Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:25, курсовая работа
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть
экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. В
настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не
осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества проблем.
Введение..............................................................................................................4
1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике ..................................................................................4
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства .................................................4
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ...........5
2. Функции государства в современной рыночной экономике ..............8
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ........................8
2.1.1 Необходимость государственного регулирования..................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования....................9
2.2 Функции государства в рыночной экономике............................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты ......................................................................................................10
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике .......................................................................................12
3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы.........15
3.1 Формы государственного регулирования.................................................15
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика)...........................................................................................................15
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………..
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ...............................18
3.2 Методы государственного регулирования .............................................19
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия...............................19
3.3.2 Методы прямого административного воздействия..............................20
3.3 Виды государственного регулирования...................................................21
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика .............................................................21
3.2.2 Денежно-кредитная политика...............................................................22
3.2.3 Антиинфляционная политика ................................................................23
3.2.4 Антимонопольная политика ..................................................................23
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности....................................24
3.2.6 Социальная политика .............................................................................25
4. Роль государства в переходной экономике......................................27
4.1 Функции государства в переходной экономике ....................................27
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......................28
4.3 Государственное регулирование переходной экономики......................29
4.3.1 Особенности стабилизационной политики........................................29
4.3.2 Особенности структурной политики...................................................31
4.4 Институциональные преобразования ..................................................32 Заключение....................................................................................................34 Список использованных источников............................................................35
воздействие на экономику. На первый план выходят экономические методы
регулирования. Решение таких макроэкономических задач, как преодоление
кризисных явлений в экономике, спад производства, сдерживание инфляции,
проведение структурной перестройки, решение проблем социальной защиты граждан
может быть реализовано только с помощью гибкого применения комплекса
инструментов фискальной и кредитно-денежной политики.
Целенаправленная реализация государством функции экономической стабилизации
должна обеспечить не только равновесие в сложившихся условиях, но и выход из
кризиса. Этого можно достичь на основе разработки и реализации научно
обоснованной модели становления и развития рыночной системы, построенной с
учетом сложившихся условий, внутренних и внешних факторов экономического
развития/12,224/.
4.2 Средства
и институты государственного
регулирования в переходной
Регулирующие функции государства осуществляются посредствам административных
и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение
или трансформация
системы административно –
отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям
предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей;
ликвидируется государственная монополия внешней торговли.
Однако административные средства продолжают применяться а ряде областей. Во-
первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет
административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары
и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как
средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность
естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-
третьих, административные средства применяются для регулирования
внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование
экспорта и импорта).
По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и
бюджетно-налоговой политики и присущих им методов регулирования экономики.
В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного
регулирования. Государство
отходит от непосредственного
хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение
функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления – министерств
и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально-
экономическое прогнозирование.
Бюджетное и налоговое
становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-
кредитное регулирование. Возникают специфические для переходного периода
институты – ведомства по приватизации и антимонопольному
регулированию/10,646/.
4.3 Государственное
регулирование переходной
4.3.1 Переходные процессы
в экономике сопровождаются
производства, безработицей, дестабилизацией экономики, что выражается в
дисбалансе совокупного спроса и совокупного предложения, высокой инфляции,
значительном дефиците госбюджета, неустойчивом валютном курсе и других
негативных моментах. Восстановительные процессы в экономике и создание
условий для долгосрочного экономического роста в условиях рыночной системы
связывают обычно со стабилизационной и структурной политикой государства. Но
в переходной экономике данные направления экономической политики имеют
специфику по сравнению
с развитыми рыночными
Специфика проявляется в том, что в странах с переходной экономикой
стабилизационная политика трактуется более широко: как стабилизация выпуска,
цен, снижение бюджетного дефицита, поддержание устойчивого платежного
баланса, валютного курса. В условиях переходной экономики структурные реформы
становятся частью программ стабилизации, хотя и здесь стабилизация
подразумевает прежде всего достижение полной занятости ресурсов, т.е.
восстановление потенциала экономики.
Обычно выделяют два главных варианта стабилизационной политики:
ортодоксальную и гетеродоксальную или их комбинации. Ортодоксальная программа
ориентирована в основном на действие рыночных регуляторов – либерализацию цен
при ограничениях роста заработной платы, либерализацию практически всех сфер
хозяйственной деятельности, включая внешнеэкономическую, что создает особенно
жесткие конкурентные
условия для отечественных
государства ограничиваются проблемами сбалансированного бюджета (что
связывается с ограничениями государственных расходов) и сдерживания темпов
прироста денежной массы как средства борьбы с инфляцией. При высокой инфляции
предусматривается установление фиксированного обменного курса.
Предполагается, что
рынок сам восстанавливает
рестриктивной политики государственных расходов и достаточно жесткие
монетарные меры
позволяют снять излишек
инфляции. Считается, что ортодоксальная программа более успешно
осуществляется методом «шоковой терапии».
В отличие от ортодоксальной гетеродоксальная (смешанная) программа
стабилизации и борьбы с инфляцией рассматривает последнюю не только как
порождение излишнего спроса, но и как инфляцию издержек, а значит,
предполагает не только ограничение избыточного спроса, но и стимулирование
предложения. Постепенная
либерализация хозяйственной
активной регулирующей политикой государства. Долгое время сохраняется
контроль государства над ценами товаров и услуг, имеющих важное значение для
народного хозяйства в целом (в том числе и в плане снижения издержек) либо
социальную значимость (топливно-энергетические ресурсы, транспорт,
коммунальные услуги, некоторые продовольственные и промышленные товары).
Государство оставляет
за собой также
участвуя в формировании рыночной инфраструктуры, государство одновременно
поддерживает особо важные отрасли экономики как через прямые субсидии, так и
косвенно с помощью налогового стимулирования. Гетеродоксальная
стабилизационная политика также предполагает возможность временного
ограничения роста доходов, но на фоне в значительной степени контролируемого
роста цен. Борьба с дефицитом госбюджета не носит самодовлеющего характера, а
инфляционное давление дефицита на экономику преодолевается постепенным
переходом от монетизации дефицита, т.е. его эмиссионного покрытия, к
долговому финансированию
(с помощью выпуска
Разумная политика управления государственным долгом предполагает, что
формирование рынка государственных ценных бумаг не блокирует рост инвестиций
частного сектора через резкое повышение процентных ставок и доходности
государственных облигаций. В процессе координации фискальной и денежной
политики решается сложная задача сдерживания инфляции и роста дефицита
бюджета на фоне создания в формирующейся рыночной экономике финансового рынка
.
Постепенная либерализация в рамках данного типа политики не приводит к
резкому всплеску инфляции, а значит не требует ответных жестких ограничений
со стороны государственных расходов и денежной массы, что предотвращает
угрозу глубокого спада в экономике. Этому же способствуют и меры по
преодолению инфляции издержек и стимулированию предложения. Восстановление
макроэкономического равновесия в этих условиях создает возможности для
будущего роста экономики.
Таким образом, специфика стабилизационной политики в рамках переходного
периода состоит в том, что макроэкономическое равновесие должно быть
достигнуто в условиях либерализации всех сторон хозяйственной жизни
формированием собственных основ рыночной экономики, т.е. одновременно с
переходом экономической системы в новое качественное состояние. Это,
несомненно, усложняет задачи государства по проведению программ стабилизации.
4.3.2 Особенности структурной политики
Конкретные меры структурной политики в промышленно развитых странах касались
реформы финансовых рынков: сокращения государственного регулирования
внутренних товарных рынков и стимулирования конкуренции, в том числе путем
осуществления приватизации; серьезных налоговых реформ; мер, направленных на
совершенствование рынков труда, увеличение их гибкости.
В переходных экономиках структурная политика государства решает более широкий
круг проблем. Она включает в себя как формирование институциональных основ
деятельности экономических агентов, создание условий для долгосрочного
экономического роста, так и меры, направленные на увеличение текущего объема
производства через
повышение эффективности
производства и эффективного их распределения между конкурирующими областями
применения.
Среди основных направлений структурной политики следует выделить:
приватизацию и формирование целого спектра различных отношений собственности;
преобразование структуры народного хозяйства; создание системы рынков
факторов производства, товарных рынков, рынков ценных бумаг и др.; создание
условий для формирования новых стоимостных пропорций в экономике, в том числе
системы относительных цен, соответствующих современному состоянию НТП,
стимулирующих прогрессивные направления развития факторов производства.
Особым элементом структурной политики в переходной экономике является
преобразование структуры народного хозяйства. В связи с затяжным спадом
производства, сопровождающим процессы трансформации экономических систем, в
народном хозяйстве появляется значительная доля убыточных предприятий.
Поэтому перед государством встает вопрос об экономической целесообразности
сохранения таких предприятий или отраслей с точки зрения эффективности их
функционирования в новых условиях и о возможности замены их продукции
Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике