Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 18:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как экономической категории, методом обобщения, сравнения, анализа и прогноза.
Исходя из цели определены задачи: рассмотреть сущность, значение и формы государственного кредита, а на основе этого ее современное состояние и пути решения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
1. Сущность и значение государственного кредита……………………….5
2. Функции государственного кредита……………………………………..8
1.3 Формы государственного кредита……………………………………….12
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Государственный долг…………………………………………………….18
2.2 Управление государственным кредитом………………………………...20
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ
3.1 Анализ внешнего долга…………………………………………………...27
3.2 Модели решения проблемы………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….........................................................................38
Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.
В
Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо
оговаривается, что изменение условий
выпущенного в обращение
Государственный
долг состоит из задолженности прошлых
лет и вновь возникшей задолженности.
Российская Федерация не несет ответственности
по долговым обязательствам национально-территориальных
образований РФ, если они не были гарантированы
Правительством РФ. Форма долговых обязательств
национально-государственных и административно-
Государство
заботится об эффективности государственного
кредита. Поверхностное представление
о результативности заемных операций
можно получить из сопоставления
сумм ежегодных поступлений по системе
государственного кредита. Относительно
полное представление об эффективности
государственных кредитных
Э = (П – Р) / Р * 100,
где П - поступления по системе государственного кредита;
Р - расходы по системе государственного кредита.
Однако сумма поступлений по системе государственного кредита и превышение поступлений над расходами по кредитным операциям не дают исчерпывающей характеристики их эффективности. Следует учитывать также положительное воздействие государственного кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения страны, укрепление доверия населения к финансовой деятельности государственных структур и в итоге на благоприятные тенденции в экономическом развитии общества.
По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%.
В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого департаменты Минфина РФ ведут государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях Субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу [13].
В соответствии с Бюджетным кодексом ЦБ РФ бесплатно осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты подлежат передаче Минфином на хранение и учет в депозитарий. Функции депозитария выполняет ЦБ РФ или иная уполномоченная им организация. ЦБ РФ осуществляет по поручению Минфина и за счет средств федерального бюджета выплаты владельцам облигаций при погашении выпусков.
Регулирование рынка государственных ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ. К мерам воздействия, применяемым ЦБ, относятся [13]:
Как показала практика, эти меры оказываются действенными лишь короткий промежуток времени. Однако эффективное и долговременное противодействие дестабилизации национального рынка государственных ценных бумаг возможно только в том случае, если к денежным мерам добавятся те, что выходят за рамки финансового рынка, а именно упорядочение налоговой системы и сбора налогов, а также рост экономики.
Специализированным банком по обслуживанию внешнего и внутреннего валютного долга является Внешэкономбанк. Ему также переданы права ведения учета операций по обслуживанию и погашению государственных кредитов, предоставленных Правительством РФ правительствам государств — участников СНГ. Задолженность этих государств по ранее выданным им Правительством РФ кредитам передана на баланс Внешэкономбанка [13].
Одним из широко распространенных методов управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга, то есть погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов. Для успешного применения механизма рефинансирования необходима высокая финансовая репутация страны-заемщика. Ее достижение и поддержание является важным фактором для управления государственным долгом. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующей стране специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования [14].
С точки зрения инвесторов, наиболее предпочтительным вариантом является полное, безусловное и своевременное выполнение государством своих обязательств. Однако в условиях невозможности для государства по каким-либо причинам обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним, могут быть приняты решения о новации, унификации, конверсии, консолидации, отсрочке погашения займов или аннулировании государственного долга [14].
Новация — соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.
Унификация — это решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов. При этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.
Конверсия — это одностороннее изменение доходности займов, то есть государство объявляет о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством.
Консолидация — это изменение условий обращения займов в части срока их погашения, то есть решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок.
Отсрочка погашения займов — это консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам.
Аннулирование государственного долга — это отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.
Необходимо
отметить, что применение этих методов
нарушает первый принцип управления
государственным долгом — принцип
безусловности. Поэтому их применение
требует глубочайшей
В настоящее время в РФ разрабатываются важные изменения в концепции управления государственным долгом. Среди основных идей концепции — единый подход к управлению внешним и внутренним долгом, поскольку бюджет получает доходы в рублях. Одобрено здание специального агентства по управлению государственным долгом на базе Внешэкономбанка РФ.
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ
3.1
Анализ внешнего
долга
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в мире. По относительным показателям, российский внешний государственный долг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив 31,1 млрд. долларов, или 2,5% ВВП. В то же время Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на 5,5 млрд. долларов.
Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008 - 2010 гг., государственный долг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на 75 млрд. долларов. Для сравнения в странах Закавказья долг составляет в несколько раз меньше. Так, например, у Грузии долг составляет 3,8 млрд. долларов, у Армении - 4,4 млрд. долларов, Азербайджана - 2,5 млрд. долларов.
Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года.
Задолженность перед официальными кредиторами:
- членами Парижского клуба (неофициальная межправительственная организация индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция) составляет 999,8 млн. долларов или 696,9 млн. ЕВРО.
- не членами Парижского клуба составляет 1 820,4 млн. долларов или 1 268,9 млн. ЕВРО.
Задолженность бывшим странам СЭВ (Совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии) составляет 1 300,1 млн. долларов (906,2 млн. ЕВРО).
Коммерческая задолженность бывшего СССР - 830,5 млн. долларов (578,9 млн. ЕВРО).
Задолженность перед международными финансовыми организациями - 3 793,9 млн. долларов (2 644,6 млн. ЕВРО).
Задолженность по еврооблигационным займам составляет 26 239,6 млн. долларов (18 290,5 млн. ЕВРО).
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) - 1 775,3 млн. долларов (1 237,5 млн. ЕВРО).
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте составляет 881,4 млн. долларов (614,4 млн. ЕВРО).
Сложив все задолженности, получим сумму государственного внешнего долга Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией), которая составляет 37 641,0 млн. долларов или 26 237,9 млн. ЕВРО.
В 2004 - 2008 годах, по поручению бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. долларов (9 % ВВП).
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
Для сравнения, по данным Международного валютного фонда (МВФ) за 2009 год, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.
Динамика государственного внешнего долга России.
ДАТА | СУММА, млрд. долл. США |
1991, 25 декабря | 95,0 |
1997, 31 декабря | 123,5 |
2000, 1 января | 158,7 |
2001, 1 января | 143,7 |
2002, 1 января | 133,5 |
2003, 1 января | 125,7 |
2004, 1 января | 121,7 |
2005, 1 января | 114,1 |
2006, 1 января | 76,5 |
2007, 1 января | 52,0 |
2008, 1 января | 44,9 |
2009, 1 января | 40,6 |
2010, 1 января | 37,6 |
По данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2010 года составил 471,6 млрд. долларов США. В относительном выражении внешний долг частного и федерального сектора составляет 38,2 % от объема российского ВВП.
Общие
выплаты в 2009 году составили 141,0 млрд.
долларов (из них только 5 млрд. долларов
приходится на органы государственного
управления). Общие выплаты в 2010 году должны
составить — 91,3 млрд. долларов (4,6 млрд.
долларов - органы государственного
управления). [20]
Динамика внешнего долга частного и федерального сектора
ДАТА | СУММА, млрд. долл. США |
1994, 1 января | 117,8 |
1995, 1 января | 126,7 |
1996, 1 января | 132,7 |
1997, 1 января | 153,0 |
1998, 1 января | 182,8 |
1999, 1 января | 188,4 |
2000, 1 января | 178,2 |
2001, 1 января | 160,0 |
2002, 1 января | 146,3 |
2003, 1 января | 152,3 |
2004, 1 января | 186,0 |
2005, 1 января | 213,5 |
2006, 1 января | 257,2 |
2007, 1 января | 313,2 |
2008, 1 января | 471,0 |
2009, 1 января | 479,9 |
2010, 1 января | 471,6 |
Информация о работе Сущность и формы государственного кредита