Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. К ним, прежде всего, следует отнести ценные бумаги, приобретающие массовый и стандартизированный характер, которые обуславливают определенные финансовые права и обязанности.

Ценная бумага представляет собой документ, который отражает связанные с ним имущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и иных сделок, служит источником получения регулярного или разового дохода, выступает разновидностью денежного капитала.

Рынок ценных бумаг – это сфера, в которой формируются финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы. Его развитие напрямую связано с преобразованием отношений собственности и с изменением финансовой политики государства.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..........3
Рынок ценных бумаг, его структура и функции…………………………………5
Рынок ценных бумаг – источник финансирования экономики…………………5
Организационная система рынка ценных бумаг………………………………..11
Структура рынка ценных бумаг……………………………………………….…14
Развитие и регулирование российского рынка ценных бумаг. ………………..18

2.1 Формы регулирования рынка ценных бумаг в России……………………..…..18

2.2 Система государственного регулирования рынка ценных бумаг. ………….....23

2.3 Современное состояние российского рынка ценных бумаг…………………...28
Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России……….….31

Заключение………………………………………………………………………………35

Список использованной литературы…………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 91.18 Кб (Скачать)

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка  включает:

    • государственные и иные нормативные акты;
    • государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынка 

Прямое  или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путём:

    • установления обязательны требований ко всем участника рынка ценных бумаг;
    • регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
    • лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг ;
    • обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
    • поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

    • систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них) ;
    • денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.) ;
    • государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.) ; 22
    • государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли) .

     Структура органов государственного регулирования  российского рынка ценных бумаг  в настоящее время ещё не сложилась. На начало 1996 г. её составляли: Высшие органы государственной власти: Государственная Дума издаёт законы, регулирующие рынок ценных бумаг .Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие рынка ценных бумаг в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;

     Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

     Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня: Федеральная  комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) ; Министерство финансов РФ (Минфин) ; Центральный  банк РФ (ЦБ) ; Государственный комитет  по антимонопольной политике; Госстрахнадзор.

     ФКЦБ  имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию рынка ценных бумаг

     Минфин  РФ – министерство в составе Правительства – регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций) , субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение. 23

     ЦБ  РФ – федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев) , контролирует экспорт и импорт капитала.

     Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

     Госстрахнадзор  регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний.

     Основные  законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг: 24

    • Гражданский кодекс РФ, части I и II(1995-1996);
    • Закон "О банках и банковской деятельности"(2003);
    • Закон "О Центральном банке Российской Федерации"(2002);
    • Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР"(1991);
    • Закон "О товарных биржах и биржевой торговле"(1992) ;
    • Закон "О валютном регулировании и валютном контроле"(2003);
    • Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации";
    • Закон об акционерных обществах(1996);
    • Закон «О рынке ценных бумаг»(1996);
    • Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;
    • постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

     Главный документ, регулирующий отношения государства  с инвесторами, - Закон «О государственном  внутреннем долге РФ»; он определяет понятие государственного долга, а  также выделяет среди прочих его  форм государственные займы, осуществляемые с помощью эмиссии ценных бумаг. Контроль за состояние государственного долга был возложен на Верхний Совет РФ, затем – на Государственную думу; управление долгом – на Правительство РФ. Обслуживание государственного долга осуществляет Центральный банк РФ.

     Закон закрепил как эмитента ценных бумаг  Правительство РФ, которое уполномочено определять условия и порядок  эмиссии государственных долговых обязательств и нести ответственность  по ним. Эта ответственность не распространяется на ценные бумаги, эмитированные субъектами Федерации и местными органами власти.25

     Нормативным документом, регулирующим рынок ценных бумаг, является Положение о выпуске  и обращении ценных бумаг на фондовых биржах в России. В документе формулируется  определение государственных долговых обязательств, а также устанавливается, что среди прочих эмитентами ценных бумаг могут выступать государство, государственные органы и органы местной власти.

     Важнейшим документом, регулирующим российский фондовый рынок в целом, стал Федеральный  закон «О рынке ценных бумаг», согласно которому эмитентами ценных бумаг помимо других юридических лиц могут  становиться органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В законе систематизируется терминология фондового рынка, классифицируется виды ценных бумаг, виды профессиональной деятельности и участники рынка, регламентируются вопросы организации  фондовой биржи, рассматриваются вопросы  раскрытия информации эмитентами, ответственности  за использование служебной информации, рекламы на фондовом рынке.

    1. Современное состояние на рынке ценных бумаг

Финансовый  кризис очевиден и в России, и  это свидетельствует, что она  стала частью мировой рыночной экономики.

     Перечень  причин финансового кризиса в  России весьма обширен. Безусловно, влияние  ситуации на международных финансовых рынках велико. Однако масштаб снижения капитализации российского финансового  рынка несоизмерим со снижением  этих рынков в других странах мира.26

     Для сравнения: индекс РТС в России снизился примерно на 72-75%, в то время как  аналогичные индексы в США - только на 35%, в Китае снизились на 49%, в Индии - на 40%, Бразилии на 50%. Таким  образом, импортные причины падения капитализации можно оценить примерно в 35%, но остальные 37- 40% - это российские причины.

     В российских реалиях доминируют внутренние факторы. К ним надо отнести:

     1) «Голландская болезнь», и перегрев  экономики деньгами, когда нефтедоллары  и кредиты по низким ставкам  развратили предпринимателей и  государство убеждением, что такое  положение продлится еще довольно  долго, и в этой ситуации  возможно финансирование высокорисковых  инфраструктурных проектов, приобретение  активов под залог этих же  активов и так далее.

     За  период 2000-2008 (первое полугодие) годы удельный вес природных ресурсов и продуктов  их первичной переработки в общей  структуре экспорта страны составлял  от 78,2% в 2002 до 85,5% в 2006 году, при этом более 50% доходов бюджета формировались  за счет ТЭКа.

     2)  Низкий рост производительности  труда по сравнению с ростом  доходов, опережающий рост финансового  сектора по сравнению с ростом  реального сектора российской  экономики. За период 2000—2008 (первое  полугодие) годы оборот розничной  торговли вырос в 4,6 раза, среднедушевые  доходы населения - в 5,5 раза, кредиты  физическим лицам в 72,5раза, при  этом прирост ВВП -72%, а промышленного  производства 64,%.

     3)  Высокая корпоративная задолженность.  Задолженность крупнейших компаний  за несколько лет возросла  с 31,4 млрд.долларов в 2000 году  до 488,3 млрд. долларов на конец 2007 года и более чем 500 млрд к сентябрю 2008 года. Причем более половины этих долгов - долги корпораций и финансовых организаций с государственным участием. При этом валютные резервы ЦБ росли ежегодно примерно в тех же величинах, что и корпоративная задолженность. При этом сумма возврата кредитов за III и IV квартал 2008 и 2009 год составляет более 200 млрд долларов.27

     4) Снижение инвестиционной привлекательности  и отток капитала из России. На российском фондовом рынке  средства нерезидентов составляли  до 70% от всех оборачиваемых средств.  Поэтому именно с российского  рынка, в силу его непредсказуемости  и рискованности, деньги иностранными  инвесторами выводились в первую  очередь. Сыграли свою роль  конфликты вокруг отношений ВР  и ТНК, Евросети, Метчела и Южно-Осетинский  конфликт.

     5) Отсутствие в России реальных  источников долгосрочных инвестиций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Проблемы и перспективы развития  РЦБ в России

            Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

     Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового  рынка, которые требуют первоочередного  решения.

     1. Преодоление негативно влияющих  внешних факторов, т.е. хозяйственного  кризиса, политической и социальной  нестабильности.28

     2. Целевая переориентация рынка  ценных бумаг с первоочередного  обслуживания финансовых запросов  государства и перераспределения  крупных пакетов акций на выполнение  своей главной функции - направление  свободных денежных ресурсов  на цели восстановления и развития  производства в России.

     3. Улучшение законодательства и  контроль за выполнением этого  законодательства.

     4. Повышение роли государства на  фондовом рынке, для чего необходимо:

     1) создание государственной долгосрочной  концепции и политики действий  в области восстановления рынка  ценных бумаг и его текущего  регулирования (окончательный выбор  модели фондового рынка (в настоящее  время преобладает ориентация  на фондовый рынок США),а также  определение доли источников  финансирования хозяйства и бюджета  за счет выпуска ценных бумаг);

     2) формирование сильной Комиссии  по ценным бумагам и фондовому  рынку, которая сможет объединить  ресурсы государства и частного  сектора на цели создания рынка  ценных бумаг;

     5. Проблема защиты инвесторов, которая  может быть решена созданием  государственной или полугосударственной  системы защиты инвесторов в  ценные бумаги от потерь.

     6. Опережающее создание депозитарной  и клиринговой сети, агентской  сети для регистрации движения  ценных бумаг в интересах эмитентов.

     7. Реализация принципа открытости  информации через расширение  объема публикаций о деятельности  эмитентов ценных бумаг, введение  признанной рейтинговой оценки  компаний-эмитентов, развитие сети  специализированных изданий (характеризующих  отдельные отрасли как объекты  инвестиций), создание общепринятой  системы показателей для оценки  рынка ценных бумаг и т.п.

Информация о работе Рынок ценных бумаг