Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:25, курсовая работа
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть
экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. В
настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не
осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества проблем.
Введение..............................................................................................................4
1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике ..................................................................................4
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства .................................................4
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ...........5
2. Функции государства в современной рыночной экономике ..............8
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ........................8
2.1.1 Необходимость государственного регулирования..................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования....................9
2.2 Функции государства в рыночной экономике............................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты ......................................................................................................10
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике .......................................................................................12
3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы.........15
3.1 Формы государственного регулирования.................................................15
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика)...........................................................................................................15
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………..
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ...............................18
3.2 Методы государственного регулирования .............................................19
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия...............................19
3.3.2 Методы прямого административного воздействия..............................20
3.3 Виды государственного регулирования...................................................21
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика .............................................................21
3.2.2 Денежно-кредитная политика...............................................................22
3.2.3 Антиинфляционная политика ................................................................23
3.2.4 Антимонопольная политика ..................................................................23
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности....................................24
3.2.6 Социальная политика .............................................................................25
4. Роль государства в переходной экономике......................................27
4.1 Функции государства в переходной экономике ....................................27
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......................28
4.3 Государственное регулирование переходной экономики......................29
4.3.1 Особенности стабилизационной политики........................................29
4.3.2 Особенности структурной политики...................................................31
4.4 Институциональные преобразования ..................................................32 Заключение....................................................................................................34 Список использованных источников............................................................35
ее функционирования. Это создание законов и правил, регулирующих
экономическую деятельность и контроль за их исполнением. Речь идет об
установлении своего рода правил игры, или юридических принципов,
экономического общения. Данная функция реализуется путем издания актов,
защищающих права частной собственности, определяющих формы
предпринимательской деятельности в условиях функционирования предприятий, их
взаимоотношения и отношения с государством. К этой же функции относятся
регулирование государством проблем качества продукта, безопасности труда,
вопросов взаимоотношений профсоюзов с администрацией. В России этот процесс
идет, к сожалению, пока бессистемно: законы часто меняются, противоречат друг
другу и, главное, плохо исполняются.
Вторая функция государства – антимонопольное регулирование экономики (или
защита конкуренции). В России особенность ее реализации состоит не столько в
расформировании крупных фирм, сколько в том, чтобы организовать контроль за
коммерческими сделками, за внешними формами которых зачастую стоят сговоры о
ценах, не говоря уже о чисто криминальных разновидностях деловой активности.
Данная функция государства направлена на сохранение конкурентной среды. С
этой целью необходимо обеспечить наличие достоверной информации о ситуации на
рынке и состоянии экономики в целом, поскольку предприниматели ориентируются
не столько на то, что есть на рынке сегодня, сколько на свои ожидания
изменения конъюнктуры. И в этом отношении громадную роль играет реклама.
Следующая, третья, функция
государства в экономике
макроэкономической стабилизацией. Она представлена деятельностью
правительства, направленной на обеспечение экономического роста, преодоление
чрезмерной безработицы и установление стабильного уровня цен. Равновесие
обеспечивается на основе «самонастройки» рынка, однако «самонастройка» не
является абсолютной и поэтому необходимо проведение экономической политики
(фискальной и денежной), направленной на сглаживание экономических циклов.
Четвертая экономическая
функция – обеспечение
общественных товаров. Это производство товаров оборонного назначения,
обеспечение правоохранительных органов, строительство и содержание дорог и
т.д.
В последние десятилетия
активно развивается
государства, направленная на принятие мер к виновникам отрицательных
социальных последствий хозяйственной деятельности, что выражается прежде
всего в нарушении экологии. Безусловно заслуживает внимания появившаяся на
Западе практика выдачи государством лицензий предприятиям на сброс отходов.
Расширяется и такая функция государства, как субсидирование сфер, несущих
положительные экстерналии (внешние эффекты). Это относится, в частности, к
здравоохранению, образованию, благотворительным программам и т.д. понятно,
что от хозяйственной деятельности в этих сферах выигрывают не только
непосредственные получатели соответствующих услуг, но и общество в
целом/11,158/.
В масштабе мировой экономики экономика России является сравнительно небольшой
(см. приложение А). Поэтому меры по углублению реформирования экономики
должны осуществляться в русле всеобщей демократизации социально-политической
и экономической жизни российского общества. Сильная экономика всегда вторична
по отношению к государству. Только с помощью государства можно будет достичь
экономического подъема.
3. Экономическая политика государства: формы, виды, методы
3.1 Формы государственного регулирования
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика)
До Второй мировой войны, а во многих странах до середины 50-х гг. воздействие
государства на состояние
хозяйственной конъюнктуры
случаю и диктовалось
обычно чрезвычайными
свершившимися фактами негативного характера. В первой половине 50-х гг. такое
воздействие приобрело непрерывный характер, превратившись в антициклическое
регулирование, которое западными учеными и политиками обычно именуется
«конъюнктурная политика». Оно нацелено на сглаживание циклических колебаний
хозяйственной конъюнктуры, предотвращение особенно глубоких циклических
кризисов и такой массовой безработицы, которая угрожала бы самим устоям
рыночного хозяйства и демократического общества, а также на создание
благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования
экономики, способствующего ее непрерывной модернизации и прогрессу.
В 50-е – первой половине 70-х гг. в подавляющем большинстве стран Запада
антициклическое регулирование осуществлялось преимущественно на базе
кейнсианской теории. Высокие государственные расходы на собственные
инвестиции (например, в транспортную сеть и прочие отрасли хозяйственной и
социальной инфраструктуры), стимулирование частных инвестиций и закупки
товаров через государственные заказы увеличивали совокупный спрос и
поддерживали конъюнктуру. Кейнсианская политика во многом способствовала
тому, что в указанный период темпы роста ВВП оказались самыми высокими в
истории капитализма, а уровень безработицы 0 самым низким (более того, спрос
на рабочую силу, особенно в Западной Европе, превысил ее предложение, что
положило начало ее массовому импорту из-за рубежа). Такая политика
диктовалась не только внутриэкономическими потребностями послевоенного
восстановления а
перестройки народного
двух общественных систем и «холодной войны».
В этот период в Западной Европе и Японии, правда, отмечались циклические
колебания темпов роста ВВП, но не было сколь-нибудь заметных циклических
кризисов. В США
такие кризисы наблюдались
ярко выраженной периодичностью, но они не шли ни в какое сравнение с «великим
кризисом», когда капиталистическое производство было отброшено на 30 – 40 лет
назад. Отдельные кризисные проявления быстро преодолевались кейнсианскими
методами. Особенно впечатляющим в этом смысле было преодоление всего за 5 – 6
месяцев первого в послевоенной истории ФРГ циклического кризиса 1966 – 1967
гг.
Кейнсианское дефицитное финансирование антициклического регулирования и
экономического роста способствовало быстрому расширению денежного обращения и
развертыванию инфляционных процессов. В том же направлении действовала
«мягкая» денежно-кредитная политика государства, нацеленная на обеспечение
низкого уровня ссудного
процента, благоприятствующего
также различными способами увеличивалась обращающаяся денежная масса, что
давало инфляционные эффекты.
Такие эффекты сознательно принимались в расчет. Умеренная, ползучая инфляция
рассматривалась как неизбежная плата за рост и меньшее зло по сравнению с
глубокими циклическими кризисами и массовой безработицей. Кейнсианская
политика в целом, безусловно, способствовала созданию высокоразвитой системы
социального обеспечения и страхования, ее финансированию, хотя это и было
связано со значительными инфляционными издержками.
Дефицитное финансирование по рецептам Дж.М.Кейнса постепенно неизбежно вело к
глубокому бюджетному кризису и переходу ползучей инфляции в галопирующую. То,
что этот кризис действительно разразился, стало очевидным к 1974 – 1975 гг.,
когда Запад столкнулся (вследствие совпадения по времени последствий целого
ряда негативных факторов) с «букетом» кризисов – циклического и структурных
(энергетического, сырьевого, экологического). Бюджетный кризис был обусловлен
и тем, что кейнсианское дефицитное финансирование экономического роста и
социального обеспечения дополнялось дефицитным финансированием крупных
военных расходов, необходимость которых обосновывалась «холодной войной».
Кризисы середины 70-х гг. и превращение инфляции из умеренной (при норме 3 –
5 % в год) и социально терпимой в галопирующую и выходящую из под контроля (8
– 10 % и более в год) побудили правящие круги стран Запада, где социал-
демократические и
либеральные правительства
правоконсервативными правящими элитами (под руководством М.Тэтчер –
Великобритании, Р.Рейгана – в США и т.д.), к смене экономического курса. В
теории и практике госрегулирования на смену «кейнсианской революции» пришла
«неоконсервативная революция», нашедшая свое идейное обоснование, прежде
всего, в теориях
монетаризма и экономики
«дерегулировании».
В 80 – 90-е гг. конъюнктурная политика в целом приобрела более плавный и
сдержанный характер.
В массированных
«закачиванию» в
экономику дополнительного
антициклического регулирования динамики ВВП и занятости в этот период уже не
было необходимости вследствие перехода развитой рыночной экономики к
очередному долгосрочному более или менее устойчивому росту, обусловленному
технологическими сдвигами (новый этап НТР, прежде всего на базе массового
распространения микроэлектроники). Динамика ВВП и занятости стали
определяться не столько движением спроса, сколько технологическим развитием и
мирохозяйственными факторами. По этой причине конъюнктурная политика
сконцентрировалась на ее антиинфляционных аспектах – поддержании сложившихся
в первой половине 80-х гг. и характерных также для 90-х гг. низких темпах
инфляции и недопущении ее новых скачков в моменты резкого повышения темпов
роста ВВП.
Переходу к более
сдержанной и непредсказуемой
способствовало и значительное усовершенствование, благодаря прогрессу
экономической науки, инструментария и методики прогнозирования конъюнктуры,
которая применяется различными исследовательскими институтами и центрами.
3.1.2 Среднесрочное
и долгосрочное целевое
Данная форма нацелена на обеспечение модернизации экономики и ее прогресс.
Она предполагает использование в соответствии с избранными государством в
Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике