Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:25, курсовая работа
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть
экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. В
настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не
осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества проблем.
Введение..............................................................................................................4
1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике ..................................................................................4
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства .................................................4
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ...........5
2. Функции государства в современной рыночной экономике ..............8
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ........................8
2.1.1 Необходимость государственного регулирования..................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования....................9
2.2 Функции государства в рыночной экономике............................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты ......................................................................................................10
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике .......................................................................................12
3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы.........15
3.1 Формы государственного регулирования.................................................15
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика)...........................................................................................................15
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………..
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ...............................18
3.2 Методы государственного регулирования .............................................19
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия...............................19
3.3.2 Методы прямого административного воздействия..............................20
3.3 Виды государственного регулирования...................................................21
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика .............................................................21
3.2.2 Денежно-кредитная политика...............................................................22
3.2.3 Антиинфляционная политика ................................................................23
3.2.4 Антимонопольная политика ..................................................................23
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности....................................24
3.2.6 Социальная политика .............................................................................25
4. Роль государства в переходной экономике......................................27
4.1 Функции государства в переходной экономике ....................................27
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......................28
4.3 Государственное регулирование переходной экономики......................29
4.3.1 Особенности стабилизационной политики........................................29
4.3.2 Особенности структурной политики...................................................31
4.4 Институциональные преобразования ..................................................32 Заключение....................................................................................................34 Список использованных источников............................................................35
каждый период приоритетами структурной политики и политики роста
взаимоувязанных среднесрочных и долгосрочных прогнозов и программ для всей
экономики, а также отдельных отраслей и регионов.
В теории и практике госрегулирования данная форма получила различные
названия: макроэкономическое, рамочное, и индикативное планирование,
планификация, глобальное регулирование и проч. Что же касается
«программирования», то под ним на Западе понимаются по-разному трактуемые
феномены из области информатики и производства программного продукта для ЭВМ.
В основе рамочного планирования лежит среднесрочное (на 4 – 5 лет) и
долгосрочное прогнозирование экономического развития. Среднесрочные прогнозы,
как правило, разрабатываются по «скользящему» методу, т.е. ежегодно
корректируются и продлеваются на год (скажем, прогноз на 1994 – 1998 гг.
преобразуется в прогноз на 1995 – 1999 гг.). Первоочередное назначение этих
прогнозов состоит в том, что они служат отправным пунктом для ожидаемых
доходов и расходов госбюджета в прогнозируемый период.
Как правило, правительство поручает разработку подобных прогнозов
одновременно нескольким авторитетным и постоянно выполняющим его заказы
научно-исследовательским институтам. Из нескольких прогнозов выбирается один
или производится какой-либо симбиоз из них. В результате формируется целевой
прогноз, служащий основой среднесрочного планирования финансов.
Предпринимаются попытки более или менее взаимоувязанно использовать для
реализации установок такого прогноза весь инструментарий госрегулирования.
Достижению макроэкономических целей, которые преследует правительство, служат
также отраслевые и региональные программы, содержание которых определяется
приоритетами государственной структурной политики. Последняя нацелена на
смягчение кризиса, стабилизацию или экономическую экспансию тех или иных
отраслей или регионов - «структурно-кризисных» (по каким-либо причинам
слаборазвитых в данной стране или депрессивных) или новых, зарождающихся. Для
нужд структурной политики используются такие инструменты, как кредитные
гарантии и льготы, субсидии и налоговые послабления. В ЕС национальные
отраслевые и региональные программы сочетаются с «коммунитарными», т.е.
совместными для стран – членов Союза.
Среди отраслей хозяйства подобными льготами длительное, заранее не
ограниченное время пользуется, прежде всего, аграрный сектор развитых стран.
На его поддержку там затрачивается, как правило, 3 – 4 %, а в Швейцарии –
даже 6% национального ВВП. В ЕС содействие сельскому хозяйству всех стран-
членов оказывается из единого аграрного фонда (ФЕОГА), на который приходится
¾ всех бюджетных расходов Союза. Такое содействие нацелено на
достижение и поддержание как минимум самообеспечения стран – членов ЕС
основными продуктами питания умеренного пояса (зерно, мясо, молоко и т.д.) и
сохранение достаточно сильной прослойки крестьянства как одной из важных опор
социальной стабильности общества.
Кроме того, длительной поддержкой на безвозмездной основе пользуются
структурно-кризисные отрасли промышленности, объем производства которых по
тем или иным причинам имеет тенденцию к свертыванию. Так, в Западной Европе к
ним относятся угледобыча, текстильная промышленность, черная металлургия и
судостроение. Предоставляемая им помощь, прежде всего финансовая,
обеспечивает плавное сокращение производства до масштабов, при которых
выпускаемая продукция конкурентоспособна и может находить сбыт. Эта помощь
смягчает также негативные социальные последствия кризиса указанных отраслей
для занятых в них работников, которые переучиваются на новые специальности,
получают единовременные пособия или имеют возможность досрочно уйти на
пенсию. Типичный пример «коммунитарной» (в рамках интеграционного
объединения) программы такого рода – «план Давиньона» для черной металлургии
стран – членов ЕС.
Новейшие, «устремленные в будущее» отрасли, как правило, получают
государственную поддержку на временной основе, до освоения ими рентабельного
массового производства принципиально новой продукции.
Из регионального фонда ЕС осуществляются «коммунитарные» программы
экономического содействия структурно слабым регионам. Вся территория ЕС
разделена по уровню экономического развития на пять категорий регионов. Чем
ниже уровень экономического
развития данного региона и
категория, тем большую поддержку он получает от ЕС. «Коммунитарные»
региональные программы в каждой стране – члене ЕС дополняются национальными.
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства
Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный
по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут
служить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не
абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах,
предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником
предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного
капитала.
Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного
сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная
промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный
транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как
правило, об отраслях,
где стоимость физического
зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика,
что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам.
Прямое вмешательство государства – это и принятие законодательных актов,
призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной
системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки
законодательных актов необычайно разнообразны, например, принятие
Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной
деловой практики (антимонопольных законов) и т.п.
Косвенное вмешательство предполагает осуществление государственного
регулирования посредством использования основных инструментов государственной
экономической политики, которыми являются бюджетно-налоговая и денежно-
кредитная политика/10,568/.
3.2 Методы государственного регулирования
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия
Экономическое регулирование
со стороны государства
многочисленными методами. На макроэкономическом уровне к ним относятся:
- денежная политика. Она охватывает формирование государством обязательных
резервов, ставки межбанковского кредита, операции центрального банка с
государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Все это позволяет
государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки
коммерческих банков, инвестиции, производство и занятость, оказывать
воздействие на движение курса акций;
- налоговая политика.
С ее помощью государство
стимулирование экономического роста, организует перераспределение доходов,
распространяет системы прогрессивного налогообложения, освобождает от
налогообложения ту часть доходов, которая идет на благотворительные цели.
Государство предоставляет налоговые льготы малому бизнесу, а также
предприятиям, только вступающим на путь рыночной конкуренции;
- политика государственных расходов. Она способствует структурным
преобразованиям производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает
остроту проблемы вынужденной безработицы;
- управление государственным долгом. Сюда относятся ставка процента и срок
выпуска облигаций, которые используются вне зависимости от того, есть дефицит
бюджета или нет. Их применение может дать положительные антиинфляционные
результаты, повлиять на ситуацию, складывающуюся на рынке ценных бумаг.
Государство располагает также экономическими методами регулирования
воспроизводства и на уровне мировой экономики. Они оказываются тем значимее и
эффективнее, чем глубже страна интегрирована в систему мирового хозяйства.
Здесь необходимо выделить:
- внешнеторговую политику. Она касается экспорта и импорта товаров и услуг.
Государство активно стимулирует экспорт товаров и капиталов. Тем самым оно
способствует расширению спроса на национальные товары. Уровень конкуренции в
мировой торговле является очень высоким. Поэтому страна, занимающая там
передовые позиции,
является лидером в области научно-
Государство использует следующие методы стимулирования экспорта:
предоставляет экспортерам налоговые льготы, берет на себя гарантии экспортных
кредиторов, использует
двухсторонние экономические
международные механизмы согласования торговых интересов, развивает и
осуществляет социальные целевые программы, предусматривает усиление
экспортного потенциала страны, регулирует валютные курсы;
- лицензирование
экспортных потоков. Должны
вывозу ресурсов, признанных национальным достоянием. Нельзя распродавать
имущество, которое необходимо нынешнему и будущему поколениям;
- таможенное налогообложение.
Оно представляет метод
регулирования импорта. Уровень таможенных налоговых ставок должен быть
достаточен, чтобы обезопасить отечественную экономику от крупномасштабных
падений производства и занятости. А они вполне возможны в случае
беспрепятственного проникновения на внутренний рынок иностранных конкурентов.
В то же время очень высокие таможенные тарифы (протекционистские) создают на
внутреннем рынке неестественную обстановку, отгораживают его от мировой
торговли.
- нетарифные методы
ограничения импорта. Если
на него повысить нельзя, то используются количественные ограничения (квоты)
на ввоз зарубежных товаров и услуг; стимулирование национального производства
заменителей импорта; специальные налоговые льготы для тех корпораций, которые
Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике