Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 18:08, курсовая работа
Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. К ним, прежде всего, следует отнести ценные бумаги, приобретающие массовый и стандартизированный характер, которые обуславливают определенные финансовые права и обязанности.
Ценная бумага представляет собой документ, который отражает связанные с ним имущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и иных сделок, служит источником получения регулярного или разового дохода, выступает разновидностью денежного капитала.
Рынок ценных бумаг – это сфера, в которой формируются финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы. Его развитие напрямую связано с преобразованием отношений собственности и с изменением финансовой политики государства.
Введение ……………………………………………………………………………..........3
Рынок ценных бумаг, его структура и функции…………………………………5
Рынок ценных бумаг – источник финансирования экономики…………………5
Организационная система рынка ценных бумаг………………………………..11
Структура рынка ценных бумаг……………………………………………….…14
Развитие и регулирование российского рынка ценных бумаг. ………………..18
2.1 Формы регулирования рынка ценных бумаг в России……………………..…..18
2.2 Система государственного регулирования рынка ценных бумаг. ………….....23
2.3 Современное состояние российского рынка ценных бумаг…………………...28
Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России……….….31
Заключение………………………………………………………………………………35
Список использованной литературы…………………………………………………..37
Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования рынка включает:
Формы государственного управления рынка
Прямое или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путём:
Косвенное, или экономическое, управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время ещё не сложилась. На начало 1996 г. её составляли: Высшие органы государственной власти: Государственная Дума издаёт законы, регулирующие рынок ценных бумаг .Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие рынка ценных бумаг в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;
Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.
Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) ; Министерство финансов РФ (Минфин) ; Центральный банк РФ (ЦБ) ; Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор.
ФКЦБ имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию рынка ценных бумаг
Минфин РФ – министерство в составе Правительства – регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций) , субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение. 23
ЦБ РФ – федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев) , контролирует экспорт и импорт капитала.
Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.
Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний.
Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг: 24
Главный документ, регулирующий отношения государства с инвесторами, - Закон «О государственном внутреннем долге РФ»; он определяет понятие государственного долга, а также выделяет среди прочих его форм государственные займы, осуществляемые с помощью эмиссии ценных бумаг. Контроль за состояние государственного долга был возложен на Верхний Совет РФ, затем – на Государственную думу; управление долгом – на Правительство РФ. Обслуживание государственного долга осуществляет Центральный банк РФ.
Закон
закрепил как эмитента ценных бумаг
Правительство РФ, которое уполномочено
определять условия и порядок
эмиссии государственных
Нормативным
документом, регулирующим рынок ценных
бумаг, является Положение о выпуске
и обращении ценных бумаг на фондовых
биржах в России. В документе формулируется
определение государственных
Важнейшим
документом, регулирующим российский
фондовый рынок в целом, стал Федеральный
закон «О рынке ценных бумаг», согласно
которому эмитентами ценных бумаг помимо
других юридических лиц могут
становиться органы исполнительной
власти и органы местного самоуправления.
В законе систематизируется терминология
фондового рынка, классифицируется
виды ценных бумаг, виды профессиональной
деятельности и участники рынка,
регламентируются вопросы организации
фондовой биржи, рассматриваются вопросы
раскрытия информации эмитентами, ответственности
за использование служебной
Финансовый кризис очевиден и в России, и это свидетельствует, что она стала частью мировой рыночной экономики.
Перечень
причин финансового кризиса в
России весьма обширен. Безусловно, влияние
ситуации на международных финансовых
рынках велико. Однако масштаб снижения
капитализации российского
Для сравнения: индекс РТС в России снизился примерно на 72-75%, в то время как аналогичные индексы в США - только на 35%, в Китае снизились на 49%, в Индии - на 40%, Бразилии на 50%. Таким образом, импортные причины падения капитализации можно оценить примерно в 35%, но остальные 37- 40% - это российские причины.
В российских реалиях доминируют внутренние факторы. К ним надо отнести:
1)
«Голландская болезнь», и перегрев
экономики деньгами, когда нефтедоллары
и кредиты по низким ставкам
развратили предпринимателей и
государство убеждением, что такое
положение продлится еще
За период 2000-2008 (первое полугодие) годы удельный вес природных ресурсов и продуктов их первичной переработки в общей структуре экспорта страны составлял от 78,2% в 2002 до 85,5% в 2006 году, при этом более 50% доходов бюджета формировались за счет ТЭКа.
2)
Низкий рост
3)
Высокая корпоративная
4)
Снижение инвестиционной
5)
Отсутствие в России реальных
источников долгосрочных
3
Проблемы и перспективы
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.
Можно
выделить следующие ключевые проблемы
развития российского фондового
рынка, которые требуют
1.
Преодоление негативно
2.
Целевая переориентация рынка
ценных бумаг с
3. Улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства.
4.
Повышение роли государства на
фондовом рынке, для чего
1)
создание государственной
2)
формирование сильной Комиссии
по ценным бумагам и фондовому
рынку, которая сможет
5.
Проблема защиты инвесторов, которая
может быть решена созданием
государственной или
6.
Опережающее создание
7.
Реализация принципа