Государственный кредит, его формы и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:27, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, что с помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета.
Перед контрольной работой поставлены следующие задачи:
- дать определение государственного кредита как экономической категории и раскрыть его функции;
- раскрыть формы государственного кредита;

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 41.82 Кб (Скачать)

 

Из приведенных за последние 9 лет данных, явно прослеживается динамика увеличения государственного внутреннего  долга.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формы государственного кредита и классификация займов.

 

Государственный кредит может  иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит  к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизованные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании  правительственных соглашений и  обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизуются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных  займов может осуществляться двумя  видами ценных бумаг - облигациями и  казначейскими обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой  долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки  возвращается долг и выплачивается  доход в форме процента или  выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную  стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она  продается и перепродается в  зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между  курсовой ценою и номинальной  стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские обязательства (векселя), имеют характер долгового  обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата  дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как  правило, оформляются краткосрочные  займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне- и долгосрочные займы.

В зависимости  от места размещения займов их подразделяют на:

• внутренние - которые размещаются  на внутреннем финансовом рынке, предоставляются  юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами;

• внешние - которые поступают извне от правительств, юридических и физических лиц других государств, международных организаций и финансовых институтов.

По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.

Государственные займы выпускаются  центральными органами управления. Поступления  по ним направляются в Государственный  бюджет.

Местные займы выпускаются  местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера  использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные займы не допускают  выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости  от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства

В зависимости от срока  погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру  выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном),

По процентным займам доход  устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться, как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в  зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения  на кредитном рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она  может проводиться ежегодно, раз  в полугодие, ежеквартально. При  выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей  выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной  стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому  их еще называют облигациями с  нулевым купоном.

По характеру  погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта.

Первый - заем погашается равными  частями на протяжении нескольких лет. Второй - заем погашается постоянно  возрастающими суммами. Третий - постоянно  сумма уменьшается. Второй вариант  применяется тогда, когда предусматривается  в перспективе ежегодное повышение  доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

В зависимости от обязательств государства по погашению долга  различают займы с правом и  без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения  дает возможность государству учитывать  ситуацию на финансовом рынке [5, c. 19].

Таким образом, государственный  кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и  методов финансовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды государственных ценных бумаг

 

Метод финансирования государственных  расходов на основе выпуска облигаций, предложенный Д. Кейнсом, широко используется в развитых странах как одно из средств регулирования экономики. Суть дефицитного финансирования заключается в том, что для покрытия государственных расходов в замаскированном виде изымается часть национального дохода, принадлежащего населению. С целью привлечения средств используются государственные ценные бумаги нескольких видов: рыночные, нерыночные и специальные выпуски. Рыночные ценные бумаги, на долю которых приходится 2/3 государственного долга, могут свободно продаваться и покупаться на рынке. В ряде случаев обращение ценных бумаг может быть ограниченным, и ценную бумагу нельзя продать никому, кроме того, кто ее выпустил, и только через обусловленный срок. Это так называемые нерыночные ценные бумаги, в частности, облигации государственных и местных займов.

В настоящее время в  Российской Федерации функционируют  и обращаются государственные ценные бумаги, удостоверяющие о займе, в  которых должником выступают  государство, орган государственной  власти и управления.

Виды государственных  ценных бумаг:

1)    государственные  краткосрочные облигации (ГКО), выпускаемые  Минфином РФ для финансирования  государственных расходов и покрытия  дефицита федерального бюджета;

2)    облигации федерального  займа (ОФЗ), выпускаемые с 1995 г.  для финансирования бюджетного  дефицита;

3)    облигации государственного  сберегательного займа (ОГСЗ), выпускаемые  Правительством РФ с 1995 г. для  финансирования бюджетного дефицита;

4)    казначейские  обязательства (КО), эмитируемые Минфином РФ для урегулирования задолженностей предприятий и налоговых выплат;

5)    облигации внутреннего  государственного валютного займа  (ОВВЗ), выпускаемые Правительством  РФ для выплаты валютных платежей  по замороженным ранее валютным  счетам физических и юридических  лиц (первая выплата состоялась  в мае 1995 г.);

6)    золотые сертификаты,  выпускаемые Министерством финансов  с 1993 г.

В зависимости от своих  характеристик ценные бумаги подразделяются на следующие виды:

1) по способности обращаться  на фондовом рынке:

а) рыночные государственные  ценные бумаги. Могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном  рынке (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, КО);

б) нерыночные государственные  ценные бумаги. Не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой  кредит государству, но в отличие  от рыночных ценных бумаг не могут  быть проданы их владельцем третьему лицу;

2) по сроку обращения  на фондовом рынке:

а) краткосрочные. Срок обращения  до 1 года (ГКО, ОГЗС, золотые сертификаты);

б) среднесрочные. Срок обращения  до 5 лет (ОФЗ, ОВВЗ со сроком обращения 1 год и 3 года);

в) долгосрочные. Срок обращения  свыше 5 лет (ОВВЗ со сроком обращения 15 лет);

3) по эмитентам:

а) выпускаемые Правительством РФ;

б) выпускаемые Министерством  финансов РФ, агентом которого может  выступать Центральный банк РФ;

4. по способу выплаты  доходов. Известно несколько способов  выплаты доходов по государственным  ценным бумагам:

а) установление фиксированного процентного платежа. Применяется  в условиях стабильной экономики  при отсутствии высокой инфляции;

б) применение ступенчатой  процентной ставки;

в) использование плавающей  ставки процентного дохода;

г) индексирование номинальной  стоимости ценных бумаг;

д) реализация долговых обязательств со скидкой против их нарицательной  цены;

е) проведение выигрышных займов.

Размещение государственных  ценных бумаг является одним из источников покрытия бюджетного дефицита. Государственные  расходы практически всегда превышают  государственные доходы, поэтому, кроме  традиционных источников (налогов, сборов, отчислений и т. п.), используются внешние  и внутренние займы. Государство  в этом случае выступает в качестве заемщика, а кредиторами могут  быть физические лица, банки, предприятия, другие государства и т. д.

Государственные займы использовались для следующих целей:

1)    финансирования текущего бюджетного дефицита;

2)    погашения ранее  размещенных займов;

3)    обеспечения  кассового исполнения государственного  бюджета;

4)    сглаживания  неравномерности поступления налоговых  платежей;

5)    финансирования  целевых программ, осуществляемых  местными органами власти;

6)    поддержки социально  значимых учреждений и организаций [6, c.163].

На сегодняшний день важнейшим  документом, регулирующим российский рынок ценных бумаг, по-прежнему остается Федеральный закон № 39 - ФЗ от 22.04.1996 г. «О рынке ценных бумаг». Также  Правительство РФ внедряло «Программы развития рынка ценных бумаг в  Российской Федерации», ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». На стадии разработки и внесения в Государственную  Думу РФ находятся законопроекты «Об электронном документе», «О биржах и биржевой деятельности», предусматриваются мероприятия по широкому информированию населения о мерах, принимаемых государственными органами по защите прав инвесторов и акционеров. Принимая во внимание сказанное, можно заключить, что рынок ценных бумаг РФ становится одним из элементов экономической политики государства, влияющих на привлечение внутренних и внешних инвесторов на долгосрочной основе.

Среди наиболее важных тенденций  можно также выделить изменение  инфраструктуры рынка государственных  ценных бумаг. Инфраструктура российского  рынка за последнее время существенно  усовершенствовалась, однако, положительные  изменения могут происходить  и далее.

Таким образом, в процессе развития рыночной экономики и повышения  уровня хозяйствующих субъектов, а  также увеличение количества государственных  ценных бумаг и динамики их обращения, совершенствования нормативно- правовой базы, рынок государственных ценных бумаг и его функционирование будут до конца упорядоченным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение хочется коснуться тенденций развития кредита в современных условиях, роли кредита в условиях роста финансовых рынков.

Нужно сказать, что сейчас особое место занимает коммерческий кредит, лизинг, облигационные займы, при которых кредитодателями  выступает не одно, а несколько  лиц. Приоритетным методом финансирования экономики стал выпуск ценных бумаг. Крупные банки практикуют выдачу персональных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к  торговой сделке да и сама система кредитования населения является весьма гибкой. Важной особенностью современного периода является растущая интернационализация кредитных систем развитых стран.

Информация о работе Государственный кредит, его формы и значение