Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:25, курсовая работа
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть
экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. В
настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не
осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества проблем.
Введение..............................................................................................................4
1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике ..................................................................................4
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства .................................................4
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ...........5
2. Функции государства в современной рыночной экономике ..............8
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ........................8
2.1.1 Необходимость государственного регулирования..................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования....................9
2.2 Функции государства в рыночной экономике............................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты ......................................................................................................10
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике .......................................................................................12
3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы.........15
3.1 Формы государственного регулирования.................................................15
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика)...........................................................................................................15
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………..
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ...............................18
3.2 Методы государственного регулирования .............................................19
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия...............................19
3.3.2 Методы прямого административного воздействия..............................20
3.3 Виды государственного регулирования...................................................21
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика .............................................................21
3.2.2 Денежно-кредитная политика...............................................................22
3.2.3 Антиинфляционная политика ................................................................23
3.2.4 Антимонопольная политика ..................................................................23
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности....................................24
3.2.6 Социальная политика .............................................................................25
4. Роль государства в переходной экономике......................................27
4.1 Функции государства в переходной экономике ....................................27
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......................28
4.3 Государственное регулирование переходной экономики......................29
4.3.1 Особенности стабилизационной политики........................................29
4.3.2 Особенности структурной политики...................................................31
4.4 Институциональные преобразования ..................................................32 Заключение....................................................................................................34 Список использованных источников............................................................35
современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция
государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание
показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства
им используются для достижения той или иной цели.
Вот основные из них:
-
Правовое обеспечение
-
Организация денежного
- Производство так называемых общественных товаров и
услуг (которые призваны удовлетворять коллективные потребности). Это,
например, продукция оборонного назначения, дороги коммуникации, иная
инфраструктура. К этой группе функций можно отнести поддержку государством
науки, образования, культуры.
- Минимизация трансакционных издержек.
- Антимонопольное
регулирование и развитие
бизнеса.
- Оптимизация влияния экстерналий (внешних эффектов). В экономике возникают
так называемые внешние эффекты, которые не выражаются в денежной форме, и
рынок на них должным образом не реагирует. Речь обычно идет о минимизации
внешних эффектов отрицательного свойства, например загрязнения окружающей
среды. Положительные же внешние эффекты государством могут активно
стимулироваться.
- Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его
стабильности, устойчивости).
В частности, должно быть обеспечено рациональное соотношение личных доходов
предпринимателей и людей, зарабатывающих себе на жизнь трудом по найму. При
слишком большой разнице в доходах между этими категориями людей в обществе
могут возникать острые социальные противоречия.
- Поддержка оптимального уровня занятости; минимизация безработицы и
издержек от нее.
- Проведение региональной
экономической и социальной
коренным интересам страны в целом и населения ее территорий.
- Реализация национальных
интересов в мировой экономике;
международной конкурентоспособности
отечественной экономики/10,
2.3 Государственное
регулирование экономики:
Регулирование рыночной экономики государством проявляется через реализацию
его экономических функций, которые довольно многообразны и направлены на
следующие экономические цели:
- экономический
рост; эта цель предполагает
материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня
жизни;
- экономическая эффективность – требует получения наибольших
результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных
ресурсов;
-
полная занятость
обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в
соответствии с их потребностями и квалификацией;
-
стабильный уровень цен;
уровня дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного
рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых
крайне важно избегать;
-
экономическая свобода;
рыночной экономики должны обладать в своей деятельности высокой степенью
свободы;
-
справедливое распределение
экономики доходы, полученные в ходе конкурентной борьбы, справедливы; принцип
«на равный капитал – равная прибыль» действует как тенденция; уравнительное
распределение недопустимо; в то же время ни одна группа граждан в
цивилизованном обществе не должна прибывать в нищете, когда другие купаются в
роскоши;
-
экономическая обеспеченность –
существования за счет средств государственного бюджета и различных социальных
и благотворительных фондов хронически больных, нетрудоспособных,
недееспособных, престарелых и других иждивенцев;
-
торговый баланс –
соотношения экспорта и импорта торговли национальной экономикой, а также
баланс международных финансовых сделок.
-
создание благоприятных
увеличения прибыли и развертывания конкуренции;
-
непрерывная модернизация
соответствии с требованиями научно-технической революции;
-
сглаживание экономического
Во многих научных и учебных публикациях на Западе выделяются четыре главные
цели госрегулирования, объединяемые понятием «магический четырехугольник»:
обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны;
минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие,
выражающееся в бездефицитном или умеренно дефицитном платежном балансе. О
«магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели
противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством
дополнительных
дефицита, а в конечном счете и инфляции. «Магия» как раз и состоит в том,
чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее
равномерно/11,140/.
В условиях развитой рыночной экономики государство для реализации отмеченных
выше и других целей использует целый набор инструментов (средств) как
экономического, так и неэкономического характера. К ним относятся следующие
инструменты.
1.
Административно-правовые
формирование основ экономического строя. Административные средства
чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Они применяются на уровне не
столько центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в
федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах),
а также местных (муниципальных) органов. К данной категории относятся, прежде
всего, различного рода разрешения (в том числе в форме соответствующих
лицензий) и запреты. Весьма типичный пример – разрешения и запреты на новое
промышленное строительство в определенных агломерациях вокруг крупных городов
и районах по градостроительным, экологическим и другим соображениям. Наконец,
к административным средствам относятся различного рода стандарты и нормы,
которые нередко находятся на стыке экономики, техники и экологии (например,
максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в
пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду
в целом).
2. Экономические средства:
- государственные финансы, т.е. средства, связанные с формированием и
использованием
(«полугосударственных»)
фондов социального
перераспределяется до ½ ВВП развитых стран. Речь идет о пенсионном,
медицинском страховании и страховании на случай утраты занятости. Средства
расходных статей государственного бюджета используются для предоставления
частному бизнесу субсидий, льготных займов и гарантий по частным кредитам с
целью стимулирования
предпринимательской
экономического роста. Эти средства служат также источником закупок
промышленной и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, они используются
для проведения отраслевой и региональной структурной политики, содействуя
подготовке и переподготовке рабочей силы соответствующей квалификации и
стимулирования научно-
(НИОКР).
-
денежно-кредитный
маневрирование учетной ставкой центрального эмиссионного банка, т.е.
изменение процента, взимаемого центральным банком при приобретении
коммерческих векселей у частных банков; изменение нормы минимальных резервов,
т.е. процентного отношения денежных фондов, которые коммерческие банки должны
отвлекать от проводимых ими операций и хранить на своих беспроцентных счетах
в центральном банке, к величине текущих и долгосрочных вкладов в этих банках;
операции на так называемом открытом рынке, т.е. акты купли-продажи
государственных ценных бумаг(казначейских векселей, облигаций и др.),
совершаемые между центральным банком и частными банками. При помощи денежно-
кредитного инструментария государство в лице центрального банка влияет на
объем денежной и кредитной массы, величину ссудного процента тем самым – на
темпы и пропорции воспроизводства капитала.
- государственная собственность, которая также используется для
воздействия на темпы и пропорции экономического развития.
- внешнеэкономический инструментарий. Данный инструментарий воздействует на
различные стороны внешнеэкономических отношений – торговлю, миграцию
капиталов и рабочей силы, валютно-расчетные отношения. К нему относятся
таможенные пошлины и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз
определенных товаров); субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам;
налоговые и другие льготы иностранным инвесторам; квоты на привлечение
рабочей силы из-за рубежа;
покупки или продажи
центральными банками на валютных биржах для стабилизации обменных курсов
соответствующих денежных единиц/10,554/.
2.4
Функции современного
политике.
Российское государство выполняет в основном те же экономические функции, что
и другие государства с рыночной экономикой, хотя каждая из них отличается
своеобразием, определяемым
особенностями положения
Первая, исходная функция государства в экономике – обеспечение правовой базы
Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике