V. Кассовый
рынок ценных бумаг («кэш»-рынок или «спот»-рынок)
– это рынок с немедленным исполнением
сделок в течение 1-2 рабочих дней. 13
VI. Срочный
рынок ценных бумаг – это рынок, на котором
заключаются разнообразные по виду сделки
со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих
дня. Чаще всего срок исполнения сделок
составляет 3 месяца.
2.
Развитие и регулирование российского
рынка ценных бумаг
- Формы регулирования
рынка ценных бумаг
Рынок
ценных бумаг играет важную роль в
системе перераспределения финансовых
ресурсов государства и необходим
для его нормального функционирования.
Поэтому регулирование рынка ценных бумаг
является важной задачей государства.
Регулирование
рынка ценных бумаг – это упорядочение
деятельности на нем всех его участников
и операций между ними со стороны
организаций, уполномоченных обществом
на эти действия. Оно является важнейшей
составляющей рынка ценных бумаг.
Основные
принципы регулирования:
14
1.
Разделение подходов в регулировании
отношений между эмитентом и
инвестором, с одной стороны, и
отношений с участием профессиональных
участников рынка – с другой.
В первой связке регулируются
отношения между владельцем прав
по ценной бумаге и лицом
по ней обязанным; во второй
– отношения, в которых заключаются
и исполняются сделки между
эмитентом и профессиональным
участником, инвестором и профессиональным
участником или между профессиональными
участниками;
2.
Выделение из всех видов ценных
бумаг так называемых инвестиционных,
т.е. тех, которые выпускаются
массово, сериями (траншами) и
могут быстро распространяться
и рынок которых может быть
быстро организован. Именно такие
бумаги нуждаются в тщательном
регулировании, поскольку именно
такими инструментами злоумышленники
могут нанести большой ущерб
участникам рынка; 3. Максимально
широкое использование процедур
раскрытия информации обо всех
участниках рынка – эмитентах,
крупных инвесторах и профессиональных
участниках. Этим механизмом достигается
возможность получения участниками
рынка информации друг о друге для принятия
деловых решений при операциях на рынке;
4.
Необходимость обеспечения конкуренции
как механизма объективного повышения
качества услуг и снижения
их стоимости. Этот принцип
реализуется через неприятие
регулятивных документов, делающих
преференции отдельным участникам
рынка. Все субъекты регулирования
имеют равные права перед регулирующими
органами – в нормах не упоминаются
конкретные имена или фирменные
названия;
5.
При Разделении полномочий между
регулирующими органами следует
исходить из того, что нормотворчество
и нормоприменение не должны
совмещаться одним лицом;
6.
Обеспечение гласности нормотворчества,
широкое публичное обсуждение
путей решения проблем рынка.
15Такой принцип повышает качество
нормотворчества и его объективность;
7.
Соблюдение принципа преемственности
российской системы регулирования
рынка ценных бумаг, имеющей
определённую историю и традиции.
Нельзя не учитывать и всё
растущую интеграцию национального
фондового рынка с международным.
Неэффективно начинать строить
новую систему регулирования
рынка "с центра поля", необходимо
практически учитывать опыт мирового
рынка, качественно перерабатывать
его и использовать удачные
регуляционные решения. Не следует
делать из этого опыта догмы,
так как повторение чужих ошибок
может замедлить прогресс в
регулировании рынка;
8.
Оптимальное распределение функций
регулирования рынка ценных бумаг
между государственными и негосударственными
органами управления (коммерческими
организациями, общественными организациями)
.
Регулирование
рынка ценных бумаг:
- Охватывает
всех его участников (эмитентов, инвесторов,
профессиональных посредников, организаций
инфраструктуры рынка);
- Охватывает
все виды деятельности и все виды операций
на нем (эмиссионные, посреднические, инвестиционные,
спекулятивные, залоговые, трастовые);
- Осуществляется
органами или организациями, уполномоченными
выполнять функции регулирования.
В мировой
практике различают две модели регулирования
рынка ценных бумаг:
- Регулирование
фондового рынка является преимущественной
функцией государственных органов. Лишь
небольшую часть полномочий по надзору,
контролю, установлению правил государство
предает объединениям профессиональных
участников рынка ценных бумаг. Такая
система регулирования сложилась во Франции.
Государство максимально активна контролирует
и вмешивается в регуляционный процесс
на рынке, и лишь небольшая часть передается
саморегулируемым организациям (СРО).16
- При сохранение
за государством основных контрольных
позиций максимально возможный объем
полномочий передается саморегулируемым
организациям, при этом значительное
место в контроле занимают не жесткие
предписания, а установившиеся традиции,
система согласований и переговоров. Эта
система сложилась в Великобритании. Роль
государства в регулировании минимальна,
и основная доля регулирования принадлежит
участникам рынка.
В
большинстве стран мира государство
идет по пути, среднему между этими
двумя крайними моделями.
Общей
тенденцией в мировой практике регулирование
рынка ценных бумаг является создание
самостоятельных ведомств или комиссий
по ценным бумагам. Среди более чем
30 стран с развитыми рынками
свыше 50% имеют самостоятельные ведомства
по ценным бумагам, примерно в 15% стран
регулирование рынка осуществляется
министерствами финансов, в 15% стран
существует смешанное управление. В
некоторых странах с банковской
моделью рынка (Германия, Австрия, Бельгия)
основную ответственность за развитие
фондового рынка несут центральный
банк и орган банковского надзора. Швейцария
является исключением, она не имеет централизованного
государственного органа, осуществляющего
регулирование рынка ценных бумаг.
Для
России характерна в значительной степени
американская модель организации и
регулирования финансового рынка,
особенно это проявляется на законодательном
и организационном уровнях. Российской
практикой перенята множественная
модель саморегулирования, когда может
осуществляться много СРО, привязанных
к конкретным рынкам (ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР).
Процесс
регулирования рынка ценных бумаг
включает:
- Создание
нормативно-законодательной базы функционирования
рынка, то есть разработку законов, постановлений,
инструкций, правил, методических положений
и других нормативных актов, которые ставят
функционирование рынка на общепризнанную
и всеми соблюдаемую основу;
- Отбор, лицензирование
и аттестацию профессиональных участников
рынка. Профессиональные участники рынка
ценных бумаг должны удовлетворять определенным
требованиям по знаниям, опыту и капиталу,
устанавливаемым уполномоченными на это
регулирующими органами или организациями;
- Контроль
за соблюдением всеми участниками рынка
норм и правил функционирования рынка,
который выполняется соответствующими
контрольными организациями;
- Систему санкций
за уклонение от норм и правил, установленных
на бирже. Такими санкциями могут быть
устные или письменные предупреждения,
штрафы, уголовные наказания, исключение
из членов биржи.;17
- Контроль
за соблюдением антимонопольного законодательства.
Рис.
2.1 Формы регулирования рынка ценных бумаг
Боровкова
В.А. Рынок ценных бумаг, издательство
«Питер», 2008.
- Государственное
регулирование, опирающееся на законодательство
и нормы налогообложения; государственное
регулирование биржевой деятельности
,которое осуществляется государственными
органами, в компетенцию которых входит
выполнение тех или иных функций регулирования.
- Биржевое
регулирование, основанное на правилах
работы фондовых бирж (фьючерских бирж,
фондовых отделов товарных и валютных
бирж).
- Саморегулирование,
осуществляющееся через деятельность
различных ассоциаций профессионалов
фондового рынка. Здесь возможны два варианта.
С одной стороны, государство может передавать
часть своих функций по регулированию
рынка уполномоченными или отобранными
им организациям профессиональных участников
биржевого рынка. С другой стороны, последние
могут сами договориться о том, что созданная
ими организация получает от них самих
некие права регулирования по отношению
ко всем учредителям или участникам данной
биржи или всех бирж.
- Общественное
регулирование или регулирование через
общественное мнение с помощью средств
массовой информации. Так как именно реакция
общества в целом на какие-то действия
на биржевом рынке является первопричиной,
по которой начинается те или иные регулятивные
действия со стороны государства или профессионалов
рынка.18
Регулирование
рынка ценных бумаг обычно преследует
следующие цели:
- Поддержание
порядка на рынке, создание нормальных
условий для работы всех участников рынка;
- Обеспечение
соблюдения участниками законодательства
при осуществлении операций с ценными
бумагами;
- Защита участников
рынка от недобросовестности и мошенничества
отдельных лиц или организаций, от преступных
организаций и преступников вообще;
- Обеспечение
свободного и открытого процесса ценообразования
на ценные бумаги на основе концентрации
спроса и предложения;19
- Создание
эффективного рынка, на котором всегда
имеются стимулы для предпринимательской
деятельности и на котором каждый риск
адекватно вознаграждается;
- Создание
новых рынков, поддержка необходимых обществу
рынков и рыночных структур, рыночных
нововведений;
- Воздействие
на рынок с целью достижения каких-то общественных
целей.
Таким
образом, основная цель регулирования
рынка ценных бумаг состоит в
обеспечение его устойчивости, сбалансированности
и эффективности.
Конкретные
цели регулирования рынка ценных
бумаг всегда определяется текущей
экономической и бюджетной политикой,
состоянием экономического роста и
рядом других факторов.
- Система государственного
регулирования рынка ценных бумаг
Регулирование
рынка ценных бумаг
– это упорядочение деятельности на нём
всех его участников и операций между
ними со стороны организаций, уполномоченных
обществом на эти действия. 20
Регулирование
рынка ценных бумаг охватывает всех
его участников:
- эмитентов;
- инвесторов;
- профессиональных
фондовых посредников;
- организаций
инфраструктуры рынка…
Регулирование
участников рынка может быть внешним
и внутренним. Внешнее регулирование
– это подчинённость деятельности данной
организации нормативным актам государства,
других организаций, международным соглашениям.
Внутреннее
регулирование – это подчинённость
деятельности данной организации её собственным
нормативным документам: уставу, правилам
и другим внутренним нормативным документам,
определяющим деятельность этой организации
в целом, её подразделений и её работников.
Принципы
регулирования российского рынка
ценных бумаг во многом зависят от существующих
в стране политических и экономических
условий, но одновременно они должны отражать
и проверенную временем историческую
практику мирового рынка ценных бумаг.
21
Государство
на российском рынке ценных бумаг выступает
в качестве:
- эмитента
при выпуске государственных ценных бумаг;
- инвестора
при управлении крупными портфелями акций
промышленных предприятий.
- профессионального
участника при торговле акциями в ходе
приватизационных аукционов;
- регулятора
при написании законодательства и подзаконных
актов;
- верховного
арбитра в спорах между участниками рынка
через систему судебных органов.