Роль государства в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть
экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. В
настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не
осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества проблем.

Оглавление

Введение..............................................................................................................4
1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике ..................................................................................4
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства .................................................4
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ...........5
2. Функции государства в современной рыночной экономике ..............8
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ........................8
2.1.1 Необходимость государственного регулирования..................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования....................9
2.2 Функции государства в рыночной экономике............................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты ......................................................................................................10
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике .......................................................................................12
3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы.........15
3.1 Формы государственного регулирования.................................................15
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика)...........................................................................................................15
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………..
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ...............................18
3.2 Методы государственного регулирования .............................................19
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия...............................19
3.3.2 Методы прямого административного воздействия..............................20
3.3 Виды государственного регулирования...................................................21
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика .............................................................21
3.2.2 Денежно-кредитная политика...............................................................22
3.2.3 Антиинфляционная политика ................................................................23
3.2.4 Антимонопольная политика ..................................................................23
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности....................................24
3.2.6 Социальная политика .............................................................................25
4. Роль государства в переходной экономике......................................27
4.1 Функции государства в переходной экономике ....................................27
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......................28
4.3 Государственное регулирование переходной экономики......................29
4.3.1 Особенности стабилизационной политики........................................29
4.3.2 Особенности структурной политики...................................................31
4.4 Институциональные преобразования ..................................................32 Заключение....................................................................................................34 Список использованных источников............................................................35

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 83.62 Кб (Скачать)

современного государства  довольно многообразны и сложны. Каждая функция

государства имеет  предметно-политическую характеристику. Ее содержание

показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства

им используются для достижения той или иной цели.

Вот основные из них:

-                        Правовое обеспечение экономической  деятельности.

-                        Организация денежного обращения.

-                        Производство так называемых  общественных товаров и

услуг (которые призваны удовлетворять коллективные потребности). Это,

например, продукция  оборонного назначения, дороги коммуникации, иная

инфраструктура. К  этой группе функций можно отнести  поддержку государством

науки, образования, культуры.

-  Минимизация  трансакционных издержек.

-  Антимонопольное  регулирование и развитие конкуренции;  поддержка малого

бизнеса.

-  Оптимизация  влияния экстерналий (внешних эффектов). В экономике возникают

так называемые внешние  эффекты, которые не выражаются в  денежной форме, и

рынок на них должным  образом не реагирует. Речь обычно идет о минимизации

внешних эффектов отрицательного свойства, например загрязнения окружающей

среды. Положительные  же внешние эффекты государством могут активно

стимулироваться.

-  Перераспределение  доходов в обществе (в том числе  для обеспечения его

стабильности, устойчивости).

В частности, должно быть обеспечено рациональное соотношение  личных доходов

предпринимателей  и людей, зарабатывающих себе на жизнь  трудом по найму. При

слишком большой  разнице в доходах между этими  категориями людей в обществе

могут возникать  острые социальные противоречия.

-  Поддержка оптимального  уровня занятости; минимизация  безработицы и

издержек от нее.

-  Проведение региональной  экономической и социальной политики, отвечающей

коренным интересам  страны в целом и населения  ее территорий.

-  Реализация национальных  интересов в мировой экономике;  поддержка

международной конкурентоспособности  отечественной экономики/10,645;5,195/.

     2.3 Государственное  регулирование экономики: основные  цели и инструменты

Регулирование рыночной экономики государством проявляется  через реализацию

его экономических  функций, которые довольно многообразны и направлены на

следующие экономические  цели:

-  экономический  рост; эта цель предполагает увеличение  объемов производства

материальных благ, улучшение их качества, обеспечение  более высокого уровня

жизни;

-              экономическая эффективность –  требует получения наибольших

результатов при  минимальных затратах имеющихся  ограниченных производственных

ресурсов;

-              полная занятость трудоспособного  населения – позволит

обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в

соответствии с их потребностями и квалификацией;

-              стабильный уровень цен; серьезное  повышение или снижение

уровня дестабилизирует  экономику в целом, возникают  напряжение, различного

рода сложности  в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых

крайне важно избегать;

-              экономическая свобода; предприниматели,  хозяйствующие субъекты

рыночной экономики  должны обладать в своей деятельности высокой степенью

свободы;

-              справедливое распределение доходов;  с позиции рыночной

экономики доходы, полученные в ходе конкурентной борьбы, справедливы; принцип

«на равный капитал  – равная прибыль» действует как  тенденция; уравнительное

распределение недопустимо; в то же время ни одна группа граждан  в

цивилизованном обществе не должна прибывать в нищете, когда  другие купаются в

роскоши;

-              экономическая обеспеченность –  обеспечение номинального

существования за счет средств государственного бюджета  и различных социальных

и благотворительных  фондов хронически больных, нетрудоспособных,

недееспособных, престарелых  и других иждивенцев;

-              торговый баланс – предполагает  поддерживание разумного

соотношения экспорта и импорта торговли национальной экономикой, а также

баланс международных  финансовых сделок.

-              создание благоприятных институциональных  условий для

увеличения прибыли  и развертывания конкуренции;

-              непрерывная модернизация производственного  аппарата в

соответствии с требованиями научно-технической революции;

-              сглаживание экономического цикла;

Во многих научных  и учебных публикациях на Западе выделяются четыре главные

цели госрегулирования, объединяемые понятием «магический  четырехугольник»:

обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны;

минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое  равновесие,

выражающееся в бездефицитном или умеренно дефицитном платежном балансе. О

«магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели

противоречат другим. Так, стимулирование  занятости населения  посредством

дополнительных государственных  расходов подстегивает рост бюджетного

дефицита, а в конечном счете и инфляции. «Магия» как раз и состоит в том,

чтобы двигаться  во всех четырех направлениях более  или менее

равномерно/11,140/.

В условиях развитой рыночной экономики государство  для реализации отмеченных

выше и других целей использует целый набор  инструментов (средств) как

экономического, так  и неэкономического характера. К  ним относятся следующие

инструменты.

1.                      Административно-правовые средства. Они нацелены на

формирование основ  экономического строя. Административные средства

чрезвычайно многочисленны  и разнообразны. Они применяются  на уровне не

столько центральных (федеральных) правительств, сколько  штатов и земель (в

федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах),

а также местных (муниципальных) органов. К данной категории относятся, прежде

всего, различного рода разрешения (в том числе в форме  соответствующих

лицензий) и запреты. Весьма типичный пример – разрешения и запреты на новое

промышленное строительство  в определенных агломерациях вокруг крупных городов

и районах по градостроительным, экологическим и другим соображениям. Наконец,

к административным средствам относятся различного рода стандарты и нормы,

которые нередко  находятся на стыке экономики, техники  и экологии (например,

максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в

пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду

в целом).

2.        Экономические средства:

-      государственные  финансы, т.е. средства, связанные  с формированием и

использованием государственного бюджета и централизованных

(«полугосударственных»)  фондов социального страхования,  через которые

перераспределяется  до ½ ВВП развитых стран. Речь идет о пенсионном,

медицинском страховании и страховании на случай утраты занятости. Средства

расходных статей государственного бюджета используются для предоставления

частному бизнесу  субсидий, льготных займов и гарантий по частным кредитам с

целью стимулирования предпринимательской деятельности и соответственно

экономического роста. Эти средства служат также источником закупок

промышленной и  сельскохозяйственной продукции. Кроме  того, они используются

для проведения отраслевой и региональной структурной политики, содействуя

подготовке и переподготовке рабочей силы соответствующей квалификации и

стимулирования научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ

(НИОКР).

-                     денежно-кредитный инструментарий, который включает

маневрирование учетной  ставкой центрального эмиссионного банка, т.е.

изменение процента, взимаемого центральным банком при  приобретении

коммерческих векселей у частных банков; изменение нормы  минимальных резервов,

т.е. процентного  отношения денежных фондов, которые  коммерческие банки должны

отвлекать от проводимых ими операций и хранить на своих  беспроцентных счетах

в центральном банке, к величине текущих и долгосрочных вкладов в этих банках;

операции на так  называемом открытом рынке, т.е. акты купли-продажи

государственных ценных бумаг(казначейских векселей, облигаций и др.),

совершаемые между центральным банком и частными банками. При помощи денежно-

кредитного инструментария государство в лице центрального банка влияет на

объем денежной и  кредитной массы, величину ссудного процента  тем самым – на

темпы и пропорции  воспроизводства капитала.

-     государственная  собственность, которая также  используется для

воздействия на темпы  и пропорции экономического развития.

-  внешнеэкономический  инструментарий. Данный  инструментарий  воздействует на

различные стороны  внешнеэкономических отношений  – торговлю, миграцию

капиталов и рабочей  силы, валютно-расчетные отношения. К нему относятся

таможенные пошлины  и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз

определенных товаров); субсидии и налоговые льготы отечественным  экспортерам;

налоговые и другие льготы иностранным инвесторам; квоты  на привлечение

рабочей силы из-за рубежа; покупки или продажи национальных валют

центральными банками  на валютных биржах для стабилизации обменных курсов

соответствующих денежных единиц/10,554/.

     2.4    Функции современного российского  государства в экономике и  социальной

политике.

Российское государство  выполняет в основном те же экономические  функции, что

и другие государства  с рыночной экономикой, хотя каждая из них отличается

своеобразием, определяемым особенностями положения страны.

Первая, исходная функция  государства в экономике –  обеспечение правовой базы

Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике