Роль государства в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть
экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. В
настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не
осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества проблем.

Оглавление

Введение..............................................................................................................4
1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике ..................................................................................4
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства .................................................4
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ...........5
2. Функции государства в современной рыночной экономике ..............8
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ........................8
2.1.1 Необходимость государственного регулирования..................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования....................9
2.2 Функции государства в рыночной экономике............................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты ......................................................................................................10
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике .......................................................................................12
3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы.........15
3.1 Формы государственного регулирования.................................................15
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика)...........................................................................................................15
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………..
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ...............................18
3.2 Методы государственного регулирования .............................................19
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия...............................19
3.3.2 Методы прямого административного воздействия..............................20
3.3 Виды государственного регулирования...................................................21
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика .............................................................21
3.2.2 Денежно-кредитная политика...............................................................22
3.2.3 Антиинфляционная политика ................................................................23
3.2.4 Антимонопольная политика ..................................................................23
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности....................................24
3.2.6 Социальная политика .............................................................................25
4. Роль государства в переходной экономике......................................27
4.1 Функции государства в переходной экономике ....................................27
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......................28
4.3 Государственное регулирование переходной экономики......................29
4.3.1 Особенности стабилизационной политики........................................29
4.3.2 Особенности структурной политики...................................................31
4.4 Институциональные преобразования ..................................................32 Заключение....................................................................................................34 Список использованных источников............................................................35

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 83.62 Кб (Скачать)

воздействие на экономику. На первый план выходят экономические  методы

регулирования. Решение  таких макроэкономических задач, как  преодоление

кризисных явлений  в экономике, спад производства, сдерживание  инфляции,

проведение структурной  перестройки, решение проблем социальной защиты граждан

может быть реализовано  только с помощью гибкого применения комплекса

инструментов фискальной и кредитно-денежной политики.

Целенаправленная  реализация государством функции экономической  стабилизации

должна обеспечить не только равновесие в сложившихся  условиях, но и выход из

кризиса. Этого можно  достичь на основе разработки и реализации научно

обоснованной модели становления и развития рыночной системы, построенной с

учетом сложившихся  условий, внутренних и внешних факторов экономического

развития/12,224/.

     4.2 Средства  и институты государственного  регулирования в переходной экономике

Регулирующие функции  государства осуществляются посредствам  административных

и экономических  средств. В начале переходного периода  происходит разрушение

или трансформация  системы административно – командных  средств управления:

отменяются или  сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям

предоставляется свобода  в установлении цен, выборе поставщиков  и покупателей;

ликвидируется государственная  монополия внешней торговли.

Однако административные средства продолжают применяться а ряде областей. Во-

первых, государство  на начальном этапе перехода к  рынку зачастую сохраняет

административный  контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары

и услуги. Во-вторых,  административные методы регулирования  используются как

средство антимонопольной  политики (государство вмешивается  в деятельность

естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-

третьих, административные средства применяются для регулирования

внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения  и лицензирование

экспорта и импорта).

По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и

бюджетно-налоговой  политики и присущих им методов регулирования  экономики.

В переходной экономике  происходит трансформация институтов государственного

регулирования. Государство  отходит от непосредственного вмешательства  в

хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой  ограничение

функций и постепенную  ликвидацию отраслевых органов управления – министерств

и ведомств. Директивное  планирование трансформируется в социально-

экономическое  прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование

становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-

кредитное регулирование. Возникают специфические для переходного периода

институты – ведомства  по приватизации и антимонопольному

регулированию/10,646/.

     4.3 Государственное  регулирование переходной экономики

4.3.1 Переходные процессы  в экономике сопровождаются обычно  спадом

производства, безработицей, дестабилизацией экономики, что  выражается в

дисбалансе совокупного спроса и совокупного предложения, высокой инфляции,

значительном дефиците госбюджета, неустойчивом валютном курсе и других

негативных моментах. Восстановительные процессы в экономике и создание

условий для долгосрочного  экономического роста в условиях рыночной системы

связывают обычно со стабилизационной и структурной  политикой государства. Но

в переходной экономике  данные направления экономической  политики имеют

специфику по сравнению  с развитыми рыночными системами.

Специфика проявляется  в том, что в странах с переходной экономикой

стабилизационная  политика трактуется более широко: как стабилизация выпуска,

цен, снижение бюджетного дефицита, поддержание устойчивого  платежного

баланса, валютного  курса. В условиях переходной экономики  структурные реформы

становятся частью программ стабилизации, хотя и здесь  стабилизация

подразумевает прежде всего достижение полной занятости ресурсов, т.е.

восстановление потенциала экономики.

Обычно выделяют два главных варианта стабилизационной политики:

ортодоксальную и гетеродоксальную или их комбинации. Ортодоксальная программа

ориентирована в основном на действие рыночных регуляторов – либерализацию цен

при ограничениях роста  заработной платы, либерализацию практически  всех сфер

хозяйственной деятельности, включая внешнеэкономическую, что создает особенно

жесткие конкурентные условия для отечественных предприятий. Действия

государства ограничиваются проблемами сбалансированного бюджета (что

связывается с ограничениями  государственных расходов) и сдерживания  темпов

прироста денежной массы как средства борьбы с инфляцией. При высокой инфляции

предусматривается установление фиксированного обменного  курса.

Предполагается, что  рынок сам восстанавливает макроэкономическое проведение

рестриктивной политики государственных расходов и достаточно жесткие

монетарные меры позволяют снять излишек совокупного  спроса и снизить уровень

инфляции. Считается, что ортодоксальная программа более  успешно

осуществляется методом  «шоковой терапии».

В отличие от ортодоксальной гетеродоксальная (смешанная) программа

стабилизации и  борьбы с инфляцией рассматривает  последнюю не только как

порождение излишнего  спроса, но и как инфляцию издержек, а значит,

предполагает не только ограничение избыточного  спроса, но и стимулирование

предложения. Постепенная  либерализация хозяйственной жизни  сопровождается

активной регулирующей политикой государства. Долгое время  сохраняется

контроль государства  над ценами товаров и услуг, имеющих  важное значение для

народного хозяйства  в целом (в том числе и в  плане снижения издержек) либо

социальную значимость (топливно-энергетические ресурсы, транспорт,

коммунальные услуги, некоторые продовольственные и  промышленные товары).

Государство оставляет  за собой также внешнеэкономический  и валютный контроль.

участвуя в формировании  рыночной инфраструктуры, государство  одновременно

поддерживает особо  важные отрасли экономики как  через прямые субсидии, так и

косвенно с помощью  налогового стимулирования. Гетеродоксальная

стабилизационная  политика также предполагает возможность  временного

ограничения роста  доходов, но на фоне в значительной степени контролируемого

роста цен. Борьба с  дефицитом госбюджета не носит самодовлеющего характера, а

инфляционное давление дефицита на экономику преодолевается постепенным

переходом от монетизации  дефицита, т.е. его эмиссионного покрытия, к

долговому финансированию (с помощью выпуска государственных  ценных бумаг).

Разумная политика управления государственным долгом предполагает, что

формирование рынка  государственных ценных бумаг не блокирует рост инвестиций

частного сектора  через резкое повышение процентных ставок и доходности

государственных облигаций. В процессе координации фискальной и денежной

политики решается сложная задача сдерживания инфляции и роста дефицита

бюджета на фоне создания в формирующейся рыночной экономике  финансового рынка

.

Постепенная либерализация  в рамках данного типа политики не приводит к

резкому всплеску инфляции, а значит не требует ответных жестких ограничений

со стороны государственных  расходов и денежной массы, что предотвращает

угрозу глубокого  спада в экономике. Этому же способствуют и меры по

преодолению инфляции издержек и стимулированию предложения. Восстановление

макроэкономического равновесия в этих условиях создает  возможности для

будущего роста  экономики.

Таким образом, специфика  стабилизационной политики в рамках переходного

периода состоит  в том, что макроэкономическое равновесие должно быть

достигнуто в условиях либерализации всех сторон хозяйственной  жизни

формированием собственных  основ рыночной экономики, т.е. одновременно с

переходом экономической  системы в новое качественное состояние. Это,

несомненно, усложняет  задачи государства по проведению программ стабилизации.

4.3.2 Особенности структурной  политики

Конкретные меры структурной политики в промышленно  развитых странах касались

реформы финансовых рынков: сокращения государственного регулирования

внутренних товарных рынков и стимулирования конкуренции, в том числе путем

осуществления приватизации; серьезных налоговых реформ; мер, направленных на

совершенствование рынков труда, увеличение их гибкости.

В переходных экономиках структурная политика государства  решает более широкий

круг проблем. Она  включает в себя как формирование институциональных основ

деятельности экономических  агентов, создание условий для долгосрочного

экономического роста, так и меры, направленные на увеличение текущего объема

производства через  повышение эффективности использования  факторов

производства и  эффективного их распределения между  конкурирующими областями

применения.

Среди основных направлений  структурной политики следует выделить:

приватизацию и  формирование целого спектра различных  отношений собственности;

преобразование структуры  народного хозяйства; создание системы  рынков

факторов производства, товарных рынков, рынков ценных бумаг  и др.; создание

условий для формирования новых стоимостных пропорций  в экономике, в том числе

системы относительных  цен, соответствующих современному состоянию НТП,

стимулирующих прогрессивные  направления развития факторов производства.

Особым элементом  структурной политики в переходной экономике является

преобразование структуры  народного хозяйства. В связи  с затяжным спадом

производства, сопровождающим процессы трансформации экономических  систем, в

народном хозяйстве появляется значительная доля убыточных предприятий.

Поэтому перед государством встает вопрос об экономической целесообразности

сохранения таких  предприятий или отраслей с точки  зрения эффективности их

функционирования  в новых условиях и о возможности  замены их продукции

Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике