Роль государства в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая составная часть
экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. В
настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не
осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества проблем.

Оглавление

Введение..............................................................................................................4
1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике ..................................................................................4
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства .................................................4
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ...........5
2. Функции государства в современной рыночной экономике ..............8
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ........................8
2.1.1 Необходимость государственного регулирования..................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования....................9
2.2 Функции государства в рыночной экономике............................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты ......................................................................................................10
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике .......................................................................................12
3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы.........15
3.1 Формы государственного регулирования.................................................15
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика)...........................................................................................................15
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………..
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ...............................18
3.2 Методы государственного регулирования .............................................19
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия...............................19
3.3.2 Методы прямого административного воздействия..............................20
3.3 Виды государственного регулирования...................................................21
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика .............................................................21
3.2.2 Денежно-кредитная политика...............................................................22
3.2.3 Антиинфляционная политика ................................................................23
3.2.4 Антимонопольная политика ..................................................................23
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности....................................24
3.2.6 Социальная политика .............................................................................25
4. Роль государства в переходной экономике......................................27
4.1 Функции государства в переходной экономике ....................................27
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......................28
4.3 Государственное регулирование переходной экономики......................29
4.3.1 Особенности стабилизационной политики........................................29
4.3.2 Особенности структурной политики...................................................31
4.4 Институциональные преобразования ..................................................32 Заключение....................................................................................................34 Список использованных источников............................................................35

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 83.62 Кб (Скачать)

самостоятельно выполнить  или делает это неэффективно. В  экономическом смысле

суть этой концепции  состоит в доказательстве того, что  рыночная экономика

способна к саморегулированию и самоорганизации. Производство организуется для

увеличения потребления, а рост потребления стимулирует  производство.

Осуществление этой причинно – следственной взаимосвязи  возможно без

вмешательства властных структур в хозяйственную деятельность

товаропроизводителей. А. Смит, в частности, доказывает, что  стремление

производителей к  достижению своих частных экономических  интересов и наличие

на  рынке конкуренции  со стороны контрагентов и составляет главный механизм

развития рыночной экономики, который приводит к увеличению богатства каждого

товаропроизводителя и общества в целом/13,456;11,138/.

Однако разразившийся  в 30-х гг. 20 в экономический кризис и Великая депрессия

показали, что свободный  рыночный механизм имеет недостатки, что рыночная

система может долго  находиться в депрессии при высоком  уровне безработицы и

необходимо вмешательство  государства, чтобы обеспечить устойчивость данной

экономической системы. Так появилась концепция регулирования  рыночной

экономики государством, получившая название «кейнсианство» по имени автора

книги «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса, где изложена

ее суть. Кейнс доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада,

необходимость государственной  политики как средства, способного

уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику

из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Кейнс

рассматривает государство  как субъект экономической системы, обладающий

определенной собственностью и хозяйственными функциями для  проведения

экономической политики, направленной на достижение стратегических целей

общества. Слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций

государства (правительства). Любое неравновесное воздействие  должно быть

зарегистрировано  и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию

равновесного сбалансированного  роста. Так  правительство воздействует на тот

или иной сегмент  рынка.

Следует отметить, что  в вопросах государственного регулирования  экономики

кейнсианство неоднородно, оно распадается на три основных течения: левое

(либеральное), консервативное  и неоклассическое.

Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной  экономики путем

увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство,

здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство  и т.д., а

также увеличение доходов  фермеров, мелких предпринимателей и  заработной платы

работающих.

Консервативное направление  кейнсианства делает ставку на государственное

регулирование экономики  главным образом путем максимизации прибылей и

сохранения консервативной структуры экономики.

Неоклассическая школа  и ее представители полагают, что  путем денежно –

кредитной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро- и

макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев

населения, координацию  инвестиционной политики, формирование прогрессивной

отраслевой структуры/4,608/.

В 50-е гг. эта теория была взята на вооружение США и  принесла определенные

положительные результаты в хозяйственной деятельности национальной экономики,

но уже в 70–80-е  гг. стало очевидно, что кейнсианство, отдававшее

предпочтение государству, становится несостоятельным/.

Позиции Кейнса противостоят приверженцы старых принципов – неоконсерваторы.

Они выступают за невмешательство государства в  хозяйственную деятельность

частных фирм и утверждают, что система цен представляет собой механизм,

способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из

центра. Как считают  неоконсерваторы, именно нормальный рыночный механизм в

силах регулировать национальную экономику. Так, австрийский экономист Хайек

отмечал, что государство  должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не

вмешиваясь в экономические процессы/5,193/.

В 80-е гг. свою полную несостоятельность продемонстрировала и концепция

всеобъемлющего государственного регулирования (планирования). Сторонники этой

концепции, основу которой  заложил К. Маркс, считали, что силами государства

можно решить все  экономические проблемы – создать  изобилие жизненных благ,

обеспечить полную занятость населения, достичь социальной справедливости и

гармонии, обеспечить высокую занятость экономики. Экономическая  политика,

основанная на этой концепции, проводилась в бывшем СССР и странах

социалистического лагеря, которые рассыпались под  натиском неразрешимых

экономических проблем  в конце 80-х гг/11,139/.

Критическое сопоставление  этих концепций доказывает неполноценность  как

исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного

механизма. Вместе с  тем то, что отсутствует в одном  механизме, в достаточной

мере имеется в другом. Поэтому в целях улучшения управления национальным

хозяйством разумнее всего применять смешанный тип  управления, где органически

соединяются достоинства  обоих хозяйственных механизмов/5,193/.

     2. Функции  государства в современной рыночной  экономике

     2.1 Государственное  вмешательство в рыночную экономику

2.1.1 Необходимость  государственного регулирования

Для успешного функционирования рыночной системы необходимы разумные и

обязательные для  соблюдения условия. Например, экономической  основой

становления и развития рыночных отношений выступает частная  собственность.

Однако хорошо известно, что право частной собственности  само по себе

определиться не может, его должно установить государство. Государство

необходимо также  для ограничения монопольных  тенденций в экономике, для

выработки механизма, стимулирующего трудовую деятельность людей.

Государственное вмешательство  в механизм рыночных отношений иногда вызывается

процессом производства или воспроизводства. Так, проблемы циклических

колебаний в экономике (резкие спады производства, инфляция, безработица) не

могут быть устранены  механизмом рыночного саморегулирования. Иногда этот

механизм не только не способен возвратить экономику к  рыночному равновесию,

но и готов подвергнуть  ее еще более глубоким потрясениям. Без регулирующей

роли государства  в этом случае обойтись невозможно.

Необходимость государственного регулирования вытекает из проявлений

несовершенства рынка, заключающемся:

1. в несостоятельности  конкуренции, выражающейся в том,  что на некоторых

отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии;

2. в наличии многочисленных  товаров, жизненно необходимых  обществу, которые

либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в

недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много

в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны  и др.;

3. во внешних эффектах (экстерналиях), типичный пример которых – загрязнение

окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами

экологического ущерба обществу, физическим и юридическим  лицам;

4. в неполных рынках, одним из типичных примеров  которых является рынок

страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных;

5. в несовершенстве  информации, во многих отношениях  представляющей собой

общественный товар, который в более или менее  достаточном количестве при

соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия

государства;

6. в безработице,  инфляции, экономическом неравновесии, особенно резко

проявляющемся в периоды кризисов и депрессий;

7. в излишне неравномерном  распределении доходов, которое,  если государство

не принимает мер  для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям

населения, ставит под  угрозу общественную стабильность;

8. в наличии обязательных  товаров (например, начальное образование),

потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не

рынок/12,189;10,549/.

2.1.2 Возможности и  границы государственного регулирования

Возможности и границы  государственного регулирования не могут получить точной

количественной оценки уже потому, что они имеют много  аспектов. Многие

проявления эффективности  госрегулирования, например социальная стабильность в

обществе, вообще не имеют однозначных количественных параметров. Кроме того,

практически невозможно вычленить вклад каждого из трех «слоев» хозяйственного

механизма в обеспечение  приемлемых темпов экономического роста, увеличение

занятости или повышение  эффективности общественного производства. Вследствие

этого можно выявить  лишь некоторые качественные оценки возможностей и границ

госрегулирования.

Государственное регулирование  в целом доказало свою высокую  эффективность.

После того, как оно  было встроено в хозяйственный механизм капиталистического

общества, развитие стран Запада характеризуется высокой  экономической

динамикой, быстрым  ростом эффективности общественного  производства, более или

менее умеренной  безработицей, заметным повышением качества жизни населения,

смягчением противоречий и достаточной социальной стабильностью. Всем этим

рыночно – государственно  регулируемый, социально ориентированный  современный

капитализм выгодно  отличается от капитализма свободной  конкуренции.

В то же время эффективность  госрегулирования далеко не безгранична. Так, оно

не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства,

порождающую в понижательных  фазах цикла (кризис, депрессия) массу  тяжелых

экономических и  социальных проблем. В течение длительных периодов оно не в

состоянии, несмотря на все усилия, обеспечить приемлемого, социально

терпимого уровня безработицы, а тем более полной занятости  экономически

активного населения.

     2.2 Функции  государства в рыночной экономике

Роль государства  в рыночной экономике проявляется  через его функции. Функции

Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике