Сущность и формы государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как экономической категории, методом обобщения, сравнения, анализа и прогноза.
Исходя из цели определены задачи: рассмотреть сущность, значение и формы государственного кредита, а на основе этого ее современное состояние и пути решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
1. Сущность и значение государственного кредита……………………….5
2. Функции государственного кредита……………………………………..8
1.3 Формы государственного кредита……………………………………….12
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Государственный долг…………………………………………………….18
2.2 Управление государственным кредитом………………………………...20
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ
3.1 Анализ внешнего долга…………………………………………………...27
3.2 Модели решения проблемы………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….........................................................................38

Файлы: 1 файл

Курсовая сущность и формы гос кредита.docx

— 74.11 Кб (Скачать)

     В зависимости от обязательств государства  по погашению долга различают  займы с правом и без права  долгосрочного погашения. Право  долгосрочного погашения дает возможность  государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

     Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как  на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа  и установление стабильности государственных  ценных бумаг на финансовом рынке.

     Выпуск  государственных займов основывается на следующих условиях:

- наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;

- доверие кредиторов государству;

- заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

- возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

     Источниками погашения государственных займов могут выступать:

- доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

- дополнительные поступления от налогов;

- экономия средств от сокращения расходов;

- эмиссия денег;

- привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга). [6]

     Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в  которых государство выступает  на мировом финансовом рынке в  роли заемщика или кредитора. Эти  отношения получают форму государственных  внешних займов. Как и внутренние займы они предоставляются на условиях поворотности, срочности и  платности. Сумма полученных внешних  займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Странам, которые терпят значительные экономические  и финансовые трудности, внешние  займы могут даваться на льготных условиях. Основной целью государственных  внешних займов есть содействия укреплению экономического потенциала, преодоление  финансовых трудностей страны-получателя, предоставления продовольственной  помощи.

     Предоставления  внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных  правительственных фондов. Получателями займов могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти. Кредиторами могут быть финансово-кредитные учреждения и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, международные финансовые учреждения, иностранные государства и их группировка. К их числу принадлежат Мировой банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, государства Европейского сообщества. Все проекты, на которые могут быть предоставлены ссуды этими организациями, делятся на четыре группы: проекты макроэкономической стабилизации экономики страны-заемщика; проекты структурных преобразований в определенных секторах экономики; инвестиционные проекты; проекты технической помощи. Кредиты международных финансовых организаций предоставляются на выгодных условиях под низкие проценты (5 — 7 % годовых) на срок до 20 лет. Займы стран Евросоюза в основном являются помощью развития странам, которые осуществляют рыночные преобразования, и получение дохода не имеет первоочередного значения. [7]

     Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных  форм и методов финансовых отношений.

     Такой подход направлен на создание благоприятных  условий для привлечения средств, как для государства, так и  для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет учитывать интересы юридических  и физических лиц.

 

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

     2.1 Государственный долг 

     Сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам представляет собой государственный долг [5].

     Государственный долг полностью и без условий  обеспечивается всем находящимся в  федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

     В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг возникает  в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов [1].

     При мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей, возникает внешний долг. Для покрытия внешнего долга стране требуется  иностранная валюта, для получения  которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а  на погашение долга, что замедляет  темпы экономического роста и  снижает уровень жизни [17].

     Государственный долг, особенно при условии его  возрастания, вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Поэтому важной задачей органов  системы управления внешним долгом является осуществление системного анализа и контроля за эффективным  использованием иностранных кредитов, согласно реальным возможностям страны обслужить свой внешний долг.

     Российские  долговые обязательства могут существовать в следующих формах: кредитного соглашения или договоров, заключенных от лица РФ в пользу указанных кредиторов; государственных ценных бумаг, выпускаемых  от имени РФ; договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами.

     Кредитные соглашения и договоры в системе  государственного кредита заключаются, прежде всего, с кредитными организациями  различного рода, как правило, коммерческими  банками. К их услугам чаще прибегают  субъекты федерации и муниципальные  образования.

     Традиционно кредиты Правительству РФ предоставляет  ЦБ РФ, который в качестве кредитных  ресурсов использовал собственные  средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в  учреждениях Сбербанка РФ.

     Государственные ценные бумаги – это обязательства, выпущенные от имени государства  или гарантированные им. В экономически развитых странах они являются основным источником формирования государственного долга.

     Мировой рынок государственных ценных бумаг  достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские веселя, казначейские ноты и другие. Наиболее распространены облигации.

     Казначейские  ноты – среднесрочные рыночные ценные бумаги.

     Они выпускаются Минфином или специальными государственными финансовыми органами.

     Государственные ценные бумаги – это важнейший  финансовый инструмент рыночной экономики. Их роль принципиально менялась в  ходе развития общества. Первоначально  они использовались для покрытия бюджетного дефицита, вызванного чрезвычайными  расходами.

     Посредством государственных ценных бумаг проводится кредитно- денежная политика, осуществляется воздействие на макроэкономические процессы.

     Виды  государственного долга.

     По  уровню власти. Согласно существующим в России уровням власти можно  выделить: государственный долг Российской Федерации; государственный долг субъектов  Российской Федерации; муниципальный  долг.

     К государственному долгу относятся  только первые два вида. Долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, составляют муниципальный долг. По действующему в России законодательству местная власть не относится к  государственной власти, соответственно, и муниципальный долг не входит в  понятие долга государственного.

     По  срокам погашения долговые обязательства  Российской Федерации могут быть: краткосрочными (до 1 года); среднесрочными (от 1 года до 5 лет); долгосрочными (от 5 до 30 лет).

     По  степени охвата (масштабу). По данному  признаку государственный долг можно  разделить на следующие виды: капитальный; текущий; основной.

     Капитальный долг представляет собой всю сумму  выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных  им обязательств других лиц, включая  начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам по состоянию на определенную дату.

     Текущий долг составляют предстоящие расходы  по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению  обязательств, срок оплаты которых  наступил. Иначе говоря, это платежи  по обязательствам, которые заемщик  обязан погасить в отчетном периоде  [4].

     Основной  долг - это номинальная стоимость  всех долговых обязательств государства  и гарантированных им заимствований. 

     2.2 Управление государственным кредитом 

    Управление  государственным кредитом может  рассматриваться в узком и широком смысле.

    Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта [13].

    Управление  государственным кредитом как одно из направлений финансовой политики, находится в руках органов  власти и управления государством. Именно они определяют общий объем  бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для  его финансирования, основные направления  и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и  целесообразность осуществления общегосударственных  программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т. п.

    Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий [13].

    В процессе управления государственным  кредитом решаются следующие задачи [13]:

    1) минимизация стоимости долга  для заемщика,

    2) недопущение переполнения рынка  заемными обязательствами государства  и резкого колебания их курса,

    3) эффективное использование мобилизованных  средств и контроль за целевым  использованием выделенных кредитов,

    4) обеспечение своевременного возврата  кредитов,

    5) максимальное решение задач, определенных  финансовой политикой.

    Управление  государственным кредитом осуществляют органы управления, финансовые и кредитные  институты. Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства РФ осуществляет Министерство финансов Российской Федерации совместно с Центральным банком.

    Целю  управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных  с финансированием дефицита государственного бюджета [14].

    В управлении государственным долгом страны можно выделить следующие  основные принципы [14]:

     безусловности - обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство, как заемщик, приняло на себя при заключении договора заимствования средств;

     единства — учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств, эмитированных как сувереном, так и субъектами РФ;

     снижения рисков — размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств;

     оптимальности структуры — поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;

     сохранения финансовой независимости — поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;

     прозрачности — соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.

    Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные  заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

    В результате заемной деятельности образуется государственный долг — долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст.97).

Информация о работе Сущность и формы государственного кредита