленным  мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно  развитых стран функционируют государственные  или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной  продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости  играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов  или необходимых направлений  экономики той или иной территории [4, c.17].

  1. Контрольная функция

органически вплетается в  контрольную, функцию финансов. Однако она имеет свои специфические  особенности, порожденные особенностями  этой категории:

1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение  стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

3) осуществляется не только  финансовыми структурами, но и  кредитными институтами.

Таким образом, рассмотрев функции  кредита, можно сделать вывод, что положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через распределительную функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную функции.

В данной теме следует также  рассмотреть такой немаловажный вопрос, как дефицит государственного бюджета - превышение государственных расходов какой-либо страны над государственными доходами. Во всех случаях любой дефицит государственного бюджета необходимо каким-то образом финансировать, поскольку невозможно расходовать финансовые ресурсы, когда отсутствуют источники их финансирования. В мировой практике существуют два главных источника финансирования такого дефицита: а) эмиссия денег, которая если ее использовать постоянно, приводит к инфляции; б) займы, подразделяющиеся на внутренние, когда государство занимает деньги у резидентов своей страны, и внешние, если государство занимает деньги у нерезидентов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что одним  из не инфляционных методов покрытия дефицита государственного бюджета  являются государственный долг. Проанализируем последние данные  о государственных  займах РФ.

Таблица 1. Объем государственного внутреннего долга.

     

По состоянию на

Объем государственного внутреннего  долга                               Российской Федерации, млрд. руб.

всего

в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Росийской Федерации

01.01.2005

778,47

12,93

01.01.2006

875,43

18,86

01.01.2007

1064,88

31,23

01.01.2008

1301,15

46,68

01.01.2009

1499,82

72,49

01.01.2010

2094,73

251,36

01.01.2011

2940,39

472,25

01.01.2012

4190,55

637,33

01.01.2013

4980,40

909,14

Информация о работе Государственный кредит, его формы и значение