Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:25, курсовая работа
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть
экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. В
настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не
осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества проблем.
Введение..............................................................................................................4
1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике ..................................................................................4
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства .................................................4
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ...........5
2. Функции государства в современной рыночной экономике ..............8
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ........................8
2.1.1 Необходимость государственного регулирования..................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования....................9
2.2 Функции государства в рыночной экономике............................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты ......................................................................................................10
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике .......................................................................................12
3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы.........15
3.1 Формы государственного регулирования.................................................15
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика)...........................................................................................................15
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………..
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ...............................18
3.2 Методы государственного регулирования .............................................19
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия...............................19
3.3.2 Методы прямого административного воздействия..............................20
3.3 Виды государственного регулирования...................................................21
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика .............................................................21
3.2.2 Денежно-кредитная политика...............................................................22
3.2.3 Антиинфляционная политика ................................................................23
3.2.4 Антимонопольная политика ..................................................................23
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности....................................24
3.2.6 Социальная политика .............................................................................25
4. Роль государства в переходной экономике......................................27
4.1 Функции государства в переходной экономике ....................................27
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......................28
4.3 Государственное регулирование переходной экономики......................29
4.3.1 Особенности стабилизационной политики........................................29
4.3.2 Особенности структурной политики...................................................31
4.4 Институциональные преобразования ..................................................32 Заключение....................................................................................................34 Список использованных источников............................................................35
самостоятельно выполнить или делает это неэффективно. В экономическом смысле
суть этой концепции состоит в доказательстве того, что рыночная экономика
способна к саморегулированию и самоорганизации. Производство организуется для
увеличения потребления, а рост потребления стимулирует производство.
Осуществление этой причинно – следственной взаимосвязи возможно без
вмешательства властных структур в хозяйственную деятельность
товаропроизводителей. А. Смит, в частности, доказывает, что стремление
производителей к достижению своих частных экономических интересов и наличие
на рынке конкуренции со стороны контрагентов и составляет главный механизм
развития рыночной экономики, который приводит к увеличению богатства каждого
товаропроизводителя и общества в целом/13,456;11,138/.
Однако разразившийся в 30-х гг. 20 в экономический кризис и Великая депрессия
показали, что свободный рыночный механизм имеет недостатки, что рыночная
система может долго находиться в депрессии при высоком уровне безработицы и
необходимо вмешательство государства, чтобы обеспечить устойчивость данной
экономической системы.
Так появилась концепция
экономики государством, получившая название «кейнсианство» по имени автора
книги «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса, где изложена
ее суть. Кейнс доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада,
необходимость государственной политики как средства, способного
уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику
из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Кейнс
рассматривает государство
как субъект экономической
определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения
экономической политики, направленной на достижение стратегических целей
общества. Слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций
государства (правительства).
Любое неравновесное
зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию
равновесного
или иной сегмент рынка.
Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики
кейнсианство неоднородно, оно распадается на три основных течения: левое
(либеральное), консервативное и неоклассическое.
Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем
увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство,
здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а
также увеличение доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы
работающих.
Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное
регулирование экономики
главным образом путем
сохранения консервативной структуры экономики.
Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путем денежно –
кредитной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро- и
макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев
населения, координацию инвестиционной политики, формирование прогрессивной
отраслевой структуры/4,608/.
В 50-е гг. эта теория была взята на вооружение США и принесла определенные
положительные результаты в хозяйственной деятельности национальной экономики,
но уже в 70–80-е гг. стало очевидно, что кейнсианство, отдававшее
предпочтение государству, становится несостоятельным/.
Позиции Кейнса противостоят приверженцы старых принципов – неоконсерваторы.
Они выступают за невмешательство государства в хозяйственную деятельность
частных фирм и утверждают, что система цен представляет собой механизм,
способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из
центра. Как считают неоконсерваторы, именно нормальный рыночный механизм в
силах регулировать национальную экономику. Так, австрийский экономист Хайек
отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не
вмешиваясь в экономические процессы/5,193/.
В 80-е гг. свою полную
несостоятельность
всеобъемлющего
концепции, основу которой заложил К. Маркс, считали, что силами государства
можно решить все экономические проблемы – создать изобилие жизненных благ,
обеспечить полную занятость населения, достичь социальной справедливости и
гармонии, обеспечить высокую занятость экономики. Экономическая политика,
основанная на этой концепции, проводилась в бывшем СССР и странах
социалистического лагеря, которые рассыпались под натиском неразрешимых
экономических проблем в конце 80-х гг/11,139/.
Критическое сопоставление этих концепций доказывает неполноценность как
исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного
механизма. Вместе с тем то, что отсутствует в одном механизме, в достаточной
мере имеется в другом. Поэтому в целях улучшения управления национальным
хозяйством разумнее всего применять смешанный тип управления, где органически
соединяются достоинства
обоих хозяйственных
2. Функции
государства в современной
2.1 Государственное
вмешательство в рыночную
2.1.1 Необходимость государственного регулирования
Для успешного функционирования рыночной системы необходимы разумные и
обязательные для соблюдения условия. Например, экономической основой
становления и развития рыночных отношений выступает частная собственность.
Однако хорошо известно,
что право частной
определиться не может, его должно установить государство. Государство
необходимо также для ограничения монопольных тенденций в экономике, для
выработки механизма, стимулирующего трудовую деятельность людей.
Государственное вмешательство в механизм рыночных отношений иногда вызывается
процессом производства или воспроизводства. Так, проблемы циклических
колебаний в экономике (резкие спады производства, инфляция, безработица) не
могут быть устранены механизмом рыночного саморегулирования. Иногда этот
механизм не только не способен возвратить экономику к рыночному равновесию,
но и готов подвергнуть ее еще более глубоким потрясениям. Без регулирующей
роли государства в этом случае обойтись невозможно.
Необходимость государственного регулирования вытекает из проявлений
несовершенства рынка, заключающемся:
1. в несостоятельности
конкуренции, выражающейся в
отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии;
2. в наличии многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые
либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в
недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много
в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.;
3. во внешних эффектах (экстерналиях), типичный пример которых – загрязнение
окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами
экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам;
4. в неполных рынках, одним из типичных примеров которых является рынок
страховых услуг, прежде
всего медицинских и
5. в несовершенстве информации, во многих отношениях представляющей собой
общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при
соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия
государства;
6. в безработице, инфляции, экономическом неравновесии, особенно резко
проявляющемся в периоды кризисов и депрессий;
7. в излишне неравномерном
распределении доходов,
не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям
населения, ставит под угрозу общественную стабильность;
8. в наличии обязательных товаров (например, начальное образование),
потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не
рынок/12,189;10,549/.
2.1.2 Возможности и
границы государственного
Возможности и границы государственного регулирования не могут получить точной
количественной оценки уже потому, что они имеют много аспектов. Многие
проявления эффективности госрегулирования, например социальная стабильность в
обществе, вообще не имеют однозначных количественных параметров. Кроме того,
практически невозможно вычленить вклад каждого из трех «слоев» хозяйственного
механизма в обеспечение приемлемых темпов экономического роста, увеличение
занятости или повышение
эффективности общественного
этого можно выявить лишь некоторые качественные оценки возможностей и границ
госрегулирования.
Государственное регулирование в целом доказало свою высокую эффективность.
После того, как оно было встроено в хозяйственный механизм капиталистического
общества, развитие стран Запада характеризуется высокой экономической
динамикой, быстрым ростом эффективности общественного производства, более или
менее умеренной безработицей, заметным повышением качества жизни населения,
смягчением противоречий и достаточной социальной стабильностью. Всем этим
рыночно – государственно регулируемый, социально ориентированный современный
капитализм выгодно отличается от капитализма свободной конкуренции.
В то же время эффективность госрегулирования далеко не безгранична. Так, оно
не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства,
порождающую в понижательных фазах цикла (кризис, депрессия) массу тяжелых
экономических и социальных проблем. В течение длительных периодов оно не в
состоянии, несмотря на все усилия, обеспечить приемлемого, социально
терпимого уровня безработицы, а тем более полной занятости экономически
активного населения.
2.2 Функции
государства в рыночной
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Функции
Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике